Шушляпа

                ( рассказ Михалыча )


Было раннее туманное утро, когда мы с Фанилем расположились на берегу озера и стали рыбачить, из-за тумана поплавок было еле видно. Из дома мы выехали часа в три, чтобы порыбачить на утренней зорьке. Но к обеду рыба перестала клевать и мы устроили перерыв. -"А знаешь? Мне  звонила сестра и сказала, что Шушляпу-то вчера забрала полиция. Арестовали. Говорят, что он был главным над попрошайками и обирал их"- сообщил он мне такую новость. Вот это новость! Вот это Шушляпа!

С Шушляпой я познакомился чисто случайно. Мой сосед Михаил, с которым мы несколько лет вместе ездили на рыбалку, уехал из нашего дома. Свою квартиру двушку, они с женой поменяли на частный дом. Дом правда был новый, но требовал доделки и без всяких удобств. И я затосковал. Понимал, что это всё! Накрылась наша совместная рыбалка. -"Не унывай!"- говорил он мне. -"Не далеко же я уехал, на другой конец посёлка. Телефоны есть. Будем созваниваться и  ездить рыбачить, как всегда."- Ох, не понимал он по молодости лет, сколько труда нужно вложить в этот дом, чтобы довести его до ума! Да и усадьба десять соток! Её тоже надо обрабатывать. Он же не Рокфеллер, денег столько нет, чтобы всё благоустроить. Вот и придётся своими ручками всё делать, а для этого нужно время. Зимой мы с ним, как всегда ездили на рыбалку, ловили окуньков и другую рыбу. А вот летом? У него теперь не было времени для рыбалки.

С другими рыбаками уже не поедешь. Там свои компании, сложившиеся годами. И я затосковал. Как говорил один мой знакомый: -"Не та тоска, что в заборе палком торчит, а та тоска который пещаль!"- При этом он тоскливо поднимал лицо к верху, указательным пальцем двигал из стороны в сторону и под конец, сделав скорбное лицо поднимал палец кверху. Все, кто его слушал смеялись. Но мне было не до смеха. Перспектива, летом сидеть дома меня не устраивала. Вот уже несколько лет, как я на пенсии и всё было бы ничего, но я стал замечать, что денежные запасы потихонечку "тают." Конечно пенсии на хлеб хватало. Но ведь хочется, чтобы хлебушек был с маслом.

И решил я поработать, всё не так тоскливо будет на людях-то, да и к пенсии прибавка. Поговорил я с работающим пенсионером из соседнего дома и он свёл меня со своим начальником. Так в разгар лета я устроился на работу охранником. Дежурить нужно сутки через двое. Меня это устраивало. Охранять мне пришлось комбинат питания в студенческом городке. Двухэтажное строение, в котором на втором этаже распологались два банкетных зала, а на первом этаже кафе и студенческая столовая. Днём я сидел на входе в столовую, не пропускал студентов в верхней одежде и смотрел за порядком в зале. Ночью охранял весь комбинат. Смотрел, закрыты ли все окна, работает-ли сигнализация и прочие обязанности.

Часто в банкетных залах устраивались свадьбы и другие торжества, а в столовой, как правило, поминки. И вот Шушляпу я впервые увидел на поминках. После окончания поминок, он очень быстро и деловито, собирал со столов пироги и другую оставшуюся еду.  Складывал всё в полиэтиленовые мешочки, а потом прятал в сумку. Не брезговал ни чем, даже остатками еды, приговаривая: -"Это для собачки."- Меня это, как-то "покоробило." Потом я стал замечать его на всех поминках, которые проводились у нас в столовой и вёл он себя соответственно. Я его заприметил и стал наблюдать за этим интересным типом. Приходил он рано к открытию кафе. Покупал кофе и какую-нибудь выпечку. Завтракал. Приветливо разговаривал с буфетчицей и другими работниками столовой. Я стал их расспрашивать их о нём. Оказалось, вот уже лет пять каждое утро, он завтракал у нас в кафе. Приезжает он в город из какого-то района. Расспрашивает, нет ли на сегодня поминок в столовой, а если есть то в котором часу. Больше о нём ничего не известно. Разговаривал он со всеми, как-то заискивающе, глаза отводил в сторону, что вызывало неприязнь к нему. Одежда не нём была не новая, но всегда чистая. На вид ему лет под пятьдесят, полноватенький, но очень шустрый. Приходил он с папочкой под мышкой, а уходил, как правило, с большой сумкой. Мне очень хотелось с ним заговорить и побольше узнать о нём. Но он только вежливо здоровался и на разговоры не шёл.

И всё-таки однажды, после очередных поминок, мне удалось разговорить его. Сидел он на поминках в окружении женщин и стоящая на столе бутылка водки, видимо вся досталась ему. Он захмелел и разговорился со мной. То, что он рассказал о себе меня очень удивило и вызвало ещё большую неприязнь к нему. -"Зарабатывал" он деньги прося милостыню у церкви, либо у мечети. Ходил по поминкам. -"Особенно хорошо подают на мусульманских поминках. Там на хаир раздают деньги. Иногда, если богатый покойник, то хаир получается приличный"- хвастался он. Я в душе возмутился его откровению, но не подал вида и спросил: -"Ты же ещё молодой. Почему не идёшь работать? Вот я старик и то работаю. Стыдно ведь в твоём возрасте стоять с протянутой рукой!"- Он криво усмехнулся. -"Ну и сколько же ты зарабатываешь? Ночами не спишь, да и ответственность такая."- Я назвал сумму оклада. -"Ну и стоит за эти деньги горбатиться? А стыд не дым, глаза не выест. Да я ведь не ворую! Мне сами люди деньги дают."- -"А, что у тебя больше, что-ли получается?"- в свою очередь удивлённо спросил я. -"Да на много поболее твоего"- был его ответ. Но тут он повидимому спохватился, что сболтнул мне лишнего. Сразу засуетился и быстро попрощавшись ушёл. А я стоял в растерянности и думал. Откуда такие людишки берутся? Ни чем не брезгуют ради наживы и работать не хотят. Сколько себя помню, я всегда работал, как только получил паспорт, так до самой пенсии трудился. Да вот и сейчас, уже на пенсии, работаю. Мне даже в голову не приходило, что так можно зарабатывать на жизнь. Оказывается можно жить совсем по другому! После нашего разговора Шушляпа стал избегать меня. Завидев меня, он уходил в сторону, а если нечаянно столкнётся со мной, он делал вид, что не знает меня.

Проработав охранником года три, мне пришлось уволиться. Охрану комбината отдали вневедомственной охране, а там пенсионеров не держали в штате.

Ещё раз я встретил Шушляпу не ожиданно для себя. На моё счастье к нам в соседи приехала новая семья. Фаниль, тоже пенсионер, но моложе меня лет на пять. Он тоже был заядлый рыбак. У него была старенькая машина-шестёрка, да и был он родом из соседнего района. Знал все водоёмы в округе, где какая рыба водится. Мы с ним быстро сдружились и в двоём стали ездить на рыбалку. Вот и получилось, что летом я рыбачил с Фанилем, а зимой с Михаилом.

Как-то в летний день, приехав на рыбалку и порыбачив пол дня, нам не повезло с погодой. Небо захмурилось и заморосил дождичек. -"Ну, теперь эта мокрень будет до ночи. А поехали-ка ко мне в деревню. Тут не далеко"- предложил Фаниль. -"Переночуем, переждём непогоду, а завтра утром опять порыбачим. Да и пойманную рыбку я завезу матери."- В деревне у него жила старенькая мать с его сестрой. Мы так и поступили. Дождь, то прекращался, то опять шёл. Какая уж в такую погоду рыбалка? Поужинав, мы с Фанилем вышли на крыльцо покурить. И вот в соседнем дворе, я увидел Шушляпу. Он что-то гневно говорил мальчику лет десяти. Ругал его за что-то. До меня донесились обрывки разговора. -"Дармоеды! Бездельники! Только бы вам жрать! А работать не хотите!"- распекал он мальчика. Кивнув головой в сторону соседа, я спросил Фаниля. -"Что за человек твой сосед? Где и кем он работает?"- -"Да, дрянной человечишка!"- был его ответ. Здесь он жил с родителями, а когда подрос, то исчез куда-то. Но после их смерти приехал снова сюда с женой и двумя ребятишками. Жена ни с кем не общается, сектанты что ли какие? Да и затиранил он всю семью. Она ходит вся такая пришибленная, как "мешком из-за угла напуганная." -"Да и ребятишки тоже забитые какие-то. Где работает не знаю, но каждое утро ездил на маршрутке в город и непременно с папочкой под мышкой. Наверное не большой начальничек какой-нибудь. Вот недавно купил иномарку, правда подержанную, теперь ездит на ней. И совсем заважничал." -"А почему его Шушляпой зовут?"- поинтересовался я. -"Так у него фамилия Шушляпин. Вот его с детства и дразнят Шушляпой. В детстве он был ябедником и доносчиком. Его и в игры-то играть никто не хотел брать"- добавил Фаниль. -"Начальничек?"- расхохотался я. -"Ничего себе начальничек!"- Удивлению моему не было конца. Вот это метаморфоза с человеком! В городе это заискивающий человек, вызывающий жалость и просящий милостыню. А дома это тиран, которому все подчинялись беспрекословно. И я рассказал Фанилю о нём всё. Теперь удивился Фаниль! Удивился и возмутился. -"Вот какая мразь! И не подумаешь! А строит из себя кого-то?"- Мы ещё поговорили о нём, о предстоящей рыбалке, покурили и пошли спать.
-"Арестовали Шушляпу? Вот это, да!"- продолжал я удивляться в свою очередь. -"Говоришь он был смотрящим у попрошаек? Теперь понятно откуда у него деньги! Конечно, зачем ему работать?"- Мы ещё поговорили, о мошенниках, которых развелось так много в наше время. О том, что плохо ведут с ними борьбу, иначе было бы не повадно заниматься этим делом. Потом разошлись, каждый к своему прикормленному месту и начали рыбачить.
                Декабрь  2015год.               


Рецензии
Желаю здоровья и успехов в творчестве!

Григорий Аванесов   16.12.2020 12:34     Заявить о нарушении
Спасибо! Вам того же желаю. Успехов и здоровья в Новом Году!

Нина Салина   16.12.2020 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.