Вот почему вода в море солёная

Жили-были два брата.
Один богатый, всякого добра у него вдоволь.
Другой - бедный. Ничего у него нет.
Даже и детей нечем накормить.
А тут – Новый год.

Вот и пошел бедный брат к Богачу:
- Дай мне, брат, ради праздника, немного мяса в долг.
Богач принёс коровью ногу и швырнул её брату: - Вот тебе, нищеброд! Иди ты с этой коровьей ногой хоть к самому Хийси! (по нашему - иди к черту!)

Бедняк на выдумки вообще был не сильно горазд.
Вот идет он и   думает: - Раз брат велел, придётся нести коровью ногу к Хийси.

Идёт он себе с этой коровьей ногой по лесу, вдруг слышит - топоры стучат.
Это мужики дрова заготавливают.
Спрашивает их Бедняк: - Мужики, не знаете ли, как мне Хийси найти?
- Да зачем тебе этот Хийси?
- Мне надо ему коровью ногу отнести.

Лесорубы говорят:
- А ты иди от поленницы к поленнице, - это мы для Хийси дров нарубили, — так и дойдёшь до его избушки.
Только возьми с собой берёзовое полено. А как зайдёшь в избу, руки ему не подавай, протяни полено, иначе без руки останешься.
А если он будет тебя благодарить, да  награду предлагать, - не бери ничего.
Попроси у него только ручной жерновок, который он всегда за спиной носит.
Поблагодарил Бедняк мужиков за совет и пошёл себе дальше.

Вот шел он шел, да наконец, и пришёл к избушке Хийси.
Смотрит - сидит Хийси на печке, а за спиной у него - жернов.
Хийси с печки Бедняку руку протягивает: - Здорово!
Бедняк протянул ему полено.

Схватил Хийси полено, да так сжал, что из полена аж вода закапала.
Бедняк говорит: -  Вот, я тебе коровью ногу в подарок принёс.

Обрадовался Хийси:
- Все мне подарки обещают, да только пока никто не принес.
Разве что с собаками пошлют какую-нибудь ерунду.
А собаки, известное дело, по дороге сами всё сожрут.
Но, раз ты сам мне подарок принёс – я тебя награжу.
Чего ты хочешь? Хочшь, золота мешок тебе отсыплю?

- Не надо мне золота, -  говорит Бедняк. - Дай мне этот жерновок, что у тебя за спиной висит.

Закряхтел Хийси, жалко ему жернова.
- Не хотел я его никому отдавать, - говорит, - но раз уж ты пришёл ко мне с подарком, так и быть – забирай.
Только помни - жернов этот не простой: он намелет всего, чего ни пожелаешь.

Взял Бедняк жернов и пошёл домой.
Как раз к Новому году успел.
Заходит в избу и говорит:
- Ну-ка, жернов, намели нам угощенья к праздничному столу!
Тут полетели из-под жернова и пироги, и хлебные караваи - столько всякой разной снеди, что на столе не помещается.
Дети Бедняка наелись досыта, повеселели, на улицу побежали.

Встречает их богатый брат и спрашивает:

- Что это вы такие весёлые? Ещё недавно из дому не выходили, от голода чуть не дохли, а теперь вон как резвитесь.
- Так это отец к Хийси ходил и принёс от него в подарок такой жернов, который мелет всё, что захочешь.

Пошёл Богач к бедному брату и спрашивает, правду ли ему дети рассказали.
Бедняк и говорит:
— Помнишь, дал ты мне коровью ногу и велел идти с ней к Хийси?
Я и пошёл. А Хийси подарил мне этот жернов — мелет все, что захочешь.
Тут Богач прямо позеленел от зависти. Да и говорит:
- Раз я тебе мясо дал, так ты теперь мне дай жернов. Ненадолго.

- Да бери, отвечает Бедняк. Мне не жалко. У меня теперь всего вдоволь.

Вот принёс Богач жернов домой и велел ему молоть.
Намолол жернов и муки, и круп разных, и сахару, да так, что амбары богатого брата стали ломиться от всякого добра. На десять лет хватит.

Месяц прошел, другой...
Уж и лето наступило. У бедного брата припасы к концу подходят.
Пошел он к Богачу жернов обратно взять.

- Какой-такой жернов? – удивляется Богач. - Никакого жернова я у тебя не брал. У меня у самого жернов есть. Зачем мне твой?
Да и выгнал Бедняка вон.

А сам на другой день отправился со своими работниками на море рыбу ловить.
Дай-ка, думает, чудесный жернов с собой возьму.
Пусть соль мелет. Рыбу можно будет солить прямо в лодке.

Целый день Богач со своими работниками ловил рыбу.
Наловили целую кучу, засолили всю, да и заснули от усталости.

А жернов всё мелет и мелет соль.
Уже целая гора соли посреди лодки выросла, а жернов знай мелет. Некому его остановить - все спят.
Так и пошла лодка ко дну.
И жернов на дно упал, и всё продолжает соль молоть.
И сейчас ещё мелет.

Вот потому-то вода в море соленая.



*) На фото - подлинный портрет Хийси. Фото из сети


Рецензии
Вот ,как доброе дело может обернуться злом.На подарок бедняг получил благо,а для его брата оно стало карой.Все просто ,по северному без выкрутас.Где только ,Кузьма такую интересную историю обнаружил.С уважением.

Семяшкин Григорий   22.01.2021 21:58     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик, Григорий.
С симпатией отношусь к финно-уграм и их фольклору.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   23.01.2021 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.