Забытые имена известных даут-мартановцев

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА ИЗВЕСТНЫХ ДАУТ-МАРТАНОВЦЕВ

В 1828 году в ауле Шира-1ашха (не путать с хутором Старый Ачхой)  родился первый внук шейха Кати Мааси Муза (1828-1914)- основатель  первого  медресе для окрестных аулов в объединенном ауле Ачхой. Сыновья Музы: Межед-1867, Мохьмад- 1880, Ахьдан-1886, Ахьмад-1889.
Муза стал перворожденным мальчиком в семьях   Кати и Муртаз1ела-сыновей Баг1тар Алмуртан К1уштни. Вся е жизнь Муза, как рассказывали старейшины,  прошла на «коне».
В семье Музаевых долго хранились фотографии убитого Музы, сделанные военными , т.е. выездными кордонами  царской армии в предвоенный период первой мировой войны, занимавшимися мобилизационными вопросами).
Все, что осталось от Музы, известный по рассказам  ачхоевцев: ружье Мажар, кинжал и прочее были  конфискованы  в 30-е годы, когда  Советская власть занималась гонением религиозных лиц и  в частности Генердукъ-муллы.
 Султан Сулейманов рассказывает случай,  происшедший с Музой со слов своего отца, хорошо знавшего Музу:
        Как то вечером Муза  верхом на коне  ехал домой из Ингушетии по горным и предгорным аулам. Поленившись перейти брод у места  бывшего аула Г1ези-Юрт, Муза решил (наверное, назло казакам) проехать  верхом чуть вниз, и в местечке бывшего аула Мартан-Ойл перейти брод р. Мартан. Увидев всадника, патрулировавшие эту местность военные и казаки поскакали  следом за Музой. Устроить перестрелку было не в интересах Музы: все равно патруль был намного сильнее его и зря погибать в такой перестрелке вряд ли было в планах последнего. Муза дал полный ход своему коню, перешел брод и спокойно доехал до дому. Наутро к нему пожаловала делегация  в числе нескольких всадников. Вызвав Муза на улицу, те предъявили ему ультиматум,мол ,преследовавшая его группа военных и казаков насмерть ушибла их родственника, на что Муза  громогласно ответил : «Даже если по моей вине погибли бы ваши предки до седьмого колена,  и то  я вас не отпустил бы отсюда в живых», при этом крикнув жене: «Ташкири, принеси мой мажар (ружье).  ( Суна  т1аьхьа  хаьхканчу  говрша  шун ворх1е а да вина велар-кха, аса  шу кху уьйт1ара ишта д1а мел дохуьйтура дацарехь. Ташкири,  схьакховдайе сан мажар)».
Зная характер и нрав Музы, те вскачь поспешили со двора хозяина, который слов на ветер никогда не бросал.  А сружьем он действительно никогда не расставался, в народе его даже звали Мажар- Муза.
Рассказ известного богослова Хасу Ахьмада, о Мажар-Муза:
……….. « В тот день неразлучные  друзья Хасу и Муза почему -то оказались врозь. Вопреки запрету военной администрации  посещения  разорённых аулов по ушелью Ниттах, Муза часто посещал эти места по пути в Шалажи ,куда он часто ездил к родственникам. Тогда, на месте ликвидированного  аула   Алдам Ислама, Ниттах-Къеж-  находился своебразный «стационарный пост» на том же месте, где в 19-м веке располагалось военное  укрепление. Муза по пути в Шалажи заехал на место бывших аулов башингой, посетил ряд мест вверх по ущелью, и оттуда, выехав на равнину, продолжил  свой путь дальше.
Увидев спускающего из лесистых гор всадника,  отряд военных из нескольких всадников стал его преследовать. В жаркой перестрелке были убиты несколько человек из преследующих, остальные же вернулись обратно в укрепление. Смертельно раненный Муза из последних сил расседлал коня, снял сбрую  и велел коню поскакать домой. Конь у Музы был настолько послушным и славился тем, что выполнял немыслимые команды хозяина. Конь прямиком прискакал к знакомому  дому Хасу.
Почувствовав неладное, Хасу тут же явился к дяде Музы, пожилому  Тате ( сыну бывшего наиба Даби-Даг1ча). Хасу знал, что конь обязательно приведет их к хозяину и велел  Накри, племяннику Музы, отпустить узда и дать коню свободный (свой) ход. Конь привел их к хозяину. Муза, держа в одной  руке старое ружье (Мажар), с которым он никогда не расставался и за что его в народе называли Мажар Муза, а  в другой руке Яссин, уперевшись  спиной к старой груше ,был без признаков жизни. Его похоронили на старом  кладбище Ачхой-Мартана. Сельчане должны быть благодарны Музе и за то, что он открыл в селе первый медресе (хьуьжар) после Кавказской войны и привел к нам богослова из Гойты- некоего   Дака из тайпа дишни, который впоследствии воспитал ряд богословов,  в числе которых были Генердукъ, Махьмуд (б1аьрзие Махьмуд), Хасу и  ряд др».

В 1873 г. в ауле Ачхой родился  Мяхти Кута  (Маьхьти Кута).
Кута находился в рядах Зелимхана Харачоевского.
В 1910 г. вместе  со своим другом Г1аймарх,  из Катар-Юрта, был в числе отряда Зелимхана из 60 человек  при нападении на кизлярский банк.
В том же году, вместе с Зелимханом, выступил против карательного отряда Андронникова, который творил бесчинства в чеченских и ингушских селениях.
В последствии, в 1913 г., был схвачен и без суда и следствия посажен в тюрьму на острове Чечень, что в Каспийском море.
 Кута в 1914г., первый, но не единственный человек сумевший сбежать с этого острова. Будучи в заключение, он познакомился с 17 летним юношей из Герменчуга, тейпа Гуно.
По возвращении домой он поставил в известность родственников юноши, где находится их сын.  Лишившись всякой возможности освободить сына, родители юноши дав расходные деньги, попросили Кута постараться вызволить того из заключения.
1915 году Кута подкупив  капитана баржи и охранников, сумел вызволить юного Гунойца из тюрьмы, который стал вторым заключенным сумевший  сбежать из этой тюрьмы, опять же с помощью Куты.
 В знак признательности и из желания породниться  с семьей Куты, родственники вызволенного юноши породнились с ними через выданья замуж, за  Кута, свою племянницу.
После смерти Куты, власти три раза вскапывали его могилу чтобы убедиться в действительности его захолронения.

Отрывки из поэмы Зелимхан:
Солтамурад, Кута и Геймариг
Зока, Гуша, Аюб и Саламбек
С полсотней  храбрецами напрямик
Устроили отчаянный набег…..
…….Зока был стар, но все-же он домчался
В Довта Мартан за помощью к Хасхе  (Хасхан –Авт.)         
Ведь Зелимхан не раз с Хасхой встречался
Когда бывал в печали  и в тоске
Здесь жил Кута, храбрейший друг абрека
Не раз бывавший в перестрелках с ним
В кругу друзей стрелком он слился метким
На шум и шорох,   целясь в карабин……
……На помощь им с аула Довта Марты
Кута Мяхтинский  пулей прискакал
С чинхоевским отрядом в пять  джигитов
Стеною в ряд он с Суламбеком стал 
Стреляли все на славу  -  вопли, стоны
Отряд врагов был в сотни крат велик
Кута искал «злаченные» погоны
Андронникова-князя чтоб свалить
Настала пуля подлого вояки
И сброшен он с коня в один прицел
Смешавшийся в рассеянной ватаге
Остался все же, раненный, но цел….
…..И после смерти сына Харачоя
друг его  чинхоевский Кута
    Лишенный проживания  в   Ачхое
В лесистых  дебрях и в горах  блуждал……
…..И даже мертвым стал он неподвластен
Сатрапам коим честь не дорога
Ну что за власть идущая на  страсти
Могилу Куты пару раз вскопав
И лишь признав в покойнике абрека
Его могила обрела покой
Последний Волк из доблестных абреков
 Дал из могилы  свой  последний бой

1883г. Родились: В 1883 г. в семье 1ис-хьажин Шайх-Сайт Межеда   родился  мальчик, которого нарекли Дара (На снимке). Дети: Салман 1922,  Султан 1924, Салавди1924         
Дара Межидов - светский глава чинхоевского  рода с.Ачхой-Мартанв 20-х годах 20-го века.
Дара- бывший  офицер царской  армии  в чине поручика. Отношение к Советской  власти  было настолько враждебное, что порой  даже такой авторитетное лицо того времен,  как Генардукъа Чинхоев  бывал не в силах его сдерживать, хотя авторитет последнего не то что среди представителей тейпа ч1инхой, но и всего населения как  самого Ачхой-Мартана, так и окрестных сел и хуторов, был не прирекаем.
В анкетных данных советских властей  на жителей  с.Ачхой-Мартан в  20-х и 30-х годах  20-го века  Дара представлен как ярый враг советской власти, активный участник восстания во главе Нажмутдина Гоцинского.

Данные из семейного архива.
Родился в с.Ачхой. Его родители – отец 1ис-хьажи  Шейха-Сайти Межед, мать -Цака ,сестра Ульби (тейпа Хорочой). Ульби переселился из Алдов  из- за кровной мести (его потомки Кабедовы из с.Ачхой-Мартан).
Первый раз Дара женился на Бикажу -дочери Абаби (Абабаевы, тейп тумсой Мамат некъий). Детей от этого брака не было, они развелись.
Второй раз Дара женился на Хьурмат -дочери Джоватхана (Джовхановы, тейп ч1инхой).
Хьурмат родила  Даре Салауди (1924-1967).
Третий раз Дара женился на Шапе- дочери Пагала (Пагаловы, тейп ч1инхой Алдам некъий).
Шапа родила Даре Салмана (1922-1978) и Султана(1924-1980).
Дара был предприимчивым человеком. До революции имел двухэтажный дом на ул Первомайской ( г.Грозный – Авт. Д-М.Б.), а также дом в п.Алды (у Межидова Саламбека имелись документы на эти дома). Он также владел акциями нефтяной компании какого-то азербайджанца. В канун революции 1917 года Дара съездил в Баку ( вместе с ним в этой поездке были  Саг1ари- сын Понч1и,   сын Г1еза -Махьми 1умара 1усман из с.Урус-Мартан (тейп Нихлой)-родственник сестры Дары – Найби). Они обменяли акции на деньги и вернулись домой.
В 20-х годах Дара имел свою лесопилку и питейное заведение. Помогал малоимущим людям. Был одним из авторитетных людей с.Ачхой. Немало примеров его благородных дел.
16 марта 1930 года осужден тройкой СКК сроком на 5 лет. Отбывал этот срок Дара на строительстве Беломорканала. Вернулся домой. Затем сново был осужден  сроком на 3 года. Отбывал этот срок в Пермском крае, работал на вредных рудниках. Там тяжело заболел. Родственники каким- то образом  вывезли его оттуда. После тяжелой продолжительной  болезни скончался в 1943 году дома.
Имущество Дары –дома в г.Грозный были конфискованы. Во время военных действий 1994 г. дом по ул Первомайской был полностью уничтожен.


АНКЕТА
На селение Ачхой-Мартан25 верст ю/в Михайловское
1.Общее количество населения: 5502 чел.
из них мужчин 3400
число дворов 1304
2.Сельская власть: предсельсовета  Масаев Азис  саисахаджиевец ( Сесанар хьажи вирд- Авт.Д-М.Б.)  кулак, бездеятельный секретарь: Махгиреев Ахматхан.
3. Сельские ячейки: РКП(б) секретарь
РЛКСМ-14человек, секретарь Аздаев В.
4.Духовенство: Общественный мулла Чинахоев  Генартука,   ( Генардукъ молл, внук Шейх Кат – авт) чинахоевец, 70лет, очень популярен, враг всего советского. Общество является резиденцией шейха Ибрагимова Саида, выходца из Аравии потомка пророка Магомета, пользуется решающим влиянием   на общество, в среде которого имеет значительное число последователей. Лидер местного реакционного духовенство. Кубовых мулл – 16, все отражают антисоветское настроение в ауле.
5. Родовое устройство аула и политокрасеа его:
А) Чинхоевский род – 300 дымов, глава рода – Мешидов (Межидов –авт.) Дара, кулак, бывший  офицер старой (царской- Авт) армии  в чине поручика, отношение к власти враждебное. Часть рода – дымов 100, настроено реакционно.
Б) Тумсоевский род- 146 дворов, глава Арсанукаев Амза, середняк, мюрид секты Ахматуко-Хаджи (реакционно-настроенна).
В) Антоколоевский (Непонятно-Авт) -120 дымов, глава рода  - Бейбулатов Хаса, середняк, секты  Деви (Деда  - Дени Арсанов -Авт), реакционно настроенная.
Г) Акки – 100дымов, глава Дачаев Гада, середняк. Отношение к власти лояльное.
Д) Этикалой (Айткхаллой-Авт) – 100 дымов, глава Жаутханов Хаса, 35 лет, кулак, пользуется влиянием, к власти безразличен.
Е) Центороевский род -100 дымов, глава Хажиханов Шамильха,  секты –Кунта Хаджи- кулак, влиятельный, имеет связь с порочным элементом. хорошо развит, по русски грамотный, род сочувствует советской власти.
Ё) Эдастай (Эрштхой-Авт) – 100 дымов, глава Хажуев Хабив, 32 года, влиятельная личность, род сочувствует советской власти.
В ауле имеется целый ряд мелких родов – особенного внимания не заслуживает.
6.Топографические заметки: аул расположен на равнине. Местами пересекаемой оврагами и рекой Фиртанга ( Фортанга – Марта – авт), подступы всюду хороши и удовлетворительные, проходимы для частей всех родов оружия.
7.Хутора: 1.Чижичу -85 дымов 2. Гойтинский (Гуо-т1е-Авт) – хутор- 45дымов;  3. Бамутские хутора, тянувшиеся по линии ингушской границы верст на 15, по два-пять дымов, построенных на расчищенных лесных участках. Общее число дымов доходит до 200.
Все хутора возникли ( на карте нет) после революции, построены чеченцами, работавшими и осевшими ранее на промыслах и в городе, с Гражданской войной бежавших сюда на свободные земли. На почве сопротивления Ачхоевцев этому заселению и истреблению хуторянами враждуют с Ачхоевцами.
8. Общее число винтовок в ауле  800шт.Патронов к ним 10 000
Револьверов   175
9. Примечание:
А) В декабре 23-го года аул подвергался разоружению, выкачено 393 винтовок, патронов -391, револьверов -27, изъято бандитов…..человек. На хуторах изъято -100 винтовок.
Б) Аул расположен на стыке Ингушетии и Сунжокруга, границами соприкасаясь с этими районами.  Постоянно служит местом укрывательства чеченского и ингушского бандитизма. До обезоружения и кампании по доброявке актива местного бандитизма  (банда Маза Шидаева) считался  очагом плоскостного чеченского бандитизма.
Нач. 1-го од.                Павлов
Начиро:                Сабанцев
11 августа 1925 года                РГВА. Ф. 25896. Оп. 9. Д. 277. Лл. 8.

В 1876 г. Родился шейх Кати Мут1ин Булт1а. Дети: Юнус -1900,  Юсуп- 1893,Якъуб -1896.
 Мут1и   Булт1а  был купцом, имел собственную лавку.  Занимался ввозом различных товаров из других регионов России,  табаководсвом, вел совместный бизнес с Сардалом Раисовым. Занимался предпринимательством вплоть до коллективизации в советское время.
  Когда- то детворе  старожил Ачхой-Мартана   Осман  Дубаев   часто напевал песню, которую  спустя 40 лет, в 2011 году, слово к слову повторил  Б1арзе Султан Сулейманов.  По рассказу Султана, эту песню пели на белхи (вечеринках) девушки: 
Долахьа, цхьогал, шовдан йисте
Хаза хан а йокхкхур вай.
Дог1ур ду те шуьга цистийта
1адика йойла – гур ду вай.
Бакъ дериг дийцача,  дог1ура  дара со
Суна к1ело йийра  яцахь.
Д1ай-схьай кхуьсуш, д1ай-схьай керчош
Булт1и туькнахь 1уьллур дацахь
В 1896 родился Мут1и Булт1ан Якъуб. Сын: Султан- 1936.
Якуб Бултаев –   ученый арабист, окончив  ремесленное училище, учился в Санкт-Петербурге.  Работал в должности прокурора  района. В советское время его сын Султан Бултаев дослужил  до звания  генерал-майора, но не успел  получить ее.Погиб при исполнении служебного долга в  звании полковника Советской Армии. Якуб Бултаев в день депортации чеченцев принародно сжег свой партийный билет, что в то время каралось смертью. Чистая случайность спасла его от явной смерти. Один из уполномоченных НКВД, почти месяц проживавший  в доме Якуба, под видом сопровождения его в Грозный свел  его  на железнодорожной станции со своей семьей.
В 1872г. в  Ачхой   во главе  Бетар Болатан Х1онзы  из Османской империи возвращаются десятки семей- это предки   потомки  которые  ныне проживают в Ачхой-Мартане.
Все старейшины  аула, собравшись на майдане (нынешняя площадь у Деки туька), стали расспрашивать Х1онзу о тех, кто не смог возвратиться. Говорят, что Кати Маас обратился к Х1онзе с вопросом, правда ли то, что в них стреляли и русская армия, и турки. Х1онза кивнул головой. Прозвучал второй вопрос, видел ли он его дядю Нур1елу, близких родственников Мат1у, М1оцу, Егарби, 1ису, Дуту, Довту? Так Маас произнес около 20 имен  глав семейств ,эмигрировавших в Турцию в 1865 году. Почти половина пересчитанных Маасом имен были подтверждены Х1онзой, но их не было в числе возвращенцев. Говорят, что Маас дал клятву (а ему тогда было около 90 лет): «Меня видит и слышит всевышний. Отомщу». Маас действительно в 1877 году вопреки воле  главы рода Алдаман Ислама вновь возьмет оружие в руки и станет в ряды Алибека-хаджи  и  смерть его настигнет именно в бою.
Болат Х1онзи йо1 Пах и Б1оьрт1и Хадисхи во1 Маса.
В 1872 году во время возвращения чеченских мухаджиров домой, группу возвращенцев из долины Марта, 1ашхи, Ниттах и Шовдан-Шери возглавлял Болатан Х1онза. С учетом трудностей, предстоящих преодолеть возвращенцам по пути домой, за каждым из возвращенцев была закреплена  определенная задача. Кто- то шел в дозорных, кто- то отвечал за тыл; была группа лиц, сопровождавшая детей; отвечающие за ночлег, пищу и т.д. Преодолевая  препятствия, группа добралась до Карской области. До границы было подать рукой, как вдруг с российской (армянской) стороны раздались пушечные выстрелы. Одновременно группу настигли и преследовавшие турки. По рассказам уцелевших и добравшихся до родины мухаджиров, менее половина людей были убиты или же пропали без вести.
Также была рассеяна и группа,сопровождавшая детей. Многие дети из-за непроходимости гористой  местности были усажены в перекидные мешки на лошадях  (Таьлш). На одной из лошадей находились дочь Болатан Х1онзы 3 -летняя Паха и сын Б1оьрт1и Хадисхи- 5 летний Маса. После того как утихла перестрелка, люди стали искать своих близких, хоронить погибших. Поискивосьмерых  детей, усаженных на четырех лошадях не дали результатов. Всю ночь напролет матери и родственники оплакивали погибших близких и пропавших детей. Наутро, перед тем как тронуться в путь,  Х1онза еще раз направил группу во главе со своим сыном Баргишем на поиск пропавших детей. Ни у Х1онзы, ни у остальных не было уверенности в том, что дети остались в живых, но тем не менее поиски продолжили несколько часов. Обессилевшие от поисков  члены  группы  решили попить водички из горной речушки. Напившийся воды Баргиш решил еще раз подняться на возвышенность и оглянуть местность в поисках детей, как в это время он… услышал ржание пасущихся лошадей.Спустивщись в лощину, он увидел четырех лошадей. Подойдя к знакомой лошади и боясь, что  не застанет в живых Паху, он аккуратно раздвинул мешковину и увидел сопящую Паху. Во втором мешке  так же, как ни вчем не бывало, спал Маса.Все восемь детей оказались живыми  и здоровыми. Но у этой истории есть романтичный и сказочный конец. Вернувшись на родину, Паха и Маса ,повзрослев ,полюбили друг друга и поженились. Сегодня в Ачхой-Мартане проживают более 100 внуков, правнуков и праправнуков Масы  и Пахи.
В 1890 г. Родился -Алсбек Масаев. Дети:Ширвани, Юсуп, Баудди, 1иса.
-В семье  дочери  Болата  Х1онзи Пахи  и сына  Б1оьрт1и Хадисхи Масы, чудом  уцелевших в 1872 году во время возвращения чеченских мухаджиров из Турции, рождается сын по имени Алсбек.
Алсбек  в 20-е годы  20-го века был  председателем  сельского совета и  колхоза. Потомок известного религиозного деятеля Мержо Хьадиса   Алсбек  был сыном известного в Ачхое мельника.  Масаевы ,представители   Сусаркъи-некъий из тейпа мержой, всю свою жизнь проживали в левосторонней части  Довт-Марты в местности под названием Мержой  Хьадис-Ирзие.  В конце 19-века  по возвращении  из Османской империи поселились в правобережной части  села Ачхой, построив  на удобном месте  мельницу. Большинство его родственников, в числе первых мухаджиров переселившихся в Турцию, по возвращении  оттуда  из- за запрета властей  не сумели  вернуться в родные аулы Гези-Юрт, Довт-Марта и 1ашха (Ачхой) и  вынуждены были поселиться в Сагопшах .  По рассказам жителей Ачхой-Мартана, в советские времена, когда власти боролись с религией и особенно с духовенством, Алсбек,   будучи  председателем сельского совета и  колхоза,  под видом каких- то  «пятиминуток» и совещаний  вопреки запрету  властей, усилившихся  после 1925 года гонений, зазывал к себе в кабинет близких работников и вместе с ними совершал намаз.
Был и такой случай. По долгу своей работы Алсбек имел много друзей в разных селах, в том числе и в станице Ассинская. Перед депортацией чеченцев в 1944г., к нему обратился его хороший знакомый из этой станицы  и предложил сделать документы на него и членов его семьи на русскую фамилию. Посчитав, что тем самым ему нанесли оскорбления,  Алсбек дал пощёчину своему  знакомому. Будучи неуверенным в том, что увидит  снова своего приятеля  и желая извиниться за содеянное, он провел бессонную ночь. Наутро , как ни вчем  не бывало, тот опять подъехал к его дому и повторно предложил Алсбеку принять его предложение. Друзья обнялись (и пусть это не оскорбит потомков Алсбека) и у обоих на глазах появились слезы отчаяния. Естественно, Алсбек отправился на чужбину вместе со своим народом на долгие 13 лет.
Женою Алсбека была Кемса- дочь сельского богача  Даши Исмаилова  из  тейпа тумсой- двоюродная сестра  известного в Ачхой-Мартане Бахьли Абаза. Кемса была моложе Алсбека на 30  лет, и ,естественно, надолго  пережила  своего мужа.
В начале 20-х годов 20-го века  во время заселения левобережья Марты, Алсбек, оставив на  правом берегу своего среднего брата Солсбека и  взяв с собой младшего Мусу  ,переселился на левый берег, где жили его  предки до 60-х годов 19-го века до ликвидации Мартан-Ойла, находившегося здесь.
Деревянный мост,  соединяющий два берега Марты в этом месте, всегда монтировался семьей Масы, и это богоугодное дело они никогда и никому не уступали.
Марта, как известно, бурная горная река, и каждый раз после полноводия  мост всегда сносило и его часто приходилось строить заново.  В преклонном возрасте Алсбек , переживший все тяготы высылки ( как и все чеченцы его возраста), очень трудно передвигался, не мог ходить, т.к. ноги  его не слушались. Душа и сердце его стремились в тобу(группу) мюридов- его религиозных братьев по къадири тарикату. Ноги так и просились в зикр. 1уса Музаев еще ребенком был назначен ответственным мюридом за братство (тобу)  Кунта-хаджийцев  в нижней части Ачхой-Мартана  (векал, туркх), которому жезл ответственного мюрида (туркхийн г1аж),хранящийся по сей день в семье Музаевых, был  передан   самим  Масин Алсбеком. Стараясь угодить своему учителю, 1уса  попытался как- то поговорить со  старым  Алсбеком: «Ты уже стар, ты многое сделал для нашего братства.Может,тебе пора отдохнуть?»   «Я всегда учил тебя приобщать людей к  братству, а ты со мною поступаешь наоборот»,- отпарировал  Алсбек. Как  рассказывал 1уси Музаева, ему было жалко Кемсу, которая  ( в украдке от своих сыновей), где бы наша тоба(группа) не находилась, на спине волокла Алсбека через брод Марты. Сыновьям же, когда они об этом узнавали, Кемса говорила: « Я перед Аллахом обязана заботиться о своем муже; вот станете старыми как он, и командуйте своими женами, а я боюсь ссудного дня». Такими трепетными были отношения между Алсбеком и Кемсой.
В 1917  родился  Юнус (Юни) Дешериев -  профессор, член-корреспондент Академии наук СССР.
 Родился 8 августа 1917 года, в с.Ачхой-Мартане
Еще будучи студентом,  начал собирать материалы для научных трудов, связанных с кавказоведением. Он создавал научные труды на базе колоссального языкового материала, полученного им во время полевых и теоретических исследований нахской и дагестанской групп иберийско-кавказских языков.
Юнус Дешериев-автор  монографий по бацбийскому, чеченскому, хиналугскому языкам и первой в кавказоведении сравнительно исторической грамматики нахских языков. Автор 5-ти томной энциклопедии «Языки народов СССР» 1966—1968 гг. Им подготовлены научные работники  и преподаватели  по кавказоведению и общему языкознанию для НИИ и вузов ЧР, других субъектов РФ, а также республик бывшего СССР.  Он постоянно вел активную научно-организаторскую и общественную деятельность. Принимал участие в мировых конгрессах социологов, во многих международных конференциях и симпозиумах. Нередко сам был организатором или одним из организаторов международных конференций, симпозиумов  и  как руководитель Научного Совета Академии Наук СССР по проблемам развития и взаимодействия языков, и как заведующий лабораторией социальной лингвистики.
   За 60 лет, отданных науке, ему довелось  работать заведующим отделом кавказских языков, заместителем директора по науке Института языкознания АН СССР. К плеяде его учеников-воспитанников принадлежит большое количество кандидатов и докторов наук.
     Юнус  принимал самое активное участие в подготовке ученых-гуманитариев для вузов ЧИАССР. Он по праву считается основателем советской социальной лингвистики,  одним из соучастников разработки нового научного направления в отечественном языкознани.
      На монографии Юнуса Дешериева опубликованы рецензии в центральных научных изданиях стран СНГ, в зарубежной научной печати. Научные труды автора изданы на более  20-ти  языках: английском, французском, немецком, испанском, хинди и др.
       Юнус был удостоен премии  имени Чикобавы  Республики Грузия. Его верность и любовь  как к большой Родине России, так и к малой — Чечне — активно проявлялись в его общественно-политической деятельности в критические периоды их истории. Об этом он, как ветеран  ветеран Великой  Отечественной   войны, награжденный многими наградами и медалями СССР, повествует в своей книге «Жизнь во мгле и борьбе».  Всё ,названное выше , далеко не полный перечень достижений Юнуса Дешериева в науке.
      Научное наследие профессора Ю. Дешериева предстоит в полной мере систематизировать и осмыслить, но, несомненно, одно — Юнус Дешериевич был одним из ярких представителей отечественной науки, внесший огромный вклад в ее развитие.
Своими бесценными исследованиями на почве  языковедения, он оставил глубокий след в изучении сравнительно-исторической грамматики нахских языков.
Путь в науку Юнуса Дешериева начинался в далеком 1930-м году. В Москве этот талантливый моло¬дой чеченец был сразу замечен известными отечественными языковедами - академиком И.И.Мещаниновым, профессором В.А.Петросяном.
В начале 1940-х годов Ю.Дешериев поступает в аспирантуру Института языкознания Академии Наук СССР. В 1942 году его откомандировывают в Чечено-Ингушетию для проведения идеологической работы . Здесь Юнус Дешериев проявляет себя как истинный сын своего народа - он отметает измышления Сталина и его окружения о том, что дезертиры и предатели в Чечне готовят вооруженное восстание против советской власти (в это время во всю мощь шла война СССР против фашистской Германии. Шли упорные бои на Кавказе). Дешериев, как очевидец тех трагических событий, всеми доступными средствами отмечал, что горцы в тылу Советской Армии не заняты ни чем иным, кроме как  героическим  трудом  во имя приближения победы над врагом.
Часто доводится слышать и читать, что Юнус Дешериев- единственный чеченец, которому (на официальном уровне) удалось избежать сталинскую депортацию чечено-ингушского народа 1944года. Как отмечает известный чеченский ученый Вахит Акаев: «При поддержке руководства Института языкознания, Юнус Дешериевич избежал депортации и был оставлен в Москве для продолжения научной работы. Он тяжело переживал депортацию чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию и видел в этой бериевско-сталинской акции несправедливое отношение к своему народу».
 И все-таки Дешериеву не удалось избежать определенных репрессивных мер со стороны НКВД СССР. Как пишет процитированный выше В.Акаев: «После возвращения из научной командировки в Грузию, где им (Дешериевым - Авт.) была проведена работа по исследованию бацбийского языка, по приказу чиновников из московского НКВД он был выслан и выписан из московской квартиры, его рукописи (в том числечерновой вариант кандидатской диссертации) сожжены. Преследуемыйсотрудниками НКВД, он был вынужден скрываться усвоих друзей». (В.Акаев «Ученый и гражданин», журнал «Вайнах»).
После всех этих перипетий Ю.Дешериев защищает в Институте языкознания кандидатскую и докторскую диссертации. Далее плодами  его научных  мыслей  и исследований становятся такие фундаментальные труды  как  «Бацбийский язык» (М.-Л., 1953г.), «Грамматика хиналугского языка» (М., 1959г.), «Современный чеченский литературный язык» (Грозный, 1960г.), «Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов» (Грозный, 1963г.), «Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе» (М., 1966г.). Как утверждают сами ученые (в т.ч. и В.Акаев), эти исследования Юнуса Дешериевича для многих ученых, особенно для начинающих, до сих пор остаются эталоном классического исследования..  В своем научном труде «Социальная лингвистика» (М. 1977год) он обобщил опыт социолингвистических исследований и предложил новую концепцию социальной лингвистики. Как пишет В.Акаев: «Эта книга («Социальная лингвистика» - авт.) привлекла внимание философов, литературоведов, социологов и - в целом - Президиума АН СССР... Его книги вышли в Пакистане, Индии. Он участник различных международных научных конференций и симпозиумов...
 Имея весомый научный вклад в языкознании и соответствующий авторитет среди ученых страны, он несколько раз выдвигался в действительные члены Академии Наук СССР. Однако корпоративные интересы академиков и его этническое происхождение явились преградой на пути продвижения его в головной штаб советской науки».
 Возникает закономерный вопрос: «С каких пор мерилом ценности вклада в науку, суть которой есть полная свобода от всякого рода догм и установок - иначе невозможно развитие научной мысли - является этническое происхождение ученого?» И еще: «Откуда такая изощренная «избирательность» по отношению именно к чеченцам?» Впрочем, внятного ответа на подобные вопросы не было никогда, в т.ч  нет его и сегодня.
К огромному сожалению, автору этих строк приходится констатировать, что имя Юнуса Дешериева не попало и в последнее издание Советского энциклопедического словаря (М., 1987г.).
Однако  это нисколько не отражается на заслугах Ю.Дешериева перед наукой и научной мыслью. «Лингвист с мировым именем» - эпитет и одновременно определение масштабов заслуг, без которых ныне его имя не произносится никогда и нигде.
Как свидетельствует В.Акаев: «Находясь на пенсии, Юнус Дешериев написал книгу «Жизнь во мгле и борьбе» (М., 1995г.). В этой автобиографической книге он, как очевидец, приводит новые сведения о депортации и возвращении на родину чеченского народа. Отмечает, что в депортации чеченского народа русский народ совершенно не повинен  и указывает на главных виновников этой трагедии - НКВД и Сталина». Но кто тогда слышал в Чечне голоса Дешериева и других, стремившихся уберечь чеченский народ от очередной кровавой бойни?!  К огромному сожалению, никто. В 2005 году Юнуса Дешериева не стало (Дала цунна гечд дойла!).
   Голос Дешериева, его труды актуальны и сегодня, т.к. этот прозорливый ученый жил и творил с думами о народе, о нелегких судьбах своих соплеменников. К примеру, ныне, когда звучат призывы к ревизии института современного чеченского литературного языка, было бы весьма полезным обратиться к труду ученого «Современный чеченский литературный язык» и к другим, перечисленным выше в данной статье (и к не вошедшим в и список) работам. Сегодня как никогда актуально их переиздание . Автору этих строк доводилось в последний раз знакомиться с некоторыми работами Ю.Дешериева более 2-х десятков лет назад..
  С уходом из жизни Ю.Дешериева не только чеченская (российская), но и мировая научная мысль понесла тяжёлую утрату. Но он ушел, оставив нам бесценное научное наследие. Вместе с Вахитом Акаевым, чьи материалы использованы при написании данной работы, хочу выразить надежду на то, что молодые лингвисты нашей республики основательно изучат работы Юнуса Дешериевича, давно ставшие библиографической редкостью и продолжат великое дело, начатое этим великим сыном свогго народа.
В 1943г. в селении Ачхой-Мартан родился  Кюра Раисов.В 1951 г.
 Кюра  поступил в среднюю школу ст. Ленсы республики Казахстан. В 1958 году окончил 7 классов названной школы.
В 1959 г.  семья Раисовых переехала  на постоянное место жительство в с. Ачхой-Мартан. В том годув районном Доме культуры проходил смотр художественной самодеятельности школьников. Присутствовавший в зале в качестве члена жюри Махмуд Эсамбаев заметил мальчика, легко, с особым шармом исполняющего сложные элементы зажигательной лезгинки. Это был Кюри Раисов. Буквально через год его пригласили танцевать в ансамбль «Вайнах».
В 1963 г. был призван в ряды Советской Армии. Находясь на службе в армии, Кюри не бросил любимое дело. Он был руководителем танцевального ансамбля «Солдатская дружба». В 1966 годупосле службы Кюри возвращается в свой родной ансамбль танца «Вайнах» и продолжает любимое дело.
Кюри Раисов являлся одним из ведущих солистов ансамбля. Шесть лет он проработал балетмейстером. За большие творческие успехи Кюре Раисову  было присвоено Почетное звание "Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР". Более двадцати лет К. Раисов проработал в легендарном танцевальном коллективе. Долгие годы радовал зрителей Кюри зажигательными танцами. Он был любимцем коллектива «Вайнах», стал известнейшим танцором Чечено-Ингушетии. Имя его было известно и далеко за пределами нашей республики. Об этом говорят и присвоенные ему звания: «Заслуженный артист Грузинской ССР», «Заслуженный артист Северо-Осетинской АССР», «Заслуженный артист ЧИАССР».
С ансамблем «Вайнах» Кюри изъездил не только всю нашу страну, но побывал также в Сирии, Иордании, Турции. Чехословакии, Египте. И где бы он  не  бывал,  всегда достойно представлял наш народ.
В 1984 году трагически оборвалась жизнь известного танцора государственного ансамбля танца «Вайнах» Кюри Раисова, но память о нем осталась в сердцах и памяти чеченского народа.
Вот что пишет о Кюре министр культуры Чеченской Республики Д.Музыкаев в книге «Вайнах- жизнь моя».
Кюра Раисов. Народный артист ЧИАССР. Работал не только артистом балета ансамбля, но и балетмейстером. С изысканными манерами, статный и грациозный ,всегда подчеркнуто вежливый, к тому же глубоко порядочный Кюра Раисов  был очень уважаем в коллективе. Недаром друзья дали ему кличку «Князь». К сожалению, в 80-х годах Кюри погиб в автомобильной катастрофе. Это была большая трагедия  не только для родственников Кюри, но идля его коллег и многочисленных поклонников.
Сегодня районный дом К ультуры носит имя Кюри Раисова. В сердцах его родных он навсегда остался молчаливым, безгранично добродушным, нежным и вместе с тем человеком  загадочной улыбки.  На похоронах Кюри  1уса Музаев, обрашаясь к собравшимся сказал: « Я никогда не одобрял его занятий  танцами, и Т1ахе (отец Кюри) открыто об этом говорил. Но сегодня, видя сколько людей со всех концов Дег1аста( дословно «край отцов») пришли к нам со словами соболезнования, я понял, что он занимался благородным делом».


Рецензии