Нужда в уходе

 У вас есть телевизор на кухне? Маленький, переносной? Не стоит на холодильнике или каком-либо ином видном месте? У меня есть, стоит. Удобная вещь. Включишь и как бы два дела делаешь – кушаешь и слушаешь. И почти не раздражают сухие причмокивания Гаранта, рассуждающего о Голодоморе, как о самоосознании украинцев себя как нации или уверенный тембр премьера, вещающего об очередном «украинском прорыве» в газовых поставках и ставящей себе в заслугу своевременную выплату зарплат и пенсий. На сытый желудок подобные «побрехеньки» воспринимаются легче, хотя и есть опасность подавиться или поперхнуться, обжечься борщом или чаем. Иногда такое услышишь… Другие передачи кроме политических или фильмы, на кухне как-то не «смотрятся», а вот новости, различные «Свободы…» – легко. Из-за этого мы с женой в шутку называем свою кухню, политической.
 Меня уже давно не оставляет чувство страха и тоски. А когда-то их не было совсем, но была уверенность в завтрашнем дне. Я знал, что родители вовремя получат зарплату, в больнице вылечат, в школе дадут качественные знания, милиция защитит. Иное казалось немыслимым и возможным лишь где-то за тридевять земель, в насквозь прогнивших странах капитала. Но прошло совсем немного времени, далекое стало близким и все чаяния превратились в помои. Я стал жить при капитализме, с дикими нравами и понятиями вместо законов. И все 18 лет такой жизни, государственные головы убеждают, что для «справжніх українців», вот она, «нарешті», наступила (на горло?) настоящая жизнь, мы можем и должны гордиться своей страной, а все «негаразди» временны и лучше просто быть не могло. Вера, как и жажда жизни неистребима. Мы наперекор нищенскому существованию где-то работаем, обустраиваем свои жилища, затариваемся дорогими бытовыми игрушками, ходим друг к другу в гости, рожаем и воспитываем детей, и находим маленькие радости обывательской жизни. Мы все еще улыбаемся, быть может все реже, но все-таки. И мы верим.
 Грядут очередные выборы. С высоких билбордов, со страниц газет, с экранов телевизоров, на нас смотрят все те же, мелькающие как в калейдоскопе, то в оппозиции, то у кормушки власти, упитанные, холеные лица. Вновь, в который раз звучат шарманки о том, «що народ чекає змін». Нас прикармливают обещаниями, которые никто никогда не будет выполнять. Зачем? Этим господам не нужно что-либо менять, все и так хорошо. Единственное, что по-настоящему интересует «народных» избранников, это сохранение и приумножение своих капиталов. «Ради этого, они будут стараться на совесть»(1). Верховная Рада давно превратилась в бизнес-клуб со многими десятками миллионеров и миллиардеров. Страна поделена на сферы влияния кланов и «семей», к их услугам пресса, телевидение, адвокаты, суды. Бессовестные, циничные, наглые мошенники, которым давно пора дорогие костюмы и наряды сменить на зоновские «клифты» и телогрейки, никогда не примут к сердцу наши беды, потому что низка культура и отсутствует мораль. Я считаю, политика вообще, а украинская особенно – это нравственное состояние, где ложь на уровне патологии, а лицемерие – необходимое «качество». Можно «втюхать» любой посул, мы проглотим, как 18 последних лет. Разве мы забыли? Разве у нас короткая память? Из года в год мы слышим лишь обещания при отсутствии дел. Играя на наших чувствах, искусно подогревая их, политэлита умело манипулирует то нашим неприятием идеи вхождения в NATO, то желанием придать русскому языку статус второго государственного. На прошлых выборах сразу несколько лидеров заверяли, что отменят депутатскую неприкосновенность. Что изменилось? И почему эти люди, которые не должны даже сметь поднять глаза от стыда за свою ложь, вновь позиционируют себя спасителями нации и вновь идут на выборы? В странах, где демократия не «институт», а процесс, постоянно контролируемый снизу, подобное означало бы конец политической карьеры для человека рискнувшего пообещать и не сделать. У нас же нежелание выполнять свою предвыборную программу всегда можно объяснить помехами со стороны внутренних врагов, мировым финансовым кризисом или еще чем-нибудь поэкзотичней. И вновь, с новыми «гаслами» идти в поход за властью. Спросить не кому и не с кого. «Вона працює», а между тем в моем городе на улицах по ночам не горят фонари, разбиты дороги, в магазинах – изобилие при космических ценах, закрылись предприятия, детсады, библиотеки, в больницах отказываются лечить неимущих. Стоило ради этого менять «совковость» на «незалежність»? Народу «потрібна стабільність». Почему же об этом вы вспоминаете только на время выборов, а все остальные почти 20 лет, стабильно грабите его и обираете до резинок на трусах? Или личная стабильность в виде высоких зарплат, теплых курортов, роскошных иномарок, яхт, самолетов дороже совести? Есть ли она у вас? Не стучит ли в сердца молоточком, когда заполняете декларации о доходах, судя по которым, вы голь перекатная?
 Не все, но очень многие явления, события и люди познаются в сравнении. В 1991 г., когда грянула независимость, мне едва исполнилось 17. Отлично помню, как до этого весной в школе появились «руховские» листовки, в которых доходчиво объяснялось, что сулит суверенитет, и как Украина, кормящая весь Союз, обирается московской партэлитой. Директор школы, преподаватель алгебры и геометрии, идейный коммунист, забросив разбор новой темы, весь урок опровергал эти доказательства, показывая их лживость и чертя на доске какие-то схемы, а мы, чтобы подогреть его возмущение, задавали все новые и новые вопросы, в надежде, что политинформация вместо алгебры продлится до звонка. Нам было все равно, что написано в листовках, мы просто не любили алгебру… Лишь много лет спустя пришло понимание ужасной лжи и несправедливости. Миллионы моих сверстников оказались одураченными глобальной пропагандой, которая продолжается до сих пор. Науськанные новоявленными «патриотами», ненавидевшими великую страну, которой они были всем обязаны, мы преисполнились ожиданий лучшей доли, сытой, беззаботной жизни, счастливого, богатого будущего. На деле оказалось, что доля наша горька, жизнь сыта лишь для нуворишей, а будущее мрачно и беспросветно. Вместо созидания, бандиты с депутатскими значками занялись грабежом и разворовыванием созданного не одним поколением советских людей национального богатства.
 В 1991 г., 3,58% мирового ВВП и более 6% интеллектуального потенциала приходилось на долю УССР. Мы могли гордиться мощной индустрией, одной из лучших систем образования, обилием талантов, создающих высокие образцы искусства в литературе, театре, кино, мировыми достижениями в науке, медицине, спорте. Где это наследие сегодня? Сохранено и приумножено? Униженная, обнищавшая, безнадежно сидящая на игле МВФ и Всемирного банка, с парализованной промышленностью и недееспособной армией, погрязшая в астрономических долгах (более 100 млрд. долларов США), «независимая» Украина все «шукає партнерів та друзів», у кого еще можно занять денег и как продать остатки промышленного комплекса. И никто не сел за это, никого не расстреляли! (ох, простите, забыл, что мы – гуманная, высококультурная нация и свою проворовавшуюся государственную элиту не стреляем. Так, отправляем на перевоспитание в американские тюрьмы на несколько лет. А можем и не отправлять, а напротив – поставить во главе правительства). Посмотрите, под каким соусом нынешней властью, которая ненавидит правопреемницу СССР больше, чем любит «неньку Україну», преподносится наше недавнее прошлое. Мы – народ победитель, взрастивший не один десяток Героев Советского Союза, великих конструкторов, врачей, писателей, достойны лишь скорбеть о Голодоморе и восхищаться «подвигами» Бандеры(2), Шухевича(3) и им подобных? Идет зомбирование и оболванивание народа, нам и нашим детям внушают, что Украина в составе СССР – черная полоса в истории, что она не занимала во многих отраслях промышленности ведущие роли, а болталась сырьевым придатком, что отсутствовали условия для раскрытия духовного потенциала, господствовал террор и обезличивание человека. Очевидно – передергивания, искажения, глумления и полуправда для господ историков украинского разлива превратились в научный метод осмысления советского прошлого.
 Конечно, Советский Союз был поражен тотальным дефицитом на продукты питания и товары, который он так и не смог преодолеть, существовала жесткая цензура, и имело место ущемление прав и свобод. Но в СССР старики не умирали от голода, не было бомжей и беспризорных детей. А цензура, подобно иммунитету, защищала общество от пошлости, чудовищного агрессивного цинизма и невежества – всего того, что захлестывает сейчас СМИ, телевидение, шоу-бизнес, . Избавившись от коммунистической идеологии, мы избавились и от всеобщей идеологии созидания, идеи равенства, братства, строительства светлого будущего. Мало кто верил в эти лозунги, но они облагораживали, позволяли сохранять и культивировать в себе человеческие качества взаимопомощи, доброты, ответственности.
 Сегодня отсутствие духовных ориентиров, тех самых «огоньков»(4) из рассказа великого русского писателя и гуманиста В.Г. Короленко(5), привело страну к нравственному тупику и банкротству. Карьеризм, дискредитация морали и как следствие, института семьи, превознесение эгоизма, алчности, жестокости, обесценивание человеческой жизни, воспринимаются не как угроза исчезновения социума, а как сам смысл и цель его существования. Западная идеология потребления, давшая на постсоветском пространстве обильные всходы, несет смертельный вирус деградации и заката.
 Украина вышла на первое место в мире по темпам вымирания населения и предпоследнее в Европе по продолжительности жизни. С 1991 года украинские женщины сделали свыше 30000000(!) абортов и это только официально зарегистрированных. Вдумайтесь в цифру! За неполных 20 лет мы убили количество потенциальных граждан, превышающее население всех скандинавских стран вместе взятых! Колоссальная депопуляция – прямая вина украинского политикума, не способного остановить процесс вымирания. Принимаются законы, создаются программы, разворовываются выделенные на них средства, а нация стремительно катится к своему исчезновению. Всемирный банк дает прогноз, что к 2025 г. население Украины сократится на 25% (!). Более 70–ти % украинцев живет за чертой бедности, расходы которых составляют не больше 3-х долларов США в день. Около 2000000 наемных работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. Помните недавно рассчитанную Кабмином потребительскую корзину, в которой фигурируют половина куриного яйца и 10 гр. мяса в день? И после всего этого у нынешней власти хватает наглости именовать себя народной!? Как же сильно нужно нас ненавидеть, чтобы за 18 лет низвести до уровня тупой, безропотной скотины, которую можно застрелить в своих угодьях(6), сбить насмерть на дороге или просто избить на площади средь бела дня! Где еще правительство проводит над своим народом столь иезуитские эксперименты? «Я другой такой страны не знаю…»(7). У вас, господа, земля должна гореть под ногами после того, что вы с нами сделали, а вы разъезжаете по стране, кормите нас «баечками» и спокойно спите по ночам. А что стало с нашими здравоохранением, образованием, во что их превратили? Сейчас нельзя болеть или ложиться на операцию не имея в кармане 5-7 тысяч (гривен). И не факт, что вы получите квалифицированную медицинскую помощь, отличный уход, качественные лекарства. Мы перестали быть достойны всего этого. А ведь когда-то советская медицина по праву считалась одной из лучших в мире. И еще живы те, кто это помнит.
 Сотни ВУЗов каждый год штампуют юристов, стилистов, менеджеров, экономистов, дизайнеров, специалистов «готельного», модельного, туристического бизнеса, которые потом торгуют яйцами на рынках, потому что экономика отчаянно нуждается в «непрестижных» профессиях – агрономах, инженерах, архитекторах, врачах. Упал сам уровень образования, слепо скопировав западную модель тестирования, Болонскую систему, учебные заведения во многом перестали давать целостные знания. В рейтинге ВУЗов мира знаменитый МГУ имени М.В. Ломоносова, давший миру Нобелевских лауреатов Ландау(8), Басова(9), Прохорова(10), Гинзбурга(11) и многих других просто выдающихся ученых, занимает 100-е (!) место. В Украине есть «универ» уровня МГУ? Это будущее страны и не такое далекое, от которого зависит, останемся ли мы индустриальной державой с высококвалифицированным научным потенциалом или будем снабжать «Эуропу» гастарбайтерами, нянечками, таскающими горшки из-под престарелых бюргеров и проститутками в бордели. Как говорил ветеринар Сидорин из великолепного рязановского(12) «Гаража»(13): «Кто-то должен… То есть, кого-то же мы должны…».
 Можно еще долго стенать и приводить сравнения не в пользу нынешнего преступного режима, вызывающие теплые воспоминания о прошлом. Я не верю, что придя к власти, очередной политик изменит кардинально жизнь к лучшему. Слишком долго меня обманывали, и я вижу, что продолжают обманывать до сих пор. Я, как и многие миллионы «болен» от этого вранья, нуждаюсь в уходе, а меня вновь «лечат» лозунгами, что «Украина – для людей», забывая уточнить, для каких именно, что она может и должна «занять достойное место среди  лидеров», не обращая внимание на очевидный факт занятия всех достойных мест другими. Прочно и давно.
 Чтобы страна выкарабкалась из нищеты, государственным людям нужно много и тяжело работать и не на себя любимых, что за 18 лет так никто и не сподобился сделать. Нужно отучить себя от воровства, лжи, лицемерия, а нынешние прохиндеи на такое не способны. Я не призываю к равнодушию. Наше равнодушие, безропотность, молчание, готовность мириться с все новыми беззакониями – их главная победа. Не будьте равнодушны. Но не наступайте снова на те же грабли! Не голосуйте за тех, кто вас обманывал все эти годы – они обманут вновь. Обещания забудутся, и из нас снова будут выжимать последние соки, жирея на нашей скудости и неустроенности. «Больной нуждается в уходе врача. И чем дальше уйдет врач, тем лучше».

(16–28.XI.09., 05–30.X.15.)               

Примечания:
  1. «Ради этого, они будут стараться на совесть» – несколько видоизмененная фраза главаря банды Горбуна из классического советского детектива «Эра милосердия» (1975 г.), Г. и А. Вайнеров, (точный текст: « - У тебя сейчас одно дело – живым уйти отсюда. И за это дело ты будешь стараться на совесть…». Глава «Советы домашним хозяйкам»), а также из великолепного советского сериала «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.) (реж. С.С. Говорухин (1936 - 2018 гг.)), (точная фраза: « - У тебя сейчас одно дело – живым отсюда уйти. За это ты будешь стараться на совесть»).
  2. Бандера – Бандера Степан Андреевич (1909 – 1959 гг.), идеолог и родоначальник украинского национализма. В годы Второй Мировой войны (1939 – 1945 гг.), активно сотрудничал с режимом фашистской Германии. Ярый сторонник «чистоты нации» через истребление евреев, русских, поляков.
  3. Шухевич – Шухевич Роман Иосифович (1907 – 1950 гг.), украинский националист, главнокомандующий УПА, каратель и пособник фашизма. Повинен в массовом уничтожении в годы Второй Мировой войны (1939 – 1945 гг.) десятков тысяч поляков, евреев, русских, украинцев. Для современных украинских националистов – герой и моральный авторитет.
  4. «Огоньки» – миниатюра, написанная экспромтом в 1900 г., полная пленительной, жизнеутверждающей красоты и силы.
  5. Короленко – Короленко Владимир Галактионович (1853 – 1921 гг.), русский писатель и публицист, мастер художественного слова, яркий представитель Серебряного века, автор рассказов: «Чудная» (1880 г.), «Сон Макара» (1885 г.), «Лес шумит» (1885 г.), «Река играет» (1891 г.), «Мороз» (1900 г.), «Дом №13» (1903 г.) и др., повестей: «В дурном обществе» (1881-1884 гг.), «Слепой музыкант» (1887-1898 гг.), романов: «Без языка» (1894,1895 г.), «История моего современника» (1906-1921 гг. (остался незаконченным)).          
  6. «…можно застрелить в своих угодьях» – Депутат Верховной Рады VI-го созыва В.Лозинский, 16-го июня 2009 года вместе с начальником отдела милиции Голованевского района Кировоградской области, М.Ковальским и районным прокурором Е.Горбенко, убил 54-х летнего жителя села Глушки, Владимира Олейника в своих угодьях (поселок Голованевск, Кировоградской области). Происшествие получило широкую огласку и резонанс и вошло в прессу как «охота на человека».
  7. «Я другой такой страны не знаю…» – строка из известной советской патриотической песни «Песня о Родине» (1936 г.), написанная поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом (1898 – 1949 гг.) и композитором И.О. Дунаевским (полное имя Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский) (1900 – 1955 гг.).
  8. Ландау – Ландау Лев Давидович (1908 – 1968 гг.), выдающийся советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР (1946 г.), Герой Социалистического Труда (1954 г.), трижды Лауреат Сталинской премии (1946 г., 1949 г., 1953 г.), Лауреат Ленинской премии (1962 г.), Лауреат Нобелевской премии по физике (1962 г.). Основатель советской научной школы, инициатор и автор (совместно с Е.М. Лифшицем) фундаментального классического «Курса теоретической физики» в 10-ти тт. (1940-1979 гг.)  выдержавшего множество изданий и переведенного на 20 языков.
  9. Басов – Басов Николай Геннадьевич (1922 – 2011 гг.), советский физик, доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР (1966 г.), академик РАН (1991 г.), дважды Герой Социалистического Труда (1969 г., 1982 г.), Лауреат Ленинской премии (1959 г.), Лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), Лауреат Нобелевской премии по физике (1964 г.). Установил принцип усиления  и генерации электромагнитного излучения квантовыми системами, что позволило в 1954 году создать первый квантовый генератор (мазер).
10. Прохоров – Прохоров Александр Михайлович (1916 – 2002 гг.), выдающийся советский физик, один из основоположников направления современной физики – квантовой электроники, доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР (1966 г.), академик РАН (1991 г.), дважды Герой Социалистического Труда (1969 г, 1986 г.), Лауреат Ленинской премии (1959 г.), Лауреат Государственной премии СССР (1980 г.), Лауреат Нобелевской премии по физике (1966 г.), главный редактор "Большой Советской Энциклопедии" (3-е издание) (1969-1978 гг.).
11. Гинзбург – Гинзбург Виталий Лазаревич (1916 – 2009 гг.), советский, российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР (1966 г.), академик РАН (1991 г.), Лауреат Сталинской премии (1953 г.), Лауреат Ленинской премии (1966 г.), Лауреат Нобелевской премии по физике (2003 г.), создатель теории переходного излучения (совместно с И.М. Франком), теории сверхпроводимости (теория Гинзбурга-Ландау) и теории сверхтекучести (теория Гинзбурга-Питаевского).
12. Рязанов –  Рязанов Эльдар Александрович (1927 – 2015 гг.), советский, российский кинорежиссер, сценарист, поэт, драматург, телеведущий, классик советского кино. Народный артист СССР (1984 г.), Лауреат Государственной премии СССР (1977 г.), Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979 г.), президент Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (2002 г.), создатель шедевров: «Берегись автомобиля» (1966 г.), «Зигзаг удачи» (1968 г.), «Старики-разбойники» (1971 г.), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.), «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975 г.), «Служебный роман» (1977 г.), «Гараж» (1979 г.), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980 г.), «Вокзал для двоих» (1982 г.), «Жестокий романс» (1984 г.), «Забытая мелодия для флейты» (1987 г.), «Небеса обетованные» (1991 г.), «Старые клячи» (2000 г.) и др.
13. «Гараж» – советский комедийный фильм (1979 г.) Э.А. Рязанова (1927 - 2015 гг.), в котором остро и в то же время сатирически критикуются и обыгрываются недостатки социалистического строя и строительства.


Рецензии