Первый заработок

 
  Из книги "Дни памяти моей"
 
 
  Помню, где-то в конце первой четверти второго класса объектом моих алчных устремлений сделался фотоаппарат. То ли у кого-то из одноклассников появилась клёвая вещица, то ли в магазине приглянулась новёхонькая "Смена", так или иначе, мне очень захотелось её иметь. Естественно, до той поры в моём семействе фото техники не водилось. Недолго раздумывая, я попросил у родителей сделать мне такой вот подарок. Мать с отцом переглянулись, и папа перевёл стрелку на экономические рельсы:
  -Что ж, сынок, фотоаппарат - вещь в доме не лишняя. Но, коль скоро получить его желаешь именно ты, так возьми и сам заработай.
  -Как? - возмутился я. - Как ты себе это представляешь?
  -А очень просто, - улыбнулся отец. Школа - это твоя работа. А твои оценки в дневнике - это и есть твой заработок. Поясню. Скажем, мы договоримся так. Ты получаешь пятёрку, и мы с мамой начисляем рубль на твой счёт. За четвёрку - соответственно полтинник. В случае тройки, ты будешь нам должен полтинник, ну, а за двойку заплатишь нам рубль. Такой вот хозрасчёт. То есть, у тебя появится известный риск и одновременно стимул. В конце учебного года подведём итог. И при условии, что хороших и отличных отметок у тебя будет больше, чем плохих, ты заработаешь себе на покупку желанной "Смены".
  Против отцовских аргументов спорить не приходилось, и ради вожделенной камеры я постарался улучшить успеваемость. К моменту, когда раздался последний школьный звонок, и я перешёл в третий класс, на моём условном банковском счету накопилось аж целых сто десять рублей. До заветного фотоаппарата я не дотягивал на двадцатку. Но папа милостиво добавил нехватку денежных средств.
  Настал торжественный день, когда мы с отцом вышли из магазина. У меня через плечо висел первый, честно заработанный фотоаппарат. До сих пор помню запах кожи светло коричневого футляра. То была простенькая по устройству камера с малым фокусным расстоянием, объектив не давал никакого увеличения, наводка на резкость рассчитывалась на глазок. Но, зато моя "Смена" была легка в обращении. Уж не припомню, сколько я извёл на ней плёнки. Отснятый материал я отдавал в мастерскую, где её проявляли. После проявки, я ножницами на перфорации намечал кадры, которые следовало напечатать в черно-белом цвете. Другого тогда просто не было. Впоследствии у меня менялись модели фотоаппаратов, а нынче плёночные камеры и вовсе канули в вечность, но и теперь, перелистывая старые фотоальбомы, невольно улыбаюсь, рассматривая черно-белые фотографии, сделанные советской "Сменой", приобретённой на первые в жизни заработанные мною рубли.
 
 


Рецензии