Глава 90. Ольга Семёновна Племянникова Душечка

Среди многочисленных удивительно ярких, неповторимых и запоминающихся героев произведений А.П. Чехова Ольга Семёновна Племянникова, которую знакомые с искренним чувством называли Душечкой, занимает особое место. Все порождения чеховского гения — от отставного урядника из дворян Василия Семи-Булатова, написавшего письмо к учёному соседу, до рефлексирующей, легкомысленной транжиры Любови Андреевны Раневской из «Вишнёвого сада»* — все они созданы Чеховым, хотя и взяты во многом из реальной жизни благодаря острой наблюдательности писателя. Ольга же Семёновна Племянникова — пожалуй, самый положительный женский образ во всей мировой литературе, — наоборот, возникла вопреки воле Антона Павловича: совсем иной, чем предполагал написать её автор, более того, создаётся впечатление, что она сама выбрала, посредством чьего пера явиться на свет Божий.
__________________________
* Напомню: «Письмо к учёному соседу» (1880) — самое первое опубликованное произведение А.П. Чехова; последний шедевр писателя пьеса «Вишнёвый сад» была впервые поставлена в январе 1904 г., а опубликована в июле того же года. Умер Антон Павлович 2(15) июля 1904 г.

Почему так? Наверное, потому, что милая, добрая, светлая Душечка и есть тот самый Дон Кихот в юбке. И как Дон Кихот, по замыслу Сервантеса, должен был стать объектом насмешки, но неожиданно со временем вырос в высочайший символ добра и благородства, так и Ольга Семёновна, задуманная Чеховым для насмешки, мягкой тёплой ручкой остановила великого шутника и явилась нам символом безграничной женской любви, домашнего уюта и чадолюбия.

Биография Чехова хорошо известна читателю по школьной программе, не станем подробно останавливаться на ней. Вкратце же скажу следующее.

Антон Павлович родился 29 января 1860 г. в Таганроге в многодетной семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова. До 1844 г. Чеховы были крепостными, выкупились, а за три года до рождения Антона отец его приобрёл собственную бакалейную лавку. Так что потомственными купцами Чеховых не назовёшь, скорее потомственными крестьянами, хотя все шестеро детей Павла Егоровича представляются нам сегодня образцом русских интеллигентов, конечно, в положительном смысле этого ругательного нынче понятия.

Сочинять Антон Павлович начал ещё с гимназической парты, но первое его произведение — рассказ «Письмо учёному соседу» — было опубликовано только в 1880 г. в журнале «Стрекоза», № 10. Далее литературная судьба писателя складывалась весьма удачно — вначале как юмориста и сатирика, позже — как драматурга и беллетриста. Успешным был уже его первый сборник «Пёстрые рассказы», вышедший в 1886 г., а затем успех только возрастал и уже к 1890 г. Чехов стоял в ряду выдающихся писателей современной ему русской литературы.

В 1888 г. у Антона Павловича начался тяжелейший нравственный кризис, вызванный его обострённым чувством социальной ответственности. Выход писатель нашёл в поездке к каторжным поселениям на Сахалине, которая состоялась в 1890 г. Чехов преодолел расстояние более чем в 14 тысяч километров. Итоговая книга этого путешествия «Остров Сахалин» вышла только в 1895 г. Надо отметить, что поездка сильно подорвала здоровье писателя, некоторые чехововеды утверждают, что она в значительной мере укоротила жизнь Антона Павловича.

Вскоре после возвращения с Дальнего Востока Чехов купил себе имение Мелихово под Москвой (в 1892 г.), где поселился вместе с семьёй. Там писатель творил, врачевал, меценатствовал — организовывал помощь голодающим, боролся с эпидемией холеры, строил сельские школы, писал отзывы на рукописи начинающих авторов… В Мелихове Чехов был счастлив.

Но в 1897 г. у него началось сильное лёгочное кровотечение. Врачи рекомендовали Антону Павловичу переехать в Крым. Обосновался он в деревне Аутка, бывшей тогда окраиной Ялты, где купил участок земли и построил небольшую усадьбу. К тому времени Чехов уже создал значительное число своих классических произведений, в том числе повести «Степь», «Палата № 6», «Мужики», «Дом с мезонином», большинство известных нам рассказов, пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка»…

Ещё в 1890 г., как вы наверняка обратили внимание — в год поездки на Сахалин, Антон Павлович задумал написать повесть, где одним из главных действующих лиц предполагал сделать женщину, неспособную иметь собственную жизнь и целиком поглощённую жизнью мужа. Она должна была стать образчиком мещанской пошлости и глупости. Однако повесть не получилась. Отдельные фрагменты замысла перекочевали в другие произведения.

Но в 1898 г. к Чехову обратился главный редактор только-только задуманного нового журнала «Семья» с просьбой дать им для публикации любое произведение и таким образом поддержать доброе начинание. Антон Павлович согласился, однако задержался с обещанным. Когда же издатель журнала напомнил писателю об их договоренностях, то он срочно из Ялты отправил ему новый рассказ «Душечка», который был написан Чеховым, по предположению литературоведов, между 26 ноября и 7 декабря 1898 г. Рассказ вышел в № 1 журнала «Семья» за 1899 г.

Следует сказать, что «Душечка» в целом была принята читателями весьма прохладно. Одним из первых, кто оценил это гениальное произведение по достоинству, оказался Лев Николаевич Толстой. «В письме Чехову от 24 января 1899 года И.И. Горбунов-Посадов* сообщил ему мнение Толстого о “Душечке”: “Лев Николаевич в восторге от неё. Он всё говорит, что это перл, что Чехов — это большой-большой писатель. Он читал её уже чуть ли не четыре раза вслух и каждый раз с новым увлечением” (ГБЛ). О том же писала Чехову Т.Л. Сухотина-Толстая** 30 марта 1899 года: “...Ваша <Душечка> — прелесть! Отец её читал четыре вечера подряд вслух и говорит, что поумнел от этой вещи” (ГБЛ)»***.
____________________________
* Иван Иванович Горбунов-Посадов (1864—1940) — известный российский педагог, издатель, последователь Л. Н. Толстого.
** Татьяна Львовна Сухотина-Толстая (1864—1950) — дочь Л.Н. Толстого, автор замечательных воспоминаний об отце.
*** «Чехов в воспоминаниях современников». М.: 1960.

Неудивительно, что современники не поняли истинное значение «Душечки». Героиня рассказа относится к той категории выдающихся явлений, о которых говорят: «Большое видится на расстоянии». Как в своё время осознание истинного значения Дон Кихота произошло почти через триста лет после выхода в свет книги Сервантеса, так и осознание нами образа Ольги Семёновны Племянниковой только начинает происходить в наши дни, более чем через сто лет после её появления.

За этот не такой уж большой исторический срок человечество в полной мере вкусило результаты столь модной в конце XIX в. идеи эмансипации женщины, её равноправия и феминизации общества в целом. Всё произошло почти так, как того желали социалисты и истерички женского движения позапрошлого столетия. Достаточно припомнить дела Розалии Землячки*, Эльзы Кох**, Эвиты*** или Маргарет Тэтчер**** (список подобных современных эмансипе в самых разнообразных сферах деятельности бесконечен, взять хотя бы наших отечественных так называемых бизнес-леди и политиков), чтобы понять, почему именно накануне великих потрясений — мировых войн, социальных и сексуальных революций, дикой глобализации планеты миру свыше была явлена идеальная женщина — хранительница очага и домашнего благополучия.
__________________
* Розалия Самуиловна Землячка (Залкинд) (1876—1947) — фактический организатор РСДРП; в то время, как В.И. Ленин и прочие вожди и теоретики будущей партии отсиживались в эмиграции, именно Землячка разъезжала по России, сколачивала марксистские группы в единую партию, вербовала новых членов и готовила партийные съезды. В дальнейшем она серым кардиналом присутствовала почти во всех важнейших делах большевиков. Уже после Октябрьской революции и Гражданской войны, когда белыми был сдан Крым, Землячка лично приехала на полуостров и возглавила массовые казни сдавшихся в плен солдат и офицеров, причём испытывала огромное удовольствие, лично стреляя в затылки пленным мужчинам. Вопреки широко распространенному мнению современных историков, Сталин, якобы стремившийся избавиться от старых большевиков — свидетелей его роли в революционном движении, не осмелился тронуть всё обо всех знавшую Землячку, и она благополучно скончалась во власти и почёте и прахе покоится в кремлевской стене.
** Эльза Кох (1906—1967) — знаменитая жена коменданта концлагеря Бухенвальд; в истории известна тем, что коллекционировала человеческую кожу с татуировкой — к 1945 г. в её коллекции было свыше 2000 абажуров, перчаток, кошельков и сумочек из этого «материала». Кожу обычно сдирали с живых людей, и только затем их казнили. После войны Эльзу Кох трижды арестовывали, но всякий раз торжествовал западноевропейский гуманизм. На Бухенвальском процессе 14 августа 1947 г. её осудили на 4 года тюремного заключения. В 1951 г. осудили ещё на 4 года. Когда садистку арестовали в 1967 г. и ей грозило уже пожизненное заключение, Кох покончила с собой в тюрьме Айбах.
*** Мария Эва Дуарте де Перон по прозванию Эвита (1919—1952) — жена аргентинского диктатора-фашиста Хуано Доминго Перона, кровожадная и жестокая воровка, хамка и распутница, ложно прослывшая «защитницей угнетенных» и «великой благодетельницей» бедняков. Впоследствии ее идеализировали и навязывают толпе как образец деятельной великосветской дамы. Сегодня о ней знают преимущественно по мюзиклу конца 1970-х гг. «Эвита», созданном Эндрю Ллойд Уэббером и Тимом Райсом, и фильму «Эвита» 1996 г. с Мадонной в главной роли.
**** Маргарет Хильда Тэтчер (р. 1925) — премьер-министр Великобритании 1979—1990 гг. Теоретик и практик принципа «каждый для себя» в общественной жизни. Женщина жестокая до садистских наклонностей, организатор бойни на Фолклендских островах (погибло около 1000 человек), разорительница английских шахт, Тэтчер получила от подхалимов прозвище «Железная леди» и ныне преподносится российскими СМИ как образец женщины-политика.

Тихая любящая Душечка вступила в бой не с ветряными мельницами, а с порочным человечеством, раздираемым неразрешимым противоречием абстрактного гуманизма и реальности, и, похоже, одерживает потихоньку нравственную победу. Можно не сомневаться, что впереди её ждёт полная победа. А подтверждением тому стала всевышняя награда бездетной дважды вдове — ей был послан мальчик Саша, который для читателя остался с Душечкой на всю жизнь.

Экранизирована «Душечка» была только один раз. В 1966 г. вышел фильм С.Н. Колосова* с одноименным названием. Роль Ольги Семёновны Племянниковой исполнила замечательная наша актриса Л.И. Касаткина**.
______________________
* Сергей Николаевич Колосов (1921—2012) — видный советский кинорежиссёр, Народный артист СССР; основоположник жанра многосерийного телефильма в отечественном кинематографе; автор фильмов «Вызываем огонь на себя», «Операция “Трест”», «Помни имя своё», «Мать Мария» и других.
** Людмила Ивановна Касаткина (1925—2012) — выдающаяся советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР; сыграла главные роли почти во всех фильмах С.Н. Колосова.


Рецензии
Дорогой Автор!

Опять же мне не хватает прямых текстовых из "Душечки" доказательств того, что она "пожалуй, самый положительный женский образ во всей мировой литературе".

Вы очень пространно останавливаетесь на фактах биографии писателя, я все ждала, может, она будет иметь отношение к Героине, но нет...
Совершенно по себе плавают айсбергами имена Землячки, Кох, Эвиты и Тетчер, - к чему они?
Лучшее противопоставление ОСП-Душечке были бы имена женщин, отдавших себя в положительном смысле обществу (К примеру: Юлия Вревская, Тургенев о ней писал, а так же наша Ниловна, Мать у Горького). Подобные Героини оттенили бы выразительным образом "идеальную женщину— хранительницу очага и домашнего благополучия" Душечку.

С уважением
Альвина Гукк

Гукк Альвина   10.01.2017 23:21     Заявить о нарушении
Уважаемая Альвина!

К сожалению, сто процентов не согласен с Вами.

Книг, где анализировались бы исключительно положительные образы литературных героинь, в нашей литературе более чем достаточно.

Анализ, сделанный в данном случае, исключение. Его больше нигде не существует в природе. А данный акцент более чем необходим. Ведь в сносках я говорю не о придуманных персонажах, а о реальных женщинах, которые ханжески выброшены из обиходных рассуждений и скрыты от общества.

Не уловил я еще такую Вашу мысль. Чем оттенили бы образ Душечки та же Юлия Вревская или Ниловна? Очередным повтором? Или чем?

Другой вопрос. Не это ли слюнтяйство в отношении положительных образов книжных героинь породило в реальности монстров типа Эльзы Кох или Землячки? Женщина не может быть палачом тысяч мужчин? Еще как может!

Не сомневаюсь, что нынче из таких же побуждений замалчиваются имена садисток и в Югославии, и на Ближнем Востоке. О том, что творили прибалтийские садистски с нашими восемнадцатилетними парнями в Чечне общество тоже как-то быстренько забыло. Но ведь это было в реальности и никуда от этого не деться. Матери рыдают по сей день, и им нет дела мужчина или женщина истязали и убили их сыновей.

А на мой взгляд о таких вещах необходимо говорить открыто, много и громко и именно на фоне таких благородных светлых образов, как Душечка, созданных пером гениальных писателей.

"Душечку" я выбрал для этой книги потому, что литературоведы нескольких поколений пытаются представить героиню рассказа ничтожеством и дурой. Данная маленькая глава стала попыткой подтолкнуть читателя к пониманию образа Женщины, сложившегося со времен Элеоноры Аквитанской и ее куртуазной философии с культом дамы и с идеологией рыцарства. В частности, я утверждаю, что рыцарство возможно только там, где есть Дама. А женщины-изверги, женщины-садистски Дамами быть не могут априори. Слабосильная, но преданная своему спутнику Душечка есть наивеличайший контраст им, а никак не Юлия Вревская или Ниловна - женщины-воительницы, каждая в своем мире. Женщины-воительницы не могут быть контрастом, они есть противоположность в двух крайностях. Сестра милосердия на войне - тоже воительница, надеюсь, с этим Вы согласитесь.

Данную точку зрения отрицает почти вся мировая литература. Я полагаю это даже на заблуждением, а преступлением и подлостью писателей против человечества.

Образ Душечки не дополнять или оттенять надобно, необходимо давать жесточайший контраст (что и было мною сделано), чтобы хотя бы кого-то проняло и заставило уважать таких неприметных "квохчущих" в сторонке Душечек, а не бездумно восторгаться не слезающими с экранов и из эфира актерками-потаскушками или политическими мымрами. Об аристократках и женах президентов вообще умолчу, чтобы не вдаваться в суетные подробности.

Так что в данном случае я с Вами абсолютно не согласен и буду настаивать на своей позиции.

Виктор Еремин   11.01.2017 15:30   Заявить о нарушении