Донузлав

СОБЫТИЯ МАРТА 2014 ГОДА

Во время «русской весны», которую впоследствии стали называть «крымской», у входа в бухту Донузлав произошли удивительные события. В ночь с 5 на 6 марта произошло блокирование фарватера бухты. Первоначально бухта была перегорожена  со стороны открытого моря ракетным крейсером «Москва», прибывшим в сопровождении  четырех судов сопровождения. Все суда были из состава Черноморского флота ВМС России и перед ними стояла  задача  воспрепятствовать выходу в море украинским военным судам, базировавшимся внутри водоема в Новоозерном, портовом поселке городского типа.
 
Затем ракетный крейсер отошел в сторону, и непосредственно в фарватере бухты было затоплено четыре судна, два из которых позже были подняты и отбуксированы. В последующие дни вход в бухту выглядел следующим образом: на водной поверхности  покоилась верхняя часть рубки большого противолодочного корабля «Очаков», лежащего на левом борту, а рядом с ним виднелась верхняя часть  пожарного судна БМ 416.  Оба  судна уже отслужили свой срок, готовы были под «разделку» на металлолом, но тут вдруг пригодились для не менее ответственной миссии. Они лежали в фарватере так, что только маломерные суда могли выйти из бухты на неглубоких боковых участках.
Кстати, в эти же дни (5-6 марта) проводилось блокирование  украинских кораблей в Севастопольской и Стрелецкой бухтах.
Что касается Донузлава, здесь в тот момент, по информации Минобороны Украины, оставались заблокированными: большой десантный корабль "Константин Ольшанский", средний десантный корабль "Кировоград", противолодочный корвет "Винница", морской тральщик "Черкассы", морской тральщик "Чернигов", рейдовый тральщик "Геническ" и противодиверсионный катер "Феодосия".
Вплоть до 25 марта шел постепенный переход кораблей 5-й бригады ВМСУ под юрисдикцию России.
Дело в том, что  большинство  экипажей кораблей состояло либо из крымчан, либо из выходцев с юго-восточной Украины, которые не хотели воевать против России. Но были и исключения. Самым ярким эпизодом в этой ситуации стало многодневное метание тральщика «Черкассы» по заливу  Донузлав и его безуспешные попытки прорваться в море. Его экипаж был укомплектован преимущественно западными украинцами-галичанами. Тральщик  отошел от пирса 1 марта, а вернулся к нему только 25-го. Это был  последний корабль, который остался в Крыму с украинским флагом. Через день без сопротивления он вынужден был сдаться российским военным.

В эти дни информация о событиях шла противоречивая. Первоначально некоторые российские источники утверждали, что блокирование проводилось силами «ребят из крымской самообороны». То есть получается, что речь вроде бы шла о гражданских добровольцах, ополченцах, волонтерах.
Но на самом деле уже тогда руководитель крымского медиацентра Минобороны России Владислав Соловьев сообщал на своей странице в Facebook, что с суши в районе залива Донузлав наши корабли находились под "прикрытием" 20 зеленых человечков». Он отмечал также, что у военных были автоматы, снайперские винтовки и пулеметы.  Они прибыли на грузовом авто с российскими номерами и окопались.
Сегодня, по прошествии некоторого времени, особенно после выхода документального фильма Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину» и  фильма Сергея Хорошевского о «крымской весне», уже никто не скрывает, что в этой эпопее приняли  участие так называемые вежливые люди, «зеленые человечки».

К слову сказать, российские военные  относились к украинским военнослужащим корректно. Им  было предложено по желанию либо оставаться в Крыму и служить России, либо демобилизоваться и просто остаться на жительство в Крыму (тем  более что у многих из них были семьи и своя жилая площадь на полуострове), либо, наконец, кто не желает ни того, ни другого,  покинуть Крым.

Накануне Президент РФ Владимир Путин, обращаясь к командному составу Вооруженных Сил России, подчеркнул: «Мы с уважением относимся к выбору тех украинских военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств, которые возвращаются на Украину. Отношение к ним, к их семьям должно быть предельно корректным, как того требуют традиции воинской чести».

Российские моряки в Крыму выполнили  эти указания Главнокомандующего Вооруженных Сил России, остались верны своим традициям.

ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ БУХТА ДОНУЗЛАВ?

На основании  выше изложенного читатель уже может иметь какое-то представление о бухте.  Безусловно, военные моряки и большинство крымчан знают, где она находится и чем является. Но, думается, для остальных россиян небезынтересным будет более детально узнать, что это такое. Даю краткую справку –

Вначале Донузлав был озером. В 1947 году его северо-западная часть была объявлена заповедной. Связи с морем не было.  Это был самый глубокий и крупный водоем на западном побережье крымского полуострова. Расположен он между Евпаторией и мысом Тарханкут. В свою бытность озером оно было соленым, потому что вода обладала высокой степенью минерализации и, по сути дела, целительный состав донузлавской воды представляет собой смесь рапы лимана, воды моря и родниковых вод. 
В 1961 году в результате строительства военно-морской базы перешеек, разделяющий озеро и воды Чёрного моря, был разрыт, и озеро было соединено с Чёрным морем 200-метровым каналом.
Таким образом, озеро превратилось в техногенный залив. Площадь этого водного пространства довольно-таки велика - 47 км;, глубина доходит до  27 метров.
В Советском Союзе район залива (озера, бухты, лимана) был сверхсекретным. До 1994 года здесь располагалась Крымская военно-морская база Черноморского флота, а после - Южная военно-морская база Украины.
Вообще-то сегодня на различных сайтах пишут, что этот залив  – настоящий рай для дайверов. Наверное, таковым раем он смог стать только сейчас, потому что  всегда раньше был закрытой территорией.
На дне: водоросли и разнообразная ихтиофауна (кефалевые, осетровые, камбалы, сельдь, креветки и другие виды,  всего более 52). Местами слой ила достигает 10 метров.


ххх

В ГОСТЯХ У УЧАСТНИКА СОБЫТИЙ

Мне удалось летом 2015 года побывать в гостях у участника событий, который имел прямое отношение к затоплению судов в фарватере бухты Донузлав. Участника событий зовут Петром Николаевичем, и он пригласил меня с моей дочерью к себе на застолье. Были у него в гостях и родственники его жены, Раи.
В разгаре застолья Петр Николаевич как-то неожиданно достал из шкафа лист бумаги, на котором была картинка, снятая из космоса. Он нам   торжественно ее представил и объяснил, что на ней мы видим ракетный крейсер «Москва», перегородивший вход в бухту. Потом он рассказал о затоплении списанных судов Черноморского флота России и о своем участии в этой операции.
Мы, приглашенные  гости, с удивлением и любопытством уставились на картинку. Была выдержана пауза, и Петр Николаевич показал нам еще один снимок, на котором виднелась верхняя часть рубки большого противолодочного корабля «Очаков», лежащего на левом борту, а  также верхняя часть пожарного судна БМ 416.
Опять П.Н. выдержал какую-то паузу и после этого сказал, показывая на картинку с затопленными кораблями: «И вот в этих деяниях я то и поучаствовал, за что позже был даже награжден памятной медалью «За возвращение Крыма».
Но тут он с какой-то драматической грустью добавил: «Правда, сейчас в день получки с меня вычитывают деньги за нанесение материального ущерба».
Это вызвало недоумение у присутствующих гостей. Они активно стали обсуждать такой поступок начальства Петра Николаевича. Особенно возмущались женщины.
Я тоже было возмутился, но тут меня застопорило…  «Не может быть. То, что он мог участвовать в затоплении, это -  несомненно. Я его немного знаю… То, что его наградили, тоже несомненно! Но чтобы с него вычитывали деньги, это абсурд! Этого не может быть! Петр нас разыгрывает», - лихорадачно думал я. Я понял – это розыгрыш! И мне стало дико весело. Я разразился смехом. «Да-да, Петр! И это правильно! Какой офицер не положит заначку под погон в день получки, главное повод есть!»
- «Я ему покажу заначку! – шутливо воскликнула жена Петра Рая.
Все переглянулись, все поняли  и … тоже рассмеялись.
Дело в том, что бытует мнение, что настоящий офицер всегда имеет заначку от жены на выпивку с друзьями в день получки и поэтому не все деньги отдает жене. Часть получки прячет в укромное место под пагоном… Эта байка уже с бородой и существует еще с советских времен. Тем не менее, она и сейчас в ходу.
Все расслабились…  И я предложил поднять тост за нашего Петра Николаевича, ведь не часто в наше время нам выпадает честь быть рядом с реальными участниками исторических событий.

КТО ЖЕ ОН, ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ?

Знакомый нам по рассказу Петр Николаевич - отставной военно-морской офицер, который после ухода из вооруженных сил продолжил служить на флоте, но уже в качестве вольнонаемного специалиста на вспомогательных судах Черноморского флота. Так в Севастополе делают многие отставники, как офицерского, так и мичманского состава. Вместе с ними на этих судах также плавают люди, которые в прошлом даже не  имели никакого отношения к военным,  но имели отношение к морю - это  бывшие моряки торговых и рыболовецких судов.  Вот такое морское братство!  Суда всякие: каботажные, исследовательские, гидрографические…  На Черном море у них работы много: исследование морского дна, геологические изыскания, поиск и подъем затонувших объектов, археологические исследования морского дна, прокладка кабелей, трубопроводов…
Вот именно они, эти люди, и вместе с ними Петр Николаевич, привели к входу в бухту Донузлав старые, списанные, отслужившие свой срок корабли. Привели и затопили.

ххх

Петр Николаевич и его семья мне вроде как родственники. В 2013 году я впервые появился у него в доме. Меня привел сюда мой племянник Стас (сын моего двоюродного брата). Привел и познакомил с хозяином и хозяйкой. Сам Стас жил в этой семье, если выражаться домостроевскими понятиями, в примаках. То есть был женат на дочери Петра Николаевича Анечке и у них рос сын Андрюха. Все жили вместе большой семьей в добротной трехкомнатной квартире с лоджиями и кондишеном. С видом на море, недалеко от Херсонеса, древнего византийского полиса на Гераклейском полуострове. Это почти совсем рядом с центром Севастополя.
Прекрасное место! И море для купания, и исторические руины древнего городища, и музей, и, наконец, святое место для православных славян – храм Св. Владимира  у подножия которого был крещен князь Владимир, обративший позднее языческую Русь в христианство. 
Здесь, действительно, какие-то особые места. Поневоле заговоришь о сакральном, о мистике, метафизике, карме и силах небесных!
Кстати, древнегреческий, византийский полис Херсонес (на старославянском языке -  Корсунь) не нужно путать с мысом Херсонес, что расположен под Севастополем дальше от центра, в  направлении к Южному берегу Крыма. У этого Херсонеса своя славная и драматическая история, связанная с Великой Отечественной войной, 35-й батареей, обороной Севастополя, его потерей и освобождением от немцев.

ххх

В тот же 2013 год Стас неожиданно трагически ушел из жизни, не дожив и до сорока. Но дружба и связи у меня со всей семьей остались. И я, когда бывал в Севастополе, заходил к ним в гости, привозил племяннику гостинцы. Они тоже бывали у меня в моем севастопольском доме. Дочка моя, старшая дружила и переписывалась с Анечкой.
Ну а потом «русская», «крымская» весна … Участие Петра Николаевича в затоплении судов.

«А дальше что? Что было дальше?» - напрашивается вопрос.

Немного погодя Рая звонит в Москву, ко мне и моей старшей дочери,  и выясняется, что она собирается в Москву вместе со своей младшей сестрой Лидой. Ей, Лиде срочно нужна операция, может потерять окончательно слух. Давно, после родов она потеряла слух на одно ухо. Сейчас может потерять и на второе. В Севастополе, при украинской власти медицина была в полном загоне. Сплошные поборы и обман. Чтобы лечь в больницу, нужно было с собой нести лекарства, постельные принадлежности, еду… Медики брали какие-то пробы, анализы и говорили, что их нужно отправлять на исследование в Германию (?!). Все это было чистым враньем для того, чтобы больше денег «скосить».
После воссоединения с Россией федеральная власть стала выделять квоты крымчанам для лечения и проведения операций в головных московских медицинских и научно-исследовательских центрах.  Сестре Раи тоже предоставили квоту. Они обе приехали в Москву, остановились у моей дочери.  Лида дней десять пробыла в Федеральном научно-клиническом центре оториноларингологии ФМБА России. Когда она уезжала из Севастополя на операцию местные медицинские начальники предупредили ее, чтобы ничего нигде не платила. Дали ей особый номер сотового телефона и сказали: «Если кто-то будет у тебя деньги «выжимать», звони по этому телефону.
Ей сделали операцию. Все прошло хорошо.  К счастью, номером этим Лиде не пришлось воспользоваться… Денег с нее никто не «выжимал».
А летом 2015 года я снова оказался  в доме Петра Николаевича и был участником, описанного мной застолья.
В тот момент мне вспомнилась фраза: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

ххх

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ

Сам он, Петр Николаевич, украинец, выходец из Тернопольской области, в которой находится православная Свято-Успенская Почаевская Лавра. Значительная часть населения области исповедует Православие, либо следует его традициям. У Петра Николаевича многие родственники - православные священники и в прошлые годы они часто приезжали к нему погостить в Севастополь.

В детстве бандеровцы убили отца Петра Николаевича. Родственники помогли вдове, матери Петра воспитать мальчика и дать ему образование.

Петр вырос и стал военным моряком.

Когда распался Советский Союз и Россия с Украиной стали делить флот, Петр Николаевич не стал принимать новую присягу и остался в рядах российского флота, ставшего правопреемником советского.

Вот такой он западенец, Петр Николаевич! Все это нарушает как бы устоявшийся стереотип восприятия россиянами западенцев. Оказывается, не все они являются недругами русского мира.

Я встречал таких не типичных «свидомых» достаточно часто… Или слышал о них от других людей. Так, этим же летом 2015-го один бригадир севастопольских строителей, мой хороший знакомый, мне рассказывал, как один из рабочих-каменщиков из Западной Украины ему сказал: «Мы не все там майданутые. Просто атмосфера там такая, что многие просто боятся поднять свой голос». И добавил: «Господи, хотя бы быстрее  дончане или Россия разгромили эту киевсую власть!»

При этом этого украинца никто за язык не тянул. В последние лет десять в Крым на заработки часто приезжали западенцы. И сейчас приезжают. Здесь постоянно шло и идет строительство, особенно в частном секторе. Вся эта болтовня киевских пропагандистов: «Крым – дотационный, Крым – черная дыра» - все это ложь.

Крым – благодатный край и, как бы в прошлом не грабили полуостров киевские власти, изымая налоги и взамен почти ничего не оставляя, вопреки всему этому он был благополучнее многих других областей Украины.
Да, в Крыму, конечно, в основных отраслях благодаря Украине многое подзапустили за 24 года «незалежности», кое-что даже угробили…
Но сегодня все можно исправить. Появилась такая возможность.  Нужно какое-то время…

Москва                декабрь 2015


Рецензии