Мое крымоведение. Мой любимый Крым
Предыдущий очерк http://www.proza.ru/2015/07/18/1117
Моя Великая Россия,
Крым возвращается домой,
Как та усталая подлодка,
Что свой забыла позывной.
Она потрепана штормами,
В команде назревает бунт,
И флаги чуждые над нами
Трепещут злобно на ветру.
За годы странствий средь тумана
Почти угас надежды луч,
И молодые капитаны
Пиратский прославляют путч.
Гляжу назад, в душе тревожно,
В ушах разрывы канонад,
А за кормой кровавой пеной
Пожарищ отблески горят.
Храни Всевышний Украину,
Что покидаем навсегда,
Пусть процветает - зла не держим-
Людская кровь ведь не вода!
А ты, Великая держава,
Забытый берег мой родной,
Маяк Свободы, Мощи, Славы,
Ты дай нам место у причала-
Скиталец - Крым идет домой!
(стихи автора, 2014 год)
Пока я выставляла четвертные оценки по крымоведению, предложила учащимся 7-9х классов написать мини – сочинение на тему «Мой любимый Крым». Дети, как обычно на последних уроках, шушукались, пересмеивались – переглядывались, поэтому, собирая работы, я не ожидала прочесть на привычных листочках в клеточку или в линеечку что-то особенное, что могло бы меня удивить. Да и что можно сочинить за каких - то тридцать минут?
Оказалось - можно. И, если закрыть глаза на орфографические и прочие ошибки, то следует признать, что некоторые работы меня удивили, и даже тронули детским своим патриотизмом - немного наивным, но таким естественным, как любовь ребенка к маме, к родному дому, к жаркому крымскому солнцу и теплому морю, которое всегда рядом. Цитируя детские сочинения, я постаралась сохранить особенности оригинала, лишь кое-где добавила запятые и заглавные буквы.
Рассказывая про полуостров Крым, школьники воспринимают его как свою малую Родину, не забывая и о Великой России, частичкой которой Крым является. И, конечно же, рассказывают о родном городе.
Семиклассница Виктория пишет: «Керчь - самый древний город не только в Крыму, но и во всей Российской Федерации. Моему городу – 26 веков!». Даниил, из 9-в класса, уверен:«Керчь – один из крупных городов Крыма. Скоро тут построят мост через Керченский пролив, который объединит нас с материковой Россией».
Ученик 8го класса Вадим начинает свою работу словами: «Крым - это замечательное место. Я считаю, что лучше места для отдыха, да и вообще, чтобы жить – не найти.
Это Крым,
И по - совести, это - Россия,
Это Крым-
Здесь везде только Русская речь.
Это Крым,
Симферополь и Ялта,
Севастополь и Керчь…»
Дальше мальчик отвечает на поставленный вопрос: «Я люблю свой Крым за чистый воздух, за море - Черное и Азовское, за смелость и отважность(!) его жителей, за храброе противостояние, как во время военных действий, так и в повседневной жизни. Крымчане – сильный народ, патриотичный». А девочка Светлана добавила: «люди у нас добрые и щедрые, готовые помочь в любую минуту». Вот так, ни больше, ни меньше.
Вадиму вторит и Арсен, который пишет в сочинении: «Я бы рассказал своим гостям историю Керчи, сводил бы их на экскурсию, на гору Митридат и в Аджимушкайские каменоломни, где рассказал бы о героях Керчи, которые готовы были отдать свою жизнь за освобождение города».
Тема минувшей Великой Отечественной войны звучит во многих детских работах, это и неудивительно, ведь в Керчи память об этой войне - в каждой семье. Кроме того, в 2015 году крымчане вместе со всей Россией встретили 70-летие Великой Победы.
Девятиклассник Даниил так раскрыл тему сочинения: «Крым – наша малая Родина. На восточном краю Крыма обосновался мой любимый город – герой Керчь. Он существует более 26 веков. Город – герой его назвали за героизм и кровопролитные бои. За Керчью есть поселок Эльтиген, или как его называли – Огненная Земля, именно здесь были страшные битвы с врагом»
Одноклассница Даниила, Светлана, пишет: «Если бы ко мне приехали гости издалека, я бы их сводила на крепость Ени - Кале, туда хоть и ехать далеко от нас, но там много интересного, и получаются хорошие фотографии. Следом мы поедем в Аджимушкайские каменоломни, сходим на экскурсию, помянем минутой молчания павших на войне»
Андрей из 9-в рассуждает так: «В Крыму все города прекрасны. Каждый город красив по -своему. Но ничто не сравнится с моим родным городом. На окраинах города Керчи есть две замечательные крепости. Первая – это крепость Керчь. Это военная крепость, которая хорошо охраняется, но туда можно попасть благодаря экскурсии. А вторая находится недалеко за городом, ее название Ени – Кале. Это самая красивая крепость»
Школьница Ксения поясняет: «Название крепости «Ени - Кале» правильно звучит на татарском как «Кни-Кале», а на арабском как «Кале-и-джеид», что в переводе означает «Новая крепость». До нашего времени дошло название этого древнего укрепления»
Георгий, ученик 7-а класса, поразил меня своей эрудицией: «Мои любимые города в Крыму – это Симферополь и Керчь. Но Симферополь знаменит одним, а Керчь – другим. Например, в Керчи есть Аджимушкайские каменоломни. Подземные каменоломни, где часть войск Крымского фронта со второй половины мая и до конца октября 1942 г. вела героическую оборону против немецко - фашистских захватчиков. Еще у нас есть Керченская картинная галерея. Но моя любимая достопримечательность – это Царский курган, памятник погребальной архитектуры 5го века до н.э.»
Другой ученик 7-а класса, Руслан, также вживается в роль экскурсовода: «Сегодня мы проведем экскурсию по окрестностям моего любимого города. Сначала мы посетим музей истории Эльтигенского десанта. Керченско –Эльтигенская морская десантура, операция в октябре- декабре 1943 года положила начало освобождению Керчи.
Следующий наш шаг – к грязевым вулканам. В России они находятся на Керченском и Таманском полуостровах, на Сахалине. Самым мощным грязевым вулканом в Булганакской группе является вулкан Андрусова. Диаметр кратера составляет 50 метров. Теперь мы пойдем на городище Тиритака – античное городище на берегу Керченского пролива. Существует второе название городища - Дия. Город был основан греками около 6го века до н.э. и входил в состав Боспорского царства»
Крымский полуостров в сознании юных крымчан – настоящий полуостров сокровищ. Многие школьники в своих сочинениях рассказывают о тех местах, где им удалось побывать на экскурсиях со своими одноклассниками или с родителями.
Так, Даниил, учащийся 7-а класса, пишет: «Крым - уникальный уголок планеты, в нем есть много достопримечательностей. Я побывал в пещере Эмине- Баир – Хосар. Там были сталактиты, сталагмиты и сталагнаты, а также останки древних животных, таких как мамонт и древняя коза, почти неотличимая от сейчашней.
Если бы я был экскурсоводом, я бы отвел свою группу в пещеру Эмине- Баир – Хосар. Думаю, всем бы понравилось смотреть, как вода капает со сталактита на сталагмит, и получается сталагнат».
Древним символом, изображенным на гербе Республики Крым, а также на гербе города Керчи, является мифическое крылатое существо – грифон. Любопытно, что юные жители нашего города, сталкивающиеся с древними мифами на каждом шагу, воспринимают грифона не как грозное чудовище, а скорее как некий родовой тотем, хранителя и защитника, и даже склонны подсознательно его очеловечивать.
София рассказывает о грифонах так: «Мой город славится морями, которых у нас два – Черное и Азовское. Еще Керчь славится горой Митридат, у начала ее ступеней стоят знаменитые грифоны, охраняющие ключ от наших морей. Этот мифический персонаж также изображен на гербах Керчи и Крыма. Кстати, на гербе Крыма грифон держит уже не ключ, а жемчужину. Ведь наш полуостров – это жемчужина России»
Богдан, например, объясняет символику герба следующим образом: «Керчь так много раз меняла владельцев, ее постоянно грабили и захватывали, поэтому жители и придумали себе хранителя – грифона - льва с головой и крыльями орла».
Другие школьники характеризуют керченского грифона так: « Грифон – это могучее существо из мифов, которое охраняет Керчь от врагов»; «Грифон – это существо с крыльями и лицом (!) орла, но с телом и душой льва»; «Золотой грифон – это хранитель нашего города. Он гостеприимен, но врагов он разорвет своими когтями»; «Грифон изображен на гербе Керчи со времен Пантикапея. Он хранит ключ к Черному и Азовскому морям».
Отдельная тема – достопримечательности. Как простодушно выразился уже знакомый нам Андрей: «В Крыму и в Керчи достопримечательностей завались!»
Анастасия утверждает: « В Керчи множество достопримечательностей. Наш город очень красив, на побережье всегда множество людей, наслаждающихся свежим морским бризом»
Полиночка удивлена: «Что бы я показала своим гостям? Это глупый вопрос! Конечно, я сводила бы их на море, в любое время года. Поднялась бы с ними до вершины горы Митридат. Обязательно показала бы им страусиную ферму. Вобщем, показала бы красоту нашего города»
Умный и рассудительный Кирилл высказывает свое мнение: « Недавно меня спросили: «Что бы ты показал своим гостям в родном крае?» С уверенностью я могу ответить, что одной и самой главной ценностью является море, теплый климат и чистый воздух, так хорошо поднимающий настроение. Я безумно люблю свой город за его красоту, уникальность. Хоть я живу в нем с первых минут своей жизни, я не перестаю восхищаться им и открывать для себя все новые секреты Керчи»
Даниил, который с увлечением проводил нам экскурсию по крымским пещерам, заканчивает свою работу такими словами: «Я люблю свой город за то, что я могу летом пойти на море, а не ехать в другой. Я родился в этом уголке страны и не хочу его покидать. Мне очень нравится мой город, и мне приятно в нем жить»
«История города не стоит на месте, - уверена Настя, - он становится современным и развивается вместе с другими. Керчь очень красивый, многообразный город, в котором приятно и интересно жить»
Среди школьников, чьи сочинения я процитировала - и русские, и татары, и украинцы, и армяне. Недаром девиз на гербе Республики Крым гласит: «Процветание в единстве!»
Нивы и горы твои волшебны, Родина.
Солнце и море твои целебны, Родина.
Эту землю мы сохраним
И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,
Цветущий, как сад, Крым!
Зори свободы твои сияют, Родина.
Братья-народы твои шагают, Родина.
Эту дружбу мы сохраним
И вместе, крымчане, прославим в веках Крым,
Прославим в веках Крым!
Славься, Крым!
Свидетельство о публикации №215122900628
С наступающим Новым годом.
Леонид.
Леонид Синицкий 30.12.2015 19:39 Заявить о нарушении