Сфера. ссср-2061

                Кожин Андрей.
                Э/п: andreykoghin1976@mail.ru
               
СФЕРА.
Рассказ.
1.
   Хасавако зашел в чум и сразу глянул в сторону лежащей под оленьей шкурой старухи, потом вопросительно посмотрел на свою жену Неко, сидящую у очага. Она молча покачала головой, давая понять, что надежды  выжить у Хадако, нет.
   Жена в душе упрекала Хасавако в том, что он оставил ее и бабушку на попечение своего непутевого брата, которому, уезжая с оленями, дал наказ отвезти Неко и Хадако в город. И откуда только взялась эта водка?!
   Вернувшись, Хасавако нашел своего брата пьяным, сжимающим в руках ружье, а женщины безмолвно сидели вдали от огня. В гневе Хасавако забрал жену и старуху, хотел взять рацию, но его брат выстрелил в нее из ружья, злорадно и громко смеясь в пьяном угаре. Не теряя времени Хасавако со своими женщинами тронулся в путь, махнув на брата рукой.
   Он отчаянно хотел успеть до наступления непогоды добраться до наступления непогоды до ближайшего поселка. Но теперь метель завывала снаружи их жилища, олени жались друг к другу, с трудом согреваясь сами и стараясь согреть маленьких оленят. А еще полярные волки завывали вторя метели, а собаки отчаянно лаяли им в ответ.
   Хасавако сел у огня, протягивая к нему руки. Человек не может без огня, и огонь не может без человеческих рук.
   Неко дала мужу плошку ароматной похлебки, которую он выпил через край. Тепло разлилось по всему телу, вгоняя в сон.
   Жена укрыла своего мужчину, подложила ему под голову сверток одежды и осталась стеречь очаг, который не должен был потухнуть до утра, пока им не предстояло снова двинуться в путь.
2.
   Утром Хадако стало лучше. От еды она отказалась и попросила накинуть на нее что-нибудь и вывести наружу. Неко собралась было помочь ей, но старуха глянула на живот молодой женщины и отвела ее руки. Затем она показала на Хасавако.
   Мужчина, поддерживая шаманку, вывел ее за пределы чума.  Метель уже закончилась. Вокруг была непроглядная темень.  Далеко-далеко нескончаемая тьма. Хадако всматривалась в эту черноту, будто читая книгу, внимательно и вдумчиво. И вдруг ее глаза загорелись надеждой. Она протянула руку, указывая куда-то и спросила:
   -Что это?
   Хасавако посмотрел в указанном направлении и увидел свет, бьющий толстым лучом прямо в небо.
   -Надо туда, - сказала Хадако.
3.
   Они добрались только к вечеру. Хасавако казалось, что это случится раньше. Он и не думал, что ОНО такое большое. Издали казалось, что это солнце не может вырваться из цепких ледяных рук тундры, но по мере приближения Оно приобретало все больше и больше красок. Сначала это казалось чудом, но потом стало ясно, что этот Большой Чум сделали люди.
   Почти всю дорогу Хадако не давала о себе знать, и Неко, сидевшая рядом с ней, иногда наклонялась к ней ближе, боясь, что бабушка уже ушла в мир духов.
   Но как только усталые олени и их хозяин встали, достигнув своей цели, шаманка слегка подняла голову, чтобы увидеть то, к чему они стремились.
   Там, за прозрачной стеной, было светло, и деревья манили своей зеленой листвой. Людей не было видно, но они должны быть там.
   Стадо оленей, которое они привели с собой, выстроилось вдоль этой прозрачной стены, раздувая ноздри. Животные смотрели в глубину иного мира, где нет холода, где много еды и нет ничего враждебного им.
   Хасавако осторожно подошел к границе миров и дотронулся до стены. Потом он хлопнул ладонью по ее поверхности. Через минуту он стучал сжатыми пальцами, зовя на помощь людей.
4.
   Борис смотрел на экран, пытаясь сосчитать всех оленей, приближающихся к стене Сферы до того, как это сделает компьютер. Но все же искусственный  мозг оказался быстрее.
   Стадо остановилось у стены, на мониторе он видел людей. Мужчина стучал в толстое стекло, пытаясь вызвать помощь. Ольга, дежурный врач станции, уже была готова ее оказать. Старший смены не был доволен незваным гостям, но другого выхода, как помочь людям, не было.
   Через несколько минут Хасавако, его жена и старуха были в приемном покое.
   Мужчина отмахнулся от Ольги, давая понять, что помощь ему не нужна, и указал на старую шаманку. Врач осмотрела ее очень внимательно, потом удручающе покачала головой и взглянула на Неко. В конце концов сделала выбор в ползу молодой женщины.
   -Сколько недель она беременна? – спросила Ольга у Хасавако.
   -Уже скоро рожать, - ответил он.
   Старуха подняла голову и щелкнула языком, чтобы обратить на себя внимание.
   -Нам надо быть вместе, - сказала она достаточно внятно.
   -Это невозможно, - попыталась возразить Ольга, но старуха взяла ее за руку.
   -Сделай, дочка, - умоляла она вкрадчиво.
   -Хорошо, - согласилась врач. – Но выполнять все, что я скажу. И я поставлю ширму между вашими кроватями.
   -Ладно-ладно… - закивала, улыбаясь, шаманка.
   Их повезли по коридору. Старуха смотрела на прозрачный потолок, сквозь который было видно черное небо. Бесконечная звездная даль была перед ней и ждала ее.
   Хасавако плелся сзади и, улучив момент, взял Ольгу под локоть.
   -Она умрет? – кивнул он в сторону старухи.
   -Очень скоро, - призналась врач, пряча глаза, будто она была виновата в этом необратимом несчастье.
5.
   Хасавако выпроводили в сад, пока Неко осматривали. Он ходил по ухоженным тропкам среди деревьев, которые он никогда не видел. Особенно он дивился на невысокие, еще не успевшие набрать нужную силу, пальмы и цветущую вишню. Он проходил мимо клумб с невиданными цветами и вдыхал их невероятные запахи, которые образовывали невероятный букет ароматов.
   Хасавако смотрел вверх, где под самым куполом Большого Чума висело искусственное солнце, которое питало внутри купола все живое, все, что неминуемо погибло бы, потухни оно.
   «Неужели все это сделали люди? – думал Хасавако. – неужели человек способен подчинить себе такие могучие силы Земли?»
   Но его мысли были потревожены. Ольга позвала его к жене.
   -У вас будет девочка, - сказала она улыбаясь. – Дочка. Очень скоро.
6.
   Неко рожала почти не мучаясь, как привыкла преодолевать все трудности своей жизни. Она видела, как врачи побежали к бабушке за ширму и увезли ее спешно из палаты.
   Молодой женщине было тревожно из-за этого, но сначала ей нужно было произвести на свет новую жизнь, и уже потом думать о той, которая вот-вот оборвется.
   Хасавако сидел в коридоре и ждал, ничем внешне не проявляя своего волнения. Он привык терпеливо преодолевать препятствия и спокойно встречать беды. Он знал Закон: Жизнь не обрывается, она течет и переходит во что-то другое. Жизнь – она повсюду.
   Через несколько часов медсестра вынесла мужчине ребенка. Он взял дочь на руки, и когда ему попытались возразить, словно дикий зверь, защищающий своего детеныша и отстаивающий на него свое несомненное право, угрожающе посмотрел в ответ.
   Ольга вышла из другой палаты и со смешанным чувством посмотрела на Хасавако.
   -Она умерла, - коротко сказала она.
   -Что-нибудь просила передать? – спросил мужчина.
   -Она спросила, как называется это место. Точнее – этот Большой Чум.
   -И что?
   -Я ответила, что Сфера, и она попросила сказать, что девочку, которую родит Неко, зовут Сфера. Сказала, что это ее право.
   Хасавако на мгновение задумался, хмуря брови, и глядя на маленькое лицо дочери, кивнул головой.
   -Да, она имеет право.
   -Значит, так и записать в свидетельстве – Сфера? – спросила Ольга.
   -Да. Ведь Хадако сказала – Сфера.
7.
   Борис и Ольга стояли возле могилы старой шаманки на внешней стороне купола, одетые в легкую термо-одежду, и смотрели вслед  удаляющемуся стаду оленей. И где-то там, впереди них в нартах удалялись навстречу своей жизни мужчина Хасавако, его жена Неко и их дочь Сфера.
   -Пройдет много лет, такие станции, как наша, покроют эту мерзлую землю, и девочка по имени Сфера вырастет, - сказала Ольга.
   -И, может быть, будет так же пасти оленей и жить в чуме, как это делали ее предки, - с иронией заметил Борис.
   -Хоть бы и так, - улыбкой встретила Ольга его взгляд. – В этом нет ничего плохого.      
             
               


Рецензии