Забытый французский архитектор Часть 1

Отношение русских людей к своему историческому наследию вряд ли можно назвать бережным. Бесследно, в результате "случайных" пожаров или тупости чиновников,  исчезают старинные дома в черте города, церкви, загородные усадьбы. Что уж говорить об именах "каких-то" архитекторов и декораторов, их создавших! Имя - это такая ненужная и неважная "мелочь"...

Собственно, как и сам человек... Особенно, когда "теперь тут офис".

В лучшем случае в каких-то далёких архивах можно найти чудом уцелевшие старинные чертежи и эскизы зданий и интерьеров с автографами творцов, которые дают нам представление о том, "что здесь было раньше". Увы, по какой-то традиции, далеко не все архитекторы прошлого ставили подписи под своими чертежами, как и не все художники имели привычку подписывать свои полотна. Таким образом, авторство многих(!) прекрасных гражданских и культовых сооружений минувших веков, исчезнувших или сохранившихся, остаётся под вопросом. Автор творения неизвестен!

А если такая "мелочь" как имя неизвестна, то о биографии и не спрашивают.

Главному дому подмосковной усадьбы Архангельское повезло. Несмотря на то, что старинная усадьба и её владельцы никогда не оставались в стороне от исторических событий, практически все строения уцелели или воссозданы, а имена всех архитекторов и декораторов (и даже биографии их) более или менее известны краеведам.

Однако своеобразным "белым пятном" является... первый архитектор главного усадебного дома (дом дошёл до наших дней в несколько изменённом виде, но фасады, по большей части, остались неизменными). В современных русскоязычных  источниках этот архитектор именуется по-разному: Шевалье де Герн, Ш. Герн, шевалье-де-Герн; во французских - Жак-Жакоб Герн. Дом был спроектирован им в последней трети 18-ого века: возможно, за давностью лет, "до правды не докопаться". И вообще, действительно ли об одном и том же архитекторе идёт речь?! А ведь этот Ш. Герн - предположительно! - проектировал ещё и т.н. Белый домик в усадьбе Никольское-Урюпино в том же Красногорском районе Подмосковья (ок. 1778 года). И оба сооружения прекрасны! А мы даже точного имени этого человека не сберегли...

И тогда я решила всецело довериться французским источникам: как хотите, но европейцы относятся к своей истории и к своим подданным куда с большим пиететом! Мои поиски увенчались успехом.

Мишель Галле (Michel Gallet,1927 г.р.) - известный французский историк, хранитель музея, искусствовед, основная сфера научных интересов которого - французская архитектура и архитекторы 18-ого века, особенно Клод Николя Лёду (1736-1806). У Галле масса научных публикаций с 1964 по 1995 годы. В Париже в настоящий момент существует специальный архивный центр "Городок архитектуры и исторического наследия", где есть отдел "Фонды Мишеля Галле".

Супруга Мишеля Галле - архивариус, палеограф, доктор исторических наук, автор трудов по 18-ому веку. Но самое главное: она является... дальней родственницей "нашего" архитектора Жака-Жакоба Герна - Даниэлла Галле Герн (Daniella Gallet Guerne)! Не знаю, насколько эти подсчёты верны: Даниэлла может приходиться Герну пра-правнучкой (или "около того"). Но для меня важнее тот факт, что никто, кроме Даниэллы и Мишеля не знает о жизни и творчестве Герна большей правды.

В 1995-ом году Галле выпустил книгу на французском языке "Парижские архитекторы 18-ого века: биографии и критические статьи", где упоминается Герн. В 2006-ом году в парижском Архивном центре (в Фондах Галле) была выложена в общий (электронный) доступ т.н. Карточка, содержащая краткую информацию о Герне. Итак...

Фонды Мишеля Галле
24.06.2006
Биографическое исследование (французских авторов!)

В 27-ми километрах к северо-западу от Москвы, князем Николаем Голицыным, который подолгу останавливался в Париже на улице Сэн-Флорантэн, ближе к 1780-ому году была предпринята реконструкция его старинного фамильного замка (в оригинале - именно замка, не дворца). Его архитектором стал парижанин Жак-Жакоб Герн (1743 или 1748-1797), обладатель т.н. Римской премии 1769-ого года (почётной награды в области искусства - примечание переводчика). Два листа архитектурного проекта замка, подписанного Герном, с легендой на французском языке, были опубликованы в России.
 
Фасад, выходящий на курдонёр, как и фасад, обращённый к парку, украшены двумя различными ордерами колонн: невысокими дорическими, соответствующими по высоте цокольному этажу, и ионическими, в полную высоту здания ( буквально - "обнимающие два этажа").

План был тщательно осуществлён руками крепостных умельцев.

В 1810-ом году, когда Юсуповы купили у Голицыных поместье Архангельское, дворец был снабжён - по их инициативе - прекрасными архитектурными деталями, которыми Герн в своё время пренебрёг: теперь на курдонёр выходил фронтон, а на парк - бельведер.

Интересно, что подлинник того самого архитектурного чертежа сохранился в Фондах Мишеля Галле! На нём изображены оба фасада дома: выходящий в парк и на долину реки Москвы. Размер чертежа примерно 55 на 65 сантиметров; чернила, бумага.

Трудность трактовки французского текста состоит вот в чём: на чертеже была подпись "Герн" или "де Герн" (...signe de Guerne: грамматически это можно по-разному понимать)? Из оригинального текста это не ясно, а по правилам надо бы ...signe par Guerne. "Маленькая дворянская частичка ДЁ" совершенно меняет всё дело! Парижанин Жак-Жакоб Герн не был дворянином у себя на родине; он стал им по воле Павла Первого, уже в России.

Но об этом - позже.

От автора текста: так же имеется путаница в написании имени архитектора и во французских источниках в том числе: Жан-Жакоб или Жак-Жакоб. Мне встречались оба варианта.
         
 


       

 


Рецензии