Гиганты. Глава 17. Откуда у землян такие гены?

/раскопки Мецамора, Араратская долина/

Глава 17. Откуда у землян такие гены?

Солнечные лучи проникли в палатку, когда прозвучал гимн на браслете командира.
Ара открыл глаза, уставился на прозрачный потолок.
«У округлых скал утром небосвод синее — прозрачнее. В Большой долине небо голубое, словно подернуто белой дымкой, облаков нет, но испарения еще остались в воздухе. Очевидно, вчерашняя жара не развеялась полностью, впереди нас ждет знойный день».
— Ночью было жарко и тяжело дышалось, — зевая, признался Сирак.
— Такая страсть? – удивился Тир.
— Нет, я имел в виду погоду. В горах легче дышится и вода холодная — приятная для питья и купания, даже та из горячего источника под природным мостом вкуснее мути в здешней реке. Придется искать плоды для утоления жажды.
— Лес рядом, в нем посмотри, — посоветовал командир.
— Верно, но сначала искупаюсь, может, утром вода в реке прохладнее. Пожалуй, пробегусь — сначала к реке, потом к поляне. Надеюсь, найду знакомые плоды.
— Подъем!

Астронавты с избранницами на руках вскочили со спальных мест, выбежали из палатки через тарелку, помчались к реке, прыгнули в воду. Обитатели пещер ждали на берегу, сбросили с плеч шкуры, вошли в речной поток.

Первым из воды вышел Сирак, за ним последовали Тир и Ара. Исполины с девушками на руках устремились к лесу. Жители выбрались из реки, набросили шкуры на плечи, поспешили за пришельцами.
На опушке росло много фруктовых деревьев. Сначала великаны поели тутовые ягоды.
— В долине жарче, чем в ущелье, тута раньше созрела и почти закончилась, — вздохнул Сирак.
— Зато последние ягоды самые крупные и сладкие. Дерево щедро одаривает их соком, — подчеркнул Ара.

Под палящим солнцем трава успела выгореть, в ней оранжевыми пятнами выделялись спелые круглые плоды травянистого растения.

— Хорошо, что всюду растут тыквы. У нас привычный завтрак – полезный, как утверждает Торк, — заметил Тир, разламывая плод.
— Жаль, что на равнине нет горячего источника, — добавил главный пришелец, расколов ударом тыквину.
Дольки плода астронавты раздали спутницам: Анахит, Арус и Астхик.
Жители добежали до поляны. Увидев, как гиганты разбивали тыквы, поступили так же, и стали есть мякоть.
— Может, минеральный источник есть, — предположил Сирак. — Уточним у старейшины.

— Вам нужна другая вода? – в разговор вмешался подошедший Апи. – Если идти мимо леса, дойдете до места, где много холодной воды.

Астронавты с девушками на руках зашагали в указанном старейшиной направлении, и увидели зеркальную поверхность озера. Медленно выплывая из-за дальних гор, солнце пускало блики на водной глади овала крупного бассейна. В нем отражались деревья и кустарники, росшие на противоположной стороне. Ближний берег покрывали песок и мелкие камушки.
Сирак зачерпнул горсть воды, выпил глоток:
— Вода холодная и приятная на вкус! – воскликнул радостно.
Оставив Астхик на берегу, великан с удовольствием окунулся в прохладную среду и поплыл к середине водоема. Тир молча последовал его примеру.
— Вероятно, озеро питается подземными ключами с ближайших горных вершин, — предположил Ара, опуская Анихит, и прыгнул в воду.
Поплавав немного, гигант вышел на берег, смахнул капли с волос и бороды:
— Однако я спрашивал про иную воду.
— Другую на вкус? – уточнил подошедший старейшина. — Недалеко отсюда есть теплая вода: неприятная на вкус — горькая.
— Для обработки шкур нужна соленая вода, иначе бычины загрубеют, когда высохнут, поэтому у вас тяжелые и жесткие одеяния.

Подняв избранниц, Тир и Ара двинулись за главой племени, и пришли к болотистому месту.
Вода главному пришельцу сразу не понравилась, он проворчал:
— Ближе подходить не нужно, очевидно, перед нами болото, грязь.

— В Большой долине жарко, можем не надевать костюмы, – к нему обратился Тир.
— Да, ты прав, кроме того, жители всё видели, ходят за нами толпой, смотрят во все глаза. Всё ж надену костюм, прогуляюсь к горному массиву. Надеюсь, наверху воздух прохладнее. Посмотрю, что там растет и кто бегает по тем возвышенностям, есть ли в них полезные ископаемые. Достань бычины из реки, оставь на берегу сушиться, иначе шкуры совсем огрубеют. К сожалению, минеральной воды поблизости нет.
— Сначала оденем наших красавиц в салфетки.

Астронавты вернулись в жилище. Ара надел костюм. Из кармана палатки Тир достал пачку салфеток, через несколько минут спутницы пришельцев стояли в одинаковых одеяниях.
Взяв избранниц на руки, гиганты разошлись по делам. Помощник ушел к реке выполнять просьбу командира. Сирак направился к пещерам. Ара с Анахит отправился на прогулку по окрестностям в сторону горной гряды, расположенной напротив Большой горы.

«У подножия горного массива нет деревьев, лишь много камней. Браслет выдает, что все они вулканического происхождения разной твердости, а передо мной не высится вершина, значит вулкан сказал последнее слово. Надеюсь, оставил нам не только серые и оранжевые глыбы, но и полезные ископаемые. Интересно, какие именно? — рассуждал гигант, поднимаясь по извилистой тропинке. – Густого леса нет, но растут трава, цветы и низкорослые кустарники. Тропу скорее всего вытоптали крупные животные».

*
Сирак посадил юношей плести новые корзины. Тир дал людям указания по уборке соседнего участка с зерновыми, сам с двумя мужчинами отправился на поиски мелкого рогатого скота.
На густом сочном лугу мужчины обнаружили стадо баранов, выбрали самых крупных особей с длинной шерстью, привели к пещерам. Тир учил жителей стричь животных. Женщины вымыли остриженную шерсть, разложили сушиться на берегу реки.
*

Гуляя по склонам горного массива, главный пришелец поднялся на самый верх. На севере виднелись четыре рваные снежные вершины.
«Похоже, передо мной тот самый потухший вулкан. Если подойду к нему ближе, возможно, найду полезные ископаемые, — решил гигант, остановился, сел на удобный камень лицом к равнине, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой».
Солнце находилось в зените и припекало, хотя воздух на горном хребте был намного свежее, чем внизу. Ветер с севера нес прохладу. На той стороне низменности высилась Большая гора, справа от нее тянулась гряда с вершинами, уступавшими ей в высоте более чем в два раза. В низине выделялись возвышенности, словно выпуклости на почве. Почти в центре долины расположился холм с пещерами. Прямо перед ним простиралось поле с зерновыми, часть которого люди убрали. Далее на пустыре сверкала тарелка, за ней зеленела чаща, где он охотился.
«Звери непуганые. Разве такой бывает охота?».
Существенно правее чащи протекала река, несущая текущие с хребтов талые воды. По ее берегам рос лес, редеющий по мере движения водного потока по равнине. Замедляя ход, река вливалась в голубую артерию, известную астронавтам — они летали над ней у подножия Большой горы.
Правее и глубже чащи на гладкой поверхности озера отразилось полуденное солнце.
«Браслет показывает, что разбросанные в окрестностях камни мягкой породы. Очевидно, окаменела остывшая лава. Завтра пойду по левой тропе вверх по течению, — размышлял Ара.
— Анахит, ваша зима бывает холодной?».
«Зимой выпадает снег, бывает очень холодно. Мы редко выходим из пещеры».
«Внутри тепло?».
«Намного теплее, чем снаружи».
«Значит порода пористая и легкая».

Солнце приближалось к закату, золотистые блики отражались в реке. По уже знакомой тропинке Ара вернулся к обжитой возвышенности. Вместе с помощником разделали оголенных баранов, повесили на вертела. Сирак с местными жителями принес из леса высохшие деревья, сломал и сложил под тушами. Тир поджог дрова, выпустив из тиары лучи, огонь запрыгал по сухим веткам. Обитатели пещер напряженно ждали появления пламени, и вздрогнули от радости.
— Боги... — восторженно шептали жители переглядываясь.

— На обед жареная баранина, — усмехнулся Сирак. — Мы движемся по накатанному кругу.

После обеда Сирак с Астхик на руках прогулялся к озеру. Женщины и девицы поспешили за ними, многие из них не потеряли надежду попасть красавцу на руки.
«Хочу прикоснуться к мужскому органу Бога, чтобы родить такого великана», — думала каждая.
Сирак слышал их мысли и усмехался, лаская Астхик. Оставив спутницу на берегу, поплавал, затем искупал ее, посадив на могучий торс. Соплеменницы Астхик плескались неподалеку, но красавец не обращал на купальщиц внимания.
— Моя звездочка, ты лучшая, — астронавт вышел из водоема с избранницей на руках, зашагал к жилищу экипажа.

— Под знойными лучами солнца вода в озере согрелась к вечеру, но все ж оказалась прохладней, чем в реке, — войдя в палатку, сообщил Сирак. – «Теплая вода не заменит минеральную», — поучительно заметил бы Торк. На сей раз я бы с ним согласился.
— В его отсутствии хвалишь спорщика, — рассмеялся Тир.
— Иногда он бывает прав.
— Вчера я хотел, чтобы вы отделили палатку от тарелки, но сегодня передумал. В Большой долине кабина чистки необходима, поскольку минерального источника мы не нашли.
— Райские условия нас избаловали, командир, — согласился помощник.

Следующие два дня Сирак обучал юношей лепить из глины миски и горшки. Тир учил мужчин делать трехи из бычьих шкур.

Каждое утро главный пришелец гулял в близлежащих горах, изучая состав почвы и скал, обнаружил обсидиан. Мелкие камешки дал в руки Анахит, два больших образца нес сам.
— В ближайшем горном массиве много обсидиана. Крупные образцы подойдут для зеркал, оставлю в тарелке, — Ара показал вулканические стекла Тиру. — Мелкие куски разрежь на лезвия для ножей, сделай наконечники для копий.

Помощник выполнил просьбу командира, и отдал главе племени острые детали из темного стекла, подробно объяснил и показал, как их приладить к дереву, и как использовать полученные орудия: копье для охоты и нож. 

Вечером в палатке астронавты делились впечатлениями о прожитых днях.
— Как здесь не хватает Оника! — сожалел Тир. — Дело пошло бы намного быстрее.
— Мы налепили много глиняных изделий, их следует обжечь. Мне нужно сложить печь для обжига горшков, — сообщил Сирак.
— Я прогулялся дальше холма в горную гряду, нашел обсидиан, и заметил еще кое-что, — задумчиво произнес командир. — Может быть, пора обитателям пещер из каменного века перейти в — железный, тогда придется вызвать Торка. Сирак, ты готов полететь к округлым скалам, и остаться вместо него на несколько дней?
— Да, с удовольствием, в тех местах вода и воздух гораздо приятнее. Необходимо собрать печь для обжига горшков? Я справлюсь с таким заданием, для меня не трудное дело.
— Нет, нужна сложная печь для плавки металла.
— Пожалуй, мне с такой печью не справится.

— Из головы не выходят кое-какие мысли. Увидев в небе корабль, племя Апи встретило нас восторженно. Они сразу предложили девиц. Старейшина так и сказал: наши дочери хотят быть с вами. После купания девочки оказались белокожими, рыжими и зеленоглазыми красавицами. Откуда у землян такие гены? Их прадеды видели прилет нашего исчезнувшего экипажа. Они не случайно запомнили тех, кто прилетел к ним, значит астронавты оставили потомство. Только так могу объяснить их поведение. Впрочем, местные жители могли быть светлыми до прибытия наших парней.
— Но почему они такие мелкие – ростом не вышли? – засомневался Сирак.
— Вероятно, виноват климат, — предположил Тир.
— На нашей планете климат хуже. Почему мы не меняемся?
— Представьте, — Ара начал объяснять, — у вас родились сыновья, а девочек соответственно их росту нет. Что делать? Остаться без женщин и потомства?
— Брать какие есть, — выпалил Сирак.
— Правильно. Кто сказал что их сыновья, внуки и правнуки найдут себе девушек близких по росту?
— Значит они постепенно станут уменьшаться в росте? — разочарованно протянул Сирак.
— Только бы не поглупели, — усмехнулся Тир.
— Торк сказал бы: сколько над твердью, вдвое больше под ней. Возможно, они хитрее, чем кажутся, – рассмеялся Сирак.
— Тебе не хватает словесных перепалок с Торком.

— Я говорю серьезно, — в разговор вмешался командир. — Прошло более тысячи лет. Тысяча наших лет. Но земные сутки меньше — наших, и здесь время накрутило еще не одно столетие, за прошедший период могло произойти многое. Пока им повезло, к ним не пожаловали космические пираты. Оник сообщил, что в далеком будущем среди потомков будут темноволосые и черноглазые люди, значит, пираты доберутся до планеты с райскими условиями. Удастся ли землянам справиться с агрессорами? Космические бандиты — безжалостные убийцы. Если они одолеют наших потомков, Земля погибнет. Совет Галактики осудил злодеев за разрушительные действия, изолировал, но после лжепокаяния их главарей погибла еще одна планета.
— Ты прав: пираты слащавы и хитры, притворяются друзьями до тех пор пока станут сильнее. Завладев высокими технологиями, бандиты опустошают и разоряют всё, что попадается у них на пути. Что-либо внушить им невозможно, космические преступники запрограммированы на агрессию и убийства, — согласился Тир.
— На Земле тоже встречаются агрессивные и злобные люди: Мукуч например, — напомнил Сирак.
— Мукуч и ему подобные злодеи ленивы и похотливы, не более того. Хотя от Еро и его сыновей можно ожидать чего угодно ради власти, но в основе их деяний лежит всё та же лень и похоть. Им очень далеко до пиратов. Космические бандиты коварны. Пока главари слащаво улыбались, и обещали подчиняться законам Галактики, их слуги опустошали очередную планету. Мы гуманны, и не имеем права применять к ним подобные методы, — грустно закончил командир.

«Мечтаю родить крупного сына похожего на тебя, чтобы он носил меня на руках, — призналась Анахит».
«Откуда знаешь, что мой сын будет высок, как я? — удивился Ара».
«Деды рассказывали, что красивый и высокий сын носил мать на руках».
«Значит мое предположение верно, — у гиганта от радости и удивления поднялись брови и засияли глаза. — Среди вас встречаются высокие люди? Вы все гораздо ниже нас».
«Иногда рождаются высокие, не такие, как вы, но в два раза выше любого жителя. Мой брат был очень высокий, — грустно вздохнула Анахит».
«Что с ним стало? Почему грустишь?».
«Он погиб, защищая нас от зверя».

*** Мецамор — город в Армении (в 35 км юго-западнее Еревана), расположен почти в центре Араратской долины — столица Аратты, древнейшей страны.
На территории города существовали поселения в период с V тысячелетия до н. э. до XVIII века н. э.. Геолог Корюн Мкртчян на территории городища нашел медеплавильный шлак, что подтверждает наличие здесь древнего меде— и бронзоплавильного комплекса. В ходе раскопок была найдена также древняя обсерватория.  Среди наскальных изображений есть символизирующие небесные светила.
*
Порой гены возрождаются. О высоких потомках. Мой пра...прадед Геворк 1810 года рождения, дата смерти неизвестна, был кузнецом.
Сохранилась легенда:
мои предки по отцовской линии родом из Араратской долины. Шах Аббас I (1605 год), воюя с османами боялся лишится долины, и решил оставить после себя пустыню. По его приказу сожгли всё — дома, сады, запасы еды, жителей угнали в провинцию Хой, пограничную с Персией. В результате многовековых войн там почти не осталось жителей — армян. Мои предки вынуждены были осваивать иные профессии, хотя всегда занимались виноделием. Однажды в их деревню пришли борцы — персы и потребовали биться или платить выкуп. Старики, сидевшие в центре села, позвали Геворка — кузнеца. Говорили, что ему едва исполнилось 18 лет. Каков был его рост не могу сказать точно, но он слишком выделялся в толпе. Кузнец пришел, персы начали смеяться. Юноша худой высокий, а борец толстяк.
— С кем биться? — спросил кузнец.
Персы указали, борец вышел на середину площади. Кузнец двинул ему в челюсть и ушел. Персы с трудом привели в чувство товарища, и поволокли прочь от села. С тех пор борцы обходили село стороной.
*
Прототип героя фильма «Гладиатор» — реальный человек очень высокого роста. Исполнитель главной роли Рассел Кроу ростом не отличается. В Голливуде не нашли крупного актера.

Глава 18 —  http://www.proza.ru/2016/01/01/553


Рецензии