Немецкая система

Летом, после 9-го класса я устроился подработать на пилораму. Там уже работал мой знакомый, да и находилась она недалеко от дома. Тем более брали туда без опыта и без всяких документов.
Не помню, как проходило мое «собеседование», но меня сразу взяли на должность разнорабочего. Причем первый мой выход был в ночную смену. Наша бригада разнорабочих занималась очисткой цеха от отходов производства. Собирали все обрезки и грузили их в «Газон», который развозил эти отходы населению в качестве дров за небольшую цену.
Также мы убирали опилки и вывозили их в специально отведённое место ну и еще обрабатывали горбыль, пилили его на куски определенной длинны для повторного запуска в производство.
В ночную смену я проработал три ночи. Работали мы 5 дней по двенадцать часов, а в субботу восемь. Ночью как я потом понял работать гораздо лучше – начальства нет, работай себе если есть работа и никто тебе не мешает.
Так как пилорама находилась в моем районе, да и город у нас маленький, то всех работников я хотя бы наглядно знал. В основном это были взрослые мужики, отставные военный, любители выпить, бывшие совхозные шоферы, но попадалась и молодежь и даже женщины.
Вообще пилорамой владели латыши, но они появлялись редко, местным начальником был Андрей по прозвищу «Сказка». Значение этого прозвища мужики комментировали так: «Вот как время зарплаты придет – сам поймешь почему «Сказка»».
Но я не обращал на это внимания, работал себе и работал, когда надоело быть разнорабочим подошел к мастеру и попросился в цех. Мастер был не против и поставил меня на станок, сначала на один, потом на другой, так я поработал почти на всех станках в цехе.
Интересная на пилораме была система перекуров. Мужики называли ее «немецкая» (кто-то из них сказал, что в Германии так работают). Суть системы проста: работать начинали в 8:00, работали до 8:50, потом 10 минут перекур и дальше работать и так каждый час.
Я вовремя получил аванс и не понимал беспокойства мужиков насчет зарплаты. Особенно когда на перекурах видел мужиков, которые давно не работали, но за зарплатой приходили. Они сидели с нами на выходе из цеха и курили, ждали свои кровные, но обычно после выхода от начальства выходили с недовольными лицами, а через неделю приходили опять. Когда я спросил у одного из своих коллег: «А им реально по полгода не выплачивают зарплату?», коллега ответил: «Вот поэтому прозвище у нашего начальника Андрея – «Сказка»».
Потом и нам стали задерживать зарплату. Но мужики, как-то не сговариваясь начали «бастовать». Немецкая система поменялась. Теперь в день предполагаемой выплаты зарплаты перекуры становились все длинней: сначала 15 минут вместо 10, потом 20 и так далее. После первого дня такой «забастовки» начальство не уловило ее суть и зарплату не выплатило. Уже на следующий день никто не слушал отмазки начальства, «немецкая система» опять работала по новым правилам: теперь перекур длился 50 минут, а работа – 10. Да и в эти десять минут все массово начинали разбирать станки и нести пилы в заточку. То есть производство встало.
Начальство поняло, что ожидаемая прибыль намеченный план по производству под угрозой срыва и выдало всем зарплату, не всю конечно, но большую часть. Цех заработал по старой схеме и производство возобновилось. Я отработал полтора месяца, еще неделю ждал пока получу оставшуюся зарплату, получил расчет на руки и забыл о пилораме. Вот такая вот «немецкая система».


Рецензии