Ида Рубинштейн и Аннунцио

 
 
С ним дружили звёзды, восхищаясь его творчеством, любили и ненавидели.
Многие были по-настоящему влюблены в него. Считается, что человек, который
сумел вызвать к себе любовь, ненависть и зависть - живёт жизнь не зря…
Он дружил с Дягилевым и Идой Рубинштейн, второй Сарой Бернар, которая танцевала
в его балете Святого Себастьяна по его пьесе и вводила всех в заблуждение-
никто не мог понять пол святого Себастьяна... Музыку написал Клод Дебюсси.
скандальный успех модной постановки вызвал очередное общественное возмущение:
женщина, еврейка и, как утверждали, лесбиянка в роли одного из самых
почитаемых католических святых! Неслыханно! Это вызвало яростные протесты Ватикана. Специальным папским декретом Габриеле д’Аннунцио был отлучен от церкви 8 мая 1911 года, и католикам было запрещено читать его произведения,
посещать спектакли, а принимать участие в них-считалось совсем - великим грехом.
Он был прощён, и конфликт  улажен только много лет спустя, перед самой смертью д’Аннунцио. Аннунцио был всего лишь самим собой. Нельзя от человека требовать больше, чем он есть, как личность. Ведь от розы, к примеру, мы не требуем,чтобы она пахла фиалкой...Ида Рубинштейн - принадлежала к его избранным любовницам. Рано осиротела, наследница миллионов с девяти лет, родители рано умерли, её воспитывала тётя в Петербурге, любившая и баловавшая свою Идочку больше, чем  своих детей. Нанимала ей самых дорогих учителей, не жалея денег на её образование и воспитание. Ида не отличалась красотой, была худой, плоскогрудой, долговязой на фоне пухлых красоток того времени скорее терялась, чем привлекала к себе внимание. Но...Но она была упряма, хотела быть актрисой и заставила всех поверить, что она красавица. - "Я самая красивая!"- говорила она, убеждая себя и других в этом.Она об этом говорила так часто, что постепенно все стали говорить также.Все стали её именно так принимать- как необычную,имеющую экзотическую внешность,свой стиль, неповторимость, грацию в движениях и красоту.
 Желание быть актрисой привело родственников в ужас! Они были в шоке!
Ведь в то время профессия "актриса" приравнивалась к профессии "куртизанка".
Не обошлось без врачей и лечебницы. Она много пережила в своей жизни и назло всем достигла необыкновенных высот в искусстве, не имея специального образования. Но труд и упорство сделали её великой.Красавица из Харькова, женщина- загадка,сводившая с ума многих,прекрасная Соломея, Клеопатра, Шехерезада покорившая Париж, была иконой своего времени,легендой и одиозной фигурой одновременно, о которой говорили все. Она танцевала со всеми звёздами того времени- Вацлавом Нижинским, Михаилом Фокиным, Анной Павловой, Тамарой Карсавиной все самые знаменитые балеты Стравинского, Глазунова, Римского-Корсакова, Равеля.
Равель писал музыку к балету для Дягилева "Дафнис и Хлоя".Ида везде была
восхитительной и очень сексуальной. У Иды и Аннунцио было много общего: он- самый модный и скандальный писатель Европы, и она-самая модная и скандальная актриса! Эпатаж! Преодоление запретов с самого детства.Широта и оригинальность взглядов на мир, и политических в том числе, любовь к путешествиям, переменам, любовь к Востоку, о чём говорил их выбор в искусстве и литературе, одежда, традиции и обычаи Востока. После её туалетов, в которых она появлялась в спектаклях и в обычной жизни, платья "балахоны", летящие многослойные одежды с асимметрией, бесконечные складки, разрезы на платьях вошли в моду, были отзвуком греческих и египетских костюмов, туник; а цветные парики – память о синем парике Клеопатры,произведшем фурор в спектакле, имел огромный успех.Яркие краски тканей для одежды, прозрачные сексуальные шаровары, бархатные и кружевные
бюстье,чалмы из золотой парчи и бархата,цветные тюрбаны, – всё это составило непреходящие влияние на публику, пришедшее из спектаклей Иды Рубинштейн  -«Шехеразады»,"Клеопатры", "Соломеи" и её жизни.
Сладкие восточные духи, грим, насыщенный тёмными тонами коричневый, оранжевый и
жёлтый, использовали даже в обыденной жизни. Они стали непременным элементом
французской моды. Им пользовались даже днём, нарушая все правила приличия предшествующих поколений. И с тех самых пор в интерьеры вошли горы подушек разной величины и расцветки, много в золотой и серебристой гамме,как деталь уже Провансальского стиля. Женщины, подражая Иде Рубинштейн, полюбили возлежать в томных позах среди наваленных на диване подушек. Любимые многими поколениями оранжевые абажуры украсили дома и дачи, радуя глаз. Всё это было смело взято на вооружение и Габриелем в его вилле.Свобода во всём,и в сексе особенно.Страсть лучше скуки- это может быть эпиграфом жизни как для Иды, так и для Габриеле. Шлейф легенд, в котором оба тонули. Об Иде ходило сплетен и легенд даже больше, чем об Аннунцио, так как никто о ней ничего точно не знал, начиная с даты рождения. Каждый раз она варьировала при ответе и журналисты сочиняли разные истории, добавляя своё. Она всё время рассказывала "сказки" про себя любителям посплетничать. Когда нет достоверных фактов- появляются легенды и сказки...
   Он влюбился в неё сразу, и они сразу стали любовниками. Вскоре к ним
присоединилась художница Ромэйн Брукс, влюбившаяся сначала в Иду, а затем и в Габриеле.Они втроём открыто жили все вместе на вилле и появлялись в обществе втроём, игнорируя все правила приличия. Все только и говорили об Иде и её романах, как с женщинами,так и мужчинами. Она была своеобразное инопланетное сокровище... И правду жизни было тяжело отличить от лжи. Она свободно говорила на четырёх языках, чем привлекала к себе иностранцев со всего света.
Они "слетались" на неё, как бабочки на огонь. Габриеле её страшно ревновал ко
всему, даже к швейной машинке....  Из её высказываний и рассказов о бесконечных путешествиях нельзя было понять- где правда, а где вымысел, и что было на самом деле? Она умело уходила от ответов, запутывая собеседника и погружаясь в мир фантазий. Это была такая игра в женщину-загадку.
Ей нужны были постоянно переменны во всём,новые впечатления, иначе ей было скучно. Это был невероятно плодотворный период творчества у всей троицы.
Ида ставила спектакли и снималась в фильмах по сценариям д’Аннунцио, рядом был
преданный ей до конца своей жизни Лёвушка Бакст- прекрасный художник и помощник,
Брукс рисовала свои лучшие портреты.
Но в 1915 году треугольник распался: Ромэйн Брукс влюбилась в американскую
писательницу Натали Бэрни, а Ида, уставшая от постоянных измен, скандалов и
бесконечной ревности отправилась в очередное путешествие за новыми впечатлениями. Её любовью всегда был Париж. Там она обрела успех, признание и покорила его раз и навсегда. После грандиозных успехов на сцене, она купила огромную виллу в Париже. Обставила её в восточном стиле, с роскошью и разными штучками со всего света,которые она привозила из путешествий и которые ей дарили поклонники.В её саду, который утопал в экзотических растениях, гуляли павлины, пели райские птицы и бегал леопард. В Россию так она уже и не вернулась.Популярность Иды стала совершенно недосягаемой, и она решила уйти из
дягилевской труппы, начав свою сольную карьеру в антрепризе в 1028г. Она сняла парижский Гранд-Опера,переманила из труппы Дягилева некоторых лучших танцоров, балерин, специалистов, наняла лучших танцовщиков -Леонида Мясина и сестру Вацлава Нежинского - Браниславу- первую женщину хореографа, спектакли оформлял  Александр Бенуа. Любимый Лёвушка Бакст покинул уже этот мир к этому времени.
Специально для неё писал музыку к балету" Поцелуй феи" Игорь Стравинский.
Морису Равелю  Ида заказала для премьеры своей труппы экзотическую композицию
на зажигательные испанские темы – и Равель написал для неё- "Вальс" и «Болеро».Он умел делать незабываемые подарки. Все помнят, как он написал фортепьянный концерт для левой руки для своего друга, пианиста, потерявшего на войне правую руку, и спас его от беды и отчаяния.
Премьера спектакля состоялась 22 ноября 1928 года. Сцена представляла собой
таверну в Барселоне, где на огромном столе танцевала сексуальная Ида, а за ней
восемнадцать хорошеньких, молоденьких девушек, мужчины вокруг сгорали от страсти
и желания. Это был фурор! Она прославила "Болеро" Равеля и свою труппу, со всеми звёздами из прославленной труппы Дягилева. С горькой иронией Морис Равель говорил: «Я написал всего лишь один шедевр – «Болеро». К сожалению, в нём нет музыки».Он скромничал.Это было блестящее произведение, живой нерв, неподражаемый
ритм,образец импрессионизма в музыке. Успех был ошеломительный.
Дягилев рвал и метал, так как она составляла ему конкуренцию, набирая себе
труппу из его известных балерин. Но вскоре он умер,(1929г) а она продолжала
работать и долгое время имела огромный успех и авторитет лучшей балетной антрепризы Европы. Но во время войны, когда немецкие войска оккупировали Париж, Иде пришлось бежать: ей, еврейке, со скандальной славой и репутацией бисексуалки, - оставаться во Франции было чрезвычайно опасно. С огромными трудностями она перебралась через  Ла-Манш и поселилась в Лондоне. Там она встретила Уолтера. Это был потрясающий роман с сэром Уолтером Гиннессом, пивным королём,наследником пивной империи, красавцем, правда женатым, но это не мешало их многолетним стабильным отношениям. Её часто принимали за жену.У них были общие интересы, любовь к путешествиям, театру, экзотике. Он разделял её пристрастие к театру и публичности. Ему нравилась её дерзость и независимость. Но с ним она была само очарование. Именно на его деньги она будет ставить спектакли и антрепризы. Для неё он ничего не жалел. ... Если вы добились успеха, то у вас может появиться кроме настоящих, множество мнимых друзей
 и настоящих врагов, что по жизни получала и Ида, и Аннунцио, и
конечно,это всегда имело свои последствия- зависть ведь никто не отменял....   
В 1944г.Уолтер, её верный друг был убит по еврейскому заговору. Ида осталась
одна. Она вспоминала его с любовью, и как они работали в госпитале, который
открыли для раненых во время войны. И все думали, что она настоящий медик,
настолько она была знающей и ответственной в своём деле.
Он любил её во всём, ценил как актрису, балерину, мистическую женщину его
жизни.Они не прятались ни от кого и даже гордились своей любовью. Он помогал
ей всегда материально, чтобы она чувствовала себя королевой.   
Валентин Серов был тоже увлечён ею, писал её портрет…- замечательный портрет
Иды, которую он обожал и считал необыкновенной красавицей.
Он писал её портрет сам одеваясь во всё чёрное, как сутана, чтобы сдерживать свои чувства. Портрет вызвал скандал в обществе. Как её только не обзывали! И "зелёной лягушкой", и "трупом", и тд и т.п. Но вскоре Серов умер и травля прекратилась. Последний спектакль её был поставлен в 52 года в 1935 году на ораторию Онеггера "Жанна ДАрк на костре" -антифашистский спектакль имел огромный успех.  Затем была работа переводчицей в ООН и, приняв католичество, её жизнь меняется, затихает, она уединяется на Французской Ривьере в особняке, подальше от всех взглядов и разговоров, замыкается в себе, так как жить в Париже после потери многих близких друзей она не могла.
 Говорят, что до последнего она была невероятно красива, царственно прекрасна,
на неё все оборачивались, когда встречали её на улице или где- либо.
- Идёт королева!-говорили люди. «В ней есть что-то таинственное, до холода, до озноба, и что-то слишком пряное, изысканное», — говорил об Иде Александр Бенуа.
Грацию, осанку, выворот ступни,прямую спину балерины не спутаешь ни с чем.
Она всегда одевалась с большим вкусом и была неподражаема, вызывая зависть. Незадолго до смерти она приняла монашество. 
Умерла Ида Рубинштейн от сердечного приступа 20 сентября 1960 года в городке
Ванс на Французской ривьере, где она жила последние годы.У неё были свои правила и привычки. Она никогда не справляла свой день рождения, никогда не говорила его дату, считая  всё это неинтересным.21 сентября(3 октября 1883г)-потом журналисты откопали в харьковской синагоге,в метрических документах. Год то называла-1880, то 1885. Никогда не рассказывала и не вспоминала родной город, где родилась
Все праздники были не по календарю. День рождения мог случайно быть в любое время, когда ей захочется. Утверждали, что от рождения её звали Лидия или Аделаида, и даже отчество указывалось разное: когда Львовна, когда Михайловна... Согласно её завещанию, которое она написала ещё в молодые годы, никакого извещения в прессе о её кончине не помещали, не считая маленькой статьи местной газетёнке, о времени похорон никому не сообщали.Никто из друзей не провожал её в последний путь. На могиле нет ни имени, ни дат, и только две буквы на могильной плите – I. R. – напоминают, что здесь покоится когда-то великая красавица, балерина Ида Рубинштейн...
 Мы были под впечатлением рассказа и всем захотелось посетить её последнее пристанище и её могилу. Декорации её жизни и Габриэле были сказочными, неповторимыми и незабываемыми. Аннунцио долго не переживал их разрыв, он умел быстро перестраиваться и напоминал ящерицу, которая потеряв свой хвост,быстро выращивает другой.... При режиме Муссолини Аннунцио написал и издал 40 томов полного собрания сочинений, и сегодня его произведения входят в обязательную программу школьного обучения, но никогда, ни одним словом не поддержал фашистский режим публично, и никогда публично не выступал с речами против него, не выражал открыто своё презрение. Первый триптих романов «Наслаждение» (1889), «Невинный» (1891) и «Триумф смерти» (1894) до сих пор пользуются популярностью у публики и издателей. Всё это нам рассказала Сандра с удовольствием и прочитала стихи:
"Желаю жить я в башне из гранита.
И там, за облаками, вровень с небом,
на вечный Млечный Путь хочу быть вхожим.
Багряный пурпур я желаю, дабы ложе
одром нам стало царским. Тихим склепом
пусть будет башня та, любви магнитом."
Г. Аннунцио.
     Наша экскурсия не только была восхитительной,познавательной но и очень
бесценной лично для меня. В одной из комнат виллы я случайно обнаружил шедевр,
который был сюрпризом для меня и моих спутников. Я превратился в соляной столб!Это был клад, о котором я мог только мечтать, так как нашим взорам предстала работа Климта, та, которую я долго искал вместе с Резо по всем музеям и запасникам мира. Мы знали о её существовании по описанию из дневника и нескольким наброскам художника, представляли её, но не могли найти нигде. И вот- она неожиданно появляется перед нами. Мне казалось, что судьба специально привела нас сюда, познакомив с Сандрой. Его величество случай! Каким образом работа оказалась здесь- мы не могли получить точного ответа у работников музея. У них сведений не сохранилось, а может, это была тайна и они не хотели её разглашать. Хотя они высказали предположение, что видимо, кто-то из поклонников Аннунцио, учитывая его интересы и вкусы, его увлечение модерном, передал после войны эту работу в его музей. Обычно, это были анонимные дарения. Таким образом музеям было сделано много приобретений, и благодетели желали оставаться неизвестными, в тени, так как все имели прошлое …и у многих оно могло вызвать множество вопросов, на которые не каждый захочет отвечать, а приобретение могло привести к скандалу, если что-то уточнять. Обе стороны ,понимая друг друга, хранили эту тайну сообща. Анонимные подарки поступали в разные музеи или прятались так, чтобы никто не узнал о них до определённой поры.Обнаружить то, что почти кануло в Лету...Это была нечаянная радость.Известно, что многие коллекции картин были фашистами конфискованы не только из музеев, но и из личных коллекций в разных странах, из дворцов Парижа, Варшавы, Вены в фонд Третьего рейха или в фонд частных коллекций, например в коллекцию Генриха Гиммлера  -   немецкая фамилия, происходящая от слова «небо» (Надо же!). Помощник Фюрера, Рейхсфюрер СС -  доверял своим специальным людям подбирать ему картины в его коллекцию во всех странах... Общеизвестна, как пример, история с картиной Климта "Золотая Адель". Любимицей Адели была Мария, самая младшая дочь в семье брата её мужа. Так как своих детей у неё не было, она много возилась с племянницей, была посвящена во все её тайны и влюблённости.Вне семейного сахарного бизнеса, отец Марии был неплохим музыкантом и другом Ротшильда, который привозил в их дом виолончель работы Страдивари, и тогда  там собиралась вся неравнодушная к искусству Вена. Мария дружила с Алоисом Кунстом воспитанным молодым человеком из гимназии, и он часто бывал в их доме. Тётя Адель разрешила Марии надеть свое бриллиантовое колье, в котором позировала Климту на свой выпускной бал. На бал она отправилась с Алоисом и одобрением тёти. Они с Алоисом знали, что у картины,которую написал Климт, есть свой секрет.
 Если смотреть на Адель под определённым ракурсом, и загадать желание, то по
уголкам губ можно определить улыбается Адель или хмурится. Если улыбается, то
желание сбудется. Замуж Мария выйдет за другого- Фредерика Альтмана, оперного певца, сына крупного промышленника.Знаменитое колье дядя подарит ей на свадьбу. Во время войны, когда нацисты начнут охоту на евреев, дядя бросит всё и убежит
из страны в Швейцарию, Адели уже не будет в живых к этому времени, и Климта  тоже. Мужа Марии-  Фредерика, схватили и отправили в Гестапо, затем в лагерь Дахау,где тысячи евреев превращались в дым, после того, как передавали всё своё имущество немецким властям. Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности, виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок.Говорили, что жена Генриха Гиммлера появлялась в этом колье на приёмах. Мария сразу подписала все нужные бумаги и отказалась от всего движимого и недвижимого имущества, так как готова была сделать все для спасения мужа от смерти.Мария ждала, что заберут и "Золотую Адель" и не удивилась, когда за картиной, в сопровождении отряда гестаповцев, пришёл её школьный друг Алоис Кунст. Кунст сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего Рейха. Когда она спросила, как он мог стать предателем, он сказал, что так он может сделать для Австрии гораздо больше. Адольф Гитлер, оказывается, положительно относился к творчеству Густава Климта и встречался с ним ещё тогда, когда Гитлер хотел поступить в академию Живописи в Вене. Климт тогда уже был профессором академии и имел много наград.  Адольф зарабатывал себе на жизнь своими небольшими рисунками с видами Вены и продавал их по ресторанам и кафе. Он пришёл к Климту, чтобы показать свои работы, и, может быть, взять несколько уроков живописи. И Климт, по доброте душевной,объявил Гитлеру, что тот гений и ему уроков брать не нужно. Такой ответ обрадовал Гитлера и он ушёл от него очень довольный и счастливый, а своим друзьям заявил, что его признал сам великий Климт. В Академию живописи Гитлер так и не поступил,а пытался дважды. Вместо него туда взяли Оскара Кокошку, еврея по национальности. Может поэтому Гитлер как- то сказал, что его ненависть к евреям, это сугубо личное. Таким образом полотен Климта эта ненависть не коснулась, их приказано было оберегать, несмотря на еврейское происхождение автора. Когда "Золотая Адель" уехала из родного дома, фюрер не принял её в свою
коллекцию, Адель была откровенной еврейкой,и, понятно, такая картина никак не
могла висеть ни в Рейхстаге, ни в других местах фашистской Германии.
Картина исчезла. Никто не знает, где был портрет Адели все военные годы. Главное- он сохранился.Бережно хранимая Алоисом Кунстом, в идеальном состоянии, она всплыла после окончания войны и поселилась в центральном музее Бельведер в Вене. А Алоис Кунст стал директором этого музея и продолжал бережно хранить, реликвию - "Австрийскую Мону Лизу", свою любимую Адель. Очевидно, что и найденная нами картина Климта тоже попала сюда сложными путями. Никто не хотел «светиться» со своей историей.Очевидцы умели держать "рот на замке". А мы ликовали! Нас радовало уже то, что она нашлась. Это была та работа, о которой писала в своём дневнике Эмилия- где две обнажённые фигуры слились в жарком поцелуе. Он и она…Это с неё писал свою Еву Климт…  только потом он стал украшать их золотой одеждой, а предварительно он написал эту, сделал вторую копию, подарил Эмилии один экземпляр,и уже потом продолжал работать над этой картиной.Я понял, что у каждого мужчины есть своя Ева...
Из кармана я частенько вынимал и рассматривал обрывок объявления со словом...любовь... и возвращал на место... Я думал о том, как можно оценить таких необычных, ни на кого не похожих людей, их творчество, их жизнь- чем? Как? - Иду Рубинштейн, Климта, Аннунцио? И этот ряд можно продолжить до бесконечности... Как и кто имеет право на это? Так не будем и мы обычною мерой  мерить их необычность, их отход от нормы, кривизну или излом их необычной  линии жизни...судьбы... надо просто принять, простить и полюбить их. Наше путешествие подходило к концу, остался наш концерт и далее...путь домой!

 В.Серов. Ида Рубинштейн.

   


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.