Эпилог

Тишина в Барвенковсксом выступе, бои закончились. По проселочной дороге не спеша ползет тридцатьчетверка. В открытом люке механика – водителя немецкий танкист.

На трансмиссии сидят еще два немца и лежит тело убитого. Убитый в генеральсьой форме. Тепло из двигателя танка шевелит седеющие волосы убитого. У него большой открытый лоб, волевые черты лица. Гимнастерка на груди генерала темная от запекшейся крови.

 Даже орден Ленина потемнел от крови. Танк останавливается возле небольшого хуторка, на окраине которого уже вырыта могила. Взвод немецких солдат выстроен в шеренге возле могилы.


Тело генерала на плащ-палатки спускают на землю и кладут на краю могилы. На лицах немецких солдат удивление, перед ними лежит убитый русский генерал, которого собираются хоронить с воинскими почестями.


- Солдаты! Торжественно произносит немецкий ротный. Перед Вами лежит командующий  Шестой русской армии.  Его Армия пыталась отбить у нас Харьков, но вместо этого наши войска нанесли ей жестокое поражение.

  Ее командующий предпочел плену смерть в бою. Он как настоящий солдат взяв винтовку в руки попытался вместе со своими солдатами вырваться из окружение. И мы солдаты Вермахта отдаем дань мужеству нашего противника.

 Гремит салют, и тело генерала опускают в могилу.  Харьковское сражение мая 1942г окончено.

Сталинград конца 1942г должен был начаться для немцев на пол года раньше - в мае 1942г. с Харькова. Все казалось было предусмотрено в этом наступлении:  серьезная подготовка, опытные  командиры, смелые бойцы, но случилось, то что случилось. Вот как описывали иностранные корреспонденты страшную картину уничтожения, через 36 часов, после окончания боев в Барвенковском выступе:

 « У реки Береки и на далеко протянувшихся холмах восточнее реки вместе с тысячами убитых лежала техника… Каждый отрезок реки, каждая воронка, каждая яма, была до краев наполнена грузовиками и обозными повозками, танками, мертвыми людьми и лошадьми.

 Насколько хватало глаз, в степи была видна та же картина: орудия, танки, грузовики, повозки, лежащие в мертвой неподвижности, в которой их остановил ураган».
Десятки тысяч Викторов, Иванов,  легли в землю в мае 1942г под Харьковом. Почти четверть миллиона человек попали в плен, из них вернуться домой смогли немногие.
   Горьки уроки Харьковской катастрофы, для Красной Армии, но что самое поразительное она окажется не последней. Пройдет менее года и опять  почти в тех же местах  Красная Армия получит новый болезненный удар и вновь будет отброшена за Северский Донец.

Удивительны и судьбы некоторых участников Харьковской трагедии. На командующего 9 Армии Южного фронта генерал-майора Харитонова Малиновский и Тимошенко захотят повесить «всех собак» и быть бы Харитонову расстрелянным, если бы не вмешался Василевский.

 Он отстоял  генерала перед Сталиным и вскоре тот был назначен командующим новой, уже третьей по счету 6 Армии. С ней он отличится в боях и весной 1943 года дойдет до Днепра и вновь в ходе нового контрнаступления  немцев будет отброшен за Северский Донец. Весной того же 1943 года  Харитонов тяжело заболеет и  28 мая 1943г.- в годовщину окончания Харьковской трагедии скончается.
  Основных же виновников поражения: Тимошенко, Баграмяна и Хрущева, после очередного немецкого прорыва Сталин раскидает по разным местам. Тимошенко с осени 1942 года он назначит командовать войсками Северо-Западного фронта.

 И подтвердятся слова Ивана Авирова о том, что « …маршал в обороне сидеть не привык ». В течении  двух месяцев с момента прибытия маршал организует два наступления с целью окружить Демянскую группировку немцев, но обе операции не достигнут своих целей.   Но все это будет позже, а тогда в мае 1942 года уничтожив Шестую русскую армию под Харьковым, Шестая немецкая армия выходила на новую дорогу. Впереди ее ждал Сталинград.


 2005- 30.04.2015


Рецензии