Разговор с Шукшиным

     Когда я прибыл к месту службы в город Байкальск, меня временно подселили в номер общежития к молодому лейтенанту, который уже более трех месяцев наслаждался ненавязчивым общаговским сервисом.
     - Наконец-то хоть живая душа будет рядом, а то тут как в пещере: ни радио, ни телевизора, ни газет, - радостно встретил он меня и, показав на свободную кровать, требовательно сказал: - Ну, новосел, с тебя причитается.
    Я предвидел столь радостную встречу и, вытащив из портфеля бутылку, поставил ее на стол. После этого старожил еще больше оживился и куда-то выскочил из номера.
     В номере царил холостяцкий уют. Под столом валялись пустые бутылки, на столе возвышалась гора окурков, под которыми угадывалась пепельница, стояла литровая стеклянная банка с электрокипятильником, а рядом с ней два стакана. В центре стола лежала стопка писчей бумаги и один наполовину исписанный лист, а на нем карандашный огрызок. Вся поверхность стола была усыпана хлебными крошками, между которыми деловито прохаживалось несколько тараканов.
    Вскоре лейтенант вернулся с тарелкой в руках, на которой лежали несколько кусочков хлеба, мелко нарезанные сало и лук.
     - У соседей-молодоженов перехватил. Щедрая семейка, - пояснил он.
      Подогрев себя горячительным напитком, мы разговорились. Я кратко рассказал ему о своем пути, приведшем меня на офицерскую службу, после чего он приковал мое внимание:
      - Вот уж, ежели моей судьбе угодно было, чтобы мой путь пересекся с путем великого человека, то это и свершилось, - задумчиво произнес он.
         - И кто же этот счастливчик? - пошутил я.
        - Счастливчик-то я, а великий человек - Василий Макарович Шукшин! - с каким-то озарением на лице произнес он и рассказал свою историю:
       После института мне присвоили офицерское звание и на два года призвали на службу. Военкомат предоставил месячный отпуск и выдал предписание, согласно которому я должен прибыть на службу в Дальневосточный военный округ.
      По настоянию жены в отпуск мы поехали на Рижское взморье. Погода была там ненастная, да к тому же, ощутив сквозняк в отношениях с местными жителями, нам расхотелось отдыхать. Мы поездом выехали к месту службы. Хоть и сделали остановку в Москве, но длительное путешествие в душном поезде нас утомило, и я желал поскорее прибыть к месту службы.
     Жена вышла в Чите и остановилась у своих родителей, а я, когда, наконец доехал до Хабаровска, сразу же зашел в штаб военного округа. Вот тут судьба и внесла свои коррективы.
     Штабной кадровик, полковник, посмотрев мое личной дело, с разыгранным удивлением спросил меня:
       - А ты зачем сюда приехал? У тебя же теща в Чите.
      Уловив иронию в его голосе, я, кивнув на свое предписание, ответил шуткой:
       - Я же не к теще на блины еду, а на службу.
      Он перехватил мой взгляд и уверенно сказал:
       - Не обращай внимания на эту бумагу, ты мне прямо скажи - хочешь поближе к теще или нет?
       Когда я узнал о своем призыве на военную службу, то загорелся мечтой попасть поближе к Байкалу. Однако военкомат погасил ее, направив меня в ДальВО, и вот этот полковник опять разворошил мою мечту. И хоть утомительное путешествие поездом еще довлело надо мной, я заинтересованно спросил полковника:
      - А это возможно?
      - Молодой человек, у нас в стране ничего невозможного нет. Если согласен, то иди погуляй по городу, а после обеда зайдешь за новыми документами.
      В общем, вернулся я в Читу и ошарашил жену:
       - Что случилось, - встревожено спросила она.
       - Забраковали, - отшутился я, хотя у самого занозой сидел вопрос: “Почему полковник так круто изменил мою судьбу?”
      Ответ на него я получил уже в штабе Забайкальского военного округа, куда прибыл согласно новому предписанию. В коридоре, напротив кабинета кадровика, толкалось несколько человек таких же двухгодичников, как и я. С одним из них я разговорился. Он оказался из Хабаровска, а когда узнал, что я только что оттуда прибыл, то ответил на мой вопрос и на свой:
     - Вот почему из нашей команды еще один не прибыл. Его отец служит в штабе округа - он и поменял вас.
    - Поедешь служить в город Байкальск во вновь создаваемую дорожную бригаду, - сказал мне кадровик на собеседовании.
     У меня от услышанного аж дух захватило! Выхожу из кабинета, и двухгодичники, тоже получившие назначение в Байкальск, набрасываются на меня:
     - Куда?
     - Порядок, на Байкал! - ответил я ликующий.
     Однако, обшарив на карте, висевшей в коридоре, все вокруг Байкала, мы не нашли такого города, а наткнулись на город Забайкальск. Подумав, что ослышались, мы спросили у проходящего мимо нас офицера о Забайкальске. Он окинул нас сочувствующим взглядом и погасил в нас радость: “Это такая дыра! Не завидую я вам, мужики”.
     Но кадровик, построив нас в коридоре после собеседования, все расставил по местам:
      - Завидую я вам, молодежь. Будете служить на Байкале…
      - А мы не нашли там такого города, - выкрикнул кто-то из строя.
       - Это новый город, и у него большое будущее.
      Вот здесь и произошел мой разговор с Шукшиным! В тот день я был в наряде начальником патруля. В обеденный перерыв зашел на почту, чтобы отправить телеграмму. Народу было всего три человека. Последним стоял мужчина среднего роста. Я подошел к нему и спросил: “Вы последний?” Он повернулся ко мне лицом и, прошив взглядом, ответил: “Я” - и в моих мозговых извилинах сразу же закрутился в поисках ответа вопрос: “Где я видел этого человека?”   Мужчина купил несколько почтовых конвертов и вышел. “Вылитый Шукшин”, - проводив его завороженным взглядом, подумал я и, вернувшись в часть, взволнованный, предположил, что, возможно, разговаривал с Шукшиным. Товарищи офицеры подняли меня на смех:
     - Каким ветром его занесло в эту дыру?
     Однако когда на следующий день мы пришли в столовую на обед в отведенное для нас время, нас не пустили и объяснили причину: “Приехали артисты снимать фильм про Байкал. Ваше обеденное время отдано им, а вы приходите через час”.
       - И это весь разговор с Шукшиным?! - удивился я.
      - Разве этого мало! Вот до тебя жил со мной в этом номере коллега. Наговорился я с ним досыта, и не одна струнка не звякнула в моей душе. А вот после встречи с Шукшиным душа так и колобродит, и колобродит… Может быть, тогда моя аура успела что-нибудь хватануть от его талантливой?
       - Давно грызешь? - кивнув на карандашный огрызок, спросил я.
       - Наполовину уменьшился, - застигнутый врасплох моим вопросом, непонимающе ответил он.
       - Догрызешь до конца, и все пройдет, - рассмеялся я.
      Он не поддержал шутливый настрой, а, подняв стакан, с вдохновением предложил тост:
- Выпьем за то, чтобы у нас было больше встреч с творцами! Может, тогда и в наших душах посветлеет. Ведь не зря же говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”.
                1969 г.


Рецензии
Опять повеселился. Я, было дело, подал рапорт в Афган, а послали на БАМ. От Байкала оказалось далековато. Об этом у меня в рассказах Жоры Пенкина. Часть 2. Армия.

С уважением.

Евгений Пекки   02.06.2018 16:45     Заявить о нарушении
Рад Вашему настроению, Евгений! С уважением,

Николай Руденец   02.06.2018 19:57   Заявить о нарушении
А С Вашими увлекательными и жизненными воспоминаниями об армии я уже познакомился ранее. С уважением,

Николай Руденец   02.06.2018 20:22   Заявить о нарушении
спасибо. Запамятовал. Извините.

Евгений Пекки   02.06.2018 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.