Как мы строили Магнитку

Из воспоминаний Григория Митрофановича Радченко, 1915 года рождения, землекопа, впоследствии начальника строительного управления,найденных в городском архиве.
"семнадцатилетнем пареньком я приехал на Магнитострой и увидел деревянный вокзальчик, а кругом - слякоть: вдали гора Магнитная и выстроенные бараки.
(Из частушек тех лет:
 "Мне милка написала,
  Мол,встречай ты у вокзала.
  А я милке отвечал:
  Привози с собой вокзал")
Меня взяли землекопом вместе с другими строить шоссейную дорогу от временного вокзала до будущего Соцгорода, где еще был пустырь, заросший травой.
Земляные работы выполняли вручную, кололи гранитные глыбы на щебень кувалдой и молотками. Грунт вывозили тачками или на лошадях, запряженных в грабарки. Людей с грабарками называли коногонами, многие из них работали в лаптях.
Меня поселили в бараке без перегородок на Ежовке, где размещалось четыре ряда односпальных коек, в каждом ряду по двадцать пять. В нашем бараке проживало сто человек.

Барачный быт

Через три месяца я написал матери, где нахожусь. И она сразу же приехала ко мне с младшей сестренкой, на Магнитку.
У знакомых мы сняли угол в землянке, но там, кроме нас, были еще квартиранты.
Наше убежище вкопано в землю, до уровня окон, стены под землей из пластов, на верху - накат из березовых жердей, засыпанный легким грунтом. Укрывала от дождей и снега глиняная крыша.
Нам отвели маленькую комнатку, где мы спали на полу.
Землянка находилась на берегу маленькой речушки Башик, вдоль которой рассыпались сотни других землянок.
В 1934 году нам дали в бараке одну комнату:девять метров на троих.

На смену - по гудку

В марте 1933 года меня "повысили" - перевели десятником земляных работ "Доменстроя": у меня было пять классов образования, где мы стоили две доменных печи. Работы снова велись вручную, так как экскаваторы не могли рыть котлованы: только грузили грунт на платформы железнодорожных составов.
Особенно трудно приходилось зимой, когда мерзлую почву обрабатывали кайлом, кувалдами и клиньями. Иногда оттаивали мерзлый грунт кострами. Весной колеса грабарок тонули в грязи до ступиц, и лошаденки выбивались из сил.
Поставить бы сегодня на Магнитке памятник лошади с грабаркой и коногонам в лаптях!..
Транспорта, чтобы добраться до стройплощадки не было, и мы несколько километров шли на работу в мороз, пургу и слякоть.Приходили на смену по гудкам, которые звучали в шесть семь и восемь часов утра. Услышав первый гудок, мы собирались на работу, чтобы успеть к семи часам утра на стройку.


Ночные очереди

В первую пятилетку было туговато с продуктами, хлеб выдавался по карточкам. взрослому полагалось 800 граммов хлеба, детям - 400, иждивенцам - 300.
Некоторые обзаводились коровами, садили понемногу и картошку, которую тоже ели не досыта.
Перед войной мы стали лучше одеваться, появились ткани в магазинах. Сколько было радости, когда я купил на базаре шелковое платьице сестренке! Чтобы купить шерстяной ткани мне на костюм, мы с матерью трое суток простояли в очереди, я - после работы и учебы вечером и ночью, мама сменяла меня днем.
В новом костюме я ходил на танцы, в парк или кино.

 Мои университеты

У меня за плечами было пять классов образования, но очень хотелось учится. Я подал заявление в институт, но не смог на экзамене решить ни одной задачи и ушел с него, расстроенный. К моему удивлению, меня все-таки зачислили, но не в институт, индустриальный техникум. Это объяснялось очень просто: городу нужны были свои советские специалисты, которых нужно было научить всем премудростям. Техникум я закончил без отрыва от производства  перед войной. А через девять лет, уже без проблем, поступил в горно-металлургический институт.
По окончании техникума и успешной защиты диплома я работал мастером прокатного стана, а затем и прорабом коксовой батареи № 5..."


Рецензии
Видимо, в таких же бараках жил мой покойный отец со своими родителями и сёстрами. Жили, скорее всего, в Центральном посёлке. Работали на полях, в качестве землекопов и строителей. Что интересно, обеспечением питанием мой дед был доволен. Отец заливал эстакаду к доменным печам. Позже выучился на водителя и тракториста на специальных курсах после основной работы. А в 54 году с семьёй подался на освоение целины, где я и родился.

Лев Ольшанский   14.01.2016 07:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Лёва! Мы с тобой - годки, только я с 54-го и родился в поселке Новово-Коммунальном, почти по соседству с Центральным поселком. Ново-Коммунальный ли Коммуналка образовалась в конце 30-х годов из переселенцев станицы Магнитной, которую затопили после ликвидации первой плотины. Моя - БАБА (бабушка) из коренных казачек, 1908 года рождения, ДЕДА (дедушка), 1909 года, из добровольных переселенцев (вместе с родителями, братьями и сестрами) 1925- 1926 годов из Пензенской губернии. Причина - малоземелие.
А нагайбакские края мне тоже хорошо известны: зять из Петровки, сноха - из Куропатинска...

Валерий Ефимов   14.01.2016 07:37   Заявить о нарушении
Наверное, я ошибся: не в бараке жил мой отец, а в землянке, это скорее всего. На целине, в Нагайбакском районе, первые годы он тоже жил в землянке, и только потом ему разрешили построить дом, для чего привезли из Башкирии лес. Наш посёлок находился недалеко от райцентра Фершампенуаз. И жил я там до окончания школы.

Лев Ольшанский   14.01.2016 07:43   Заявить о нарушении
Лев, скорее всего, отец жил на Ежовке - "Шанхае", в землянке, на берегу речки Башик. Там были сотни таких землянок...

Валерий Ефимов   14.01.2016 07:46   Заявить о нарушении
Загляни, в "записи из школьной тетради" на "Шанхае".

Валерий Ефимов   14.01.2016 07:52   Заявить о нарушении
Валерий, ты живёшь в Магнитогорске? Я там учился в МГМИ им. Г. И. Носова 5 лет и полгода работал в аглоцехе №1 в 1979 г.

Лев Ольшанский   14.01.2016 11:41   Заявить о нарушении
А как к земляку обращаться? Лев? Наши пути дороги могли пересекаться в горном институте, так одно время ( в 1977 - 1978 году) я работал там корреспондентом многотиражки "За кадры", естественно, знал всех комсомольских секретарей института. Значит, ты заканчивал горный факультет? Я больше контактировал с металлургическим факультетом, где секретарем был мой друг детства Вячеслав Таркин...

Валерий Ефимов   14.01.2016 16:55   Заявить о нарушении
Ты уже второй земляк, которого нахожу в мэйле и на сервере... ЗдОрово!...

Валерий Ефимов   14.01.2016 17:12   Заявить о нарушении
Я в 77 г. уже закончил горфак. Комсоморгом ВУЗа работал Лёша Бурлаков (кажется). Наши отцы жили в одном селе в Татарии, может быть, и одноклассниками были. Вместе в 1931 г. с семьями поехали по этапу на строительство Магнитки как раскулаченные. Но я про Лёшу это знал, а он про меня нет, я к нему не подходил. Не за чем было мне к нему подходить. "За кадры", конечно, знаю. Может быть, даже экземпляр у меня сохранился, как раз с фото этого Лёши.
Ну, а звать меня Лев.

Лев Ольшанский   14.01.2016 17:17   Заявить о нарушении
Все верно, Лев, но помнится секретарем вуза работал Володя Насонов (ныне Владимир Ильич), а секретарем парткома - Герой Соцтруда Рубанов, а с горфака я знал многих - профессора Шадрунова (вроде, декан), его дочку Иру Шадрунову...

Валерий Ефимов   14.01.2016 18:01   Заявить о нарушении
У меня есть материалы и о чистых горняках - профессоре Зуркове ("Репрессирован по национальному признаку") Если интересно - загляни...

Валерий Ефимов   14.01.2016 18:16   Заявить о нарушении
Насонова я не знал. Видимо, Бурлакова уже переизбрали. Шадрунова, конечно, хорошо знал. Его дочь дружила с Геной Рыльниковым, скорее всего, поженились. Ты не в курсе? До Шадрунова деканом был М. Н. Цыгалов.

Лев Ольшанский   14.01.2016 18:17   Заявить о нарушении
Не знаю, насчет женитьбы Ирины. Знаю только, что она сделала научную карьеру и работала до поры до времени в родном вузе, ныне университете..

Валерий Ефимов   14.01.2016 18:22   Заявить о нарушении
Этот Гена - такой хват... Покажи палец - он всю руку зубами оттяпает и не поперхнется. Рослый, подвижный, нахрапистый... Далеко вырвался, наверное.

Лев Ольшанский   14.01.2016 18:30   Заявить о нарушении
Не поверишь,Лёва, что одно время твой горфак (и совсем недавно) выпускал горняков ... с правом преподавания географии в школе. Так что есть у нас учителя с техническим дипломом. Но самое интересное, что ныне у нас нет педагогического университета. В целях общеизвестной оптимизации и связи с нерентабельностью гуманитарного университета его в ходе реорганизации присоединили к Горному университету. Гуманитарные профессора, деканы, закафедрой остались без работы. Они нынешнему ректору Валере Колокольцеву не нужны. Валера - это по старой памяти: мы с ним учились в одной школе, в параллельных классах и немного знали друг друга..

Валерий Ефимов   14.01.2016 18:39   Заявить о нарушении
Некоторые наши студенты-горняки знакомились со студентками педа. Но это были единицы.

Лев Ольшанский   14.01.2016 18:47   Заявить о нарушении
А теперь - это единое технико-гуманитарное братство... )))

Валерий Ефимов   14.01.2016 18:49   Заявить о нарушении
Вообще, парни в те годы с девушками почти не дружили, видимо, считали, что рано. Лишь единицы парней женились за время обучения в ВУЗе. Я до 25 лет от потенциальных невест бежал, как чёрт от ладана: как только услышу намёк на "счастливое будущее", тут же сваливаю: на что она мне нужна? И только после 26 лет женился. Сейчас уже трое внуков.

Лев Ольшанский   14.01.2016 19:27   Заявить о нарушении
Интересно... а я, похоже, знаю эту столовую на "Березках". Точнее, знал и бывал в ней. Если это она, то сразу за мостом на "Башике", а рядом был, ну очень недалеко - старый вокзал, ныне станция "Товарная"...

Валерий Ефимов   14.01.2016 19:55   Заявить о нарушении
На товарной мы студентами вагоны разгружали. Привезём оттуда яблок, слив... Красота! Да ещё и денег заработаем. Потом день-два грызём яблоки.

Лев Ольшанский   14.01.2016 19:59   Заявить о нарушении
А мы, зёма Лёва, пять лет жили в одном городе и нигде не пересеклись... Не может быть!..

Валерий Ефимов   15.01.2016 00:51   Заявить о нарушении
Скажи, будь добр, в каком районе ты жил в 72-77 гг?
А в том, что за 5 лет не пересекались, нет ничего удивительного, город большой.

Лев Ольшанский   15.01.2016 06:54   Заявить о нарушении
95 квартал. Это рядом с нынешней мэрией и Курантами, если помнишь... Напротив ресторана "Волна".

Валерий Ефимов   15.01.2016 07:43   Заявить о нарушении
Между прочим, Лёва, загляни в мои лобогрейки...

Валерий Ефимов   15.01.2016 10:15   Заявить о нарушении
Я не понял, Валерий, про лобогрейки, дай ссылку, если можно.

Лев Ольшанский   15.01.2016 10:34   Заявить о нарушении
О спецпереселенцах и лобогрейках - мой последний материал

Валерий Ефимов   15.01.2016 14:05   Заявить о нарушении
Вспомнил: земляк моего отца, тоже сосланный в Магнитогорск - Батраков. Отец в 60-е годы навестил его один раз. Так что его сын, комсорг МГМИ - Лёша Батраков.

Лев Ольшанский   15.01.2016 15:37   Заявить о нарушении
Лёва, каким ветром тебя занесло на Средний Урал? Может, даже Северный: ведь Свердловская область большая?.. Твои следы после 1977 года в Магнитке затерялись...
Всю жизнь ты работал на горном производстве и сейчас на пенсии. Видно, совсем недавно. И ушел-то на нее с солидной должности, непонятно, какой? Это чувствуется по псевдониму.
У меня за плечами - магнитогорский литфак, полтора года отработки в Красноармейском районе учителем русского языка и литературы. Почувствовал, не мое. Работал далее историком в школах,училищах, техникуме. Без отрыва от производства закончил челябинский исторический факультет и снова в школах. Последние пять лет работал в дополнительном образовании краеведом, открыл два музея, которые впоследствии разорили наши дол... Пишу всю жизнь, работал не только в "За кадрах", но и солидной газете "Магнитогорский металл". Лауреат нескольких конкурсов, в том числе и областного литературного. Ну в конце жизни дали Министерскую грамоту, зато отправили на пенсию, за ненадобностью. Лёва, учителя никому не нужны, а краеведы тем паче...

Валерий Ефимов   17.01.2016 00:32   Заявить о нарушении
Я так понял, что ты стал писать так плотно с выходом на пенсию, после законных 55 лет. И получается-то, Лёва,ЗДОРОВО: отличная проза, отлитая в документальные повести. Поэтому поводу деловое конструктивное предложение опубликовать (фрагментами) твои воспоминания о 30-х годах и начале освоения целины на страницах газеты "Магнитогорский металл". Все переговоры о публикации, как и РАЗУМНУЮ редакторскую правку беру на себя. (Она будет чисто символическая и божеская). Все авторские права и копирайт будут сохранены (при твоем согласии на публикацию).
Это будет выглядеть примерно так:
"Лев Ольшанский - выпускник горного факультета горно-металлургического института (1972 - 1977). Его близкие родственники начинали на Магнитке, впоследствии осваивали целину.
Сегодня он делится своими воспоминаниями, опубликованными на страницах прозы "Литературного клуба".
Вот и все. Лёва, кто, кроме тебя, расскажет о судьбе деда, матери, отца? Их должны вспомнить и жители района. Нашу газету читает и периферия, хотя бы электронную версию газеты, примыкающие сельские районы. Нагайбак, в том числе... Но для этого нужно указать настоящие фамилии, имена, отчества твоих близких.
Ты принимаешь предложение? Подготовку к печати полностью беру на себя и не допущу никакой отсебятины (только разумные сокращения: таковы требования газеты). Вполне возможно и использование фотоснимков, но об этом попозже...
С искренним уважением твой земляк

Валерий Ефимов   17.01.2016 05:14   Заявить о нарушении
Валерий, я думаю, что такую переписку личного характера лучше вести по эл. почте. Мой адрес:
levolsh@yandex.ru

Лев Ольшанский   17.01.2016 05:26   Заявить о нарушении
Ты что не спишь-то? И я не против не против личной переписки: только я - "чайник". Пиши на мою почту - отвечу...

Валерий Ефимов   17.01.2016 05:29   Заявить о нарушении
Я пользуюсь указанной мною выше почтой. Лучше бы ты мне написал по этому адресу.
Или же дай мне адрес своей почты, и я тебе напишу со своей почты.

Лев Ольшанский   17.01.2016 05:49   Заявить о нарушении
Хорошо, зёма, но через несколько дней: я же говорю, что "чайник" - многое не знаю и не умею... А пока приступаю к работе над твоими воспоминаниями, но не бойся: ничего без твоего согласия не напечатаю...

Валерий Ефимов   17.01.2016 05:52   Заявить о нарушении
Я не против печатания. Но не считаю свои воспоминания интересными, заслуживающими внимания - я же не первоисточник. В 1981 г. я приехал на ПМЖ в Первоуральск Свердловской обл. и посетил свою тётку, сестру отца, живущую в Свердловске. Мы с ней беседовали часа два. Очень умная женщина лет уже 80 с ясной памятью, она мне очень много рассказала. Но мне тогда это было не совсем нужно, хотя и интересно. Да я ещё и раюотал, потом женился. Больше к тётке не ездил, а она могла бы рассказать очень-очень много! Но теперь уже не исправишь.
Нет, не хочу я такие личные воспоминания помещать здесь, я лучше подожду, когда мы сможем общаться по почте.

Лев Ольшанский   17.01.2016 06:00   Заявить о нарушении
Я все понимаю, а воспоминания превосходные. Ведь никто, кроме тебя, об этом уже не расскажет. Но до встречи, через несколько дней, на электронной почте!..

Валерий Ефимов   17.01.2016 06:06   Заявить о нарушении
А пока тебе - маячок в прозе.ру "Держись, браток, еще повоюем..." Это - визитная карточка. Что из этого получилось - набери в яндексе Валерий Ефимов "Стояли насмерть без приказа" (полная электронная версия, над которой мы с Андреем Баранюком работали больше месяца).
Два очерка о горняках - "Записи из школьной тетради" и "Репрессирован по национальному признаку".Последний - профессоре Зуркове, которому три года назад поставили мемориальную доску на доме, в котором он жил. Посмотри на карте Октябрьскую площадь (пересечение Жданова, ныне Ленинградской, и Октябрьской) или как ее называют жители - "сковородка"...

Валерий Ефимов   17.01.2016 06:29   Заявить о нарушении
Лёва, тебе не надоело еще митинговать? Я с тобой полностью солидарен! Не пыли!... Уточни лучше количество сосланных членов семьи. Итак, дед, баба,твой отец и сколько сестер...

Валерий Ефимов   17.01.2016 21:53   Заявить о нарушении
У отца были две старших сестры. Мы с отцом посетили их, приехали в Свердлоска примерно в 1963 году.
Но публиковаться я не стану, уж извини. Считаю достаточным то, что поместил свои статьи на Прозе.

Лев Ольшанский   18.01.2016 15:16   Заявить о нарушении