Чудотворн. Юхновская икона Казанской Божией Матери

ЧУДОТВОРНАЯ ЮХНОВСКАЯ ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Одна из главных русских святынь - Казанская икона Божией Матери - явилась в Казани 8 (21) июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Грозного, и связан с важнейшими событиями Российской истории, и на протяжении вот уже более чем 400 лет Матушка Казанская почитается как «Заступница усердная рода христианского». Пред Казанским образом молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о заступлении в тяжёлые времена, о сохранении Российской державы, об исцелении всякой немощи телесной, ею благословляют вступающих в брак. Списки с Явленной в Казани иконы получили широчайшее распространение, а число храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, к началу 20-го века по статистике превышало все остальные [1], [16]. В книге Е. Поселянина 1909 года «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон» даётся указание на 77 чудотворных икон Божией Матери, именуемых «Казанская»,   на всём пространстве Российской Империи [2]; в современных изданиях называют около 30-ти чудотворных Казанских образов [3], [4], [5], [6]. Но ни в одном из этих перечней не удалось обнаружить указания на чудотворный Юхновский образ Казанской Божией Матери, не одну сотню лет бережно хранившийся в Юхновском Казанском мужском монастыре и являвшийся главной святыней города Юхнова, которому в нынешнем 2015-ом году присвоено почётное звание «Города воинской доблести». Поэтому хотелось бы здесь рассказать об этой иконе подробнее.
На правом, нагорном берегу реки Угры, среди широких заливных лугов, в окружении светлых сосново-лиственных лесов, там, где в впадает в Угру, извиваясь причудливыми петлями, река Кунава, более пяти столетий стоял Юхновский Казанский Мужской монастырь. Сейчас место это разорено и находится в запустении, вот уже более 80-ти лет. Святые храмы разрушены, иконы, богатая утварь уничтожены или «исчезли» в неизвестном направлении. Остатки зданий и крепостной монастырской стены зарастают деревьями и сорной травой. На холмах, обозначающих места бывших храмов Божиих и монашеских келий, растут берёзки и другие деревья, словно охраняя и закрывая собою попранные святыни. Из множества монастырских строений сохранился единственный двухэтажный кирпичный братский корпус, да и он уже давно без крыши, с выбитыми окнами и дверями, нежилой. Лишь под окнами его пышным цветом распустилась в мае черёмуха. Ещё можно увидеть остатки монастырской стены и  фрагменты зданий – в основном, фундаменты. Неподалёку от братского корпуса - две больших белокаменных надгробных плиты с надписями, на одной кириллицей начертана дата – «АЛГ» - 1625 год.
Место для святой обители выбрано было славное: на слиянии двух рек, создающих естественную защиту от возможного врага, на высоком, но не слишком, берегу. Виды вокруг чудесные – простор лугов и пышное убранство лесов радуют глаз. Большую часть своей истории Юхновский монастырь, или Юхнова пустынь, был единственной монашеской обителью на территории бывшего Юхновского уезда Смоленской губернии. (Существуют единичные упоминания о монастыре при с. Вознесенье над рекою Угрою, основанном во второй половине XVI в. учениками преп. Герасима Болдинского, да, видно, просуществовал тот монастырь недолго). А ведь Юхновский уезд был не маленький: площадь его превышала 4 тыс. кв. км, а  население уезда в начале 20-го века достигало 170 тысяч человек. В наши дни территория, где стоял Юхновский монастырь, относится к Песоченской епархии Калужской митрополии.
Некоторые краеведы считают, что Юхновский Казанский монастырь был основан во второй половине 16 века, во времена Ивана IV Грозного. Однако выдающийся исследователь истории Смоленского края Иван Орловский пишет так: «Монастырь существовал в XV веке… Назван, вероятно, по имени основателя: в 15 в. встречаются имена Юхны Защитовского, земянина Луцкого (Ощитов-город, ныне с. Федотково), Юхны Семашковича, бояр. Городенского и проч.» [7]. Народное же предание связывает основание монастыря с именем раскаявшегося разбойника Юхны, или попросту, Юшки-Кудеяра, грабившего купцов и богатеев и помогавшего бедным. Протоирей Юхновской Соборной церкви Павел Заболоцкий в 1903 г. писал: «Город Юхнов получил свое название, как говорит предание, от имени разбойника Евфимия – Юхи, который в старину производил кровавые операции в лесах, окружавших нынешний город» [8] . А логово этого страшного разбойника было совсем недалеко от созданной им впоследствии пустыни – в семи верстах вниз по Угре, близ города Опакова  (ныне – села Палатки). Место на высокой горе на берегу Угры, со всех сторон окружённое глубокими оврагами, где сохранились остатки каменной Литовской сторожевой башни, до сих пор в народе называется Кудеяровым Яром. И это не единственный случай, когда основание святой обители на Руси приписывается бывшему разбойнику-душегубу. Так, знаменитая Свято-Введенская Оптина пустынь, по преданию, была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптою. Правило 43-е VI-го Вселенского Собора говорит, что никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души.
 Первое документальное упоминание о Юхновском монастыре находится  в писцовой книге Опаковского стана Мещовского уезда 1626 – 1628 гг.: «Монастырь Юхнов на реке Угре и на речке Кунаве, а в монастыре церковь Пресвятой Богородицы да другая церковь Рождества Христова, да предел Великого Чудотворца Николы стоят пусты без пения…» [9]. В конце 18-го века в Юхновском монастыре стояли «четыре каменные церкви: 1-я Соборная во имя Казанской Пресвятой Богородицы, 2-я Покрова Богородицы, 3-я Святого Пророка Иоанна Предтечи, 4-я Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца. Вокруг того монастыря ограда с четырьмя по углам башнями, и в нём для монашествующих кельи каменные» [9].
Юхновский монастырь во всё время своего существования являлся важным центром духовного, культурного и нравственного просвещения всей округи. После  образования в 1777 г. из подмонастырской слободы уездного города Юхнова, соборное богослужение ещё долгие годы совершалось в монастырском храме - городская Соборная церковь была построена лишь в 1804 году, а главный её престол, во имя Казанской Божией Матери, отделён и освящен в 1815 году [9]. В монастыре до 1810 г.  помещались и городские присутственные места [10].
 Главной святыней Юхновского Казанского монастыря и всей Юхновской округи считалась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Сам Юхновский монастырь посвящён этому образу, и его главная  Соборная церковь была освящена во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Однако в XV веке монастырь не мог ещё носить имя «Казанский», он получил это имя позже, так как Казанский образ Пресвятой Богородицы был обретён спустя почти столетие – в конце 16-ого века.
В сборнике «Смоленская Старина» (вып. 1; 1911 г.), Иваном Орловским помещены некоторые «Столбцы Юхновского монастыря» конца 17-го века, из них видно, что в монастыре уже в 17-ом веке имелись иконы Казанской Божией матери. Так, запись 1671 г. гласит: «[7]179-го году сентября в 30-й день Покрова Пресвятыя Богородицы Юхновой пустыни игумен Иосиф с братиею приняли иконы у вдовы Агрепены Костентиновой у человека её Лариона:… икона Казанской Пресвятыя Богородицы в окладе, оклад гладкий на золотое дело, венец и гривна и рясы жемчужные; и около венца (гладкая) гранкая, на золотое дело; в венце три камена…».
Интересно, что в возобновлённом после Литовского разорения монастыре в 1653 г. первой была построена церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и лишь в 1727 г. игумен Антоний, «человек распорядительный и ревностный к общему благу», собрав значительные пожертвования, заложил каменную двухэтажную церковь с колокольнею, в верхнем этаже которого и был устроен придел во имя Казанской Божией Матери. Постройка храма была завешена в 1739 году. В верхнем этаже престол освящён был в 1743 году Преосвященным Платоном.
Письменные сказания о чудесах, явленных по молитвам пред Юхновской Казанской иконою, будут опубликованы в 1880-1890-х годах. А в 1851 г. Юхновский игумен Савва  описывал чудотворный образ так: «Из внутренних украшений главного храма особенно замечательна икона Казанской Божией Матери, стоящая в верхней Казанской церкви по левую сторону царских врат. На ней риза и венец серебряные, вызолоченные, весом в 18 фунтов и 81 золотник: убрусы узорчато унизаны жемчугом с драгоценными камнями. В древних монастырских документах икона эта названа чудотворною; в настоящее время также многие почитают её чудотворною; но нет письменных сказаний о чудотворности её».
Сведения 1897 года: «В церкви находится местно-чтимая икона Казанской Божией матери. В летнее время она бывает в верхней холодной церкви и помещается в иконостасе по левую сторону царских врат, а в зимнее время находится в нижней церкви и помещается, где должна быть южная дверь во св. алтарь. Икона сия составляет главную святыню не только монастыря, но и города Юхнова, жители которого весьма часто просят её в свои дома, для служения молебнов. Икона сия ежегодно бывает в ходу и по селениям Юхновского уезда от 2 до 3 месяцев. Икона сия, по сказанию старожилов, перенесена в Юхновский монастырь из Шатринского монастыря, Калужской губернии, ныне уже не существующего. На иконе сей имеется риза и венец серебряные вызолоченные, весу в оных 25 ф. 44 зол. Риза и венец украшены драгоценными камнями стразами. Мерою икона вышины 1 аршин 10 вершков, ширины 1 аршин 6 вершков (то есть 1,16 м Х 1,00 м). Вес иконы 2 пуда 25 фунтов (44 кг). Цена ризы с венцом 2181 р.».
Обращает на себя внимание интересный факт: в 1851-64 гг. масса серебряных и вызолоченных «ризы и венца» на иконе указывалась в 18 фунтов и 81 золотник (7, 72 кг), а в 1897 году, «риза и венец серебряные вызолоченные» весили уже 25 фунтов 44 золотника (10,43 кг).
Касательно версии переноса чудотворной Казанской иконы из Шатринского монастыря в Юхновский, бросается в глаза одно несоответствие: Шатринский (или Шатрищегорский) монастырь, находившийся в 2,5 км от современного села Износки Калужской обл., был упразднён и приписан к заштатному Юхновскому Казанскому мужскому монастырю не ранее 1764 г., по указу Екатерины II о секуляризации монастырских земель. А престол в приделе во имя Казанской Божией Матери в верхнем этаже главного храма Юхновского монастыря был освящён в 1743 году – на 20 лет раньше. Следовательно, возможно, старожилы были не правы, и чудотворная икона появилась в Юхновском монастыре раньше 1764 года.
В июне 1894 г. «Смоленские Епархиальные Ведомости» в числе местночтимых икон Смоленской губернии называли «чудотворную икону Казанской Божией Матери в Юхновском Казанском монастыре», отмечая, что «на поклонение этой иконе и до настоящего времени стекается весьма большое количество богомольцев» [12].  Доходы от служения молебнов пред чудотворною иконою составляли одну из важных статей доходов Юхновского монастыря.
В «Смоленских Епархиальных Ведомостях» были опубликованы три
свидетельства о  Чудесных событиях, произошедших по молитвам пред иконою Казанской Божией Матери, что в Юхновском Казанском монастыре. Приведём здесь выдержки из них:
1882 год - «Исцеление, полученное пред иконою Казанской Божией Матери в Юхновском Казанском монастыре»:
«…К числу древних местночтимых чудотворных икон принадлежит и икона Казанской Божией Матери, находящаяся в Юхновском Казанском монастыре.
По сохранившимся монастырским документам, много от этой святыни изливалось благодатной помощи всем, притекающим с верою к ней. Но мы остановимся на этот раз на чудотворении, которое совершилось в 1882 году – которое занесено в монастырскую летопись, и о котором достопочтенный настоятель монастыря, о. игумен Павел, за собственноручным подписом сообщает Редакции «Смоленских Епархиальных Ведомостей» для напечатания следующее: «В 1882 г. крестьянка Юхновского уезда, села Васильевского, деревни Тишакова, Анна Леонова, 33 лет, страдавшая умственным расстройством, была привезена мужем её Петром Титовым, её родным отцом и другими односельчанами в Казанский монастырь, к чудотворной иконе Казанской Божией Матери, и в бессознательном состоянии введена была в церковь. Здесь, когда приведшие больную силою приложили к иконе Богоматери, она лишилась чувств и упала. Но когда совершено было молебствие с водоосвящением, и больная окроплена была святою водою, то она вдруг пришла в полное сознание и с христианским чувством начала приносить пред  иконою Казанской Божией Матери горячие молитвы за совершившееся над нею чудо. С тех пор Анна Леонова, будучи совершенно здоровою, ежегодно посещает монастырь для принесения благодарственной молитвы пред иконою Богоматери, от которой она получила исцеление». О совершившемся чудесном исцелении, как об особенном проявлении милости Божией, Анна Леонова просила о. настоятеля, игумена Павла, сделать гласным чрез напечатание.  Ив. Сперанский». [13].
1889 год -  «Несколько слов об освящении часовни, устроенной при деревне Русинове, Юхновского уезда (в приходе села Бутурлина), в память избавления от засухи в 1889 г.»
«22 Октября сего 1890 года состоялось торжественное освящение часовни, устроенной при деревне Русинове, Юхновского уезда, в память избавления от засухи, бывшей в 1889 году. В означенном году не было дождя в Юхновском уезде во весь месяц май. Солнечный жар в это время так сильно повлиял на все растения и посевы, что развитие оных совершенно прекратилось в самом начале роста; засуха грозила неурожаем. Сельский народ сильно приуныл было, но не отчаялся. В сердцах верующих пробудилась в это время надежда на милосердие Божие: в церквах послышались усердные молитвы покаяния и прошения о смягчении гнева Божия; по полям стали виднеться многолюдные собрания молящихся о ниспослании благотворных дождей на жаждущую землю. Для усиления молитв в пределы прихода села Бутурлина взята была чудотворная Казанская икона Божией Матери из Юхновского монастыря. (В древних монастырских Документах эта икона именуется чудотворною. См. «Историко-статист. описание Смолен. Епархии» Трофимовского, стр. 341).
Под 1-е число месяца июня сия икона вступила в пределы прихода села Бутурлина, и с этого же дня по молитвам пред оною открылись благотворные дожди на радость всем. Дожди шли во время июня и июля месяцев; оживили все растения и произвели изобилие плодов земных. В память этой-то милости Божией, явленной по молитве Царицы Небесной, жителями деревни Русинова на месте встречи означенной иконы, по благословению Преосвященнейшего Гурия Епископа Смоленского и Дорогобужского устроена часовня и освящена при крестном ходе из храма села Бутурлина. (Указ. Консист. От 28 фев.  1890 г. за № 2555 и от 22 сент. 1890 г. № 10317). Освящение часовни совершено в следующем порядке: под 22-е октября принесена была чудотворная икона Божией Матери из Юхновской обители в храм села Бутурлина. После литургии 22 октября из храма села оного открыт был крестный ход, при многочисленном стечении народа и колокольном звоне, на место часовни. Освящение совершено было местным благочинным, священником Василием Белавенцевым, в сослужении иеромонаха Юхновской Обители Антония и местного священника Николая Маркова… Вновь установленная часовня деревянная, на каменном фундаменте, покрыта железом, очень приличная. Внутри она украшена иконами: Спасителя, Животворящего Креста и Пресвятыя Богородицы – точным снимком с Чудотворной Казанской Иконы Божией Матери, что из Юхновской Обители… Благочинный, Священник Василий Белавенцев» [14].
1897 г. - «О необычайном обращении в православие»
«Настоятель Юхновского Казанского монастыря, игумен Пётр, рапортом своим от 16 марта сего 1897 года донёс Его Преосвященству о следующем необычайном обращении из раскола в православие крестьянки Мосальского уезда, Калужской губернии, деревни Ионина – Анны Карповой, 50 лет от роду, состоявшей в расколе более 20 лет.
…Она …по исповедании пред причащением, была опрошена в церкви: отрекаешься ли своего учения? И проч. Она пред всеми заявила: отрекаюсь и истинно верую в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и в святую православную церковь, признаю всё её святое учение и присоединяюсь к ней навсегда. По отречении, она удостоена была святых Таин Пречистаго Тела и Крови Христовых. По окончании литургии от обратившейся была отобрана подписка, причём она заявила, чтобы о ней было сообщено чрез начальство её волостному правлению и приходскому села Ионина священнику, чтобы её больше не считали и не писали раскольницею, а считали и писали православною. Потом составлен был акт об обращении её, при многочисленном собрании молящихся. Все бывшие в храме весьма сочувственно отнеслись к сему событию» [15]. 
Вот ТРИ ЧУДЕСНЫХ СОБЫТИЯ, произошедших в Юхнове и его уезде по молитвам пред святым чудотворным Юхновским образом Казанской Божией Матери, о которых имеются печатно зафиксированные свидетельства. Однако самым настоящим и великим чудом заступничества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы все Юхновчане считали события 1812 года, когда Наполеоновские войска, шедшие на Москву по Большой Смоленской дороге – совсем близко и разорявшие всё на своём пути, в Юхнов всё-таки войти не смогли, как и на большую часть территории Юхновского уезда, ограниченную рекой Угрой, со времён Великого Стояния (1480 г.) прозванною Поясом Богородицы.
Подробно о Юхновском ополчении 1812 года и о подвигах Юхновских жителей, возглавляемых уездным предводителем дворянства С.Я. Храповицким, можно узнать в статье М.А. Бирюковой «Юхновский уезд и его ополчение в 1812 году» (http://proza.ru/2015/06/24/479), её сокращённый вариант опубликован в сборнике: «Российские рубежи: реки Угра и Жиздра в истории военных противостояний» (Калуга: Национальный парк «Угра», 2015, С. 45 – 59).
Благодаря отважным и слаженным действиям юхновчан, благодаря беспримерно-большому денежному пожертвованию в 20 тысяч рублей Юхновского помещика – владельца парусно-полотняной фабрики в с. Опоково (Палатки) Павла Григорьевича Щепочкина, большая часть уезда была спасена от вражеского разорения. Ещё с конца июля 1812 года, за полтора месяца до прихода сюда армейского партизанского отряда Дениса Давыдова, Юхновские жители, встав на берегах Угры, несколько раз отражали атаки вражеских отрядов.
 «Юхновского уезда г-н дворянской предводитель Семен Яковлевич Храповицкий хотел тоже, как и прочие покинуть мирное свое жилище и отправляться далее; но быв возбужден верою, духом привязанности и любви к Царю и Отечеству, решился жертвовать всем и принести даже себя самого в пользу края родного... Служа ещё при Великой Екатерине и постигая правила войны, он увидел ясно, что неприятель, следуя из Смоленска по Московской дороге, может сильными своими партиями захватывать значительный объем вправо и влево большой дороги и сим способом получать все потребные припасы войскам своим и даже занять Калужскую дорогу, вознамерился по силе и возможности воспрепятствовать сему и демонстрациями приостановить его. Пользуясь уважением и доверенностью всех сословий уезда своего почтенный, сей старец собрал вокруг себя до двух тысяч человек ополчения, сформировал из числа оных несколько десятков кавалеристов для разъездов и извещения, поместив в оные самых расторопнейших дворовых людей; пригласил некоторых отставных служивших в военной службе дворян, распределил их командирами в ополчение сие, и сам и все товарищи преднамерения его, вооружили чем только можно было, ружьями, пиками, сих воинов сильных и крепких не вооружением, но верою и самоотвержением; перешел реку Угру и, став на берегу сей реки, заслонил сим движением большую дорогу, ведущую из Вязьмы в Калугу. Последствия оправдали сии правильные его действия. Первые показавшиеся неприятельские разъезды к реке сей были сим ополчением отбиты, причём взято было несколько человек в плен. Но сим старец сей не довольствовался; в городе Юхнове он устроил на свой счет лазарет и, зная надобность войск в продовольствии, учредил магазейны разного рода, коими потом снабжал приходившие войска. С ополчением своим держался на пункте сем до самого прихода отряда полковника Давыдова, с которым находился второй его сын, и потом во всё время пребывания неприятеля в Москве, до самого его отступления за Смоленск он оставался безотлучно в городе Юхнове, куда к нему являлась большая часть старшин дворянских имений, коим он строго приказывал соблюдать порядок работ полевых и, таким образом, помещики Юхновского уезда, возвратясь назад, нашли достояние своё в возможном порядке, несмотря, что во многих из сих имений неприятельские мародёры имели своё пребывание.
Князь Кутузов Смоленский, узнав о всех сих подвигах, наградил сего достойного дворянина орденом св. Анны 2-го класса, прислав ему оной при лестном рескрипте, в коем его сиятельство выставляет на вид все его благородные действия, делающие честь Российскому дворянству» [19].
Результатом героической и грамотно организованной обороны Юхновского уезда партизанским ополчением стало то, что сам  город Юхнов и  большинство сёл Юхновского уезда были спасены от вражеского разорения, а кроме того неприятелю был накрепко закрыт путь на Калугу и другие селения, расположенные южнее Юхнова. «Смоленские Епархиальные Ведомости» сообщали: «В городе Юхнове не было ни одного человека из неприятелей, и богослужение не прекращалось… В большинство сёл Юхновского уезда неприятели вовсе не были допущены, а именно в сёла: Красное, Власово, Мочалово, Сафоново, Бутурлино, Велино, Опаково, Мощину, Слободку, Рупосово, Городец, Дмитровец, Аксиньино, Рубихино, Извольск, Воскресенск и Побитое, и потому в оных богослужение не прекращалось... Во всех остальных сёлах Юхновского уезда были только мародёры, причём больше пострадало имущество священно-церковно-служителей, чем церковное» [17]. Ещё в самом начале войны 1812 года Св. Синод сделал распоряжения о повсеместном молебствии: предписывалось служить молебен «о победе на супостаты»  ежедневно с коленопреклонением. Об одном из таких молебнов в Юхнове сообщал Денис Давыдов  в «Партизанском дневнике 1812 года»: «Одиннадцатого [сентября] мы отслужили молебен в присутствии гражданских чиновников и народа и выступили в поход с благословениями всех жителей» [20]. 
Как же было Юхновчанам не благодарить Господа и Пресвятую Богородицу за чудесное избавление города и многих сёл от вражеского разорения! «Движимые благодарностью Всевышнему за своё избавление от грозного неприятеля жители города Юхнова, по инициативе местного уездного предводителя дворянства Храповицкого, приобрели икону Казанской Божией Матери в серебряном окладе и с духовной церемонией, по испрошении на то 27 генваря 1813 года Высочайшего разрешения, внесли её торжественно в собор. Приводим здесь описание самого торжества перенесения иконы:
«6 июля из села Городища, имения Храповицкого, выступила по направлению к г. Юхнову торжественно процессия, состоявшая из трёх священников, диакона и множества народа. На пути икону в каждом селе встречали с колокольным трезвоном. Вечером 7 июля торжественная процессия приблизилась к г. Юхнову. Здесь на выгонной городской земле, близ большой дороги, икона поставлена была под нарочито для этого устроенным балдахином и совершена всенощная. На следующий день, 8 июля, в день Казанской Божией Матери, по отправлении в городских церквах ранних литургий, в соборе совершено водосвятие, по окончании которого учинён крестный ход, при множестве народа, бывшего в это время в городе по случаю ярмарки, и колокольном звоне. На обратном пути до самого собора св. икона была несена под балдахином священнослужителями среди св. икон и в предшествии хоругвей и крестов, при пении церковных песнопений. Обошедши кругом собора, в притворе (между колокольней и собором) протоиерей и благочинный гор. Юхнова Лелюхин произнёс речь. Затем последовало достодолжное поклонение иконе, после чего протоиерей Лелюхин и соборный священник Чамов внесли икону в собор и поставили на ранее уготованное место. Затем соборне совершена была божественная литургия, по окончании которой протоиерей Лелюхин снова сказал приличное торжеству слово. Торжество закончилось молебном с провозглашением многолетия царствующему дому, храброму русскому воинству и всем православным христианам»» [17].
Есть сведения, что эта икона сопутствовала Юхновскому народному ополчению в 1812 г., она была помещена за правым клиросом и под ней, в память об избавлении города, было установлен штандарт, полученный в бою 13 (или 19) января 1813 г. у французского драгунского полка полковником С. Храповицким. «Это шелковый, шитый золотом штандарт, на котором имеется надпись: «Сей трофей дан за Ваграмское сражение Наполеоном 28-му французскому драгунскому полку». Штандарт был «повергнут к стопам» Его Императорскому Величеству чрез сенатора Каверина; на древке его сохраняется надпись: «В Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление оного города и округа 1812 г. октября 18 дня» [21]. На Официальном сайте Калужской Митрополии сообщается, что «ежегодно в Юхновский собор приносилась из Юхновского Казанского мужского монастыря чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери» [18].
Следовательно, после 1812 года в Юхнове стало две почитаемых иконы Казанской Божией Матери: первая чудотворная икона оставалась в Юхновском Казанском монастыре, а вторая – в Юхновском соборном храме.
В советское время, в 1920-30-е годы, и Юхновский монастырь, и Юхновский Казанский собор были закрыты. Есть сообщения, что три из четырёх храмов монастыря тогда были взорваны; а зимой 1942 г., когда в окрестностях Юхнова шли тяжелые бои, многое было разрушено окончательно. Один из последних насельников Юхновского монастыря, иеромонах Евтихиан Савельевич Скопенко стал священником в храме села Опоково (ныне Палатки), в 10 км от Юхнова, и был расстрелян в 1930 году.  О судьбе других монахов и последнего настоятеля сведений найти не удалось.
Что случилось с двумя местно-чтимыми Юхновскими иконами Казанской Божией Матери после разорения монастыря и соборного храма - не известно. Но остаётся надежда, что они уцелели и когда-нибудь будут вновь обретены.
Юхновский Казанский собор был вновь открыт в 1992 г. [18]. А Юхновский Казанский монастырь до сих пор лежит в развалинах, и на этом святом месте нет даже поклонного креста.

Список литературы:
1. Н. Н. Чугреева. Казанская икона Божией Матери. «Православная энциклопедия».  http://www.pravenc.ru/text/76054.html
2. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под ред. Е. Поселянина. СПб. 1909, 1993 репринт. С. 424 – 448.
3. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и Описание святых чудотворных Её икон, чтимых Православною церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. Сост. София Снессорева. М. 2013. По указ.
4. Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах. Сост. Иван Панкеев. М. 2002. По указ.
5. Чудотворные образы Богоматери. М. 2012. С. 88 – 103.
6. Пётр Паламарчук. Золотой оклад или Живые души. Книга чудес. М. 1993. С. 271 – 281.
7. Орловский И.И. Краткая география Смоленской губернии. (Г. Юхнов). // Памятная книжка Смоленской губернии на 1908 год. Смоленск. 1907. С. 176. 
8. Сведения о городе Юхнове и приходе соборной Казанской церкви 1903 г. (фонд И.И. Орловского) ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 6.  Юхновский уезд. Л. 140-144 об. http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/kraev6.htm .
9. К. Александров. (9 л.) Описание г. Юхнова (70-е годы XVIII в.). «Край Смоленский». № 12 за 2012 г. Л. 10 – 11. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. Д. 249).
10. В.A. Бочкарёв. Материалы для истории Смоленского края (за первую половину XIX века. // Смоленская Старина. Выпуск 3. Часть 2. Смоленск. 1916. С. 108 (ссылка на ст. «Известия из Смоленска» // «Северная Почта». 1810. № 78); С. 138, 181 (Ссылка на 2 П.С.З. т. XXIII, отдел 2-й, № 22859).
11. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года. Сост. В.В. Ханыков. Сообщил Архимандрит Леонид [Кавелин]. М. 1878. С. 73-74.
12. Смоленские Епархиальные Ведомости. № 11  от 1 - 15 июня 1894 г. Прибавление «О чудотворных иконах Божией Матери». С. 103 – 108.
13. Смоленские Епархиальные Ведомости.  № 9 от 15 мая 1891 г. С. 454 – 456.
14. Смоленские Епархиальные Ведомости.  1890 г. С. 35 – 37.
15. Смоленские Епархиальные Ведомости.  № 13 от 1 – 15 июля 1897 г. С. 759 – 763.
16. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Авт.-сост. С. Алексеев. СПб. 2012. С. 106.
17. Смоленские Епархиальные Ведомости.  № 24 от 16-31 декабря 1886 г. Неофиц. отд. «Смоленская Епархия в 1812 году». С. 1148 – 1155.
18. Официальный сайт Калужской митрополии. «Храм в честь Казанской иконы Божией Матери».
19. В.М. Вороновский. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. Юбилейное издание Смоленского Губернского Земства. СПб. 1912. С. 398 – 399.
20. Д.В. Давыдов. Партизанский дневник 1812 года. // Грозное оружие: Малая война, партизанство и другие виды ассиметричного воевания в свете наследия русских военных мыслителей. М. 2007. С. 164, 166, 181 – 182.
21. [И.П. Лесли]. Смоленское дворянское ополчение 1812 года. Издание Смоленского дворянства. Смоленск: Губернская тип. 1912. С. 344.


Рецензии