Глава 6. Дети, дети...

предыдущее: http://www.proza.ru/2015/12/30/395


Александра Павловна и без специального образования умела понимать детей и находить к ним подход. Был случай, когда
в детском саду во время занятий с детьми воспитательница стала строго выговаривать отвечавшей невпопад на ее вопросы девочке. Та – в слезы. Рядом – единственная утешительница, няня. Успокоила, расспросила девчушку. Выяснилось, что девочка плохо видит. Ей выписали очки.

Расшумелась однажды ребятня во время сончаса, когда воспитательница вышла из группы. Нестрогой няне трудно угомонить не желающих спать днем озорников, хотя тем вовсе не хочется подводить свою любимую Александру Павловну. Поэтому
по первому же ее знаку о приближении воспитательницы дети мгновенно замолкают и притворяются крепко спящими. Они едва сдерживаются, чтобы не расхохотаться, когда на пороге группы запыхавшаяся воспитательница с удивлением тихо произносит:

– А я думала, что это в моей группе шумят…

Потом все-таки стало раздаваться хихиканье, и взрослые и дети вместе немножко посмеялись над розыгрышем.

В детском саду была ночная группа для детей, чьи мамы работали на заводе в ночную смену. Эти ребятишки радовались, когда ночной няней дежурила по-матерински добрая Александра Павловна.

В квартиру Новиковых всегда приходили поиграть соседские дети. Здесь они чувствовали себя как дома. А для внучки своей рано умершей любимой подруги Александра Павловна стала словно родная бабушка. Девочка впоследствии осуществит бабушкину мечту – пойдет учиться на бухгалтера по налогам. 

С соседями жили дружно. Весело было, когда в почтовом ящике среди множества других оказывалась открытка
с поздравлением от подруги, живущей в том же подъезде и каждый день забегавшей в гости. Открытка-то – с маркой авиапочты и с полными адресами получателя и отправителя, отличавшимися только номером квартиры!

Александра очень любила читать, перед ней всегда была книга. Маленькая дочка приставала:

– Про что книга?

– Это для взрослых, – отвечала мама, но потом находила в книге эпизод о детях, читала вслух и после этого «уставала».

Чтобы узнать продолжение, дочь поспешит начать учиться читать.
 
Дочь часто болела, и мама, бывало, всю ночь ходила туда-сюда по комнате с ребенком на руках. Ноги и руки устанут – уложит притихшую дочь на кровать. Ребенок – в слезы:
 
– Опять в ухе стреляет!..

И снова хождение по темной комнате…
 
А дочери она предоставит только одну такую бессонную ночь – последнюю в своей жизни. В той же темной комнате сидящей возле больной мамы дочери отчетливо вспомнится та самая ночь со «стрельбой» в ухе…

Александра была домоседкой: никуда за пределы Челябинской области не ездила. Так никогда и не выбралась к сестре, жившей в Крыму, у Черного моря. Хотелось ей подкопить деньжат – много лет откладывала помаленьку на сберкнижку: свои задумки были. В одночасье при дефолте 1998 года (за год до смерти) все ее сбережения пропали: банковские вклады обесценились. Переживала.
 
Избежала Александра нахождения вблизи «Маяка» во время взрыва на нем, однако настигла ее та же смертельная болезнь,
что и многих не выселенных с той территории и впоследствии пострадавших.

Александры не стало под Новый год, 00-й. Она пережила мужа на 11 лет. В 22 года приехала она в город, в котором познакомилась со своим будущим мужем. Вместе они прожили 33 года, с 55-го. Ей было 66 лет, когда у нее не стало сестры,
а до этого, в високосном 88-м, – мужа и брата. Ее жизненный путь оборвался в 99-м.

Такая вот судьба…


(Ссылка на видео «Александра Павловна Новикова. История жизни в фотографиях» – на моей главной странице.)


Рецензии