Социалистическая мистика

О феномене социалистической кинематографической мистики. На примере польского кинематографа. Негласно считается, что в коммунистических странах мистические фильмы не снимались. Потому что борьба с религиозными предрассудками подразумевает отрицание мистики. Но как только начинаешь внимательно исследовать социалистический кинематограф, с удивлением находишь не только ужастики популярного в СССР Марека Пестрака, также иных режиссеров. Марек Пестрак - польский режиссёр, кроме «Дознания пилота Пиркса», снявший фильм ужасов «Волчица» в начале восьмидесятых. Сюжет славянско-вампирский, оборотнический. В фильме фигурируют лапы волка вместо распятия, кол в сердце, какие-то реинкарнации.
Смотреть здесь https://my-hit.org/film/14937/
Что показательно — в том же году, когда на экранах появилась «Волчица»,   председателем  Союза польских кинематографистов стал  кинорежиссёр, сценарист, художник, актер и документалист Януш Маевский, также снявший мистическую картину в 1970 г.
«Локис» Маевского -  фильм ужасов,  экранизация одноимённой повести Проспера Мериме, с достаточно сложным сюжетом, где присутствуют  ведьмы, сожительство людей с животными и прочие атрибуты народного фольклора.
Онлайн здесь https://my-hit.org/film/166023/
Если в первых двух картинах мы видим южнославянские ужастики, вроде гоголевского «Вия», то сюрреалистическая картина «Санаторий под клепсидрой» Войцеха Хаса от  1973 года понимается
 как мистико-фантастическая «западная» картина. Что не удивляет, ибо Бруно Шульц, автор одноименной повести, достаточно популярен на Западе и, наверное, менее известен на Востоке: достаточно вспомнить, что о Шульце писали итальянец  Уго Риккарелли, американка  Синтия Озик, израильтянин  Давид Гроссман и т.д.
Смотреть здесь https://my-hit.org/film/66578/


Рецензии