Как бы диалог о школе в канун Нового года

КАК БЫ ДИАЛОГ О ШКОЛЕ В КАНУН НОВОГО ГОДА
 Есть в интернете сайт «Гражданская инициатива» [ http://netreforme.org/about/ ] под именем и от имени которого опубликована масса материала (статьи, письма, обращения, комментарии, сообщения, педагогов, учёных, общественных деятелей, родителей ) о событиях и ситуации в сфере образования и здравоохранения в России и других странах, но главным образом в России. Среди этого материала, между прочим, и «Открытое обращение педагогов и общественных активистов к Путину» от 07. 04. 2013. 
    Содержание сайта «Гражданская инициатива» в целом и текст Открытого обращения педагогов к Президенту выражают тревогу и обеспокоенность ситуацией, складывающейся, а вообще -то в значительной степени уже сложившейся, в сфере образования и культуре: «…Вступление в силу с 1 января 2014 года, не приведённого в соответствие с Конституцией РФ закона (ФЗ РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и соответствующих ему подзаконных актов (так называемой «дорожной карты» (распоряжение Правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 г.), наряду с уже вступившим в силу Федеральным законом РФ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, приведёт к разрушению признанных во всём мире традиций отечественного образования, падению качества российского образования и ухудшению социального и материального положения граждан страны...»
      Ответа на это обращение мы на сайте не нашли, или он (ответ) не проанонсирован. Может показаться, что президент ни об этом письме, ни об этом сайте ничего не знает. Однако это кажимость.  На самом деле Президент неплохо осведомлён о ситуации в образовании. В канун Нового Года он провёл 2 мероприятия, рассматривающие близкие друг другу проблемы заседания Госсовета по вопросам совершенствования общего образования (от 23. 12. 2015.) и Совета по культуре при Президенте (от 25. 12. 2015.) 
         Выступающие перед президентом на предновогодних заседаниях лица, в том числе и не только из числа «официальных оппозиционеров» довели до его сведения следующее:
С.Нарышкин  : «…  психологи отмечают у первоклашек снижение способности к традиционному письму и чтению. У них, как потребителей визуальных картинок, не развивается воображение, они просто порой не могут без экрана представить, как мама моет раму…»
Г.Зюганов : «…Что касается нашей школы, она в лихие 90-е годы развивалась по докладу Всемирного банка. Я как;то показывал в Думе этот доклад, который, по сути дела, ликвидировал классическую русскую, советскую школу. Его писали иностранные представители и наша «пятая колонна», она получила за это 220 миллионов долларов в качестве премии, но суть этого доклада реализована в нашей школе. Там в первых главах говорилось: «Надо уничтожить профтехобразование, рынок всё отрегулирует». И мы остались без слесарей и механиков.
     Затем говорилось, что не нужны инженеры, бакалавры и магистры решат проблему. Сегодня самая большая проблема на заводе – это квалифицированный инженер. Дальше заявлялось о том, что, если ЕГЭ введём, будут квалифицированные люди. На самом деле это клиповое сознание, которое подтвердили последние контрольные. Жаль, что Ливанов не привёл примеры. Но даже последнюю контрольную по географии каждый второй не написал, каждый второй в стране не знает, где находится город Самара…. Вообще говоря, это тревожный симптом. Но если посмотреть все последние крупнейшие конкурсы (по математике, профтехподготовке и так далее), мы сплошь и рядом почти всё «продули». Нет времени показывать примеры…


Когда господин Ливанов говорит об электронном обучении, то у меня сразу возникает: а кто будет вкладывать эти электронные мозги? И соответствующие примеры. Жириновский не зря это подметил. Ведь когда американцы заявили, что они 20 миллиардов долларов грохнули в подготовку будущих поколений на Украине, тогда и Украина заплясала: «Кто не скачет, тот москаль». И мы увидели тот продукт, от которого жутко стало не только на майдане, но и в Крыму, и на Донбассе, и так далее. Это очень тонкая работа. Надо посмотреть, кто будет руководить этим делом и какие компьютерные мозги появятся у наших будущих школьников, выпускников. В этом отношении огромный перекос, он пока не преодолён...»

 «…Школа, Владимир Владимирович, болеет тремя болезнями. Прежде всего – статус педагога. Чтобы заработать среднюю зарплату – 28 часов средняя нагрузка. С домашней подготовкой – 55 часов. Это каторжный, рабский труд, который ведёт к выгоранию и не позволяет педагогу восполнять свои знания и чувства. Вообще жуткая бюрократия разведена во всех учебных заведениях: 300 отчётов надо в год подготовить. Эти отчёты отделили от учащихся, от родителей, от кого угодно и превратили этот процесс в абсолютно бюрократический.
И надо помнить, здесь Министр финансов, как бы мы ни поджимались, но тогда, когда мы добивались самых высоких результатов, у нас на образование тратили семь процентов расходной части бюджета. Чтобы провести любую модернизацию, меньше пяти-семи процентов нельзя тратить. Вы не решите эту задачу, у вас не будет кадров...


С.Миронов : « Я хочу начать с информации о завершившейся буквально недавно Международной математической олимпиаде в Таиланде. Впервые за многие-многие годы российская сборная в составе шести школьников по баллам заняла восьмое место, а общекомандный зачёт по медалям в олимпиаде – 21-е место, даже не вошли в двадцатку.

В этой связи я хочу напомнить печальную статистику последних лет этой Международной математической олимпиады. Последняя золотая медаль, а до этого десятилетиями Россия всегда занимала первое место, была получена в 2007 году. Потом три года подряд, по 2010 год, – второе место, с 2011 по 2014 год, четыре года подряд, – четвёртое место, и вот восьмое место. Здесь я не могу не напомнить, что в 2008 году в Российской Федерации полностью введён как обязательный единый государственный экзамен по математике и русскому языку. Это абсолютно объективная оценка.

Здесь уже говорилось, и я благодарен лучшему учителю года, который действительно от имени своих коллег сказал, что проблема сверхбюрократизации – это действительно сегодня бич не только средней школы, но и высшей школы. Реально просто педагоги и высшей школы, и средней школы стонут под тяжестью министерских циркуляров, бесконечных реформ и отчётов…


Новые, драконовские правила аттестации педагогических кадров, вопиющая разница зарплат управленческого звена и педагогов, произвол администрации в отношении надбавок вызывает массу раздражения среди педагогов. В этой связи во многих регионах учителя жалуются, что реально нарушаются их трудовые права, нарушается Трудовой кодекс, когда в том числе сверхурочная работа в школе не оплачивается. И недавно «Учительская газета» (здесь, по;моему, главный редактор присутствует) проводила опрос среди учителей. И очень печальная статистика: 7,7 процента тех, кто принял участие в опросах, думает о смене своей специальности, своей профессии.

Кроме того, в последнее десятилетие происходит процесс сокращения сети образовательных организаций дополнительного образования, а также кружков, секций, клубов в общеобразовательных организациях. В целом за 10 лет сократилось на пять тысяч количество вот таких кружков, клубов. А это обязательно нужно для того, чтобы и воспитательный процесс шёл, и чтобы дети воспитывались настоящими патриотами, гражданами и людьми. Дополнительное образование детей кроме этого массово сегодня коммерциализируется…» [http://kremlin.ru/events/president/news/51001 ]

     И из материалов заседания Совета по культуре при Президенте:
В.Толстой :  «Владимир Владимирович, Вы не раз подчёркивали, воспользуюсь цитатами из Ваших выступлений, что вообще нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего, всё остальное – вторично, а культура, по сути, это свод нравственных, моральных, этических ценностей. И если нет культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет, и непонятно тогда, за что бороться. Культура наряду с образованием и просвещением формирует человеческий капитал страны. На деле же по;прежнему культура – сама по себе, бюджет – сам по себе…
В.Путин: Думаю, что немножко всё;таки Вы загнули с тем, что бюджет – сам по себе, а культура – сама по себе. А как же ремонты, содержание, театры, всякие гранты?..
В.Толстой: Есть желание, чтобы это дошло до глубинки, чтобы это дошло до сельских населённых пунктов, малых городов, чтобы дошло до регионов» [  http://kremlin.ru/events/president/news/51001 ]
     Вот и всё. Президент всё знает. Диалог как бы состоялся. Но почему-то чувство тревоги за нашу школу и нашу культуру, а, следовательно, и за страну в целом  остаётся.


Рецензии