О философии, религии и метафизике

О зле и добре. Методология. Эссе. Комментарии / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –144 с.
 http://russolit.ru/books/download/item/2914/
 https://yadi.sk/i/CUl1iePCkmdR2

 Листалка. Читать:
 http://pubhtml5.com/eail/bexx

"Добро" – всё, что продолжает Творение мира, "зло" – разрушение. Есть абсолютное и относительное "добро" и "зло". Отношу категории "зла" и "добра" не только лишь к человеку, потому как нахожу человека не главной точкой отсчета.

Человек призван, чтобы управлять миром разумно. Но если не ясны основные определения - такие как "зло" и "добро", о каком "человеке разумном" говорить можно?

Полезность определений в системности целостного мировоззрения.
Можно создать бесчисленное множество философских и религиозных систем, но истинную ценность имеют лишь те, которые помогают жить человеку и служат развитию мира.

Под «творением мира» понимаю не разовое творение бога, а нескончаемое творение, неисчислимое количество проб и ошибок, в результате которых в конкурентной среде рождается новое.
В нашем участке бесконечной вселенной развивающаяся таким образом целостная информационная система, наша Вселенная - достигла уровня Разума. В лице человечества. И далее Творение (с большой буквы - касающееся непосредственно нас, нашей Вселенной) происходит, должно происходить посредством деятельности человека разумного – разумной материи, осознавшей цели свои, именно продолжения творения мира.

"Абсолютной системой отсчета" является не уровень развития материи во вселенной, а субстанция, располагающая ... информацией." (В. И.)
"Эта субстанция, или "абсолютная созидающая сила", как говорит Фихте, есть Слово-Логос-Разум, мыслящая идеальная ткань бытия, "подкладка" (subject) бытия, абсолютное субъективное. Именно эта информационная мыслящая субстанция является тем идеалом, к которому тянется все, что совершенствуется, организуется, оформляется и созидается.
Добро - приближение к этой Субстанции и умножение ее проявлений в мире.
Зло - отпадение, удаление от нее - распад, смерть, небытие.
"Но в самой основе субстанции мира заложено стремление к творчеству, а именно - всеобщий принцип движения и взаимодействия, в результате которого и происходят бесчисленные движения и взаимодействия, порождающие ... новые качества." (В. И.)
Порождающие новые "эмерджентные" качества и формы, не присущие предыдущим этапам развития. Так и происходит развитие - через рождение и сохранение форм, наиболее полно соответствующих творческому закону Субстанции Разума.
Правильно, Виталий?"
Андреев

Эээээ… :)
Об этом мне трудно судить.
Не очень понятно, каким образом всё более усложняющаяся материя может стремиться к самой простой - субстанции. На мой взгляд, наоборот, материя всё больше удаляется от субстанции, создавая всё новые качества, исчерпывающую информацию.
Другое дело, что, видимо, эта теоретическая "субстанция", которая в своём виде не существует - материя меняет формы свои, минуя форму субстанции - так вот эта "субстанция" так же функция от трех аргументов, т.е. она имеет материальность, идеальность, активность. Субстанция триедина. И является тем живым материалом, из которого строится всё.

Кто ставит человека в центр мира, центр мироздания, мерит добро и зло относительно человека. Это субъективное представление.
Я же говорю об объективных критериях, безотносительно человека.
Да, сегодня человек является основным движителем развития мира, причём нашего мира - а не вообще. Поэтому зло и добро логично мерить относительно нас. Но миллион лет назад, по историческим меркам "вчера" человека не было и однажды не станет, возможно, появится искусственный интеллект или что-то ещё.
Я вот об этом - абсолютных критериях зла и добра в отношении нашего мира, ойкумены, нашей Вселенной.

Я о "Добре" в высоком его понимании, Благе для мира.
Благо - синоним добра. Добра не в житейском, а в философском плане, широком.
Методология человеческого добра, наверное невозможна. Хотя… У меня есть и об этом.)

На мой взгляд, человек продолжает Творение мира, строительство нашей Вселенной. Бог создал человека для этого, а не для "бессмысленного труда".

"И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его."

Так вот - чтобы "возделывать". А это и означает продолжение развития мира, продолженье Творения, осуществляемое любимейшими детьми Господа.

Ойкумена расширяется непрерывно, не так ли? Развиваются и наши представленья о Боге. Основы которых заложены - да, давно. И так же, как никуда не исчезла первоначальная, известная человеку часть мира обетованного, так никуда не исчезают и первоначальные представленья о Боге.
Всё расширяется, развивается соразмерно - материальное, идеальное и активное - представления о Боге Отце, Боге Духе Святом и Боге Сыне.

Надо во что-нибудь верить.
На мой взгляд, Бог един. Но каждый видит, находит и создаёт своё Лицо Бога - каждый человек, народ и всё человечество. На своих уровнях обобщения.

Собственно, развитие психики и сознания соответствует развитию представлений о Боге.

"не отличаете "определения добра" от самого "добра".
fidel
Вы же понимаете, о чем я говорю, и все уже сказано. Вопросы можно задавать бесконечно и бесконечно на них отвечать. Если человек не хочет с другим соглашаться принципиально, это говорит об отсутствии желания с другим согласиться. Может, ни о чем больше.)

Я тоже считаю, что каждый уважающий себя народ должен создать собственную философию и религию.

"Не Бог делает зло и добро нам, а мы творим зло и добро по отношению к Богу. Сегодня наше осмысленное зло и добро для развития мира уже не менее важно, чем бессознательное зло и добро Божье." (В.И.)

И ведь вот главный тезис, разрешающий – возможно)- «проблему теодицеи».
Здесь, безусловно, многое можно сказать предварительно, по существу и после того. Но неужели, не ясна главная мысль?
Или она не нова?
Почему нам позволено вершить "зло" и "добро"? А потому что дана нам свобода воли, и мы посланы в этот мир для продолженья Творения.
Для чего же ещё?
Другие мнения сходятся, собственно, к одному – бессмысленности бытия человека.
Я лично их не поддерживаю.
А если не поддерживаешь, следующий вопрос – для чего? И ведь есть на него ответы, совершенно конкретные!

Как говорится, а что есть у вас?
У Абсолюта , безусловно, свои предпочтения, нечеловеческие, сводящиеся к тому, что он делает бесчисленные пробы в бесконечной вселенной. А у нас – своя проба, нашей ойкумены, нашей конечной, но развивающейся Вселенной, и мы, если что, сделав Ошибку, исчезнем раз навсегда. В отличие от Абсолюта. Которому все равно.
И вот отсутствие ясного позитивного мировоззрения и есть, на мой взгляд, преддверье к Ошибке.
Не настораживает ничего?

Бог это непознанная наша Вселенная, вселенная - бог.
С расширением сферы познания расширяются и границы непознанного.
Поэтому всё, что за границами нам так же необходимо, как то, что внутри их.

Чем больше диаметр у сферы познания, тем больше площадь соприкосновенья с непознанным (площадь поверхности сферы, границы).
Это если в трёх измерениях. Но сфера развития мира имеет их множество.

Расширяющаяся многомерная сфера качеств - модель развития нашей Вселенной.

"Пункт 1. Ваша метафизическая концепция принадлежит к традиции русского космизма. С чем не спорю. Ваше право. В космизме очень много привлекательного. Из чего однако не следует, что все метафизики в мире должны стать космистами.
Пункт 2. Аналогично Вашим, могу задать те же вопросы и Вам: "В чем смысл такого подхода? Что дает он человеку и нашему миру? Как это можно использовать?" Вы полагаете, что именно космизм разрешит все вопросы, стоящие пред людьми и метафизиками?
Пункт 3. Ничего не имею против того, из чего Вы исходите, говоря о добре и зле. Ваше право. Но когда Вы начинает говорить об абсолютном добре, то немного превышаете свои же высказывания. Исходите из понятия добра, обусловленного метафизической концепцией космизма, а говорите о безусловном добре и зле. Вот на это противоречие я и пытаюсь Вам указать. И на большее не претендую.
Пункт 4. В итоге у меня закрадывается сомнение. Если Вы с грандиозной системой космизма и встроенности в саморазвитие Вселенной не можете решить малюсенькую логическую задачку соотношения абсолютного добра и относительных добра и зла, то что говорить о Вселенской пользе. А проблему абсолютного зла не указал, поскольку считаю ее ложной, и уж точно ничего хорошего человечеству не несущей."
Сергей Борчиков

Смысл космизма широк, и, наверное, философы этого направления понимают его по-разному. Скажу о смысле Проекта "Вселенная".
Этот Проект предусматривает или предполагает переход от бессознательного строительства нашей Вселенной к осознанному. Вижу, не все понимают, что подразумевается под "нашей Вселенной", её строительством. По сути, речь о расширяющейся ойкумене. Человек исторически открывал всё новые земли, распространялся, захватывал всё большие территории и вот освоил практически всю территорию планеты Земля. Начал выходить в космос и продвигаться всё дальше. При этом, согласитесь, происходит определенное строительство - инфраструктуры, городов, промышленности, культуры и прочего. Развивается и сам человек, по крайней мере, организационно. Социумы находят всё новые формы.
Кстати, под "ойкуменой" древние понимали Вселенную. Они не ошиблись! Это - наша Вселенная!
Но всё это идет без определённого плана. Не только без Плана, но и без цели. Более того, без какого-либо понятного мировоззрения. Без философии!
По сути, происходит хаотичное, неорганизованное развитие ойкумены якобы "разумными" индивидами и сообществами! Спорящими друг с другом, враждующими и даже воюющими! Уничтожающими миллионы себе подобных и Землю!
И вот разве продолжение такого порядка - нормально? Разве не дело философов осмыслить и предложить мировоззренческую концепцию, отслеживающую процесс расширения человечества во Вселенной, по сути, - строительство нашей Вселенной?
По-моему, это не то что логично - крайне необходимо. И сегодня уже просто требует не промедления!

Что же касается "абсолютного зла и добра". Да, я говорю, что есть теоретическое понимание таковых в бесконечной вселенной. Но нас интересует конкретное приложение - к нашей Вселенной, ойкумене. И можно, и нужно спуститься из космоса, с небес на эту конкретную ступеньку и считать абсолютным добром - всестороннее развитие нашей Вселенной, ойкумены, абсолютным злом - её уничтожение.
Вроде, всё просто и однозначно.
Что же касается добра на бытовом уровне, оно имеет к добру абсолютному опосредованное отношение.

О "метафизике" судить не берусь, всё, что "за физикой" доступно мне только в ключе поэтическом, не рациональном. И здесь, конечно же, невозможны Проекты конкретные.
Каков вывод? Всему есть место своё - планам, делам, соответственно, их обоснованиям и проектам. И тому, чему сегодня трудно найти конкретное употребление - метафизике. Кто знает, может - когда-нибудь и она окажется важной? А может, и главной.
Но в Академии наук, как теперь говорят, должны заниматься не только теоретической физикой, но и прикладною наукой. К чему и относится Проект "Вселенная" непосредственно.

Ни философия, ни религия не бессмысленны, когда они создаются живыми людьми - для живых. Для конкретных дел, а не молитв и обрядов, исполнения песен.
Я вот об этом. И предлагаю конкретно – Религию Разума, Философию развития, Проект «Вселенная», Методологию зла и добра… и не только.
Это целостное мировоззрение сегодняшнего дня, современного уровня развития наук, показывающее смысл жизни каждого человека и человечества в целом. Возможность неограниченного познания и развития мира!


Рецензии