К вопросу о социальной эволюции

 Человек, безусловно связан с биологической эволюцией, но на каком то этапе он существенно усложнил её для себя.

 В отличие от поведения животных, разумное поведение отличается высокой гибкостью. Разум, как адаптационный механизм позволил изменять окружающую среду, вместо того, чтобы под неё подстраиваться.
При этом деятельность человека на планете оказалось разрушительной силой. Парадоксально, но человечество  огромными темпами «развивается» в своем стремлении уничтожить жизнь на Земле и с каждым годом мы можем фиксировать все новые и новые результаты в этом весьма «трудном» деле. Удивительно, но все уже настолько привыкли к истреблению человеком всего живого на своем пути, что действия защитников природы зачастую воспринимаются с недоумением. Уже сейчас ученые доказали, что деятельность человека привела к 6-му массовому вымиранию видов. Локальное восстановление биосферы уже не рационально.
 
 Индейская мудрость гласит: «Природа – это не то, что ты получил от наследников, а то что взял у потомков».
Я хотел бы сделать упор на эволюцию человечества в целом, не останавливаясь на отдельных успехах генной инженерии и возможных способах их применения. Безусловно, завладение такой технологией открывает широкие границы её использования, но необходимо понимать, что это может ещё больше нарушить природное равновесие.
 К тому же, любые технологии могут быть использованы, как во благо, так и во вред. К примеру, большинство научных достижений проявляют себя в полной мере только в военной сфере. То же может произойти и с генной инженерией. Именно поэтому нужно в первую очередь задаться целью, единой для всех. Выживание человечества, как вида, поддержание жизни, гармоничное взаимоотношение с окружающим миром. А человек играет роль эволюции, осознавшей саму себя.
В настоящее время в нашем мире преобладает рыночная система экономики, в которой биосфера используется, как ресурс. Производство, в большей своей части, работает на получение прибыли. Бесконечная гонка технических инноваций в бытовой сфере приводит к истощению экосистемы, росту свалок продукции рассчитанной на определенный срок ( срок службы, моральное устаревание). Человечеству необходимо пересмотреть  своё отношение к природе и научиться как разумно регулировать свою численность, так и отказываться от ложных, навязанных потребностей. Это позволит рационально использовать природные блага. Человек должен вновь эволюционировать в сторону гармонизации отношений с природой, а техносфера в сторону своей экологичности.
 Но для этого сам человек должен поменять мировоззрение. Он больше не «царь природы». Он – субъект биосферы. Этого невозможно скоропостижно  добиться в рамках того мира, в котором мы живём. Изменения должны произойти в сознании, а затем в образе жизни. Должна произойти эволюция сознания, пока есть возможность сохранить то, что ещё не уничтожено.
Не исключено, что для этого будут использоваться возможности биоинформатики, генной инженерии, ноофармакологии, технология "искусственного интеллекта" (ИИ) и пр. Но их использование должно быть подчинено идеи ценности жизни в любом проявлении.
 Это и должно стать ведущей идеологией цивилизации. Чрезмерный акцент на различиях - вредит. Эволюция должна идти в таком направлении, чтобы границы между странами стали ненужными, чтобы деление людей по национальности, внешности, дееспособности и т.д. потеряло свою важность.
 
 У нас так хорошо получается  находить разницу друг в друге, и этим пользуются для разжигания всевозможных видов розни, но нам так сложно подчас найти что то общее друг в друге, хотя если присмотреться, то мы все едины. Это единство должно стать основой межличностных отношений, а не различия. С развитием «здорового» общества, отпадёт надобность в «пастухах» и «овцах», т.е. во власти. В данной среде каждый лично ответственен за свои поступки, именно это позволит социуму саморегулироваться. Заменой традиционной власти может стать единое информационное поле  - ноосфера, «сфера разумного опыта», на основе  главных потребности людей, которая вполне могла бы обладать способностью разумной самоорганизации.

 Я думаю, что в зависимости от того какое направление примет социальная эволюция, можно ответить на вопрос: «является ли человек тупиковой ветвью биологической эволюции или её апогеем».


Рецензии