Река Каква - труженица и красавица

На фотографии: р.Каква, вид со скалы Пузан (вид по течению).


Александр Меркер   


РЕКА КАКВА - КРАСАВИЦА СЕВЕРНОГО УРАЛА.

На высоту свыше тысячи метров вздыбился Ольвинский Камень на Северном Урале. Со  склона его западного отрога и начинается живописная горная речушка Каква. Сначала она несет свои воды меж вершин и увалов вдоль хребта Кедровый Спой, затем поворачивает на восток и. прорезая горные гряды, уходит от Уральских гор навстречу Сосьве.

Необычайно красива река Каква. живописны берега на всем ее протяжении. Она то, суживаясь, шумит и отфыркивается пеной на перекатах, то привольно раскатывается в низких луговых берегах, то причудливо петляет меж отвесных скал. Течение реки плотной стеной охраняют громадные островерхие ели и пихты, седые патриархи-кедры, а луга обрамляет шумное на ветру убранство колышущегося серебра лозняков и изумрудных кудрей пышных берез.

Да, хороша наша Каква. Недаром северной красавицей называют ее. Красива река во все времена года, в любую погоду.

Лишь только весеннее солнце сгонит с окрестностей снега, талые потоки бесчисленных ручьев и речушек атакуют ледяной панцирь реки, уже изрядно подточенный к этому времени быстрым течением.

И вот вырывается Каква из своего зимнего плена, и начинается ледоход! Вы видели когда-нибудь это чудо природы?! Когда белый лед Каквы-реки трескается с такой оглушительной силой, кругом всё гудит, льдина потопляет льдину. Это потрясающе красивое и завораживающее  зрелище  надо видеть. В бурой мутной воде стремительно несутся по течению серые изъеденные солнцем и ветром льдины, с грохотом сталкивающиеся со скалами. Вода все прибывает. Вскидываясь и вращаясь, атакуют паводковые струи речные берега, грызут их песчаные и глинистые бока. Тяжело ухают в воду комья земли, гулко шлепаются в волны деревья, подмытые бешеными струями горной реки. Beсенней водой заполняются все низины, скрываются берега. Над разливами гуляют ветры, проносятся над водой кулики, свистят крыльями табунки уток.

Но вот постепенно стихает буйство реки, нехотя уходят с лугов в свое русло воды, осветляется, голубеет Каква.  Весна – это пробуждение жизни после долгой зимней спячки.  Свежей зеленью, шелковисто-зеленым цветом одеваются речные берега. Первыми появляются ветреница алтайская с нежными белыми лепестками, медуница с разноцветными соцветиями, тут и там виднеются кустики ядовитого волчьего лыка с розоватыми лепестками душистых  цветков, кистью расположенные на верхушке гибких стеблей и мохнатые желтые  колокольцы  прострела желтеющего, который сон-травой в народе называют. А вот и бабочки лимонницы уже порхают с цветка на цветок в поисках сладкого и питательного нектара.
 
Все больше и больше спадает вода, обнажаются шуршащие галечники. Стихают голоса птиц. У них пришла пора воспитания молоди — не до песен теперь. В эту пору зацветает по берегам Каквы шиповник. Колючие заросли его покрываются пурпуровыми и розовыми крупными цветками.

 Наступает лето. Его открывает наступление белых ночей. Всю красоту светлых северных ночей только тогда и увидишь, когда проведешь ночь у берега реки. Заря не сходит с небес. Призрачный золотисто-розовый полусвет заливает окрестности, живым серебром светятся воды реки. Все кругом как заворожено: не колышутся ветви и травы, не слышно птичьей возни, сама река словно придержала свой бег, отдыхает oт дневных своих забот. Только неумолчно звенят толпы комаров-пискунов, атакуя всё живое вокруг, да изредка вскинется на реке рыба, серебристой ладошкой шлепнет по воде.

Лето на Какве – раздолье для туристов-водников. На своих судах они проплывают мимо величественных скал, на которых приютились астра, белоснежная гвоздика, душистый тимьян

В начале лета пышно цветет буйное разнотравье каквинских лугов. Золотятся куртины лютиков, розовеют волны кукушкиного цвета и клеверов, голубеют герани, целыми полянами стоят яркие корзинки - солнышки ромашек-нивянок.

Людно на берегах Каквы в это время: наступила сенокосная пора. Важно не упустить срок сенокошения. Нужно выждать, когда трава достигнет пика сочности и не дать ей перестоять, не дать осемениться. Рано начнешь косить – потеряешь в урожае, запоздаешь – травы осеменятся, потеряют сочность, а вместе с ней и качество.  От спелой травы  идет такой аромат, который не перепутаешь не с чем на свете, запах свежескошенной травы незабываем.

На каквинских  лугах громкие голоса, дымки костров, звон кос, стрекот косилок  и шалащи-палатки косарей. Здесь они отдыхают и ночуют, чтобы не терять драгоценного времени на поездки вечером – домой, а в следующее утро – снова на покосную делянку.  Ох, и тяжела же работа косарей!  Вскоре уже выстраиваются на берегах стога душистого сена. Туманными росными утрами плывут они, как сказочные корабли. 

Но вот и знойное лето пролетает. Принаряжаются в золотые подвески березы, первый заморозок ожег тонконогую осинку, подрумянил ее трепещущие на ветру листья. Оголились березовые рощи, загуляли в них порывы ветры, потемнели мохнатые ели и пихты, лишь ярко-красные гроздья калины и рябины да костер их листьев украшают осенние берега. Осень –  пора главной интриги природы. Есть у осени период, особо любимый народом, когда после кратковременного похолодания, вновь устанавливаются погожие деньки.  Эта благодать называется "бабьим летом". Сверху припекает солнышко, тихий воздух прозрачен, сух и,  кажется, что лето вернулось. В такие погожие осенние деньки на берегах Каквы можно встретить много компаний, желающих проститься с красавицей рекой до следующего сезона. 

 …В небесной выси слышен печальный крик летящих журавлей,  сеющий в  наших сердцах грусть по уходящему лету. Услышав их пронзительное курлыканье, закидываем вверх головы и наблюдаем в небесной синеве над рекой клин журавлей, пролетающих через наши места.  Вожак ведет свой клин в теплые южные края.  Надрывно-тоскливое, громкое и завораживающее курлыканье пролетной стаи  птиц – это крик скорби по покидаемой родине.  Родине, где родились эти гордые птицы, взрослели и встали на крыло.

А вот уже полетели со свинцового неба первые пушистые снежинки, по черной стылой речной воде поплыло “сало”. А вскоре и сплошным льдом покроется Каква, и так — на всю долгую зиму. Передыхает в ледяных покровах река, набираясь новых сил, чтобы вновь весной выйти на волю, радовать людей, работать на них. 
 


РЕКА КАКВА – ТРУЖЕНИЦА
 
Живописная горная река Каква небольшим ручейком стекает с западного отрога Ольвинского Камня, одной из горных вершин Северного Урала севернее могучего Конжаковского Камня.  Сначала меж вершин и увалов Каква несет свои воды на юг, принимает с правой стороны свою младшую сестренку Южную Какву, которая начинается с небольшого хребта Кедровый Спой, затем, уходя от Уральских гор, поворачивает на восток

Протекая  среди гор в глубокой долине, Каква слева и справа принимает в свое русло и другие такие же таежные притоки и становится рекой бурной и непредсказуемой, а иногда и коварной. Пробивая себе путь через скалы, река местами делает причудливые повороты  и несет свои воды навстречу Сосьве. 
Долгое время берега Каквы не обживались людьми и пребывали в естественном состоянии.

Когда-то среднее течение реки на большом протяжении служило южной границей Богословского горного округа, а единственное крохотное селение Каквинское с 1760 года  служило почтовой станцией и пограничной заставой округа на Верхотурском (Богословском) тракте, где действовала лодочная и паромная переправы.

Еще сотню лет назад на Какве и ее притоках можно было встретить золотодобытчиков. Случилось это в 1909 году, когда Степан Ильич Мартьянов намыл первые крупицы золота в реке Какве. По особым приметам небольшие группы старателей находили в реке  перспективные на золото места и с помощью примитивных лотков прочесывали речное дно. Золото Каквы намывали в районе ручья Галка, правого притока Каквы. Драгоценный металл на Симоновском участке реки (так называлось это место Каквы у ручья Галка)  разрабатывался американскими концессиями, которые в нескольких сотнях метрах выше устья р.Галка  построили первые бараки для рабочих золотого промысла. Эти бараки использовались еще и при советской власти. Река Каква, однако, оказалась небогатой на золото, и промысел вскоре был прекращен. 

В это же самое время (с первого десятилетия 20-го века) река начинается использоваться в промышленных целях: в ее верховьях заготавливается лес и выжигается древесный уголь для нужд Надеждинского металлургического завода. Древесина доставлялась к заводу молевым сплавом, а древесный уголь в  больших коробах, сплетенных из ивовых прутьев, – на плотах.

Но только с  начала 1930-х годов началось крупномасштабное освоение лесных массивов по берегам Каквы.  Только с этого периода река Каква стала большой рекой-труженицей.

На всем протяжении реки на ее берега стали появляться большие рабочие поселки и маленькие селения-кордоны  лесников, лесозаготовителей и сплавщиков древесины.    Своим рождением эти лесные поселки в большинстве случаев обязаны были
спецпереселенцам с далеких степных просторов Ставрополья, Украины и Дона.
 
          Это были большие труженики-сельчане, которые своим трудом обеспечили себе сносное хозяйство, из-за которого от советской власти получили клеймо „кулака“, стали изгоями своего государства и в 20-30-х годах прошлого века были высланы с родной земли в далекие таежные дебри Северного Урала.  Потеряв от голода и холода сотни своих земляков, эти труженики, тем не менее, и на новом месте сумели обустроить свою жизнь. Таежные берега Каквы стали для переселенцев второй родиной.

          На лесоповале наравне с мужчинами работали и женщины. Почти по пояс в снегу, в плохой одежде, при скудном питании переселенцы попарно с двуручными пилами валили огромные сосны, ели и кедры,  топорами обрубали ветки, затем хлысты распиливали на части определенной длины.  Потом на смену двуручным пилам пришли лучковые пилы, с которыми работал один человек. Из лесных делянок к берегу реки бревна-хлысты, груженые на сани или на специальные волокуши,  отвозили на лошадях. Бревна штабелями складировались прямо на льду Каквы, где они дожидались начала ледохода.

          Переселенцы не только на лесоповале работали, но  и лес по Какве сплавляли. Основная масса древесины,  заготовленной  в лесных делянках и вывезенной  зимой к реке,  сплавлялась в весеннее половодье, но и в летнее время лес сплавлялся партиями.  В настоящее время вдоль некоторых участков берега реки можно видеть странные сооружения стенок из бревен. Эти стенки называются отбойниками. Их остатки  сохранились с тех времен, когда по Какве осуществлялся молевой сплав заготовленной древесины. Эти отбойники возводились на поворотах реки или где были низкие берега. Отбойники направляли поток древесины в основное русло реки и уменьшали занос ее в кусты.
   
          После спуска последних партий сплавляемой молем древесины проводилась зачистка всей реки от остатков сплава. Для этой завершающей сплавной работы еще с зимы и весны в верховье реки начинали строительство больших и малых харчевых плотов с домиками.

          Плоты с рабочими-сплавщиками, среди которых были и женщины, работавшие наравне с мужчинами,  шли в конце сплавляемой молем древесины,   останавливались в местах затора и обсушки древесины. В этих местах сплавщики разбирали заторы, стаскивали обмелевшие и застрявшие в прибрежных кустах брёвна-баланы в воду, подправляли попорченные отбойники, возводили в нужных местах новые и двигались дальше. Это было очень трудная работа, иногда и опасная.  На зачистку реки уходило много дней, поэтому на плотах-харчевнях имелись женские и мужские палатки или небольшие домики для жилья, столовой, имелся магазин, была баня. В последние сплавные годы на таких плотах-караванах были даже небольшие электростанции, работал радиоузел, раз в неделю "крутили" кино. Можно сказать, от верховья Каквы и до устья двигался микрогородок.

        Этими харчёвыми плотами в летнее время шло обеспечение прибрежных поселений необходимыми продуктами питания и товарами первой необходимости. Местное население всегда с большим нетерпением ждало приход такого каравана плотов, это всегда был праздник для всех. 

         Река Каква в настоящее время намного мельче, чем в давние годы.   Причина обмеления сплавной Каквы в том, что во время молевого сплава (бревна сплавляются не в сплотке, а врассыпную) много древесины тонет (особенно береза), захламляя дно, и застревала  в прибрежных  кустарниках. У затонувшей древесины скапливаются речные наносы, которые на протяжении многих лет приводят к поднятию речного дня, река Каква мелела.  Затонувшая древесина разлагалась, ядовитые выделения   негативно влияли на водную  растительность и рыб. Ни о какой экологии в те годы и не задумывались, о ней  просто ничего не знали.

         По идее, речное дно ежегодно надо было бы чистить, углублять, что и делалось иногда:  во время мелководья в проблемных местах трактором углубляли дно реки.  Но, повторюсь, такая работа проводилась редко.

С появлением в леспромхозах  лесовозных машин молевой сплав древесины прекратили, перешли на  вывоз леса с делянок и доставка его к потребителю на автомобилях. В леспромхозах были гаражи, кузницы, механические мастерские по ремонту машин и тракторов.

В годы интенсивных лесозаготовок не было забыто и сельское хозяйство. В прибрежных поселках и при леспромхозах были организованы подсобные хозяйства, в которых имелись теплицы, коровники, свинофермы, птичники, конные дворы. Лесные делянки, пустовавшие после лесозаготовок и имевшие необходимый плодородный слой, использовались под пашни, а лесные поляны и  прибрежные луга, изобиловавшие высокими травами, использовались под выпасы и покосы. На полях выращивали овес и горох. Огородные бригады подсобного хозяйства выращивали турнепс, репу, картофель, капусту, свеклу,  морковь, лук, чеснок и другую мелочь. Основной труд в подсобных хозяйствах приходился на женские плечи.

Подсобные хозяйства почти сполна обеспечивали животноводство кормами. Детские учреждения и столовые тоже обеспечивались продуктами питания за счет подсобного хозяйства. 
   
          В поселках действовали пункты от «Заготконторы», которые закупали от населения дары природы: ягоды, грибы, кедровые орехи, лекарственные травы, корьё лип, бересту.
   
         Все организации рудников и заводов (а потом и городов Карпинска, Краснотурьинска, Серова), имевшие конные дворы, проводили сенокошение на прибрежных лугах  Каквы.
 
          От организации «Химлесхоз» рабочие-вздымщики с весны по осень проводили заготовку сосновой смолы – живицы. В зимний период эти рабочие заготавливали дранку, вязали мётла для различных организаций,  плели из ивовых прутьев корзины и короба для транспортировки на плотах древесного угля, который заготавливался в Каквинских Печах.  Как видим, само течение реки и ее берега широко использовались населением для различных нужд.
********************* 
          Среди плотогонов, конечно, было много заядлых рыбаков. Работая на сплаве несколько лет, они прекрасно знали не только все прибрежные скалы, но и рыбные места на реке и умело пользовались этим, промышляя рыбой в свое свободное время.
 
Вечером,  после завершения дневной работы, плот-харчевня причаливал к берегу. Многие плотогоны  спешили  захватить «вечёрку» — вечернюю зарю, наведывались к  своим облюбованным для лова местам:  омутам или к перекатам. Комары, конечно, заедали,  но   зато какое огромное удовольствие сплавщики получали от рыбалки!  Наживкой выступали черви, заготовленные заранее.
         
Через часок-другой  рыбаки возвращались к плоту-каравану с уловом - будет из чего сварить уху у костра и жарёху в сковороде приготовить.
         
Пока одни чистят рыбу,  другие поблизости  собирают сухой хворост, готовят дрова, прямо тут же у реки разводят костер и ставят котелок.  Вот на траве уже и скатерть-самобранка расстелена, на которой разместились головки лука, горка хлебных ломтиков и алюминиевые кружки с пахучей жидкостью домашнего изготовления. Приняв дозу самогона и сделав шумный выдох, уху из общего котелка каждый хлебает своей деревянной ложкой.
         
Поужинав, плотогоны располагаются вокруг костра, отмахиваются от звенящих вокруг комаров и ведут неторопливую беседу,  которая вскоре заменяется на песни. Бывало и так, что к этой уединившейся группе постепенно присоединялись и остальные сплавщики – мужчины и женщины. И тогда по-над речной гладью широко разносились многоголосные песни, в которых звучала скорбь исполнителей о своих переживаниях, о горькой доле своей переселенческой жизни, об опасно тяжелой работе и сердечную тоску по родным домам в далеком южном краю. Звучали и разухабисто удалые песни,  и озорные частушки. Всё перемешалось в жизни людской: и скорбь, и радость бытия.
         
Вот и песни кончились, плотогоны разбредаются по своим спальным местам – завтра рано вставать. Ничто не нарушает речную тишину и спокойствие вод, только неугомонные кузнечики не могут никак успокоиться.  Не спит и река – она продолжает нести с гор свои воды и готовит новые неожиданные заботы людям труда.
               
          ********   
         
Послесловие.       
В начале 1960-х годов строевой лес в долине Каквы постепенно вырубили, его промышленная заготовка сокращалась, леспромхозы закрываются, потребность в рабочих  отпадала. Жители прибрежных поселков в поисках работы и лучшей доли, бросив свои дома, стали покидать обжитые места. Какая-то часть жителей еще пыталась жить в поселках, где уже не было ни медпункта, ни магазина, ни школы, но не выдерживали суровые условия быта и тоже вынуждены были покинуть эти места. Так, почти враз, закрылись Башенёвка, Галка, Тота, Шихан, Полутовка и другие приречные поселки.  Возникнув одновременно, они в одно время и исчезли.

                **********************               


Только местные старожилы помнят названия селений-поселков, которые некогда были разбросаны вдоль берегов красавицы реки с причудливо непривычным названием Каква. А помнить их надо и нынешнему поколению, и потомкам. Это наша история, часть история Северного Урала. Часть истории российского народа.


КАКВИНСКИЕ  ПЕЧИ

Последние дни доживает старинный поселок  КАКВИНСКИЕ ПЕЧИ, расположеный в малонаселённой таежной местности, на левом берегу горной речки  Каквы, в 32 километрах от города Карпинск.

"Давным-давно его основали зыряне (марийцы), коренные жители Урала. Они промышляли зверя в тайге и ловили рыбу в реке и ближних озерах" - так утвеждают многие издания.
На самом деле поселение в верховьях горной речушки Каква основали мастеровые  рабочие-углежоги. Было это около 1910 года. Позднее это стало поселением углежогов. Здесь в специальных печах выжигали древесный уголь для металлургических заводов Богословского горного округа. Отсюда и название поселка – Каквинские Печи. (Подробнее об этом можно прочитать в статье "Так кто же основал поселение Каквинские Печи?")

Шли годы, селение разрасталось.  В советское время поселок существовал за счет лесозаготовок и сельскохозяйственного производства и был самодостаточным.  Для несемейных работников были общежитие, столовая.  Со временем здесь появился магазин, баня, медпункт, детский сад, клуб, начальная школа с четырехлетним обучением. Правда, было трудно с педагогическими кадрами. Были годы, когда учительницами местной детворы становились местные девушки - выпускницы семилетней школы города Карпинска, которым было всего-то 15-16 лет.

Дети, окончившие местную начальную школу, продолжали учиться в Карпинске. В те времена дороги  в Карпинск через поселок Башенёвку еще не было.  Весь путь от Каквинских Печей и до Карпинска и обратно ребята  проделывали пешком, так как никакого транспорта тогда не было.  Из Карпинска на Печи старая дорога начиналась  от лесобиржы на окраине города и  вела через гору Теплая,  на которой стояла высокая деревянная  пожарная вышка,  далее - через Валенторский Исток,  еще через одну сопку,  которая спускалась к Березовскому озеру и, миновав местное кладбище, входила в поселок Каквинские  Печи.  И вот по этой дороге, длиной более 25 километров, школьники от  5 класса и выше ходили в субботу после занятий домой, а  в воскресенье этим же путем возвращались в Карпинск, причем,  каждый с  заплечной котомочкой провизии на неделю.   Никто из взрослых не провожал ребят, только старшеклассники  и учащиеся горного техникума из своих односельчан,  которые сами себя считали взрослыми. Ходили дружно,  зачастую пели  песни, так время в пути в течение 5 и более часов проходило быстрее. 

Только в  середине 1950-х годов  была построена новая дорога (Карпинск-Каквинские Печи) через Башеневку, и Печи получили новое развитие: строилось много новых домов,  стал зарождаться, так называемый,  Новый поселок. Это было поколение неутомимых тружеников.

Сами жители поселка обустраивались основательно:  хозяева, получив  покосный участок,  сами их  разрабатывали,  пни выкорчевывали,  а дети  в кучу их стаскивали,  потом отец   разводил костер и сжигал их,  после чего  покос становился  ровным и удобным для сенокошения.  Через многочисленные  длинные заливчики Каквы (курьи), разделявшие покосы, мастерили мостики с перилами. 
Сено косили не только вокруг поселка. Некоторые сельчане использовали покосные делянки в 5-6 километрах от Печей, вокруг Исаковского поселка спецпереселенцев, жители которого умерли или переехали в другие селения.  Высушенное  сено, заготовленное здесь, металось  на большие тракторные сани, а зимой трактором вывозилось в Каквинские Печи.

Каждая семья имела на своем подворье живность, за домом – огород с банькой.  Летом и осенью заготавливали  грибы и ягоды, в их заготовке, как и на покосе, самое активное участие принимали дети .
Раньше  мак  в поселке  имели все.  Стряпали с маком много чего. Мак цвёл в картошке красным и розовым цветом,  он сам  всходил из семян,  осыпавшихся из коробочек. 

В 1940-50-х годах на Каквинских Печах (против здания столовой) был Конный двор. Было 2 конюшни, примерно на 50 рабочих лошадей, каждая стояла в отдельном стойле.  И местным ребятишкам доверяли  выгонять лошадей на водопой,  они садились на некоторых лошадей верхом и выгоняли табун на Какву.   Конный двор был любимым  местом  детворы, они в прятки любили там играть.  Жаркие летние дни ребята  проводили на реке: купались в холодных водах горной Каквы до синевы, потом, отогреваясь,  загорали на берегу.

  К концу 1950-х годов поселок Каквинские Печи настолько разросся и жизнь в нем была настолько оживленной, что 29 мая 1959 года  решением Свердловского облисполкома  центр Галкинского сельсовета из затухающего поселка Галка  был перенесен в поселок Каквинские Печи, а сам сельсовет переименован в КАКВИНСКИЙ. 
Теперь в поселке появилась школа-семилетка, а  школьников после  7 класса в Карпинск возили в школьном автобусе, когда ехали в школу в Карпинск и обратно, тоже пели.   Детство и юность проходили весело.
 
Леспромхоз Каквинских Печей занимался заготовкой и сплавом древесины по реке, а позднее – вывозом ее автомобилями – лесовозами в Карпинск  на лесобиржу.  А восстановлением  (возобновлением) лесных массивов занималось Валенторское лесничество, контора которого находилась в Каквинских Печах.  Для лесопосадочных работ привлекались и ученики старших классов. Они же и пропалывали молодые лесонасаждения.  В  1960-е годы лесничество  каждое лето организовывало  бригады школьников по посадке и прополке лесных культур и щедро оплачивало их труд.   Школьники, участвуя в лесопосадочных работах лесничества,  имели  возможность заработать свои деньги. На заработанные деньги покупали себе школьную форму, велосипед, а кто-то – фотоаппарат и другие нужные вещи.

Ольга Колышкина (Чащегорова) - одна из бывших членов школьной бригады -  вспоминает:  «Никто не гнал нас на посадку, всё делалось добровольно, сами хотели,  а как девчата красиво пели пока ехали в машине: и на работу, и домой!  Много нас было.   Вот этот детский приработок повлиял на мою будущую профессию. После  седьмого класса  я поступила в  Талицкий лесотехнический техникум Свердловской области.  Окончив его,   я приехала в родной поселок,  работала на Каквинских  Печах мастером лесокультур.  В свободное от работы  время мы с ребятишками поднимались на Белобокий камень. Впечатлений было!!!  Помню,  работали у Китайской стены (это такие каменные стены), обедали у костра. Утром приезжаем - всё костровище разворочено медведем». 
 
Поселок славился не только ударным трудом лесорубов и сплавщиками. В бытовой жизни тоже были умельцы своего дела.  Например,  дед Петр Кишкин очень качественно и красиво подшивал валенки,  они были даже с каблучком.   Правда, родители разрешали  своим детям  в таких валенках  только возле  дома или в школу  ходить, но не играть в них на улице.   Этот дед не только подшивал валенки, он ещё  отличные тапочки шил.

Долгую жизнь прожила пекарня в поселке Каквинские Печи. Даже еще в 1980-е годы сюда приезжали из города за большими горячими булками хлеба, с запекшейся золотистой корочкой, совершенно душистыми и необыкновенно вкусными. Это было что-то неестественно вкусное, пышное. Буханку можно было сжать, и она распрямлялась в первоначальное состояние. Этот хлеб вообще не черствел и лежал помногу дней, сохраняя первоначальные свойства. Такого хлеба я больше нигде и никогда не видел. Выпекался тот хлеб из муки твёрдых сортов пшеницы и без всяких примесей.

Мы, туристы-сплавщики по Какве, приехав рейсовым автобусом Карпинск – Каквинские Печи на Башеневку, выгрузив весь свой сплавной багаж, обязательно снаряжали двух своих товарищей до конечной остановки, до Каквинских Печей, которые там закупались вкуснейшим хлебом, этим же автобусом возвращались  к Башеневскому мосту, где мы уже с нетерпением ждали их.
   
Пекарня тамощная была маленькой, почти домашней. Печь пекарни топилась дровами. Хлеб выпекали для всех жителей поселка, каждый день свежий. А потом пекарня сгорела. И стали в поселок возить хлеб из города. Такой, как продают в магазинах, с хлебозавода. О пекарнях в лесу остались лишь воспоминания. 
Последнее время в Каквинских Печах располагался автотракторный гараж Карпинского лесокомбината.

Но со временем производство в поселке сокращалось, вместе с ним и селение стало затухать, население, оставшись без работы, стало разъезжаться. В 2009 году закрылись школа, детский сад и клуб. Закрывается медпункт.
Забыла  власти про поселок.  Теперь уж  нет ни почты, ни магазина, даже аптечного киоска нет. Автобус   ходит раз в неделю, хлебовозка привозит хлеб дважды в неделю.

Подтачивает поселок речка Каква. Она поменяла русло и каждую весну, из года в год, часть улиц поселка оказываются под водой.  Один дом уже  подмыт весенним половодьем, его остатки находятся в реке. Новыми вешними водами он окончательно будет разрушен и снесен. Если так пойдет и дальше, то такая же участь ждет и другие избушки.

Вымирающий поселок Каквинские печи, где не осталось никаких социально-культурных объектов, будет ликвидирован. Такое решение приняли 58 жителей поселка, посетивших организованный администрацией Карпинского района, общий сбор 26 августа 2014 года.  Оставшихся постоянных жителей пообещали  постепенно переселить в город Карпинск. Но не верится что-то в это переселение. Или дадут сельчанам  такое захудалое жилье, что горько пожалеют они, согласившись на ликвидацию своего обжитого гнездышка в Каквинских Печах.
   
А ведь продлить жизнь поселку можно было. 
В  окрестностях поселка пахотных земель и сенокосных угодий не меряно. Разве нельзя было сделать денежное вливание в развитие сельского хозяйство?  Нет, будем продукцию этой отрасли из-за границы ввозить. Своё, вишь ты, нерентабельно производить! 

Или, рядышком, в двух километрах на север,  находится живописное таёжное  озеро Берёзовое с богатыми запасами сапропеля (так называются  особые донные отложения органических веществ и остатков водных организмов. Сапропель снискал себе славу универсального источника жизненной энергии, "чудодейственной грязи", которой можно лечить суставы, кормить домашний скот и удобрять растения).  Разве нельзя было этот дар Природы использовать на пользу народа? Услугами грязелечебницы, расположенной в таком живописном месте, с удовольствием пользовалось бы всё население Северного Урала.
Или, на этом же озере и других озерах вокруг развить рыбное хозяйство.

Но нет настоящего хозяина ни в области, ни на месте, который бы нужное и выгодное дело сдвинул с мертвой точки. 
********************** 

ПОСЕЛОК  ВЕРХНИЙ
На Северном Урале в годы интенсивных лесоразработок поселения для лесорубов часто строились в зоне лесного массива, назначенной для сплошной вырубки. Это были небольшие поселки-времянки с десятком домиков.

Эти поселочки,  как правило, никаких именных названий не имели. В производственных сводках их именовали по номеру лесного квартала, где они размещались:  например, 109, 311 и т.д. Исключением из этого правила были те поселочки-времянки, которые получили свое название от жителей окрестных поселков. Таким счастливчиком и был поселок Верхний.

Большинство леспромхозов при выборе места под поселки совершенно не учитывали возможность занятия спецпереселенцев сельским хозяйством. Поселок Верхний  (Верхнекаквинский), например, был разещен на болотах. 

Находился п. Верхний на берегу горно-таежной речки Каква, выше более крупного поселка Каквинские Печи (отсюда и название – Верхний), недалеко от устья речушки Оньша – правого притока Каквы. Верхний поселок состоял всего из десятка домов, в которых проживали сосланные в таежные дебри кулаки-спецпереселенцы, попавшие вместе с родственниками под жестокий маховик репрессий.

Потомственные хлеборобы с южных районов страны были вынуждены осваивать новые специальности лесорубов и сплавщиков леса и приспосабливаться к суровым природным условиям неведомого им ранее края.

Первые спецпереселенцы, прибывшие в тайгу на берег Каквы, вырыли себе землянки, соорудили нары из жердей и начали валить лес.  Из землянок сосланные  переселились в выстроенные небольшие домики-бараки только через 2-3 года.
Лес валили ручными пилами.  В конце 50-х появились электрические пилы. Ими в основном  кряжевали хлысты на площадках. Потом на валке леса появились бензопилы.

Возникнув в начале 1930-х годов, поселок Верхний перестал существовать в середине 1950-х годов.  Жителям соседнего поселка Каквинские Печи запомнился чудовищный случай, связанный со временем, когда из поселка сбегали последние сосланные: сбегая, они бросили на произвол судьбы трехлетнюю девочку по имени Пая Журавлева. Одинокую, грязную и истощавшую девочку в заброшенном развалившемся доме нашла семья Ветошкиных из Каквинских Печей, которая удочерила и воспитала ребенка.      
                ******* 

ПОСЕЛОК НИЖНИЙ.
Кроме Верхнего поселка в этих местах на берегу Каквы был еще  Нижний (Нижнекаквинский) поселок.  Он  находился    между Верхним поселком и Каквинскими  Печами, и тоже был размещен на болотистом месте, на котором выращивание каких-либо культур было невозможно.
 
Поселок Нижний был закрыт еще на стыке 1940-50-х годов. В пятидесятых годах на месте поселка жители Каквинских Печей уже имели свои покосы.  Среди развалин бараков косари  находили всевозможную домашнюю утварь с годами вросшая в землю. У косарей об эти остатки часто тупили косы-литовки.

Поселок находился на плоскогорье, как уступ в открытом карьере, и круто сходил к руслу реки Каквы.  Территория бывшего поселка местами была сильно  заросшей и частично заболочена.  На территории поселка были колодцы, один из которых косари разрыли – стал бить слабый родничок.   Он  использовался покосниками для охлаждения в нем кваса, молока и прочих продуктов.   
                ******* 

ПОСЕЛОК ИСТОК.
Ниже Каквинских Печей, на равном расстоянии между поселком Каквинские Печи и поселочком Исаковский,  была еще одна плотина. Она перегораживала устье Валенторского Истока (левого притока Каквы) у места впадения этой лесной речушки в Какву. Здесь на Валенторском Истоке стояло крохотное селение Исток: два барака, в которых жили лесозаготовители.  Рядом стоял дом,  где жила  семья Климушевых.   

Лес вырубался по обоим берегам небольшого лесного ручья - Валенторского Истока и на лошадях вывозился из лесосек к берегу речки, где в ожидании начала сплава укладывался в штабеля. В весеннее половодье при закрытой  плотине уровень воды в речке поднимался и вбирал  в себя заготовленную на берегах древесину. В нужный момент плотина открывалась, и древесина вместе с потоком воды с оглушительным ревом устремлялась через шлюзы навстречу с Каквой.  Так партия за партией запас древесины из узкого Валенторского Истока отправлялась в весеннюю  полноводную Какву, по которой велся основной молевой сплав леса.
 
Рыбаки и охотники любили это небольшое селение на Валенторском Истоке.  Останавливались они в доме Вениамина Климушева, такого же страстного охотника и рыбака, который прекрасно знал  все рыбные и охотничьи места в округе: ловили хариусов на Какве,  охотились на лосей в тайге,  встречали утреннюю зорьку на тетеревином току. 
После прекращения заготовки леса по берегам Валенторского Истока заглохло и селение. Эти места потом жители Каквинских Печей использовали под сенокосные угодья.
                ******* 

КОРДОН ИСАКОВСКИЙ
Несколько километром ниже Каквинских Печей по течению реки на левом берегу Каквы когда-то располагался кордон-поселок ИСАКОВСКИЙ, основанный в 1930-х годах спецпереселенцами.
Умелые земледельцы, они вынуждены были заниматься лесоповалом – незнакомым им делом.   Никакой техники на лесоповале не было. Сначала лес валили двуручными  пилами, которые вскоре были заменены лучковыми. Теперь стал возможен точный учет выполнение плана каждым вальщиком леса. Поваленные деревья очищались от ветвей топорами. В первое время хлысты или его отдельные части укладывали в штабеля вручную. Потом появились лошади.

Бывали случаи, когда падающее дерево придавливало человека, который из-за глубокого снега не успевал отбежать на безопасное место. Сучкорубы тоже часто ранились топором.  От жутких уральских морозов спасались у большого костра.  К концу рабочего дня вся одежда и обувь были мокрыми, а дома в землянке за ночь не успевала просохнуть. 

В первые годы спецссылки отмечается грубое отношение к спецпереселенцам. В ряде сводок ОГПУ сообщалось об издевательствах, которым подвергались высланные кулаки. Так, в Исаковском поселке Надеждинского района комендант систематически избивал ссыльных. Одному из них он сломал руку, женщину ранил из револьвера.

Другой начальник, заведующий Богословским производственным участком, требуя выполнения норм выработки, бил спецпереселенцев револьвером по голове. Исаковский комендант присваивал деньги и ценности своих «подопечных».

Из воспоминаний ныне покойного спецпереселенца В.В. Лидова, который в 1934 году был направлен (этапирован) в поселок Исаковский: «Измученные холодом и голодом люди умирали, как мухи. На тропе от делянки до барака оставались умирающие люди, присыпанные снегом. Затем трупы собирали, раздевали догола и складывали в специальной избе штабелями, где они лежали до весны. Весной их зарывали в общие могилы, где они покоятся до сих пор, – без крестов и табличек. Места захоронения давно поросли деревьями». 

Исаковский перестал существовать в 1950-х годах.
Долгое время после вымирания этого небольшого поселочка жители Каквинских Печей еще пользовались богатыми окрестными покосными полянами, но потом они стали зарастать кустарниками и были заброшены.   
               
                ******   
         
ПОСЕЛОК БАШЕНЁВКА 
Поселок БАШЕНЁВКА располагался на правом берегу Каквы, в семи километрах ниже Исаковского селения. Это тоже было селение раскулаченных ссыльнопоселенцев. Еще в середине 1950-х годов в Башенёвке взрослое население было занято на лесозаготовках, сплаве древесины и заготовкой живицы – сосновой смолы. Работа была трудной, а порой и опасной.   Через десяток лет стариков-ссыльнопоселенцев там не осталось, они умирали от непосильного труда, болезней и из-за отсутствия должной медицинской помощи. В поселке  жили их дети - несколько женщин возрастом под 50 лет. 

29 марта 1978 года решением Свердловского облисполкома за №195 пос.Башенёвка Каквинского сельсовета (сельсовет находился в пос.Каквинские Печи) исключен из учетных данных населенных пунктов, как прекративший существование.
 
Последнее пристанище бывшие спецпоселенцы и члены их семей нашли неподалеку от своего селения. Остатки деревенского погоста - кладбища и сейчас еще можно видеть в глубине леса на правом берегу Каквы, слева от дороги, ведущей в сторону поселка Кытлым.

Красивое место около реки, выбранное в далекие раскулачные годы для ссыльнопоселенцев с отмиранием самого поселка не заросло. На этом месте одним из предприятий города Карпинск были построены корпуса пионерского лагеря «Светлячок»  для детворы своих тружеников. После распада СССР этот лагерь стал называться  детским загородным оздоровительным лагерем.

В нескольких сотнях метров ниже лагеря через реку построен  автомобильный мост, проходит дорога сообщением Карпинск – пос.Кытлым. Это был деревянный мост, который часто разрушался и вновь ремонтировался.  В 2005-2006 годах воинской частью, дислоцирующейся в пос. Кытлым, вместо  ветхого деревянного моста был построен капитальный железный мост.   
В 2017 году этот мост был заменен новейшим железобетонным мостом.

В летнее время в этом месте, на правом берегу реки, водители традиционно останавливаются, чтобы отдохнуть, освежиться чистой водой горной речки и полюбоваться с моста красивым видом реки. С этого же места туристы – водники начинают свой сплав по Какве на лодках, катамаранах, байдарках, чтобы любоваться скалами, пещерами, прибрежными покосными полянами с сочной травой и  прекрасными пейзажами чудесной реки Северного Урала.

Не смотря на то, что поселок уже много десятилетий не существует, это место так и называется: « Башенёвка», как дань уважения и памяти первым поселенцам, основателям поселка в далекие и страшные 30-е годы прошлого века.       

От Башеневки несколько километров вниз по берегу реки Каква в глубине леса в начале шестидесятых годов  прошлого столетия стоял дом. Это был дом-кордон местного лесника. Лесник держал 4 коровы, так как травы и покосов вокруг было немерено. Была у него и другая живность во дворе.

В те годы в этих местах  партии геологов вели свои  изыскательские работы. Геологи частенько наведывались в гости к таёжному отшельнику, чтобы пополнить свои запасы продуктов. Вот что вспоминает один из геологов, оказавшийся на подворье таёжника:

«Был очень жаркий день, и мы попросили попить. Лесник предложил нам любые молочные продукты из погреба совсем по смешной цене - 20 копеек за литр. Я спросил варенец, и он достал из погреба глиняный литровый кувшин. Это был необыкновенно вкусный варенец, жирный, холодный. И я весь кувшин выпил за несколько минут. Мой спутник  взял простоквашу, и мы оба были в полном восторге. Таких молочных свежих продуктов в магазине не продают. Позднее мы не раз у этого лесного человека покупали продукты, а когда к нам приходила автомашина, то мы у него брали и мясо, яйца, картошку, лук на котловое питание нашего отряда геологов».
               
*******************

ПОСЕЛОК  ГАЛКА – горе и радость народная.
(Карпинский городской округ Свердловской области).
       
По реке Каква в 10 км ниже Башенёвки (дорога г.Карпинск – п.Кытлым) располагалось самое крупное на реке  селение ссыльных «кулаков» - поселок Галка.
Этот поселок лесозаготовителей и сплавщиков древесины был основан в 1928-32 годах спецпереселенцами из южных районов СССР. Это были труженики-сельчане, которым навешали ярлык "кулаки", сорвали с родных мест, где, не считаясь со временем, физическими трудностями, своим громадным трудолюбием они создали себе сносные условия жизни, из-за чего и были сослали в глухие таежные места горного Северного Урала.

Первые ссыльнопоселенцы с юга прибыли на Северный Урал в декабре 1928 года. Разместили их по квартирам горного поселка Турьинские рудники, впоследствии ставшим красивым городом с названием Краснотурьинск. Уже в январе 1929 года мужчин этой партии ссыльных направили к берегам таежной речки Каква. Новое место для жизни им определили берега  Каквы, в том месте, куда в нее впадает небольшой лесной ручей Галка.

Здесь уже стояли три барака, в которых до недавнего времени жили старатели, промышлявшие в этих местах золотишко для одной американской компании. Место это, называвшимся Симоновским стойбищем, и было определено ссыльным казакам-хлеборобам для жилья.

Утопая в глубоком снегу, на жгучем уральском морозе под присмотром сотрудников НКВД ссыльные начали валить в тайге большие деревья, вытаскивать их на себе на поляну и возводить небольшие дома-хатки.

В этом же году на Симоновское поселение были приведены из Турьинских рудников семьи переселенцев.   Весной и летом 1930 года сюда под конвоем прибыла вторая партия ссыльных, потом пригнали и третью партию, которым приказали рыть землянки и жить в них.
 
Само селение разрасталось. Еще быстрее ширилось кладбище. Люди, оторванные от привычного климата, болели, буквально брошенные посреди тайги, голодали.
Постепенно начали застраивать хатками и левый берег Каквы, который назвали Тимофеевским участком. Берег здесь имел несколько курий – заливчиков реки, глубоко вдававщиеся в берег, через которые были сооружены небольшие мостики.
На этой стороне реки дома располагались вдоль одной улицы, тянувшейся вдоль реки.  От этой улицы начиналась дорога на Богословск (будущий город Карпинск).  На этой же стороне вскоре возникнет  подсобное хозяйство.

Оба участка нового селения – Симоновский и Тимофеевский – располагавшиеся по обоим берегам Каквы, друг против друга, объединили в один поселок и назвали его Галкой. По имени ручья Галка, впадающим в этом месте в Какву.

И мужчины, и женщины поселка были заняты на валке леса с помощью двуручных пил, разделке его на бревна определенной длины и сплаве этой древесины вниз по Какве до Надеждинского металлургического завода (будущий город Серов). Позднее двуручные пилы были заменены лучковыми, которой управлялся один человек. Механизации никакой не было. Двуручные и лучковые пилы и топор – вот и вся механизация. Сплавщикам приходилось ежедневно находиться в холодной весенней воде и баграми расталкивать заторы, вытаскивать из леса бревна,  занесенные туда бурным течением горной речки.

Непривычные к таким работам, как валка деревьев, сплаву леса по бурной реке, бывшие хлеборобы погибали под падающими деревьями, застужались в холодных водах горной реки, тонули на сплавных работах. И голод, ежедневный голод. Был даже  случай людоедства.

Самыми страшными и трудными были зимы 1930-1932 годов. Люди пухли от голода, они ели древесную труху, смешанную с горсткой муки. Варили эту смесь, от которой потом мучились страшными болями в желудке.  Ели все, что считали съедобным: травы, коренья, грибы. Положение усугублялось и тем, что не было лекарств и должной медицинской помощи. Десятки жизней унесли непривычные холода Северного Урала и жуткий голод.

Особенно пострадали дети и старики. На Симоновской стороне на левом берегу Галки в нескольких сотнях метров выше ее устья спецпереселенцы выделили место под кладбище, где нашли свой последний приют многие жители правобережной части поселка (так называемый Симоновский участок). Особенно много детей и стариков спецпереселенцев умерли в первые два года их жизни в тайге.   

На левом - Тимофеевском – берегу Каквы было свое кладбище для взрослых и даже отдельное детское кладбище с  десятками детских могил. Лиха первопереселенцы хватили с избытком.

С весны 1932 года ссылным разрешили иметь свое хозяйство. Люди стали разрабатывать землю под огород, садить картошку, капусту, морковь. Семена выменивались в Богословске (будущий город Карпинск) и в деревне Каква  у местных жителей. Позднее у ссыльных появились куры, овцы, козы и коровы, которых на первых порах покупали у местных жителей в складчину – на 3-4 семьи. На левобережной стороне поселка было создано подсобное хозяйство со свинофермой, коровником, теплицами.   На столе появилось не только картошка, но и мясо, яйца, молоко, сметана, масло, творог. Жизнь постепенно налаживалась. Повальная смертность отступила.

С 1934 года жить стало легче. В образованный Галкинский леспромхоз поступили трактора, построили лесопилку, привезли и установили локомобиль, появилась своя контора лесозаготовителей. Если до 1933 года не было выходных дней, то с 1934 года уже работали в сутки по восемь часов, а в воскресенье имели выходной. Даже начали за год давать несколько дней отпуска.
 
В 1935 году в Галке на основе подсобного хозяйства была организована  сельскохозяйственная артель - колхоз «Красный Урал» , в которой стала трудиться часть жителей поселка. В артели были молочное стадо коров, свиньи, лошади, куры.  Спецпереселенцы – потомственные землепашцы – с любовью занимались своим привычным делом. А свои построенные домики-хатки хозяйки каждое лето белили. Это сказалась украинская, донская привычка. Раскулаченные переселенцы, высланные на Северный Урал, и здесь не расстались со своими вековыми традициями - и на новом месте ежегодно белили свое жилье. Привычка родителей передавалась и детям.

В 1934-35 годах на Галке был открыт магазин, построены столовая, хлебопекарня, клуб с библиотекой, больница и школа. Из ребят разных возрастов образовали первый класс, единственный. Все в нем  были  первоклассниками.  Через несколько лет школа станет семилетней, которую будут посещать ученики из деревень Тота и Каква.

С 1935 года в клубе поселка стали «крутить» кино, проводить концерты силами своей художественной самодеятельности и приезжими артистами.
Поселок Галка получил название Галкинский механизированный лесопункт, стал большим предприятием по заготовке древесины.  Симоновская часть Галки (правобережная) даже две улицы имела, протянувшиеся параллельно берегу реки: ближе к реке шла улица Набережная, дальняя от реки улица называлась Нагорной, так как располагалась у подошвы большого холма. Дома с огородами располагались по обе стороны улиц.
 
В двух километрах южнее поселка раскинулось большое Думное болото, куда сельчане ходили за клюквой и морошкой. В конце ХХ века на этом болоте  откроют месторождение, богатое серебром и никелем, но начать его  разработку спешить не будут.

Большой гордостью жителей Галки было возведение в конце поселка висячего моста через Какву, соединившего оба берега в одно целое поселение. Мост был построен основательно, красовался высоко над рекой. По мосту проводили даже лошадей и коров.  Ниже моста Каква мелела, здесь был брод – в этом месте при малой воде в Какве  транспорт переправлялся с одного берега на другой.   Между мостом и бродом располагались пекарня и общественная баня.

Но настало новое страшное время – 1937 год, когда многих жителей поселка стали арестовывать, обвиняя людей во вредительстве, отправлять в лагеря НКВД и выносить расстрельные приговоры.  Со временем и это лихолетье успокоилось. Вот только людей не вернули в родные дома, где в неведении их ждали родители, жена, дети.

16 сентября 1939 года образован   Галкинский сельсовет с центром в поселке Галка, в состав которого вошли поселки и лесные кордоны, расположенные поблизости.

1940 год – время расцвета поселка Галка. Его лучший год. Жизнь могла быть еще лучшей, но вскоре на страну обрушилось всеобщее горе – началась война.
С 1942 года стали брать на фронт и бывших кулаков. Теперь вся тяжесть работ на лесоповале и сплаве древесины легла на плечи женщин и подростков. Закончилась война. Много галкинцев погибло на полях великой битвы.
После войны производство в поселке снова стало развиваться, планы по заготовке древесины не только выполнялись, но и перевыполнялись. Ниже устья Галки  правый берег Каквы скалистый.   На этом крутом скальном берегу проводилось складирование заготовленной древесины для ее предстоящего молевого сплава в весеннее половодье.

От Тимофеевской части поселка Галка вела дорога к речке Горновой (левый приток Каквы), с крутого берега которого скатывали лес в реку и сплавляли до Каквы. Там за горой, на речке Горновой было плотбище, эстакада с лесом, сплавляемым по Какве. В конце поселка (по течению ниже висячего моста) был даже свой парк, где в праздничные дни любили бывать жители обоих берегов Каквы.   

Но чем больше и лучше трудились галкинцы, тем быстрее приближалась кончина самого поселка. Кондовый лес по всей округе резко сокращался, его заготовка  постепенно стало затухать, а с ним – и поселок.

Население поселка Галка настолько сократилось, что 29  мая 1959 года центр Галкинского сельсовета был перенесен в поселок Каквинские Печи, а сам сельсовет переименован в Каквинский. 
 
В конце 1960-х - начале 1970-х годов поселок Галка начинает вымирать, так как окружающий лес весь вырублен. Люди стали разъезжаться в поисках работы. Закрылась восьмилетняя школа, клуб. 

Ещё в 1970-х годах  весенним половодьем снесло гордость сельчан – висячий мост. Его обсохшие  остатки еще долго можно было видеть на склоне крутого правого берега, восстанавливать его никто не собирался. 
 
Весной 1976 года из Галки выехала  последняя семейная пара – бывший директор подсобного хозяйства Павел Мищенко с супругой.
 
В 1976-78 годах на правой стороне в поселке ГАЛКА жил еще сторож-одиночка. Некоторые туристы, сплавляясь по Какве, меняли у него свои консервы на его удивительно вкусное ягодное варенье.  Некоторые жилые дома имели вид еще пригодные к жилью.  Там  еще можно было переночевать и отдохнуть.  Травой еще ничего не заросло. Красота неописуемая в тех местах. Но никому эта красота  не нужна, не востребована.

30 декабря 1976 года поселок Галка  исключен из учетных данных населенных пунктов области, как прекративший существование.  Брошенное, некогда обустроенное ссыльнопоселенцами место, стало называться урочищем. Галкинским урочищем.

Но еще в августе 1979 года, сплавляясь по реке Какве, я видел домики-хатки на левом берегу реки. Их было около десятка. И белёные. Так же обихоженные, как обихаживают человека, провожая его в последний путь, на место постоянной прописки.

Дальнейшая судьба Галкинского урочища: правый берег - это  пахотные земли, сенокосные угодья и пастбища подсобного хозяйства машиностроительного  завода, находящегося в городе Карпинске. Содержится тут и десятка полтора-два коров, приглядывать за которыми поручено бывшему галкинцу, знающему эти места с рождения.

Левый берег - это тоже сенокосные угодья, овсяные поля подсобного хозяйства. Когда-то в далекие времена, в пору расцвета Галки, здесь тоже было подсобное хозяйство, принадлежавщее Галкинскому леспромхозу, но крупное, налаженное. Со свинофермами, коровниками, многочисленными теплицами.

История, как известно, обратного хода не имеет. И будущее России, и ее народа не в возвращении к прошлому, а в движении вперед, в упорной и настойчивой созидательной работе. Старшее поколение, пережившее репрессии, помнит это трагическое время.  Жертвы политического террора взывают к памяти потомков.

Наш долг восстановить историческую справедливость, оправдать честные имена оклеветанных и безвинно репрессированных граждан своей страны.

Летом 2006 года потомки тех тружеников казаков-хлеборобов, высланных из южных районов страны в таёжный Северный Урал и ставшими здесь не менее искуссными лесорубами и плотогонами,  прибыли к месту бывшего таёжного поселения своих предков и на прибрежной скале Каквы, в том месте, где в нее впадает ручей Галка, установили мемориальную доску в память о бывших жителях поселка Галка, жертвах сталинских репрессий.
Инициатором этой памятной акции был бывший житель поселка Галка Тылик Николай Васильевич, родители которого испытали все ужасы, выпавшие на долю тружеников-хлеборобов, выселенных из южных областей страны в таёжный край Северного Урала.
В настоящее время (2015 год) на месте вымершего  поселка находятся покосы да запущенные кладбища на обоих берегах. 

Даже в середине второго десятилетия ХХ1 века разъехавшиеся потомки высланных переселенцев нет-нет да и приходят, приезжают на место таёжной ссылки своих предков, чтобы навестить могилки родственников. Походят по кладбищу в поиске могил родных – родителей, бабушек-дедушек, братьев, сестер, но многих могилок уже не находят. Всё заросло деревьями, трава – по грудь, а часть могил сравнялась с землёй. Найденные могилки поправят, украсят цветами, а кто не нашел своих – облагородят чужие могилки, помянут за упокой мучеников, посидят на пеньке, взгруснут и отправятся в обратный путь. 

************************


ДЕРЕВНЯ КАКВА
Еще в десяти километрах ниже  поселка Галка на левом берегу Каквы была деревня с таким же названием -  КАКВА.  Здесь в давние времена проходил Верхотурский тракт, который с 18-го века был единственным связывающим звеном между Походяшинскими заводами, расположенными в Богословском округе, и уездным городом Верхотурье. Так как этот тракт был с очень оживленным движением, то переправа через речку в этом месте тоже был приметным местом. У самой переправы на левом берегу (там, где сейчас небольшой заливчик) в конце 19 - начале 20 века стоял дом, который по фамилии хозяина называли Филимоновским. Этом дом имел большой крытый двор и служил постоялым двором для проезжающих.
Во дворе на ночь останавливались груженые товаром подводы. Селение было небольшим: по обе стороны дороги на левом берегу реки стояло всего несколько домов.
Из-за того, что была дорога с оживленным движением, репрессированных здесь не селили. Для репрессированных (раскулаченных крестьян-тружеников из европейской части России) отвели глухую тайгу по обоим берегам реки в нескольких километрах выше по течению, где ссыльные основали пос. Галка. Раскулаченных крестьян поселили также на правом притоке Каквы – на речке Тота, где они основали себе поселочек с названием Тота. Домики там располагались тоже на обоих берегах.
Немногочисленные жители деревни Каква были заняты на различных работах:  каквинские мужики работали на лесоучастке поселка Тота, женщины - в подсобном хозяйстве Галки.  К концу 1960-х годов из-за отсутствия работы почти все жители деревни Каква, бросив свои домишки, разъехались.
В октябре 1972  деревня Каква официально была исключена из учетных данных населенные пункты области, как  прекратившие свое существование. Но в деревне осталась одна семья Константиновых, которая не захотела покидать здешние места. Интересна судьба этих немолодых людей.
 
Хозяйка Таисия Ивановна ребенком была привезена на Северный Урал родителями,    которые были раскулачены и высланы в эти края в 1930 году.  Из-за страшного голода и морозов раскулаченные погибали один за другим. Чтобы спасти дочь от голодной смерти, родители подбросили пятилетнюю Тасю местной семье в Богословске (сейчас город Карпинск), а сами подались в бега. Приемными родителями Таси стали Иван Михайлович и Екатерина Никитична Налимовы.  В 1930-х годах Налимовы переехали из Богословска в деревню Каква, где с ними и было-то всего четыре семьи.

С  тех пор деревня Каква и стала местом жизни Таси. В школу-семилетку бегала в поселок Галка, до которой по прямой дороге через лес было 7 км. Во второй половине 1945 года она познакомилась с вернувшимся с войны танкистом Алексеем Константиновым, а в новый, 1946 год, сыграли свадьбу. Было тогда молодой хозяйке 19 лет. Вместе построили дом чуть выше Филимоновского дома - подальше от воды. Детей воспитывали. Вместе обзаводились хозяйством. Вместе старели.

Место их жилья довольно бойкое, особенно летом. Водители машин всегда останавливались у одинокого домика, беседовали с пенсионерами. Туристы-водники всегда причаливали у моста, закупали у одиноких хозяев молоко, сметану, картошку, расспрашивали о предстоящих по течению скалах, интересовались опасными местами на реке.
Сами хозяева неоднократно подвергались опасности. Несколько раз подвергались  наводнениям. Коров от воды на повети прятали, на лодках плавали, чтобы доить их. Но самое страшное было последнее в 1993 году. Корову вывести успели, а поросенка нет. Двое суток  старики сами спасались на высоком противоположном берегу. Дом же под самую крышу вода тогда залила. Большой ущерб был тогда. Но ничего, с помощью детей отремонтировали всё, навели порядок. И продолжали жить на прежнем месте у реки.

В 1997 году Алексей Иванович умер, с тех пор по 2008 год Таисия Ивановна одна и жила в единственном доме, оставшемся от деревеньки Каква. Жила одна в лесу, отгоняя медведей от своего подворья с домашней живностью.  Дети звали ее в город Карпинск, но Таисия Ивановна всегда  отказывалась покидать родное место.
 Но в мае 2008 года случилась большая беда. Вспыхнувший на правом берегу лесной пожар уничтожил деревянный мост через реку,  по которому проходила старая дорога Карпинск – Верхотурье,  перекинулся на левый берег.  Огненный смерч  дотла уничтожил и единственный, оставшийся от некогда бывшей небольшой деревни Каква  домик, в котором доживала свой век старая поселенка Таисия Ивановна Константинова  (или просто – „тётя Тася“, как уважительно называли ее все проезжающие и проплывающие люди). По счастливой случайности хозяйка домика-усадьбы в тот день не была дома (была в Карпинске), и она осталась живой. 
После этого стихийного бедствия Таисия Ивановна вынуждена была перебраться жить в город.

 
ШИХАН - так назывался бывший поселок лесозаготовителей и сплавщиков-плотогонов древесины, который при своем основании относился к Серовскому району. Располагался поселок на правом косогорном берегу Каквы, делающая в этом месте причудливую петлю, почти со всех сторон окружавшая поселок. В поселке имелась начальная школа, которую посещали и ученики поселка Гаревая (в двух км от Шихана) после закрытия там начальной школы.

2 февраля 1949 пос. Шихан переведен из Серовского района в состав пригородной зоны г. Краснотурьинска и вошел в состав Воронцовского поссовета.
После прекращения лесосплава по Какве жители поселка стали разъезжаться, а поселок Шихан стал вымирать и разрушаться. Остатки строений прибрал себе Богословский алюминиевый завод (БАЗ), расположенный на территории города Краснотурьинск.  Профсоюзная организация БАЗа, подремонтировав оставшиеся домики, приспособила их под дом отдыха для своих трудящихся.
Со временем в этом удивительно красивом месте, на высоком берегу горно-таёжной речки Каквы появились два жилых капитальных корпуса с комфортабельными номерами, столовая, физкультурно-оздоровительный комплекс, хозяйственные здания, детский городок, открытая танцплощадка, лыжная база, через реку построен прекрасный мост.  Для отдыхающих были разработаны маршруты летних и зимних прогулок.
В прошлом Шихан был популярным местом отдыха горожан Краснотурьинска. Все предприятия города имели возможность приобрести для своих трудящихся путевки на 1-2 и более дней отдыха.

Бывшая база отдыха Богословского алюминиевого завода расположена в 20 км. от г. Краснотурьинска, на берегу р. Каква. Относится к Воронцовскому лесничеству. Земельный участок площадью 12,3 гектара. Входит в городской округ Краснотурьинск.
С появлением нового собственника алюминиевого предприятия социальная система на Богословском алюминиевом заводе развалилась, дом отдыха новым хозяевам завода стал ненужен. В настоящее время культурно-оздоровительный центр не работает. База законсервирована.  Выставлена на продажу.
 Скалы "Шихан", расположенные здесь на правом берегу р. Каква, представляют собой геоморфологический и ботанический памятник природы. Они сложены органогенными известняками. Комплекс скальной флоры включает в себя такие растения, как астра альпийская, прострел уральский (сон-трава), гвоздика иглолистная, адонис сибирский (горицвет), папоротник вудсия альпийская. В подлеске на скалах растут чина Гмелина, княженика, голубика, костяника, смородина черная. 

               
ПОЛУТОВКА – так назывался бывший поселок лесозаготовителей и сплавщиков древесины по реке Каква. Располагался поселок на левом берегу реки, по течению ниже поселка Шихан. Здесь же есть невысокие прибрежные Полутовские скалы. С высокого косогора, на котором располагалась Полутовка, открывается прекрасный вид на всю территорию Шихана.
Первоначально поселок входил в состав Серовского района, но в феврале 1949 года поселок из Серовского района был перечислен в состав пригородной зоны г.Краснотурьинска, в Воронцовский поселковый совет Свердловской области. В октябре 1972 года поселок Полутовка прекратил свое существование и был исключен из учетных данных населенных пунктов Свердловской области. В конце 1970-х – начале 1980-х годах урочище Полутовка использовалось как место проведения военных сборов для старшеклассников школ города Краснотурьинска.
               
В  районе урочища Полутовка через реку Каква был сооружен навесной мост. Неподалеку через реку есть еще трубный мост, который используется для переправы автомашин.
            Здесь, рядом с висячим мостом, жители Краснотурьинска часто устраивали пикники. Но летом 2013 года мост пропал. Этот подвесной мост через Какву появился стараниями коллектива производственной артели старателей «Южно-Заозерский прииск» в конце 90-х–начале 2000-х для своих производственных нужд. После отработки месторождения на правом берегу Каквы этот мост старателями не использовался, он пришел в аварийное состояние, появились огромные дыры, представляющие опасность при переходе через реку. Содержать этот мост у „ЮЗП“ не было возможности, поэтому его демонтировали.

************************ 

По берегам Каквы были разбросаны еще несколько мелких поселков, жизнь которых была недолговечной. Населенные пункты  Веселый, Луковка, Пещерный,  Холодный  при своем основании относились к Надеждинскому заводу, а в 1949 году были переведены  из Серовского района в состав Воронцовского поссовета пригородной зоны  города Краснотурьинска. С окончанием лесоразработок в пойме реки Каквы эти поселения были лквидированы.

*********************** 

О трудной судьбе высланных кулаков и депортированных советских немцев-трудармейцев в суровых условиях Северного Урала можно прочитать в книгах Натальи Паэгле «За колючей проволокой Урала».

************************

************************************ 

Фотографии реки Каква можно посмотреть по адресу: 
https://fotki.yandex.ru/users/merker2012/album/206517/

Фотографии по Шихану и Полутовке можно посмотреть по адресу:
https://fotki.yandex.ru/users/merker2012/album/207794/


Рецензии
Здравствуйте!
Упомянутый в Вашей статье В.В.Лидов - это мой дед. А сама я родилась в пос. Кытлым. Очень интересные у Вас статьи с описанием поселков спецпереселенцев. В настоящее время я ищу сведения о своих раскулаченных, пока безрезультатно.
Подскажите, пожалуйста, а откуда у Вас эти воспоминания Лидова В.В.

Ольга Лидова   12.04.2024 20:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.