Кстати о телесериале. Настоящий детектив

ПО ПОВОДУ «НАСТОЯЩЕГО ДЕТЕКТИВА»
    Прежде всего я изменила бы название сериала на «Грязный детектив», или даже «Кровавый детектив». Ближе будет к сути дела. Может быть даже – «Антидетектив».
    Ведь на чем стоит классический (как литературный, так и киножанр) детектив? Финальная точка ставится после того, как преступление раскрыто и указано на лица злодеев. Справедливость торжествует? Но до категорий этического порядка детективный жанр не дотягивает. По большому счету справедливость -  вещь почти недосягаемая.  И  не каждому дано запечатлеть на бумаге ее жизнеподобие.
    Но у детектива, при всей его условности и следовании определенным заданным стандартам, все же есть выход в поле умозрительных  понятий. Есть своя, так сказать, онтология.
    Сюжет, построенный на раскрытии преступления (а сама этимология слова указывает на нарушение, пере-ступление неких границ) возвращает читателю (или зрителю) надежду на восстановление нарушенного. Мир все же остается незыблемым, опоры человеческой цивилизации непоколебимы.
    «Настоящий детектив» - по ту сторону этого мира. Границ между упорядоченным, устойчивым состоянием и безумным хаосом более не существует.  Что бы там ни вещал герой М.Макконахи о борьбе света и тьмы, уставясь в звездное небо… Какой бы посыл надежды ни возникал (в последних кадрах последней серии второго сезона) в образе трогательного малыша – новорожденного сына Рэя - о котором тот даже и не подозревал…     Это все же заключительный утешительный бонус.  Восхищавшее Канта звездное небо над головой слишком далеко от земли. А малыш на руках двух женщин, обреченных на вечное бегство…Смогут ли они найти приют для него?
    В жестокой войне за кусок калифорнийской земли нет деления на своих» и «чужих»: предательство следует за предательством, условные «свои» оборачиваются смертельными врагами. Беспощадность расправ заставляет вспомнить забытые клише о «звериных законах». Расследование, которое ведут «представители правопорядка», оборачивается борьбой за выживание.
    Что же сказать о тех, кто несмотря ни на какие угрозы стремится выполнить свой долг (служебный или человеческий)?
   Они далеко не ангелы. Они поражены той же инфекцией распада, что и их, условно говоря, антиподы. Собственно говоря, можно было бы считать, что овладевшая ими мания, с которой они преследуют мафиозную группу, не считаясь с собственной безопасностью, выполняет чисто служебную сюжетную функцию. И только. Ведь неистовая погоня продолжается даже после того, как все они объявляются в розыск, или приговариваются к смерти своей же мафиозной «семьей», как Фрэнк (Винс Вон).
    Но яркие, противоречивые характеры, убедительно  созданные  харизматичными актерами, свидетельствуют о другом. Отчаяние одиночек, у которых осталось лишь одно – верить, что в жизни должна быть хотя бы какая-то опора – вот что движет ими. Для Рэя (потрясающий Колин Фаррел) это - неиссякаемая любовь к сыну. Для Тэйлора Китча (Пол Вудроу) – непреклонная, даже слепая верность долгу: солдата, полицейского, отца еще нерожденного ребенка. Кажется, что и сама смерть отступает перед любовью Фрэнка и его жены Джордан, Рэя и  Антигоны. Каким же чудом в этой кровавой чехарде рождается и живет глубокая человеческая привязанность?  Вот где самая большая загадка «Настоящего детектива».



 


Рецензии