Иногородцы об даут-мартановцах ачхой-мартановцах

В статьях У.Мавсарова в частности пишется и  о жителях нашего села, о которых многие ачхой-мартановцы давно забыли. Сыновья Шейха Кати  Кати Маса (Ма1ас) и Кати Даби (Даг1ча), Алдами  Ислам, Г1ези Эза.  Эти имена в середине 19-го века имели огромное значение в наших краях. Бывшие наибы  Ахверды Магомы  при имаме Шамиле, они стояли на страже интересов жителей Шира 1ашхи, Довт-Мартана,  Мартана, Шовдан-Шере и десяток аулов и хуторов, впоследствии слившихся с Ачхой-Мартаном.


ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НАСЛЕДНИКОВ ШУ1АЙБА (ШОИП-МОЛЛА) ИЗ ЦЕНТАРОЯ
Шоип Центороевский.
Известно, что Шоип родился в 1804 году в силе Билт-ойла (современный Тухчар). Его отец, Мохьамад- хаджи- председатель Мехк -кхел - был женат на сестре известного не только в Нохчийчоь, но и Дагестане, мужественного и просвещенного воина, имама Уьди, как это свидетельствовал житель с. Шуани Иса Сулейманов (умер в 1976 году, прожив 105 лет). Уьди - мулла, как утверждает кандидат исторических наук Майкопского государственного технического университета С-Х Мусхаджиев, был ближайшим соратником  имамов Гази - Муххамада  и Шамиля и воевал Дагестане на их стороне. По происхождению  он был из тайпа шоной из  с. Доьйкаройла. С малолетства вел  непримиримую войну против царских захватчикови из-за  этого проживал со своими мюридами в тейпавом селе Шуани. Это был по тем временам очень состоятельный человек, тративший свои средства  на содержание и вооружение  своего немало численного отряда. Известно, что Уьди - мулла имел большое влияние  и был известен среди народов Дагестана. Сестра Уьди - муллы Айшат и была матерью наиба имама Шоипа. Шоип много времени проводил среди воинов своего дяди, и его контакты с  представителям народов  Дагестана произошли именно в доме брата матери.
    У отца Шоипа Мухьамада–хаджи была единственная сестра Умидат. Как рассказывала Шуаипова Тажу-жена внука наиба Шоипа- жительница с. Курчалой, которой была больше ста лет, к ней сватались очень многие. Представители многих тейпов  желали на ней жениться. Но предпочтение было отдано тейпу чинхой из с. Довта Марта. Умидат стала женой Г1уби Хьоза из рода чинхой, проживавшего в с. Довта Марта. Представители чинхоевского рода башингой давно обжили территорию в междуречье Аьсса - Марта- Ашхо, об их отваге и мужестве поведали и писари Тимура хромого. Бывшие сподвижники шейха Мансура, они продолжали иметь близкие доверительные отношения с черкесами, кабардинцами, осетинами и ингушами. Позже Мохьамад-хаджи, представляя своего племянника Хьози Г1езу имаму Шамилю, говорил, что это они, имея в ввиду жителей Довта Марта, и есть ключ к Западному Кавказу. По утверждению Эзи Бабаьга  из Ачхой-Мартана, эти добрые отношения у них продолжались до выселения  в 1944 году .Зелимхану харачоевскому дорогу черкесам и кабардинцам открыл его соратник, известный абрек чинхой Кута- внук Хьози Г1ези. Именно выстрелом Кути был убит князь Андронников в Ассинском ущелье. Как утверждал историк Д. Хажаев, абрек Кута- единственный, кому удалось сбежать из тюрьмы с острова Чечен в Каспийском море. Зелимхана  к потомкам черкесов адыгов и кабардинцев - соратников шейха Мансура, повел именно абрек Кута из Ачхой - Мартана, где они, бывало, проводили много месяцев.
  Житель с. Шуани Иса Сулейманов  рассказывал, что когда появился Ташу- хаджи и стал вокруг себя собирать мюридов, Уьди - мулла предложил встретиться и разобраться, за кем из них должны пойти люди. Договорились встретиться в Сесана тог1ичохь. В эту ночь Уьди – мулла долго молился,   прося  Аллаха, чтобы он кого-то из них двоих забрал к себе, чтобы не было раздора среди мусульман. Как утверждает историк С-Х.Мусхаджиев, на  этой встрече в 1839 году Уьди – мулла был смертельно ранен одним из мюридов Ташу - хаджи в результате интриги ,устроенной  царским агентом. Как рассказывал Иса Сулейманов, перед смертью Уди – мулла сделал омра(приказ), чтобы его мюриды были преданы Ташу – хаджи и подчинялись ему. Этот мужественный горец и перед лицом смерти думал не о мести, а переживал за единство.
 Имам Шамиль с наиболее приближенными наибами проводил совещание, где присутствовали Шоип и Хаджимурад. Они обсуждали роли каждого наиба и его бойцов в предстоящем бою. В процессе работы имам высказал мнение об особенностях в тактике Шоипа. Это не понравилось Хаджимураду и он выразился пренебрежительно в адрес Шоипа. Шоип соскочил с места, чтобы ударить его, но их разняли. Хаджимурад обещал, что он извинится перед Шоипом, если тот в предстоящем бою продемонстрирует на деле свои особые способности. (Видимо они до этого не взаимодействоволи). Имам лукаво улыбался и не вмешивался в их спор.
 Через несколько дней начался бой. Было известно, что в отряде у Шоипа кони всадников были исключительно белого, светло – серого цветов и этим выделялся его отряд от других  отрядов. «Скакунов этих цветов добывал ему наиб Эза, двоюродный племянник Шоипа, который был значительно моложе его»-, рассказывал сынЭзи Бабаьга из Ачхой – Мартана, который часто гостил до выселения. Когда начался бой, отряд Шоипа повернул и ускакал в другую сторону, и этот маневр многие сочли бегством. Горцы пытались перейти реку (нам кажется Сунжа), берег которог  со стороны русских был  укреплен хорошо. Отряд Шоипа ударил с фланга в попытке перейти реку и выйти в тыл основной группы русских.Чеченцы несли потери .Горцы попросили двоюродного брата Шоипа по отцу, чтобы он попросил его остановить штурм. Шоип предупредил брата, чтобы он с подобной просьбой не подходил.  Перелома не было. Брат Шоипа снова подскочил к наибу Имама, чтобы он дал команду отступить, после чего Шоип зарубил его насмерть. И в это время с  тыла по русским ударил отряд племянника Шоипа- наиба имама чинхо Г1ези Эзи из Довта Марта. Фланг был сломлен. Ворвавшиеся в тыл врага отряды наибов Шоипа и Эзи переломили ход боя ,и русские вынуждены были отступить. Оказывается, за несколько дней до боя отряд наиба Эзи проник в тыл и затаился и в условный час ударил по врагу. В этом бою чеченцами был пленен генерал (инарла), или кто-то  из высоких чинов.
 Этот рассказ поведала Шуаипова Тажу, жительница с. Курчалой, жена Яхья – внука Шоипа, прожившая  более 100 лет и умешая в 1959 году. Как она свидетельствовала, у Шоипа и его двоюродных братьев из Довт Марта-сыновей его тети Умидат- понимания между собою было больше, т.к. они были преданные сторонники имама Шамиля.
Имам знал, что Эза со своим отрядом находится в тылу врага, и, естественно, план был подготовлен под его руководством. Вот почему Имам улыбался. Говорят, что Шоип, рассказывая об Эзе Имаму, говорил, что понять не может, как ему удается раствориться на территории, контролируемой врагами и неожиданно появиться, ввергая их в ужас.
 После боя Хаджимурад признал преимущество тактики ведения войны Шоипа и извинился, и они стали и остались большими друзьями.
 Как свидетельствуют достоверные данные из личного архива потомков наиба Имама, Шоип рос среди известных алимов в доме своего отца, у брата матери Уьди – муллы среди воинов и известных людей из Дагестана. В Довта Марте, где он проводил много времени у единственной сестры своего отца Умидат, он слушал рассказы сподвижников шейха Мансура, и знакомился с черкесами, ингушами, осетинами и кабардинцами. Это были люди чести, знающе ислам, мужественные горцы, не желающие быть покоренными. Как утверждает старейшина тейпа центарой, столетний  Шахид Гадаев, только в Центорое было 66 алимов, имеющих право трактовать законы шариата. Вот в этой среде сформировался один из самых известных наибов имама Шамиля- Шоип из Центороя.
 Мать Шоипа Айшат похоронена с. Дойкаройла,  и ее могила известна. Потомки Уьди – муллы проживают в том же селе. Сестра отца Шоипа, Умидат, была похоронена на кладбище на окраине с. Довта Марта, ныне это центр с. Ачхой-Мартан. В 1975 году внук наиба Г1ези Эзи Хасханов Халид  1898 года рождения, повел праправнука наиба Шоипа Абдул- Вахида Шуаипова на это кладбище, где после выселение из памятников с могил рядом построили клуб, и определить могилу сестры Мохьамада –хаджи, Умидат- жены Г1уби Хьози, не удалось. Потомки Г1уби Хьози и Умидат проживают с. Ачхой-Мартан.
   Шоип из Центороя, сын Мохьамада- хаджи, является легендарной личностью чеченского народа, биография которого  не полностью изучена историками. Нам кажется, что настала время создания комиссии или группы (с включением в состав ученых- историков) для более полного изучения жизни чеченских героев, предания огласке  известных страниц жизни чеченцев-наибов имама, как это делают в соседнем Дагестане.


МУДИР ИМАМА-ШУ1АЙБ (ШОИП-МУЛЛА) ЦЕНТОРОЕВСКИЙ
Из книги Праправнука Шу1айба, Шуаипова Абдул-Вахида: «Неизвестные страницы известных героев Чечни и Кавказа».
 …Три года активного противостояния горцев и царской армии на Востоке Кавказа создали серьезную проблему, решение которой нельзя было более откладывать. Еще до экспедиции Имама на Чемульгу и крепость Назрань, в плену у русских находились горцы- активные сторонники Имамата  и родственники наибов имама Шамиля.
Помимо чеченцев  в заключении и в заложниках в Моздоке находились и кабардинцы, и черкесы, и осетины, и ингуши. Операция мудира Гехинской куры – Ахвердила на Моздок не принесла успеха. Имам  Шамиль  поручил своему мудиру Мичиковской куры Шу1айбу из Центороя подготовить и провести операцию по освобождению пленных и заложников. Это должно  было  быть акцией,демонстрирующей силу и возможности  имама и Западному Кавказу; тем более, что Ахвердилу оказывали поддержку кабардинцы и осетины.
Поход мудира имама  Шамиля Ахвердила Магомеда в октябре 1840 года не  увенчался успехом. Разгромив пригородные станицы, ему все же не удалось главного- войти в Моздок и освободить пленных и заложников. Из-за того, что его отряды были обнаружены, внезапно нанести удар не удалось. Горцы были встречены шквалом огня и вынуждены были отступить.
С осени 1840 года начались мероприятия по подготовке нападения на Моздок. Руководителю диверсионно-разведывательной группы  наибу из  Довт-Марты  Г1ези Эзе  было поручено провести разведывательную работу в течение короткого времени и подготовить предложения.
За четыре месяца операция по нападению на Моздок было подготовлена. В рамках этой операции  в начале 1841 года в Ломаз-юрт прибыли наибы Имама, находящиеся в подчинении мудира Шу1айба: шуной Оздамира  из Цоцан-Юрта и чинхой Эзи  из Довта-Марта. Отважные чермой из Ломаз-юрта, во главе которых стояли: братья- чермой Буг1и ,Тимаркъ-хьажа, Дошка-молла и Къуркъа-хьажа, всегда готовые  к любой акции против русских. Сыновья чермой Буг1и с раннего детства обучались  исламу, а  в последующем   все трое долгое время обучались  в Мекке. Дошка-молла по полгода  жил в Довта-Марте и обучал   в медресе   детей известных князей адыго-черкесских народов. Была достигнута договоренность о поддержке и участии части горцев на стороне Имама в нападении на Моздок. Так же была достигнута договоренность о поддержке нападения на Моздок и  с жителями  родного села кабардинского князя Алхазова.  Жители Ломаз-юрта всегда активно содействовали  чеченцам и принимали участие в нападениях чеченцев горной Нохчичоь на казацкие станицы и укрепления. Известны случаи, когда русские брали в заложники детей из Ломаз-юрта, чтобы они были лояльны  его  режиму.  Ломаз-юрт был основан в 1785 году, и  основал его прадед известного первого чеченского этнографа Умалта Лаудаева. Первоначально назывался он Ногай-Мирзан-Юрт.
Согласно плану Шу1айба, наиб Оздамир вместе с сотней горцев выдвигался в район села Ломаз-Юрт и вместе с людьми чермоевцев, (около или больше ста человек), во главе которых стояли  Буг1и Къуркъа.Они обеспечивали отход Шу1айба  вместе с сороками своими и двадцатью чеченцами из Довта-Марта  во главе  с Кати Маса ( Кати Маас- сын Шейха  Кати  и брат наиба Кати Даби (Даг1ча). Потомки обоих проживают в  Ашхе,в  нижней  части  современного Ачхой-Мартана. – Авт.), ближайшего сподвижника и двоюродного брата известного наиба из Шира  1ашхи  Алдама Ислама ( Ислам в то время проживал в Ниттах-къеж, но в Ашхе, современном  Ачхой-Мартане, держал усадьбу, в Ачхой он  переберется в 1847 году.- Авт. ). Проникнув  в Кабарду и остановившись у князей Анзоровых, Шу1айб со своими людьми  при поддержке более сотни кабардинцев из Уруха  должен был проникнуть в Моздок со стороны Кабарды. Урухские кабардинцы из рода князей Анзоровых давно предлагали эту операцию: в Моздокском заточении были и  их люди. Г1ези Эза с тремя горцами  за несколько дней до  начала операции прибыл  на хутор Тускаева  недалеко от Моздока  к братьям Тургиевым,( осетинам – мусульманам, к друзьям своего двоюродного брата Ибаши Темаши, который больше месяца находился там и изучал обстановку).   В это время, согласно плану Шу1айба, мудир Имама Ахвердил Гехинский  вместе с наибами гендергеной Исой и чинхой Алдам Исламом активно перешли реку Ассу с более одной тысячей  горцев и полностью сосредоточили ли внимание русских на себя. Располагая точными данными объектов нападения, операция была проведена молниеносно. Цель была достигнута. Кабардинцы из Уруха и осетины из Дигора должны были отойти  по известным им маршрутам, а содействующие местные осетины и кумыки должны были раствориться среди населения и в вокруг лежащих хуторах. Чеченцы должны были пробиваться  и отвлекать  на себя основное внимание. Ситуация усугублялась тем, что вокруг Моздока лежали военизированные станицы и хутора: Луковская, Екатериноградская,  Черноярская,  Новоосетиннское,  Елбаево ( по документам  конца 19-го века   в Ачхое и Довт-Марте проживало ряд семей Елбаевых – Авт.) и т.д., и на сбор казаков хватало и получаса. В условный час по пограничным укреплениям казаков со стороны Ломаз-Юрта ударил наиб из Цоцан-Юрта Оздамир.
Отряд горцев из терских сел возглавляли  чермой Буг1и Къуркъа, и ему в этом активно помогал Муста Чермоев. Удар был внезапным, бой завязался жестокий. Казаки были сломлены и коридор для горцев, освободивших  пленных из Моздока и набравш их трофеев, был открыт. В этот день казаки понесли большие потери. Отражая нападение Оздамира  и Буг1и Къуркъи, погибла почти вся осетинская казачья сотня. Шоной Оздамир из Цоцан-Юрта еще раз показал, что он за особую храбрость  достойно получил из рук имама Шамиля саблю «терс-маймал тур».  Эта была сабля из особой стали,  и ею можно было обвязаться  вокруг пояса. Потери русских в боях за Моздок  составили более трехсот убитыми.  Необходимо отметить, что в 1903 году в память об этом событии  весны 1841 года  в Моздоке был сооружен памятник, на котором были записаны имена убитых казаков и осетин. В этой операции были освобождены множество  кабардинцев, черкесов, ингушей и осетин.  Среди освобождённых  были  несколько дагестанцев-кумыков из села Учик-Юрт, находившегося  недалеко от Моздока и  основанного  кумыками в 1673 году. 18 чеченцев, в числе которых  был родной брат наиба Г1ези Эзи -Г1ези Маьхьта,  находившийся в заложниках более года. Также был освобожден Кужул- двоюродный брат будушего мудира Имама Мохамад-Мирзы Анзорова . Он станет мудиром в 1847 году.  Это была хорошо продуманная и глубоко законспирированная операция мудира Шу1айба. В этом бою  впервые  со времен шейха Мансура приняли активное  участие горцы Западного Кавказа в борьбе против русского агрессора. Эта операция показала   талант и умение Шу1айбы в проведении дерзких операций  на территории, контролируемой  врагом. В истории кавказских войн  до Шу1айба никто не создавал подразделение, занимавшееся диверсионно-разведовательной работой глубоко в тылу у врага. После нападения на Моздок   и откровенного участия чермоевцев  на стороне представителя Имамата, Ломаз-Юрт подвергался нападениям.  В 1842 году  жители Ломаз-Юрта сожгли свое село и вынуждены были уйти в горную часть Нохчичоь. В 1862 году было обращение со стороны чермоевцев к царю на разрешение восстановления своего села, и только спустя три года- в 1865 году- царская администрация  разрешила восстановить село Ломаз-Юрт,но  только не на старом месте. Моздокская операция Шу1айба из Центороя  -мудира имама Шамиля - показала, насколько эффективна тактика  проникновения небольшого отряда  на территорию врага для перелома боя внезапностью удара с тыла. Как известно, Шу1айб родился в 1804 году в Билт-ойле (современный Тухчар). Его отец - Мохьмад-хаджи-  председатель Мехк-Кхел, был женат на сестре  известного не только в Нохчийчоь, но и в Дагестане  мужественного и просвещенного воина  имама Уьди. Об  этом  свидетельствовал житель с. Шуони  Иса Сулейманов, умерший  в 1976 году, прожив 105 лет. Уди-мулла, как утверждает кандидат исторических наук Майкопского государственного технологического университета С-Х Мусхаджиев, был ближайшим соратником имама Гази-Мухамада и Шамиля и воевал в Дагестане на их стороне. По происхождению он был тайпа шуоной, родился в Довкар-Юрт. С малолетства принимал участие в  непримиримой  борьбе  против царских захватчиков, в силу этого проживал со своими мюридами в тайповом селе Шуони. Это был по тем временам состоятельный человек,  тративший свои  средства  на содержание  своего немалочисленного отряда. Известно, что Уди-мулла  имел большое влияние  на людей  и пользовался  известностью среди народов Дагестана. Сестра Уди-муллы Айшат и была матерью наиба  имама Шу1айба. Шу1айб много времени проводил среди воинов своего дяди, и первые контакты с представителями народов Дагестана произошли именно в доме у брата своей матери. У отца Шу1айбы  Мохьмада-хаджи была  единственная сестра Умидат.   »К ней сватались очень многие, - рассказывала Шуаипова Тажу, жена внука наиба Шу1айба  жительница с.Курчалой, которой было больше ста лет, 1857 года рождения,- настойчиво пытались на ней жениться беной, гендергеной. зумсой. Предпочтение было отдано тейпу чинхой из с.Довта- Марта. Умидат стала женой Г1уби  Хьози из рода чинхой, проживавших в с.Довта- Марты. Этот чинхоевский род башингой давно обжили территорию в междуречье Аьсса-Марта- Ашхо, об их отваге и мужестве поведали и писари Тимура Хромого». Бывшие сподвижники и близкие родственники шейха Мансура, Ану- мать Ушурмы-были  родом из Довт -Марты, и  они продолжали иметь близкие доверительные отношения  с черкесами, кабардинцами, осетинами и ингушами. Так позже Мохьмад-хаджи,  представляя своих племянников  Хьози Г1езу, Г1аьлмарзу  и Юсупа имаму Шамилю говорил: « Это они,- имея в ввиду жителей Довта- Марты,-и есть ключ к Западному Кавказу». По утверждению  Эзи Бабаьга  из Ачхой-Мартана,  добрые отношения с осетинами и черкесами у них продолжались вплоть до выселения в 1944году. Зелимхану Харачоевскому дорогу к черкесам и кабардинцам открыл его соратник, известный абрек чинхой Кута- внук Хьози Г1ези. Он участвовал при ограблении Кизлярского банка, и именно выстрелом Кути был убит князь Андронников в Ассинском ущелье.  Как утверждал историк Д.Хожаев, абрек Кута- единственный, кому удалось сбежать из тюрьмы с острова Чечень в Каспийском море. И  Зелимхана, и соратников шейха Мансура  к потомкам черкесов, адыгов и кабардинцев  повел именно абрек Кута из Ачхой-Мартана,  и там  они, бывало, проводили много месяцев.
Житель с. Шуони Иса Сулейманов рассказывал: «Когда появился Ташу-хаджи  и стал  себя окружать мюридами, Уди-мулла предложил встретиться и разобраться, за кем из них должны пойти люди. Договорились встретиться в Сейсан тохичохь(поляна).  В эту ночь Уди-мулла долго молился и просил Аллаха, стобы он кого- то из них двоих забрал к себе,чтобы не было раздора средимусульман». Как утверждает историк С-Х Мусхаджиев, на этой встрече, в 1839 году  Уди-мулла был смертельно ранен одним из мюридов Ташав-хаджи  в результате интриги,устроенной царским агентом. Как  рассказывал Иса Сулейманов, перед смертью Уди-мулла сделал омра (приказ), чтобы его мюриды были преданы и подчинялись Ташав-хаджи. Этот мужественный горец и перед лицом смерти думал не о мести, а переживал за единство народа.  Имам Шамиль с наиболее приближенными наибами проводил совещание, где присутствовали  Шу1айб и Хаджимурад. Они обсуждали ролькаждого наиба и его бойцов в предстоящем бою. В процессе работы Имам высказал мнение об особенностях в  тактике Шу1айба. Это не понравилось Хаджимураду, и он выразился пренебрежительно в адрес Шу1айба. Шу1айб соскочил с места, чтобы ударить его, но их разняли. Хаджимурад обещал, что он извинится перед Шу1айбом, если тот в предстоящем бою покажет  на деле  свои  особые  способностях в боевых условиях (видимо, они  до этого не взаимодействовали). Имам лукаво улыбался и не вмешивался в их спор. Через несколько дней начался бой. Было известно, что« в отряде у Шу1айба кони у горцев были исключительно  белого  светло- серого цветов, и этим выделялся его отряд от отрядов других горцев.  Скакунов этих цветов поставлял емунаиб Эза, двоюродный племянник Шу1йба, который был значительно моложе его, -рассказывал сын Эзи Бабаьга  из Ачхой-Мартана, который часто гостил в Курчалое у друзей до выселения в Казахстан и Среднюю Азию.  «Когда началась  атака горцев, отряд Шу1айба повернул и ускакал в другую сторону,  и этот маневр многие сочли бегством. Горцы пытались перейти реку,  (нам кажется Сунжа),  а берег со стороны русских был хорошо укреплён.Отряд Шу1айба ударил с фланга в попытке перейти реку и выйти в тыл основной группе русских. Чеченцы несли потери. Горцы попросили двоюродного брата Шу1айба  по отцу  попросить  его остановить штурм. Шу1айб предупредил брата, чтобы он с подобной просьбой к нему  не подходил.  Перелома не было. Брат Шу1айба обратно подскочил  к наибу Имама, чтобы он дал команду отступить,и... Шу1айб зарубил его насмерть. И в это время с тыла по русским войскам ударил отряд племянника Шу1айба - наиба Имама, чинхой Г1ези Эзи  из Довта- Марта. Фланг был сломлен. Ворвавшиеся в тыл врага отряды наибов Шу1айба и Эзи переломили ход боя, и русские вынуждены были отступить. Оказывается, за несколько дней до боя  отряд наиба Эзи проник в тыл  врага , затаился  и в условный час ударил по врагу. В этом бою чеченцами был пленен генерал (инарла), или кто -то из высоких чинов офицер.  Об этом  бое тоже  поведала Шуаипова Тажу- жительница с. Курчалой - жена Яхьи , внука Шу1айба,  прожившая 102 года и умершая в 1959 году. Как она свидетельствовала ,.. у Шу1айба и его двоюродных братьев из Довт -Марты, сыновей его тети Умидат, понимания  меж собою было больше, т.к. они были  преданными  соратниками  имама Шамиля.   Когда Хаджимурад спорил с Шу1айбом, имам знал, что Эза со своим отрядом находится в тылу  врага, и,  естественно, план был подготовлен под  его руководством.Вот почему Имам улыбался». Говорят, что Шу1айб, рассказывая об Эзе Имаму, говорил, что понять не может, как ему удается раствориться на территории ,контролируемой врагами, и неожиданно появиться, ввергая их в ужас.  После боя Хаджимурад признал преимущество тактики введения войны Шу1айба  и извинился. Позже   они стали и остались большими друзьями.  Как свидетельствуют достоверные данные из личного архива потомков наиба Имама, Шу1айб  рос среди известных алимов в доме у своегоотца,а  в доме  у брата матери  Уди-муллы  он находился среди воинов и известных людей Дагестана. В Довт- Марте, где он проводил много времени у единственной сестры своего отца Умидат,  слушал рассказы  сподвижников шейха Мансура  и знакомился с черкесами, ингушами, осетинами и кабардинцами. И везде это были люди чести, знающие  ислам, мужественные горцы ,не желавшие быть покоренными Россией. Как утверждает старейшина тейпа цонтарой  столетний  Шахид Гадаев, только в Центорое было 66 алимов, имеющих право трактовать законы шариата.
В  такой среде формировался один из  известнейших  наибов имама Шамиля Шу1айб из Центороя.  Мать Шу1айба- Айшат похоронена в Довкар-юрт. Сестра отца Шу1айба- Умидат-была похоронена на кладбище на окраине с. Довта- Марта, ныне  центра с.Ачхой-Мартан. В 1975 году  внук Г1ези Эзи   Хасханов Халид ,1898 года рождения, повел праправнука наиба Шу1айба Абдул-Вахида Шуаипова на это кладбище, где после выселения из памятников надгробных могил(чурташ)  рядом построили клуб. Определить могилу сестры Мохьамада-хаджи Умидат- жены Г1уби Хьози- не удалось. Потомки Г1уби Хьози и Умидат проживают в с.Ачхой-Мартан. Шу1айб из Центороя, сын Мохьамада-хаджи, это гордость не только рода  цонтарой, но, как видим ,всего чеченского народа, да и всех народов Кавказа. Считаем, что давно настало время создания фонда имени наиба Шу1айба,  а ресурсы фонда пустить на дальнейшее изучение удивительной жизни  чеченских героев, чтобы изучить  неизвестные страницы  жизни всех наибов Имама, как это делают наши братья в соседнем Дагестане.
 
Рассказ участника ВОВ. Борковского  Леонарда  Мичиславовича.
Иных уж нет, а те далече…Я,  Леонард Мичиславович Борковский,родился 8 мая 1926 г. в Украине, в селе Буртын, расположенном в Волынской области Полонского района. Моя жизнь была, в основном  драматичной,  если не сказать трагичной. По национальности я поляк, но родился и вырос в СССР. Как мои предки оказались в России, я, к сожалению, не знаю,  и от этого мне становится даже несколько стыдно.
      Однажды нам сообщили, что мы должны отправиться на какие-то полевые учения, и в связи с этим приказали собрать вещевые мешки. В станице Солдатской нас посадили в грузовые вагоны-телятники и повезли в неизвестном направлении. Тогда мы все были уверены,  что действительно едем на учения;  ведь мы были в армии и разного рода сборы, стрельбы и выезды на местность были там привычным делом.
Нас было сорок человек. Высадили нас в Чечне,  неподалеку отсела Ачхой-Мартан. По-прежнему, ничего не зная о намерениях высших военных чинов, мы все были размещены в казарме. А следу-
ющей ночью нас по команде неожиданно подняли с кроватей и приказали построиться. В помещение зашел представитель в гражданской форме и объяснил, что мы приехали сюда для того, чтобы выселять чеченцев, которые якобы ожидали прихода немцев и в честь этого события уже готовили Гитлеру некий подарок.
Тем же утром, в День Красной Армии, нас всех вывели на улицы, вновь приказали построиться. Все тот же человек в гражданской форме рассказал,  как мы будем действовать и что конкретно мы
будем делать. Он объяснил, что сначала мы должны заняться строевой и тактической подготовкой, а по сигналу ракеты должны растянуться и перекрыть местность у села Ачхой-Мартан.
Перед этим нам выдали достаточно много патронов, и мы были при полном боевом снаряжении. Когда мы увидели ракетный залп, то тут же растянулись в линию и оцепили указанный нам район.
Между тем  в село уже приехали внутренние войска и сотрудники НКВД.  Всем чеченским мужчинам от 16  лет до этого объявили, что они должны были собраться в общем порядке и отправиться на строительство укреплений и окопов. Им сказали иметь при себе кирки, лопаты, ломы и другой рабочий инвентарь, необходимый для работ в горной местности. Чеченцы знали, что в стране шла война, и поэтому ослушаться приказа они не могли.
Утром 23 февраля 1944 года вереницы мужчин,  неся на плечах разный инструмент,  потянулись на сельскую площадь.  Когда все чеченцы  собрались в одном месте, село тут же со всех сторон было окружено солдатами  и на площадь въехала тачанка с пулёмётом.
Поднять какой-либо бунт или оказать сопротивление безоружные чеченцы, разумеется, уже не могли, и работники НКВД, которых в народе называли  «краснопогонниками»,  поспешили приступить к массовой депортации «неблагонадёжной нации».
Чеченцев выстроили в строй и под ружьем повели на вокзал. Там их затолкали в грузовые вагоны, и, заколотив двери досками, отправили куда-то в Казахстан. Как потом выяснилось,  что  их высаживали прямо посреди безлюдных степей и цинично заявляли: «Выживете-будете жить! Нет- подыхайте!»
Вся эта операция по выселению чеченского народа держалась втайне буквально до последнего дня. И если бы чеченцы узнали, что их собираются выселить, я думаю, они наверняка бы ушли в горы
и смогли спастись. Но поскольку они не знали о коварных намерениях советского правительства,  все это стало для них полнейшей неожиданностью.
Когда мужчин отправили на вокзал, солдаты вернулись обратно в село и принялись выгонять из домов их семьи. В село подогнали несколько тракторов, к которым были прикреплены громадные листы железа. На них военные приказали чеченцам грузить свои вещи, но брать разрешали только самую малость. Всем кто не слушался, «краснопогонники» угрожали расправой. Народ был в панике и смятении  от происходящих событий. Отовсюду слышался женский плач, ропот старух и детские крики. Все это зрелище было ужасным,  и смотреть на него без тяжести в сердце было нельзя.
К пяти часам вечера село словно вымерло, и после этой чудовищной зачистки в нем не осталось ни одного человека. Тогда мне еще особо запомнилось, как вечером Ачхой-Мартан был встревожен собачьим воем.  Почуяв беду,  преданные животные продолжали лаять и выть всю ночь; и они, наверное, понимали, что их хозяева уже не вернутся. Но никто, разумеется, не проявил к собакам сострадания, и на утро нам было приказано их перестрелять.
Также в селе осталось много овец и баранов, которые огромными стадами, похожими на тучи, бесхозно бродили по округе. Правда, чтобы весь этот скот не пропал, в Ачхой-Мартан из Курска направлены отряды молодых девчонок, которым поручили остаться в селе и ухаживать за всей этой скотиной. А мы,  спустя какое то время, вернулись обратно в станицу Солдатскую, где нам предстояло продолжить нашу службу.


Рецензии