Топонимия ачхой-мартана

Марта- МАР-ТА- Т1ехьа –Марта :
Мар-нос; ТА- место, указатель т.е. где нос упирается с тыльной стороны,
 (к  примеру: Хьалха-Марта: где нос упирается с фронтальной стороны)
Марта - извечное чеченское  название реки. В верхней части ингуши Марту называли Форта –Фарта ( по чеченски ворта- шея, тыльная сторона;  по ингушски форта- шея, тыльная сторона), Естественно, к ингушам Марта находится с тыла –Форта, а к чеченцам фронтально –Мар Та.
На царских топографических картах река до последнего времени  обозначалась как Большая Марта, а Марта, протекающая через Урус-Мартан ( Хьалха-Марта),  на картах обозначена как  Малая Марта.
Раньше  чеченцы,  проживавшие в т.н.местности Малая Чечня, называли эту реку и Довт Мартой, связывая такое название с находившимся здесь одноименным   аулом  Довт-Мартан  (Даут-Мартан), население которого в основном было представлено чеченцами из тейпа чинхой, которые являются потомками Эл-Эзама, предводителя местных  чеченцев в преиод войны с тамерлановскими войсками конца 14-го века.
1ашхуо- 1а-Ша-Хи т.е. река, которая зимой полностью замерзает .1ай Ша  Хуьлу Хи – 1а-Ша-Хи: 1а-Ш-Хи-1ашхи- 1ашхуо. 
 По  А.П. Берже, воды 1ашхоя (Ачхой) в низовьях бывшего аула Шовдан Шере теряются в болотах. Это в действительности не так. Река пересекает федеральную трассу  Баку-Ростов  прямо при въезде  в с. Шаами-Юрт, впадает в Марту и далее в Ассу и Сунжу).
Ор-Алие –  в период  возвращения чеченцев из депортации эта речка  по масштабам была сравнима с 1ашхо, являясь ее притоком.  В настоящее время воды этой речушки теряются в болотах.
Ор-алие: Ор- Овраг( не яма); алие-али -  по чеченски река (не вода а именно река, вода – это хи, река- алие). Например: река Марта, по чеченски звучит так : Алие (Але) Марта. Речушка находится на юго-западе села.  Здесь же недалеко от 1ашхо-К1отар находился одноименный аул Ор-Али
Нита хи ( Нитха) Нит –крапива, хи-река:  протекает на юго-востоке села.  До Советской власти  была граничащей рекой  землевладений  мартанхой и катархой. На этой реке ранее  в местности Янди находилось поселение под названием Ниттах- Гечу. Население Ниттах -Гечу в1847 году полностью переселилось в Ачхой-Мартан.
Позднее на этом месте выходцами из Барзоя   тейпа тумсой   образован  хутор Янди ,жители которого  тоже в свою очередь были переселены в Ачхой-Мартан.
Чи-мал-хи (Чималха) протекает на юго-западе села и впадает  в Ассу. С 1840 по 1921 года стала  практически недоступной для жителей Ачхой-Мартана  в связи с  заселением этих мест русскими.
 По А.П.Берже, река Чемульга  теряется в равнинных болотах. Это не так.
Река прорезает дорогу,  соединяющую Ачхой-Мартан – Ассиновская (Эха Борзе)   и ниже впадает в Ассу.
Шовдан хи ( почему то некоторые называют этот ручей Черной ) Шовдан от слово Шовда – родник, хи – вода, родниковая вода. Вода протекала через земли  1алардан (К1уштни) Ирзе, протекает  чуть вверх 1аьржа уьшалш  и впадает в Марту.
Гуо-т1е – Гуо-возвышенность, Т1е-Та  - место ( местность находится с тыльной стороны,  где ныне проживают Дацуевы, Межиевы, Махмудовы в нижней части села,  не доезжая до Деки-туька).
 Сам аул (хутор, участок)  Гуо т1е  был  основным  местом  проживания  Гури- некъий  из тейпа ч1инхой, которые здесь проживали с незапамятных времен. Остальные же здесь поселились позднее. В царских источниках этот аул иной раз называется Гойты ( не путать с Г1ой-т1е из Урус-Мартановского района)
Деки-Туька –  находится посередине дороги по ул. Нурадилова, на месте где раннее находился центр бывшего аула Шира 1ашха.
Шовдан-Шере – Шовда- родник; Шовдан-родниковая; Шере-плоскостность, плоское место, равнина т.е Родниковая равнина.
Шовдан Шере называлась  местность, начиная от нижней окраины  Ачхой-Мартана  и далее от «молочного комплекса»по берегу Мартана вплоть до  пастбищ. Раннее здесь  находился одноименный аул, который полностью ликвидирован в 1847 году.
Массин гечу (Брод Масси) –  брод через Ачхоевский Мартан (Фортанга),находится в 1-2 км. от бывшего аула Шовдан-Шери и в 200 метрах от места Накри-Хьера. Брод назван в честь наиба Шейха  Кати Масса, который в сражении за Шовдан Шери  был сильно изувечен. В этом сражении, которая детально описывана  многими историками-архивистами, авторами публикаций по истории Кавказа и Кавказской войны, Масса потерял левый глаз, а левая рука была искалечена. 
1аьрж уьшалш; 1аьрж-черный-ая-ые-ое ;уьшалш –множественное число от уьшал-болото.  Черные болота. Местность находится по левую сторону реки Марта  рядом с бывшими  хуторами  1алардан (К1уштни)-Ирзе и   Ахьданан-ирзе  на границе так называемого Ша1амин-Юьртанхьун.  Болота почти иссохли и данная местность используется под пастбище.
Сина-хи ; Сина –Синяя , Хи – Вода. За мельницей Актемировых.
Раньше  речка называлась Аьчка-хи или же Мекха хи; Аьчка- железная – Мекха ржавчина ; Хи-Вода т.е. Железная Вода.
В  воде  этой речушки действительно содержится очень много железа, в весеннее-летне-осенний период все камни в речке явно покрываются ржавчиной и вода имеет специфический запах ржавчины.
 Ахмад Сулейманов в своей работе  «Топонимия Чечни»,  перепутав две речки, ошибочно называет реку 1ашхо (Ачхой)  железной речкой, «1аьшк хой»-железные воины и т.п., хотя прекрасно понимал, что железо на чеченском языке Аьчик (Эчаг), но отнюдь  не 1ашх, а Аьчка хи ,как сказано выше, действительно есть, но находится  по ту сторону реки  Марты, в километре от Маасин-Гечу.
Шадгирхан-Барз (Бачи-го) – курган находится в местности, где раннее находилось озеро. Карьер  по левую сторону от перекрестка от автотрассы Баку-Ростов как вьезжаешь в сторону Ачхой-Мартана. По рассказам старожилов, здесь похоронен один из мингбаши Тамерлана. Позже этот курган назвали именем Бачи- одного из сыновей внуков Баг1тара, проживавшего вместе со своей родней по линии братьев Эзми Элси и  Эзми  Элаха в ауле Шилча-Хи.  Аул находился на местности, где ныне располагается Новый-Шарой.  Аул Шилча-Хи был ликвидирован в  конце первой половины 19-го века. Потомки Бачи-сына Элси  и Джовбетара, сына- Элахи  проживают в Ачхой-Мартане.
Г1езийн берд- обрыв огромной высоты  в верхнем конце села на стыке с селением Нижний Бамут ((здесь ранее находилось поселение  под названием Г1ези-Юрт   со смешанным населением из тейпов ч1инхой и мержой) Последний раз аул был оставлен в 70-е годы 19-го века во время переселения чеченцев в Османскую империю, а  часть жителей  из ч1инхой и мержой, переселились в Ачхой-Мартан;
Боккха  Барз:  Барз-курган; находится на перекрестке дорог Ачхой-Мартан - Бамут- Эха –Борзие.  Могильное погребение времен Чингисхана или Тамерлана( 12- 14вв).. Боккха Барз ,как и Юсуп-Барз в Гехах -один из самых больших курганов среди  двух десятков курганов, находящихся на просторах Шовдан-Шере и Гехи-Аре. В радиусе курган более 30 метров, в высоту более 17 метров, по склону от низа до верхней точки 27 метров. Размеры Боккха Барза  равны размерам Юсуп-Барза в Гехах.
Бацой-Айма  ( находится посередине с.Ачхой-Мартан и леса под названием Ша1ами-Юрта Хьун, не доезжая до местности 1алардан(К1уштани) Ирзи.   Бацой – один из чеченских тукхумов, которые проживают на территории нынешней Грузии; Айма- запрудненное место в пойме реки – Омут.
Сюда  в 19в.  из Грузии на сезон перегонялись отары овец  представителями грузинских чеченцев из ПшавоТушини -  бацой. Отнятые земли у даутмартановцев, 1ашхойцев, шовдан-шерийцев, переданные в управление станицы Ассинской,в свою очередь передавались в аренду Грузии, лишь бы там не находились чеченцы.
Накри-Хьера. Накри – имя собственное, мужское. Хьера- мельница.
Местность находится в 2-х километрах к северо -востоку села Ачхой-Мартан  на правом берегу Марты  недалеко от  Маасы-гечу.
Накри -отец Байсолты  Накраева ,проживавшего в местности Гу-Т1е. Сын Байсолты  Мовлди в настоящее время проживает  в Гу-Т1ехь.
Ахьданан-Ирзе. Ахьдан – имя собственное, мужское; Ирзе –ирзуо- ирзи.Местность, очищенная  от леса, кустарника, пригодное для  пахоты.  Находится на стыке Ша1ами-Юртан Хьун и Черной речки (Чеченское название Шовдан-Хи)   на расстоянии в порядке  2-3 километров  от места стоянки 1алардан-Ирзе. Ахьдан являлся внуком Шейха-Кати.
Сулейманан Хьера Лаьттина меттиг –  (Место, где стояла мельница Сулеймана)находится на левом берегу реки 1ашха посередине бывшего Сулейманан- к1отар и  молочного комплекса. Потомки Сулеймана проживают в нижней части села под фамилиями Сулеймановы, Сусаевы.
Гуьри-Барз(Некогда возле него располагался аул Алмакх-Юрт) –находится  внутри домовладений братьев Абдуллаевых во внутренней части с.Ачхой-Мартан. Курган  кругом  почти разрушен, но центральняя часть сохранилась в первозданном виде.
Соси  Хизари  хьера  лаьттина метиг – местность, которая в народе называется  «ялха дечиг йоллучохь» т.е. место где находились шесть деревянных опор ( конец села в нижней части недалеко от СОШ№7).
Масин хьера лаьттина меттиг  -местность, где стояла мельница Масы. Находится  на месте брода через Марты между домовладениями Масаевых и Касаева Вахаба.  Потомки Массы  проживают по обе стороны реки Марта под фамилией Масаевы.
Тасу хьера лаьттина меттиг ( в 100 метрах в сторону моста в нижней части Ачхой-Мартана  от  того места,  где стояла мельница Масы.
В 2006  и в 2011 годах при укреплении береговой системы  жители Ачхой-Мартана  братья  Масаевы Сулейман,  Махьамди и  Бувайсар  наткнулись на каменные жернова тех мельниц.
Янди – хутор в Ачхой-Мартановском районе Чечни; находится в левобережье р.Нетхой  в 5-ти км к северо-западу от с.Шалажи. В основе названия лежит имя собственное, т.е. – «хутор Янди» (вайнах.). Более раннее  название топонима – Ниттах-Гечу. Название, вероятно, сложилось от нитташ – «крапива», - «крапивный хутор» (вайнах.).
Элжаркин али – река в Ачхой-Мартановском районе; правый приток р. Довт Марта (Фортанга); впадает в него в окрестностях с.Бамут. Гидроним переводится с вайнахского, как «река Элжаркина», где Элжаркин – имя собственное».
Элаз-дук – культовое место в Ачхой-Мартановском районе ; находится в междуречье Осухи и Малая Рошня  южнее заброшенного аула Могуста. Место поклонения людей в  христианский период. Первая часть топонима элгаз – от грузинского элгаци – «церковь», «храм»; вторая – «хребет» (вайнах.), - «церковный хребет».
Шёнарг – река в Ачхой-Мартановском районе Республики Чечня, правый приток р.Фортанга. Название, вероятно, возникло от вайнахских шун, шоьнарг – «турья самка»; кстати, шоьнарг может быть передан на русский язык и как «туренок»
Цармат-корта – горная вершина в Ачхой-Мартановском районе; находится в верховьях р.Осухи и южнее развалин аула Моча. Ороним переводится с вайнахского, как «сарматская вершина». Сарматы – древний ираноязычный народ, проживающий на территории Северного Кавказа в период раннего средневековья.
Хягие – развалины аула в Ачхой-Мартановском районе; расположены в 0,5 км к северу от селения Аккха. Название свое топоним получил от внешней формы местности, на которой размещался аул, - «к лбу» (вайнах).
Хутта –  приток р Довт Марты (.Фортанга в районе  с.Бамут).Переводится с вайнахского, как «мелеющая» от х1оттан – «устать», «останавливаться». В долине реки находился хутор Хуттунчу
Хилой – развалины аула в Ачхой-Мартановском районе ; находятся в верховьях р.Гехи, на юго-западных склонах г.Еккыркорт (2410 м). Название аула произошло от х1ийлах – «чуткие», «бдительные» (вайнах.).
Умахин юрт – урочище в Ачхой-Мартановском районе; находится восточнее селения Валерик. По преданию  здесь в прошлом жил человек по имени Умаха, у которого было семнадцать жен и большое потомство. Впоследствии хутор разросся и образовалось крупное село, - «селение Умахи» (вайнах.)
Сеютыкорт – горная вершина в Ачхой-Мартановском районе ; расположена в верховьях р.Осухи, восточнее развалин аула Орзумие-кхелли. Высота – 2101 метра. В основе названия оронима лежит имя языческого бога Сиелы; на вершине проводились праздники и обряды, посвященные этому божеству; корта – «вершина», - «гора Сиелы» (вайнах.).
Сала-али – речка в Ачхой-Мартановском районе, правый приток р. Довт-Марта (Фортанга). В междуречье Сала-али и Чож простирается горный хребет Сала-алиен-дук. Название, по-видимому, сложилось из собственного имени Сала и али в значении «река», - «река Сала» (вайнах.)
Пхиди ам – урочище с озером в Ачхой-Мартановском районе ; находится севернее села Бамут. Пхьиди 1ам переводится с чеченского, как «лягушек озеро».
Осухи – река в Ачхой-Мартановском районе  левый приток р.Гехи; берет начало на северных склонах хребта Юккъерлам. Осу (Оси) может выражать имя собственное, - «река Оси» (вайнах.); но в чеченском языке осси – указательное «туда», «откуда»
Орзумие-кхялла – развалины аула в Ачхой-Мартановском районе ; находятся севернее села Аккха. В вайнахском языке часто встречаются давно потерявшие свой первоначальный смысл и значение термины и целые словосочетания, пришедшие из зороастризма. В греческую культуру образы этих божественных начал проникли как Ормузд, который окольными путями  через века и расстояния мог вторично прийти к вайнахам в виде Орзум, Орзумие-Ормузд. Вайнахское къахьдарш – маздарш ничто иное как Ахура-Мазда – «зло» и «добро», «горечь и любовь», отсюда и къахьо, къаьхьа.
Нюйран - кен - кешнаш – урочище в Ачхой-Мартановском районе, находится южнее селения Гехи. Топоним переводится с вайнахского как «кладбище с оградой из конских седел». Название топонима напоминает об одном из кровопролитных сражений в далёкие времена. Погибшие воины были преданы земле здесь же, на поле боя. Ограда вокруг кладбища была сложена из седел, снятых с убитых коней. Позднее здесь возник хутор под тем же названием
Кхиерита – развалины аула в Ачхой-Мартаноаском районе ; расположены в 4-х км к юго-востоку от селения Аккха (долина р.Осухи). Название возникло от кхиера – «камень», - «на камне» (вайнах).
Кхордойн лам – горная вершина в Ачхой-Мартановском районе, расположенная  южнее развалин аула Могуста. Переводится с вайнахского  как «Кхордойцев гора», где Кхордой – вайнахский этноним; лам – «гора».
Кей –мехка – развалины аула в Ачхой-Мартановском районе ; расположены в 6-ти км к югу от селения Аккха (долина р.Осухи). Переводится, как «страна Кейцев) (вайнах.).
Ига Биерашкие – развалины села в Ачхой-Мартановском районе ; находятся в долине р. Довт Марта (Фортанга), в 1 км к северо-востоку от развалин с.Юккерачу Биерашки. Переводится с чеченского  как «нижние соляные озера»
Зингала – развалины аула в Ачхой-Мартановском районе; расположены в 3-х км к юго-востоку от селения Аккха. Этимология топонима восходит к аланскому «комар», «овод».
Зирхие – развалины аула в Ачхой-Мартановском районе; находятся в 2-х км к западу от аула Ехкийча-А. Этимология топонима затемнена, но, возможно, что в основе его лежит название вайнахского общества – зурхой.
Берд-Юрт – урочище в Ачхой-Мартановском районе Чечни, в котором ещё в XIX веке стоял аул Берд-Юрт, находится на юге от с.Хамби-Ирзе (Лермонтов-Юрт). Берд – имя собственное от берд - «скала», «укрепление» . На древнем языке чеченцев означает Замок, дворец.
Кейвккорт – горная вершина в республике, расположена на границе Шатойского и Ачхой-Мартановского районов  в водоразделе между реками Осухи и Бара. Высота – 2423 м. В основу названия оронима легло чеченское ков – «ворота», - «вершина с воротами» (вайнах.).  Кей – чеченское этническое общество.
Кейлах – урочище в Сунженском районе республики Чечня; находится в междуречье Ассы и Довт Марты ( Фортанга). Здесь когда-то находился одноименный хутор, в свою очередь разделившийся на три самостоятельных населенных пункта: Мага (Маг1а), Ига (Иг1а) и Юкъер Кейлах, означающий Верхний, Нижний и Средний Кейлах. Этимология названия затемнена, но кей напоминает вайнахское ков – «ворота». Имеется и этническое общество с таким же названием.
Старый Ачхой – хутор в Ачхой-Мартановском районе ; находится южнее селения Ачхой-Мартан. Более раннее название топонима – Шира Ашха – «древний Ачхой» ( не нынешний Старый Ачхой, а  Ачхой-Мартан. Сегоднешний Старый-Ачхой  чеченцами всегда назывался 1ашхуо-к1отар, аул же 1ашхо-Ачхой находился в черте современного Ачхой-Мартана  в нижней его части).
    Нохчийн-Корта – горная вершина в Ачхой-Мартановском районе ; находится восточнее селения Бамут  в правобережье р. Довт Марта(Фортанги). Высота – 629 метров. Ороним переводится с вайнахского, как «чеченская вершина». Здесь же  неподалеку  на восточной окраине с.Бамут, по-над рекой имеются пещерные могилы и пещеры, где, по преданиям, жили далекие предки чеченцев
   Нихалой – селение в Шатойском районе Чечни; находится в левобережье р.Аргун  южнее районного центра. Селение представляет собой небольшое этническое общество, одного из четырех колен ч1инхоевцев.  В окрестностях Нихалоя имеются очаги средневековых поселений и захоронений – крестообразные стены христианского периода (около 20-ти штук), в том числе, на открытой поляне, так называемый – крест Миллера.  На юго-восточной окраине – остатки древнего аула башенного типа и древние могильники; на правом берегу р.Аргун  на отвесной скале – остатки жилищ башенного типа.
   Осухи – река в Ачхой-Мартановском районе Чечни, левый приток р.Гехи; берет начало на северных склонах хребта Юккъерлам. Осу (Оси) может выражать имя собственное, - «река Оси» (вайнах.); но в чеченском языке осси – указательное «туда», «откуда».


Рецензии