Богословы из числа ачхой-мартановцев

БОГОСЛОВЫ ИЗ ЧИСЛА АЧХОЙ-МАРТАНОВЦЕВ


Примерно в 1760-62 гг. в ауле Даут Мартан  родился Баг1тар Алмуртан К1уштни  Кат (1762 -  1846г). Дети: Маса (Ма1ас)-1786, Даба (Даг1ча)-1788, Керам -1820, Мут1а- 1822.
В народе его называли шейх Кат.  Шейх Кат,  старший брат известного в наших краях  Алмурт К1уштни Муртаз1ела  (Дабчи), возглавлявшего оборону  Катар-Юрта при «Кровавом сражении»,  был известной личностью на плоскости Шовдан Шере.
Шейх Кат в свое время был активным сторонником и сподвижником Шейха Мансура(Ушурма).  Дом Шейха  Кати всегда был посещаем Ушурмой .Побывал  он в  его доме и во время посещения им западных областей  Кавказа. По рассказам  1уси Музаева, его прадедушке  Кати Масе ( Маас - бывший наиб Шамиля и неразлучный друг Ислама Алдамова) было год от роду, (а он родился в 1786 году), когда в доме у шейха  Кати  много дней подряд гостил Ушурма (Шейх Мансур).   Ушурма подарил первенцу  Шейха  Кати свой кинжал, который хранился у них в семье до 30-х годов 20-го века.  Кинжал, как и многие другие семейные реликвии потомков шейха  Кати, забрали НКВДешники, во время гонений  известного богослова Генардукъа Моллы.  У Ушурмы в Довт-Марте проживали родственники по материнской линии. Мать Ушурмы- Ану- была  из  рода ч1инхой,представительницей  дома  Топи 1аьлбага-одного из  восьми сыновей Довты.
Шейх Кати прожил почти до ста лет, и ,несмотря на преклонный возраст ,представлял интересы жителей Даут-Мартана, 1ашхи, Шовдан Шере, Шилчи-Хи и ряда  аулов и хуторов от берегов Ассы до берегов Нита-Хи. Являясь прямым потомком Даута (Довты), основателя ряда местных аулов, он считал своим долгом быть в гуще событий, происходивших в этих местах. Он неоднократно вел переговоры как с царскими генералами ( Греков, Вельяминов, Нестеров, Лабинцев, Слепцов и др). так и с представителями Имама Шамиля ( Ахверды Магома, Талхиг, Шоип Мулла ).
Шейх Кати  стоял во главе представителей Ушурмы в западной Чечне во время переселения в малокабардинцев в район нынешнего Малгобека.
В память о Шейхе  Кати в Ачхой-Мартане, на месте нынешней главной мечети ,стояла старая мечеть, построенная им вместе со своими родственниками  в 1842-46 гг. В начале 20-х годов 20-го века её снесли и на её месте построили новое здание,которое в 80-х годах прошлого века опять было снесено для построения здесь ресторана.
Спустя годы, после смерти  К1уштни Ката, в Ачхое, от потомков Г1еза-основателя аула Г1ези-юрт, родится мальчик которого в его честь назовут именем Ката, и который так же наряду с Ади Тимерсултаном  будет прорицателем. Для того чтобы их различить старшего К1уштни Ката в народе стали называть Вокх шайх Кат, а потомка Г1ези – жима шейх Кат.
Многие  пророчества , предсказанные  К1уштни (Вокх) шейх  Кати  сбылись в Ачхой-Мартане (Т1ехьа-Марта). Вот некоторые из них:
1. Поверьте мне, когда нибудь наступит время, что наши потомки вновь заселят земли от Г1ези-Юрта до Шовдан-Шери, и река Марта будет протекать посередине Довт-Марты (нынешнего  Ачхой-Мартана).
2. Наши пахотные земли, ныне зарастающие по воле гяуров кустарниками, потомками будут возделаны вновь, и будут они плодоносить на их радость.
3. Перед нами будет дилемма: уйти в горы, покинув  родные места, или жить по законам гяуров?. Не оставляйте родину, переждите трудности,  настанет день и мы вновь станем хозяевами своей земли.
4. Когда- то наш предок Довта разослал своих сыновей, наших свами предков, для освоения земель по Шовдан-Шере; я же во имя сохранения жизней, невольно подчиняясь воле  гяуров, призываю вас собраться вновь в 1ашхе, чтобы, пусть и  в далеком будущем,  вновь стать хозяевами  наших земель.
5. Собаки, что в России, что в Дагестане лают одинаково и кусают они не хозяев, и не своих. Нам без разницы ,кто нас будет «кусать». Нам сегодня лучше подчиниться силе, чтобы в будущем, окрепнув,  одолеть ее, а умереть мы всегда успеем.
6. Шариат не велит нам, а всего лишь разрешает  заключать браки с близкородственными по крови.  Не делайте этого, ибо в недалеком будущем мы забудем о своих корнях, путаясь в мыслях и догадках , что же с нами случилось.
У чеченцев есть такая поговорка: «Голодный и напуганный человек всегда бывает смирным и молчаливым, но  стоит ему отойти от голода и испуга, и он  лишается  и благородства,  и благодарности». Вплоть до Октябрьской революции 1917 года, пока многие пророчества шейх Кати не стали сбываться, многие  ачхой-мартановцы  за спинами потомков шейх Кати  позволяли себе шутку:  «Где же пророчества шейх  Кати».?
Как и десятки тысяч чеченцев, покинули Чечню и перебрались в Турцию  члены семьи самого шейх  Ката: ( потомки  Бахьтаран Моьц1и, Мат1а, Эскарха,  Ибрах1има, Ёг1арби, Ёламби, Тамати Хизар, Илес, Аьстмар и мн.др. ),с многими из  которых связь порвана на всегда. Потомки тех, кто несмотря на все трудности, как материальные так и духовные,  остались  жить в этих местах, заново освоили земли Шовдан-Шере и проживают на землях своих предков.
Имя шейх  Кат навсегда вписано в историю становления и развития   нашего края, и в память о нем часть ч1инхоевцев, проживающая в нижней части современного Ачхой-Мартана, (Бывший аул Шир 1ашха (Ачхой) в селе называют Кати - некъий.
Когда- нибудь  покинут этот мир ныне здравствующие  старцы,  с восхищением цитирующие  старого Шейха, а молодые вряд ли будут знать о нем что- либо, так же как и о Кати Масе (Ма1ас), Мержо Хьадисе,  1алмурт К1уштни  Муртаз1еле(Дабча), Алдам Исламе, Кати Дабе, М1аьже, Музе,  Жим-шейх Кат, Ади Темарсолте, Ра1с-хьаже, Генардукъе, Даре Межидове, Мяхьти Куте, Даг1чакъи Мохьамаде, Шиди Мазе и его сподвижниках  Булт1е и  Якъубе, и ряд др.  Их именами  не  названы  улицы и площади, да  и  среди  молодёжи  немного людей, помнящих их ратные подвиги во имя свободы.  И  виноваты  в этом лишь мы, их потомки, живущие и здравствующие благодаря их стойкости и мужеству. 
В конце 19-го начале 20-м веков, в Ачхое жил еще один прорицатель. Названный в память Баг1тар Алмуртан К1уштни  Кат. Чтобы различать двух прорицателей в народе их стали называть Вокх (старший) шейх Кат и Жима (младший) шейх Кат.

1839. В семье даут-мартановца Бахьтара Моьц1и Б1аг1а и  Саядат - дочери кабардинского князя  Ёлаби,  родился известный богослов и мулла, одним из первых пешком совершивший хадж в Мекку -Ра1с-хьажа. ( на снимке сидят с право на лево 2-й Ра1с, 4-й Ахмат-Дукъ Шаами-юртовский).
Очень рано потеряв отца Б1аг1а, Ра1с вместе с матерью Саядат долгое время прожил в Дойкар-ауле находясь там на обучении у известных богословов.
Был муллой в  аулах Шира-1ашха и Довт-Марта (впоследствии поселение Ачхой, а потом и Ачхой-Мартан).
У  Ра1с-Хьажа были сыновья Сардал 1870,  Ахьамди 1874, Махьамди 1876, Ибрах1им, Якъуб, Яхья, Исмаил, Закри, Аюб 1909. Умер Ра1с в 1913 году и похоронен    на нижних кладбищах (ранее называвшиеся  Суьлим Аьстмар кешнаш, ныне в среде ачхой-мартановцев называющиеся Айткхаллой кешнаш)
1849 г. Родился  внук шейха  Кат, Генердукъ Чинхоевский. Дети Махьмуд- 1896, Ахьмад -1891, Хьамид-1901.
Ученный богослов, кадий Ачхой-Мартана. По рассказам 1усы Музаева, племянчатого правнука Генардукъи, тот был годовалым мальчиком, когда  аул 1ашха посетил наследник царского престола Александр Николаевич.
В то время мы жили на том же месте, что и сейчас, а  семья Генардукъи  проживала  в доме, где ныне проживают дети Г1ойт1кхи Джунида ( Керимовы).
Дом Керима, отца Генардукъи,  находился буквально в 100 метрах от укрепления Ачхой.    Въезжая во двор укрепления, Ислам Алдамов, схватив с рук  бабушки Зези годовалого Генардукъу, взял на руки и поднёс  его к наследнику царского престола.  Мальчик был очень красивым ребенком, светленький с сияющими глазами. Александр Николаевич, взяв мальчика у Ислама тотчас же с  каким -то испугом вернул его обратно, при этом проговорив: «От этого ребенка веет какой- то необъяснимой силой. Поверьте мне ,господа». Ислам, взяв  мальчика  и  поцеловав его, вновь вернул бабушке  Зези.

1932г.Умер Генардукъа  Чинхоев- духовный лидер ачхой-мартановцев.
  В анкете НКВД об Ачхой-Мартане за 11 августа 1925 года  указано, что  Генардукъе  70 лет.  Это ошибка.  Ему тогда было 76 лет.
 Учителем Генардукъи  был 1усман-хаджи из Надтеречного.
 У 1усмана-хаlжи  вместе с Генардукъом учился также и Ахьмат- Дукъа  Батукаев из Шаами-Юрта.  Муллой в Шаами-Юрте  в это время был   родственник Генардукъи  Ра1с-хьаж, который и настоял на учебе последних.
На жизненном пространстве Генардукъи  Ра1си, хотя и был намного старше Генардукъи, играл огромную роль. Поддерживал его во всех начинаниях, наставлял, подсказывал.
По рассказам  старцев  Генардукъа, предчувствуя неладное из- за преследования властей, связанных  участием духовенства на стороне Нажмутдина Гоцинского, посетил  вначале могилу  Ра1с-хаджи.На прощание он решил  посетить и могилу своего учителя.  Выполнив все обряды, Генардукъа, обняв могилу учителя, обратился к нему: « Мой учитель, наверное, я в  последний раз прихожу к тебе. Наступило время темных сил, о которых ты нам, своим муталибам, рассказывал, предвещая будущее».  Говорят; что Генардукъа  услышал слова учителя: «Иди же с миром и ничего не бойся. Враг ,который придет за тобой, будет глух и слеп в  отнощении  тебя,  и с тобой ничего не случится».
Вернувшись домой, он тотчас же еще раз посетил могилу   Ра1са-хаджи  и  рассказал ему  о словахсвоего учителя. Говорят,  что и здесь Генардукъа  услышал слова своего наставника  : « Да, будет так, как сказал учитель. На все воля Аллаха».
И вот настал тот самый день. Июль, 1930 года. Работники НКВД оцепили весь район проживания родственников Генардукъи.
 Переворачивая все вверх дном, во всех домах  родственников Генардукъи шел обыск.  Изымалась вся религиозная литература, фотокарточки  известных и видных деятелей, представителей  рода Генардукъи. В это время Генардукъ сидел под большой грушей в саду  и читал Коран. Закончив читать, он взял Коран в руки и направился  к себе в дом. Он спокойно прошел все посты НКВДешников, разулся, вошел к себе в комнату и продолжил читать Коран. Его никто и не замечал, как будто бы его и не было. После того, как обыски закончились и оцепление было снято, у  Генердукъи спросили: «Как же ты остался незамеченным?»  « Между нами такая высокая гора стояла, что вряд ли кто заметил бы»,- ответил  Генердукъ.  И это чудо совершилось на глазах  у сотен жителей Ачхой-Мартана.
Генардукъ  скончался в 1932 году в возрасте 83 лет. Как и предвещал его учитель ,он умер своей смертью, а не от рук безбожников,  которые через год после смерти Генардукъи  ожесточили кровавые репрессии.  У Генардукъи было три сына: Мохьмуд, Ахьмад и Хьамид.
Хьамид погиб при сражении за Закан-Юрт.   Много добровольцев из Ачхой-Мартана были в числе участников боев за Закан-Юрт, среди которых  был и Ахьмад Генердукаев- старший сын Генардукъи. Перед отправкой   отряда добровольцев, Хьамид явился к отцу и обратился к нему следующими словами: «Отец, как ты знаешь, Ахьмад серьезно болен и он не может отправиться с отрядом. Если хотя бы одного  из нас троих не будет в числе добровольцев, люди нас неправильно поймут. Разреши мне пойти с отрядом». Отец согласился, но на прощание  почему- то взял Хамида  за плечи и начал его очень долго рассматривать,  хотя  такого раньше  себе никогда не позволял по отношению к сыновьям. Он как будто знал, что более не увидится с сыном. Так и случилось. Хьамид был смертельно ранен в том сражении.   На третий день в дом Генардукъа постучался  ачхой-мартановец Гади Юсуп из рода центарой который приходился родственником дома Генердукъа. Мать Юсупа была родом  Эзми Элси Бачи.  Юсуп на плечах вынес Хьамида с поля боя, и именно на его руках по дороге домой и скончался Хьамид.   На предложение попрощаться с сыном Генардукъ, ответил: «Я хочу его запомнить таким, каким он был, когда мы с ним прощались».


АНКЕТА
На селение Ачхой-Мартан25 верст ю/в Михайловское
1.Общее количество населения: 5502 чел.
из них мужчин 3400
число дворов 1304
2.Сельская власть: предсельсовета  Масаев Азис  саисахаджиевец ( Сесанар хьажи вирд- Авт.Д-М.Б.)  кулак, бездеятельный секретарь: Махгиреев Ахматхан.
3. Сельские ячейки: РКП(б) секретарь
РЛКСМ-14человек, секретарь Аздаев В.
4.Духовенство: Общественный мулла Чинахоев  Генартука,   ( Генардукъ молл, внук Шейх Кат – авт) чинахоевец, 70лет, очень популярен, враг всего советского. Общество является резиденцией шейха Ибрагимова Саида, выходца из Аравии потомка пророка Магомета, пользуется решающим влиянием на общество, в среде которого имеет значительное число последователей. Лидер местного реакционного духовенство. Кубовых мулл – 16, все отражают антисоветское настроение в ауле.
5. Родовое устройство аула и политокрасеа его:
А) Чинхоевский род – 300 дымов, глава рода – Мешидов (Межидов –авт.) Дара, кулак, бывший  офицер старой (царской- Авт) армии  в чине поручика, отношение к власти враждебное. Часть рода – дымов 100, настроено реакционно.
Б) Тумсоевский род- 146 дворов, глава Арсанукаев Амза, середняк, мюрид секты Ахматуко-Хаджи (реакционно-настроенна).
В) Антоколоевский (Непонятно-Авт) -120 дымов, глава рода  - Бейбулатов Хаса, середняк, секты  Деви (Деда  - Дени Арсанов -Авт), реакционно настроенная.
Г) Акки – 100дымов, глава Дачаев Гада, середняк. Отношение к власти лояльное.
Д) Этикалой (Айткхаллой-Авт) – 100 дымов, глава Жаутханов Хаса, 35 лет, кулак, пользуется влиянием, к власти безразличен.
Е) Центороевский род -100 дымов, глава Хажиханов Шамильха,  секты –Кунта Хаджи- кулак, влиятельный, имеет связь с порочным элементом. хорошо развит, по русски грамотный, род сочувствует советской власти.
Ё) Эдастай (Эрштхой-Авт) – 100 дымов, глава Хажуев Хабив, 32 года, влиятельная личность, род сочувствует советской власти.
В ауле имеется целый ряд мелких родов – особенного внимания не заслуживает.
6.Топографические заметки: аул расположен на равнине. Местами пересекаемой оврагами и рекой Фиртанга ( Фортанга – Марта – авт), подступы всюду хороши и удовлетворительные, проходимы для частей всех родов оружия.
7.Хутора: 1.Чижичу -85 дымов 2. Гойтинский (Гуо-т1е-Авт) – хутор- 45дымов 3. Бамутские хутора, тянувшиеся по линии ингушской границы верст на 15, по два-пять дымов, построенных на расчищенных лесных участках. Общее число дымов доходит до 200.
Все хутора возникли ( на карте нет) после революции, построены чеченцами, работавшими и осевшими ранее на промыслах и в городе, с Гражданской войной бежавших сюда на свободные земли. На почве сопротивления Ачхоевцев этому заселению и истреблению хуторянами враждуют с Ачхоевцами.
8. Общее число винтовок в ауле  800шт.Патронов к ним 10 000
Револьверов   175
9. Примечание:
А) В декабре 23-го года аул подвергался разоружению, выкачено 393 винтовок, патронов -391, револьверов -27, изъято бандитов…..человек. На хуторах изъято -100 винтовок.
Б) Аул расположен на стыке Ингушетии и Сунжокруга, границами соприкасаясь с этими районами.  Постоянно служит местом укрывательства чеченского и ингушского бандитизма. До обезоружения и кампании по доброявке актива местного бандитизма  (банда Маза Шидаева) считался  очагом плоскостного чеченского бандитизма.
Нач. 1-го од.      Павлов Начиро:Сабанцев
11 августа 1925 года                РГВА. Ф. 25896. Оп. 9. Д. 277. Лл. 8.
1850 г.  В  поселении Ачхой, в роду у потомков Болата,  родился  Мохьмад (Бумба, Б1аьрзие Мохьмад)-богослов, содержавший медресе и обучивший не один десяток алимов.
В период  ведения  Советской  властью   борьбы с духовенством и представителями религиозных кругов, Мохьмад был арестован и доставлен в г.Грозный. На допросе Мохьмуд спросил следователя, за что его арестовали, ведь он слепой и немощный старец;  как и чем он, слепец, может навредить этой власти, на что следователь ответил: «Я вижу, старик, что ты не зряч, но зрячи те, кто на тебя донесли».

В 1872 году в Ачхое родился Ади  Темарсолт (похоронен на центральной кладбище  Довт-Марты,  нынешнего  Ачхой-Мартана).   Сын  Юнус- 1900г.р.
Темарсолта был  признанным Эвлия.
Написать  о Темарсолте   хотя бы пару строк  я долго не  решался, боясь что–то передать не так. О таких людях должны писать и говорить з ученые мужи.  Но тем не менее хочу представить на суд  читателя  информацию, собранную мною  из первых уст.
Главными информаторами об Ади  Темарсолте стали 1уса Музаев и племянчатый  внук Темарсолта,  Султан Сулейманов (Б1аьрзие Султан). Ади Темарсолт  был родным дядей матери Султана, т.е. она была дочерью Ади Балкъи.
 Рассказы об Ади Темарсолте,  Султана Сулейманова (Б1аьрзие Султан).
 1. Как- то глубокой  ночью  Темарсолт отправился в гости  к одному из жителей нашего села. Хозяева  были удивлены столь поздним визитом гостя, но вместе с тем были ему и очень  рады: ведь у них в гостях был сам Эвлаяъ. Темарсолта  попросил, чтобы ему сварили мамалыгу (кукурузную кашу). Как только каша была готова, он попросил разбудить спящих детей, что,  естественно, хозяева и сделали. Проснувшихся  детей Темарсолта усадил за стол,и те до блеска очистили  и чашки, и кастрюлю. Оказывается, родителей не было дома два дня, и дети легли спать голодными и с плачем.
2. Я не знал  Маси Музу и не мог знать его, потому  что он ушёл в мир иной, когда мне было всего лишь год от роду. Муза был сыном известного наиба Кати Маасы, который спустя несколько десяток лет после окончания шамилевской войны  в преклонном возрасте  стал в ряды отряда Алибека-Хаджи из Сесана и погиб в неравном бою.
Так вот, в  народе Музу звали Мажар-Муза  за то, что он всегда носил с  собой ружьё Мажар. Моя мать рассказывала ,что Муза со словами:  «Со мной газават моего деда Кати  и отца Маси» мог идти на любую авантюру.
Темарсолта, будучи близким родственником и духовным братом по тарикату кадарий, часто оберегал Музу. « Хотя ты старше меня, но поверь, Муза, жить красиво -это намного благороднее, чем погибнуть красиво. Смерть красивой не бывает. Береги себя. Такие ,как ты ,обычно погибают нелепой смертью и мне очень жаль тебя». Говорят, что Муза беспредельно уважал и почитал Темарсолту.  Даже когда умер его родственник по имени Аьсмарза, Муза настоял, чтобы его похоронили недалеко от дома Темарсолты, хотя для этого пришлось заложить новое кладбище. Действительно, Муза погиб нелепой смертью  в перестрелке с выездным патрулем,набиравшим добровольцев на 1-ю мировую войну в 1914 году.
3.Моя мать рассказывала мне, что у Темарсолты  была гостевая комната, позволяющая располагаться одновременно до 40 гостям. В юности он ушел из дома  и поселился в Берд-юрте (вблизи Хамби-ирзе) в знак  протеста из-за того, что отец курит табак. Убедившись,что отец не откажется от своего, он вернулся в 1ашха(Ачхой), но не стал жить в доме отца. «Я уже вырос и не хочу тяготить вас более  своими нуждами. Если ты позволишь,отец, я построю дом для себя на окраине села и поселюсь там».  Так Темарсолта идом заимел, и отца не обидел. Вскоре  потомки Баг1тара, чтобы Темарсолта своими молитвами проводил усопших, неподалеку от места жительства  Темарсолта заложили новое кладбище и первый ,кто здесь был похоронен, по словам моей матери, был некий Аьсмарза-сын Сулима из Кати-некъий. 
Рассказы об Ади Темарсолте  1уси Музаева.
1. Как- то к Темарсолте  прибыл  покупатель из горной местности чтобы  приобрести у Темарсолты  буйволов  для упряжи. Предоставив для гостя ночлег, утром Темарсолта  отказался продавать гостю буйволов: « Ты прибыл ко мне , сильно поссорившись с семьей,и  я не намерен иметь дело с тем, кто не ладит с семьей. Иди и помирись со своей семьёй, а буйволов я попридержу, если это нужно будет необходимо. Гость, недолго промолчав, обратился к Темарсолте: « Ты истинен, и я не смею тебе возражать. Мои дети буквально мольбой просили меня, чтобы я купил волов, а не буйволов. Окончательное решение  купить буйволов мною было принято назло им». Темарсолта помог гостю в покупке волов в нашем селе, и они разошлись с миром .
2. В один из осенних дней  Темарсолта  вместе со своим братом Темарболтом ездили за сеном в местность  Элах Бачи-борз ( недоезжая до бывшего аула Шилхи-чоь) , в некогда бывшее  их семейное  имение.  Размеры арбы  были рассчитаны  для погрузки трех стогов сена.  Братья не успели загрузить и один стог сена, как Темарсолта  обратился к брату, чтобы тот собрался домой.      «Почему ты спешишь, давай погрузим  всё сено  , ведь ездить сюда далеко»,-обратился Темарболт к брату.  « Нас ожидают дома гости, не стало мне держать гостей в ожидании «,– ответил Темарсолт. Вернувшись домой,  Темарсолта  застал жену, убирающейся  в гостиной. «Ты опоздал буквально на мгновение, твои гости только что отбыли, не дождавшись тебя», –обратилась  к мужу жена. Оказывается, у них дома были гости- ингуши, по дороге из Аьртани решившие посетить Эвлаьа.  Братья, чтобы  закончить начатое дело, повернули волы и направились в сторону Шилхи-чоь. На полпути Темарсолта обратился к брату с просьбой повернуть волы обратно домой. «Мы же почти доехали, давай загрузимся»,- обратился Темарболт к брату. «Мои гости решили переночевать у меня и они возвращаются обратно, не ставь меня перед ними в неловкое положение – ответил Темарсолт. Вернувшись домой, братья застали гостей.   
3.Как- то Темарсолт  ранним утром поехал за дровами в местность бывшего аула Ниттах-къеж (нынешний Янди-к1отар). Начало темнеть и обеспокоенные братья и родственники,  оседлав коней, выехали на поиск Темарсолты.  Не успели они выехать за аул, как неподалеку увидели едущую телегу.   Обрадовались братья, что их волнения и тревожные ожидания оказались напрасными.  Но не тут-то было. Это волы Темарсолта сами, без ведомого шли домой. Всю ночь искали они Темарсолту, окликая каждую кажущуюся местность, где мог пребывать человек, оставшийся один с природой, осматривая места бывших когда-то аулов по ущелью Нитта-хи.
Ранним утром, совершив намаз, группа направилась в окрестные аулы, чтобы расспросить людей. Как только они въехали в Катар-Юрт, к ним на встречу поспешил мужчина. Расспросив что к чему, мужчина сообщил, что он еще вчера видел Темарсолту  в с.Гехи на похоронах известного мюрида из тариката кадарий. В Гехах они застали Темарсолту,  ответившего на обиду братьев: »Не обижайтесь на меня, вы мне кровные братья. Нам с вами еще долго вместе жить, а уходит в мир иной мой духовный брат, и разве я мог себе позволить с ним не попрощаться».
Родственники  умершего рассказали  гостям , что Темарсолта  пешком, задыхаясь,  явился в их дом буквально перед смертью усопшего и они с умершим успели о чем-то переговорить.
1920г.  Родился Мугданов Мовлет (Молла- на снимке). Дети: Х1аваж 1957, Ризван 1963, Салман 1966.
-Мохьданан Мовлет  -  Кадий района, имам мечети, мулла, учитель целого поколения богословов Ачхой-Мартана. Его в Чечено-Ингушетии знали как Мол, как по имени, так и по духовному сану ( Мол Мол, так иногда двузвучно звали его). Вся его жизнь была посвящена изучению ислама, передаче своих знаний молодому поколению. На протяжении десятилетий он был не оспаримым и бессменным  лидером Ачхой-Мартановцев.  Будучи немногословен, он  умел мерить поссорившихся, свести казалось бы наверняка разрушившиеся семьи. Сотни его фраз стали крылатыми для, нас, потомков. Уверен когда нибудь найдется и такой человек, который осмелиться написать об этой неординарной личности, а я же боюсь ошибиться в чем то, не дописать, недосказать, но одно я смею заявить, с его уходом, мы Ачхой-Мартановцы как бы очутились в бушующем море, на корабле который так и не может найти береговой маяк, потому что нашим маяком и был Мол Мухданов.


Рецензии