К 80-летию поэта Рубцова Н. М. Острова свои обогре

 Фото из Интернета.

К 80-летию поэта Рубцова Н.М.
  "Острова свои обогреваем".

".... Его убили за надежду,
За веру,за любовь,за боль,
За то,что он стоял не между
Всех остальных,
А сам собой...
...Мы целый век куда-то плыли
Сквозь бесконечность лиц чужих.
- Да,говорят,меня убили.
-Но,ты-то веришь, что я жив?"

Михаил Яшин. "Рубцов". 1975 год.

 
     3 января 1936 года родился талантливейший поэт 20 века Николай Михайлович Рубцов. 
« … когда в стране забылось всё святое,-
Пришел в поэзию Рубцов
Как нежный сын заговорил он с Русью
Добром ответил на людское зло…»
Александр Колесов.   

     2016 год на Вологодчине пройдет под знаком поэзии Николая Рубцова (1936-1971).
    80-тию со дня  рождения поэта посвящены  юбилейные мероприятия начало которым положила Всероссийская акция «Россия читает Рубцова».

«Когда читаю я Рубцова,
То вижу, как родное слово
В его стихах поет и плачет…
Сквозь сосен шум в них свадьба скачет,
Позвякивают бубенцы!
И свет летит во все концы….
…Не поленись- и загляни
В строку поэта… Родникова
Строка угрюмого Рубцова…

«Строка Рубцова»  Геннадий Морозов.


     Почитатели творчества Николая Рубцова встретились в 11 часов 3 января 2016 года  у памятника поэту на Советском проспекте в Вологде.
"... Ходит он по улицам Державы,
Дышит с нами Временем одним,
Уважает он его Уставы,
Но живет, однако, по своим…»
(Виктор Коротаев «Памяти  Николая Рубцова».)

    Этому одаренному  великим талантом  человеку, родившемуся на архангельской земле и прожившим свою короткую жизнь на вологодской земле своих предков,  исполнилось бы 80 лет. Всемирную известность как русский поэт он получил  только после своей трагической гибели.
«Вот так поэзия, она
Звенит - её не остановишь!
А замолчит - напрасно стонешь!
Он незрима и вольна.

Прославит нас или унизит,
Но всё равно возьмёт своё!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё...

1965


      Его стихи покорили сердца миллионов  людей в России и во всем мире.  Много его стихов считаются народными, так как  восприниматься  истоками русского языка от века.
          Рубцов сам себя назвал, что он — "неведомый сын удивительных вольных племён".
«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!..
…Я буду скакать по следам миновавших времен...
…Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели…


…Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!..»
1963

        Вчитайся читатель в простой, незамысловатый ритм стихов Рубцова и ты ощутишь, что он ведет прямой,без особых метафор, разговор через твоё сердце  с тобой и с небом одновременно.
 
«…И над родиной, полной покоя,
Так светлы по ночам небеса!
Словно слышится пение хора,
Словно скачут на тройках гонцы,
И в глуши задремавшего бора
Все звенят и звенят бубенцы...»
                жжж
«Чудный месяц плывет над рекою»,—
Где-то голос поет молодой.
И над родиной, полной покоя,
Опускается сон золотой!»
<1964>

   Внешне это выражается в ощущении духовного подъёма и наслаждении при погружении в мир стихов Николая Рубцова, которые без надрыва ложится в ваши души и проникают в глубину сердец.
 «Острова свои обогреваем
И живём без лишнего добра, ..
…Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой - деревушка,
Может быть, вот этот уголок...»

[1966]

         Поэтический дар поэта-провидца по-детски чист и самобытен, многогранен и загадочен.
     Русский писатель Валентин Распутин считал Рубцова вестником, посланным нам свыше, чтобы разбудить от спячки наши души.
«О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!...»


      В своих стихах Рубцов с детских лет воспевал тихую нашу родину, небо над Россией, звёзд мерцание над  Русью.
Поэзия Рубцова это стихия света: восходы, закаты, сумерки, свет, пробивающийся сквозь туман, спасительный тихий свет Русского огонька в непроглядной ночи.

«Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...»
       ***

«Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать….
…С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.»
1964

«В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,…
…Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!..
…Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле»
 Ферапонтово
             ***
 «Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле….»

       ***

«Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

1964


«Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы.
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,..»
…Кресты, кресты...
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной - бессмертных звёзд Руси,
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье...»

 


 Вникните в глубину стихотворения Рубцова "О Московском Кремле", написанного им в 1968 году, и вы увидите в нём истинного сына земли старорусской, поэтическим умом и сердцем ощутившего дыхание седой истории Московского Кремля и постигшим значение для истории государства российского не только времён правления Иоанна,но и таинственные звоны священного Кремля. 

Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе,— о русская земля! -
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня —
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
Мрачнее тучи грозный Иоанн
Под ледяными взглядами боярства
Здесь исцелял невзгоды государства,
Скрывая боль своих душевных ран.
И смутно мне далекий слышен звон:
То скорбный он, то гневный и державный!
Бежал отсюда сам Наполеон,
Покрылся снегом путь его бесславный...

Пред ним склонялись мысли и душа,
Как перед славной воинской святыней…

…И я молюсь — о русская земля! —
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны...»
1968

    Прочитав эти рубцовские строки, понимаешь, что их написал не обласканный властью поэт, а певец земли русской, который сказал,что:
   …Зачем же с вычурностью скучной
Писать крикливым языком
Пусть будет стих простым и звучным,
И чувство пусть клокочет в нём!»

(«Явлений, дел, событий груда» Н. Рубцов. )

   

                ***

 «Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
- Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
- Наверное, не будет.
- Дай бог, дай бог...
 Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя... «

1964

 Народный поэт Николай Рубцов,познавший весь глубинный смысл семейных фотографий, экспромтом нам сказал:



"...Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чём-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по волоку с мешком —
И буду жить в своём народе!..."




         Уважаемый читатель, если вы сейчас читаете эти строки, значит вас искренне заинтересовал наш русский вологодский  поэт Николай Михайлович Рубцов.
 Полагаю, что вам теперь будет не менее интересно  ознакомиться с моим сборником «Души Рубцова Русский огонёк».
 Я не писатель, а искренний почитатель поэта, поэтому и написал  о нём  его же стихами.


Рецензии
Александр! Низкий поклон вам и громадное спасибо, что с такой отеческой нежностью и
преданностью русскому слову разожгли этот костерок - интерес к стихам Н.Рубцова. Вы
большой молодец и большой умница, человек и гражданин своей страны.

Алла Марченко   19.03.2020 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,Алла, за вашу лестную оценку мне. Низкий Вам поклон. К Вам постараюсь заглянуть на огонёк и почитать. С благодарностью к Вам, Александр.

Александр Жгутов   19.03.2020 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.