Откровение. М. И. Глинка

               
   1. "Музыка - душа моя".
   В саду в кустах запел соловей, когда из распахнутого окна в шесть часов утра раздался детский плач. 20 мая 1804 года в Новоспасском на Смоленщине родился Михаил Иванович Глинка. Отец Глинки, Иван Николаевич,  говаривал: «Недаром соловей запел при рождении – вот и вышел скоморох».
   В войне 1812 года Смоленщина сильно пострадала, и хотя дом в Новоспасском остался цел, Иван Николаевич решил построить новый дом, чтобы всё в нём было по-старинному. В доме было два рояля, фортепиано в учебной комнате, в праздники играл оркестр крепостных музыкантов. Однажды музыка погрузила Мишу в томительное сладкое состояние: «Что делать? Музыка – душа моя», как «сила благодатная в созвучье слов живых» для М.Ю.Лермонтова в его «Молитве».  На эти стихи у Михаила Ивановича есть вокально-симфоническая пьеса. Сначала была написана музыка, а потом он нашёл подтекстовку. Своей первой удачей в сочинении вокальной музыки он считал романс  на стихи Е.А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825).

   2. Учёба.
   С детства М.И.Глинка  унаследовал  страсть к географии и путешествиям после подаренной ему дальним родственником многотомной «Истории о странствиях вообще», а ещё – постоянное недомогание. Сразу после рождения Мишей завладела бабушка, мать Ивана Николаевича. Первые четыре года прошли в жарко натопленных комнатах, его  кутали, что вредно отразилось на его здоровье: он стал «мимозой» на всю жизнь.
   В тринадцать лет Мишу отвезли в Петербург, где он шесть лет жил в пансионе, обучаясь в Педагогическом лицее, который по значимости не уступал Царскосельскому лицею. «Особенным гувернёром» при нём был назначен В.К.Кюхельбекер. Из пансиона Глинка вышел вторым учеником. Однако идти на службу долгое время медлил по состоянию здоровья. Поездки в Пятигорск и Кисловодск после окончания лицея ещё более усугубили его состояние. Под влиянием служившего в то же время на Кавказе А.С.Грибоедова, Глинка сочинил романс на стихи А.С.Пушкина «Не пой, красавица, при мне» (1828). В 1826 году состоялась  встреча с Пушкиным, читавшим "Бориса Годунова", а также с поэтами П.А. Вяземским и Д.В.Веневитиновым в Москве.

   3. Германия и Италия.
   Прослужив до двадцати четырёх лет помощником секретаря в Совете Путей сообщения, Глинка вышел в отставку, решив посвятить себя сочинению музыки. В апреле 1830 года он отправился в Германию, надеясь там вылечиться и усовершенствоваться в музыке. Немецкие врачи не смогли его вылечить – вывести из золотушного состояния. Из Германии он со своим учеником певцом Ивановым  выехал в Италию совершенствоваться у  итальянских оперных мастеров Винченцо Беллини (1801-1835) и Гаэтано Доницетти (1797 - 1848) в композиции и пении. Глинка всегда учился.
   Что-то роднило Глинку с поэтом  В.А. Жуковским. За границей он написал на его стихи задорный романс «Победитель». В те времена тоже, видимо, устраивали конкурсы -"турниры" красоты; Глинка часто потом пел этот романс в кругу друзей. Там же на стихи И.И.Козлова сочинил фантазию-баркаролу «Венецианская ночь», где запечатлел очаровательную природу Италии.
   Из-за нездоровья  летом 1833 года он покинул страну. Своё заграничное путешествие Михаил Иванович закончил в Берлине, где в течение пяти месяцев занимался с  Зигфридом  Деном (1799-1858), музыкантом-теоретиком. Туда же пришла горестная весть: в марте 1834 года умер отец в возрасте 58 лет.

   4. "Иван Сусанин"
   По окончании года со дня кончины отца Глинка женился. Ещё ранее для своей возлюбленной по её просьбе он написал романс «Только узнал я тебя» на слова А.А. Дельвига. Счастье с молодой женой было недолгим. «Любовь я знал по причиняемым ею горестям», – ещё в Италии записал Глинка.
   По приезду из-за границы он начал сочинять оперу на сюжет, подсказанный ему В.А.Жуковским. Опера, первоначально названная «Иван Сусанин», под новым названием «Жизнь за царя»  была поставлена на сцене Большого театра в Петербурге. Премьера состоялась 26 ноября 1836 года. «На горизонте показалась заря русской оперы», – так отозвалась пресса на постановку. 
   На прочитанную Жуковским балладу-фантазию «Ночной смотр» Глинка в тот же день написал музыку. Он хорошо помнил, как его семья спасалась от нашествия французов бегством в Орёл, когда ему было восемь лет.

   5. Певческая капелла.               
   1 января 1837 года М.И.Глинку назначили капельмейстером придворной Певческой капеллы. В этом же году он начал работать над второй своей оперой «Руслан и Людмила». На Масляной неделе (Масленице) он сочинил романс «Сомнение» на слова Н.В. Кукольника.  Состоялась его служебная поездка по городам Украины (Переяславль, Киев, Ромны, Полтава, Харьков) с целью набора мальчиков-певчих в капеллу.
   Только вот дома у Глинки было не ладно. Его предупредили о неверности жены, что разгневало и оскорбило его. Шестого  ноября 1839 года  он распрощался с женой и ушёл из дома навсегда, а через месяц подал прошение  об его освобождении от должности в капелле и был уволен. Год 1839 был для него тяжёлым. За оперу он не принимался. Написал «Вальс-фантазию» в фортепианном варианте, вдохновлённый Екатериной Керн, дочерью Анны Керн, которой  А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновение», а Михаил Иванович написал романс на эти слова. В том же 1839 году он сочинил  Польский (Полонез) и Ноктюрн «Разлука», который посвятил своей сестре Елисавете Ивановне.

   6. "Руслан и Людмила"
   В феврале 1842 года в Петербург приехал Ф.Лист. «Его появление переполошило всех дилетантов и даже модных барынь», – вспоминал Глинка в своих «Записках». Отказавшегося от света в связи с разрывом с женой его снова вытащили в свет.
   27 ноября 1842 года состоялось первое представление «Руслана и Людмилы», «волшебной оперы в пяти действиях с хорами и танцами», как сообщали афиши. В 1843 году на представлении оперы был Ф.Лист, приехавший во второй раз в Петербург. «Он верно чувствовал все замечательные места», – вспоминал Глинка. В то же время, на ужине в день отъезда Ф.Листа, когда речь зашла об опере,  М.Ю.Вильегорский напомнил, обращаясь к Глинке: «Распространилось мнение, что это неудавшаяся опера». – «Положа руку на сердце, скажите мне, граф, подписали ль бы имя ваше под этой оперой, если бы её написали?» – спросил Михаил Иванович. – «Конечно, охотно», – отвечал он. – «Так позвольте же и мне быть довольным своим трудом». Хлопоты и неприятности, связанные с оперой и бракоразводным делом, повергли Глинку в состояние апатии, а потом он заболел. Однако в том же 1843 году  написал «Тарантеллу» на тему русской народной песни «Во поле берёзонька стояла» и два романса «Люблю тебя» и «К ней» на слова  А. Б. Мицкевича.

   7. Париж и Испания               
   В июне 1844 года Глинка уезжает в Париж. Там он встретился с композитором  Г. Берлиозом (1803- 1869), был на его симфонических концертах. Знакомство с произведениями Берлиоза заставило его по-новому взглянуть на симфоническое творчество. Он решает создать серию крупных оркестровых пьес на основе испанских мелодий и в середине мая 1845 года отправляется из Парижа в  Испанию.
   Он ездил по стране, знакомился с народными песнями и танцами. Начав изучать испанский язык ещё в Париже, он говорил, как испанец. Из Андалузии, южной провинции Испании, писал матери в 1846 году: «Я нашёл, наконец, землю по своему вкусу». В Испании Михаил Иванович написал  увертюру «Арагонская хота», стремительную, страстную, захватывающую энергией и ритмом народного испанского танца.

   8. Смоленск
   В конце июля 1847 года Глинка возвратился в Новоспасское. Контраст между однообразием жизни в русской усадьбе и только что покинутой им Испании был настолько велик, что Михаил Иванович  не выдержал и выехал в Петербург; в дороге он почувствовал себя плохо и решил остановиться в Смоленске. Тамошний жандармский полковник И.В.Романус дал ему на время рояль. Глинка посвятил ему две фортепианные пьесы «Воспоминание о мазурке» с эпиграфом: «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной» (К.Н. Батюшков)  и Баркаролу с эпиграфом: «Ах, если б ты была со мной в тёмной лодчонке» (Феличе Романи). Для голоса и рояля написал романс «Ты скоро меня позабудешь» на слова молодой поэтессы Ю.Жадовской. 

   9. Варшава - Петербург
   В марте 1848 года Михаил Иванович уехал в Варшаву. Здесь он работал над симфоническими произведениями: второй испанской увертюрой «Ночь в Мадриде» и «Камаринской». Написал два романса: на стихи Лермонтова «Слышу голос твой» и на стихи Пушкина «Заздравный кубок». 31 мая 1851 года умерла его матушка Евгения Андреевна. Глинка известил сестру Людмилу Ивановну, что никогда без матушки в Новоспасском не побывает.
   Весной 1852 года Глинка снова отправился в Андалузию. В почтовой карете из Петербурга до Варшавы он сочинил маленькую мазурку в духе Шопена для красивой барыни, которую взяли в карету на второй день путешествия. По состоянию здоровья ему пришлось остановиться в Париже. Два года пребывания там были сильно осложнены болезненным состоянием. В мае 1854 года он возвратился в Петербург в Царское село к сестре Людмиле Ивановне и маленькой крестнице Оленьке (р.1853).  Любимой племяннице он сочинил «Детскую польку». Здесь же писал «Записки»: начал их «с эпохи своего рождения в 1804 году» и закончил возвращением в Россию в 1854 году. Последний раз в Петербурге 20 мая 1855 года он праздновал свой день рождения. Были самые близкие ему люди, и он с глубоким вдохновением спел свой удивительный романс «Прощайте,  добрые друзья!» на стихотворение Кукольника, ему посвящённое.
   Потом закончил третью редакцию «Вальса-фантазии» для симфонического оркестра, написал одно из лучших своих вокальных произведений «Не говори, что сердцу больно» на слова Н.Ф.Павлова и в апреле 1856 года выехал из Петербурга в Берлин.
   
   10. Берлин
   «Мне в Берлине хорошо, – писал он в июле 1856 года сестре Людмиле Ивановне, – потому что есть дело – усовершенствовать русскую духовную музыку… Впился в работу с злейшим ухищрением злобы». Однако его здоровье всё ухудшалось – 15 февраля 1857 года он умер. Стараниями сестры Людмилы Ивановны прах М.И.Глинки был перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

   «Как теперь вижу его, сидящим в зале в своём любимом халате (на заячьем меху, подбитом шёлковой тканью) близ стола и усердно выписывающим партитуру. Вдруг вбегает неожиданно Оля, прямо к брату: «Миса, игляй!». Брат с улыбкой, доброй, хорошей улыбкой, оставлял работу и садился играть…».

Михаил Иванович Глинка
  Дагерротип (1842)


Рецензии
Галя, спасибо за информацию о великом русском композиторе.

В Петербурге на Театральной площади рядом с Мариинским театром стоит памятник Михаилу Глинке (скульптор Роберт Бах). Памятник открыт к 100-летнему юбилею композитора 3 февраля 1906 года.

Светлана Шаляпина   24.01.2020 01:19     Заявить о нарушении
Спасибо! До встречи!

Галя Елохина   24.01.2020 04:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.