Первый заработок

 
  Из книги "Дни памяти моей"
 
 
  Помню, где-то в конце первой четверти второго класса объектом моих алчных устремлений сделался фотоаппарат. То ли у кого-то из одноклассников появилась клёвая вещица, то ли в магазине приглянулась новёхонькая "Смена", так или иначе, мне очень захотелось её иметь. Естественно, до той поры в моём семействе фото техники не водилось. Недолго раздумывая, я попросил у родителей сделать мне такой вот подарок. Мать с отцом переглянулись, и папа перевёл стрелку на экономические рельсы:
  -Что ж, сынок, фотоаппарат - вещь в доме не лишняя. Но, коль скоро получить его желаешь именно ты, так возьми и сам заработай.
  -Как? - возмутился я. - Как ты себе это представляешь?
  -А очень просто, - улыбнулся отец. Школа - это твоя работа. А твои оценки в дневнике - это и есть твой заработок. Поясню. Скажем, мы договоримся так. Ты получаешь пятёрку, и мы с мамой начисляем рубль на твой счёт. За четвёрку - соответственно полтинник. В случае тройки, ты будешь нам должен полтинник, ну, а за двойку заплатишь нам рубль. Такой вот хозрасчёт. То есть, у тебя появится известный риск и одновременно стимул. В конце учебного года подведём итог. И при условии, что хороших и отличных отметок у тебя будет больше, чем плохих, ты заработаешь себе на покупку желанной "Смены".
  Против отцовских аргументов спорить не приходилось, и ради вожделенной камеры я постарался улучшить успеваемость. К моменту, когда раздался последний школьный звонок, и я перешёл в третий класс, на моём условном банковском счету накопилось аж целых сто десять рублей. До заветного фотоаппарата я не дотягивал на двадцатку. Но папа милостиво добавил нехватку денежных средств.
  Настал торжественный день, когда мы с отцом вышли из магазина. У меня через плечо висел первый, честно заработанный фотоаппарат. До сих пор помню запах кожи светло коричневого футляра. То была простенькая по устройству камера с малым фокусным расстоянием, объектив не давал никакого увеличения, наводка на резкость рассчитывалась на глазок. Но, зато моя "Смена" была легка в обращении. Уж не припомню, сколько я извёл на ней плёнки. Отснятый материал я отдавал в мастерскую, где её проявляли. После проявки, я ножницами на перфорации намечал кадры, которые следовало напечатать в черно-белом цвете. Другого тогда просто не было. Впоследствии у меня менялись модели фотоаппаратов, а нынче плёночные камеры и вовсе канули в вечность, но и теперь, перелистывая старые фотоальбомы, невольно улыбаюсь, рассматривая черно-белые фотографии, сделанные советской "Сменой", приобретённой на первые в жизни заработанные мною рубли.
 
 


Рецензии
Рассказ Михаила Генина «Первый заработок» из книги «Дни памяти моей» — это трогательная и поучительная история о детской мечте, трудолюбии и первом опыте финансовой ответственности. Автор с теплотой и ностальгией вспоминает, как во втором классе захотел фотоаппарат «Смена» — предмет, который в те времена был не только желанным, но и символизировал определённый статус. Описание этого желания сразу вызывает улыбку: детская страсть к новой «клёвой вещице» универсальна и понятна каждому, кто хоть раз мечтал о чём-то в детстве.Отец Михаила, вместо того чтобы просто купить фотоаппарат, предложил сыну сделку, которая учит финансовой грамотности и ответственности: оценки в школе становятся валютой, где пятёрки приносят рубль, четвёрки — полтинник, а тройки и двойки, наоборот, вычитаются из «счёта». Эта система «хозрасчёта» — блестящий педагогический ход, который не только мотивировал мальчика учиться лучше, но и дал ему первый опыт заработка, где результат напрямую зависел от усилий. Такой подход кажется одновременно строгим и справедливым: отец не просто ставит условия, но даёт сыну возможность почувствовать себя взрослым, способным влиять на свои достижения.Описание процесса накопления денег на «Смену» вызывает чувство гордости за юного героя. Сто десять рублей, заработанные к концу учебного года, — это не просто сумма, а символ упорства и целеустремлённости. То, что отец добавил недостающие двадцать рублей, подчёркивает его мудрость: он поддержал сына, не умаляя его заслуг, а лишь помог преодолеть последний шаг к мечте. Этот момент добавляет истории душевности и показывает, как важно в воспитании сочетать строгость с добротой.Финальная часть рассказа, где Михаил описывает запах кожаного футляра и свои первые шаги в фотографии, наполнена светлой ностальгией. Простота «Смены», её ограниченные возможности (отсутствие увеличения, наводка на резкость «на глазок») контрастируют с тем, какое значение она имела для мальчика. Это не просто фотоаппарат, а символ первого самостоятельного достижения, которое осталось в памяти на всю жизнь. Упоминание о чёрно-белых снимках и старых фотоальбомах усиливает ощущение ушедшей эпохи, вызывая у читателя тёплую грусть по временам, когда плёночные камеры были чем-то особенным.Рассказ Генина — это не только личная история, но и отражение советского детства, где ценность вещей измерялась не только деньгами, но и усилиями, которые в них вкладывались. Он учит, что даже маленькие победы, достигнутые трудом, могут оставить след на всю жизнь. Эта история — прекрасный пример того, как простые житейские эпизоды могут стать глубокими и универсальными, напоминая о важности мечты, труда и семейной поддержки.

Михаил Генин   01.07.2025 20:54     Заявить о нарушении