Ёлки зелёные

В преддверии новогодних праздников традиционно появилось множество публикаций, им посвященных. Конечно, дань интереса и уважения отдана и новогодней ёлке – символу этих замечательных дней. У меня не было ни малейшего намерения писать ещё одну заметку о ёлочке, поскольку информации вокруг циркулирует более чем достаточно. Если бы не одна случайно попавшаяся на глаза статья, я бы и палец о палец не ударила. Но тут вот как-то задело. Позвольте пару цитат:

«Ёлку будем ставить на Новый год, а зачем? Ёлка она символ Рождества. Постишься, Рождественский пост тогда можно поставить, не постишься, нет и смысла ёлку ставить».
«Мы сохранили традиции, но потеряли их смысл. Наши предки (до революции и, кстати, после) не знали никакой новогодней елки, с елкой была прочная - ассоциация - Рождество Христово. Новогодняя елка - замена Рождественской, была придумана в советское время, да и то не сразу, вначале этот праздник вовсе был запрещен». (Александр Хлебников)

Одним словом, я почувствовала, что следует вспомнить все подробности более точно.   
Итак:

Благоухающий хвоей обычай рождественской ёлки зародился в Германии и Эльзасе (первые письменные упоминания о «рождественском дереве» (Meyen) в этом регионе относятся к 1521 году).  У германских племен в языческие времена ель почиталась особо, поскольку отождествлялась с мировым древом. Именно в Германии ель стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. Соблюдая древний обычай, предки современных немцев отправлялись на Новый год в лес, к облюбованной для обряда ёлочке, и украшали её свечами и цветными лоскутками. Позднее ёлочки начали срубать и приносить в дом, где устанавливали на столе и всячески прихорашивали, увешивая ветви яблоками и сладостями, а также укрепляя на них зажжённые свечки. Затем века язычества ушли в прошлое, германские народы приняли крещение, но старые народные традиции очень живучи и способны влиться в новые жизненные условия. Ёлочку зимой продолжали наряжать, но не на Новый год, а на Рождество, сделав рождественским деревом (Weihnachtsbaum), причем устанавливали уже не только в домах, но и в христианских храмах.

К 17-тому веку обычай новогодне-рождественской ёлки в Германии был широко распространен, но в большинстве соседних стран Европы (и Западной, и Восточной) ёлка не имела поклонников вплоть до середины 19-того века.

В Россию ёлка впервые пришла в Петровскую эпоху, на рубеже 17 и 18 веков, но, что интересно, не как рождественская, а как новогодняя, однако особенно никому тоже не приглянулась и в целом не прижилась, не став атрибутом домашних праздников.

Зимой 1700 года царь Петр Первый перевел Российское летоисчисление на европейский стиль, предписав вместо 1 января 7208 года «oт сотворения мира» считать 1 января 1700 года «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа». Гражданский новый год при этом был перенесен на 1 января (ранее новый год на Руси наступал 1 марта, позднее 1 сентября, последняя дата в качестве новогодней присутствует до сих пор в церковном календаре). В целом страна тогда осталась на юлианском календаре, у которого существует временной разрыв с григорианским, принятым в Западной Европе начиная с 1582 года (ныне разрыв составляет 13 дней).
Вот тогда-то в первый раз Москву и украсили еловыми деревцами и гирляндами из еловых лап.

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Указ Петра Первого «О праздновании Нового года».

К 19-тому веку ёлку наряжали в Германии, Эльзас-Лотарингии, Скандинавии и Голландии, но в 1840-х годах ситуация изменилась, немецкая ёлочка начала приживаться на почве других европейских стран (за исключением католических, Испании и Италии, там первая ёлка на Рождество появилась только в 1982 году).

В 1841 году принц Альберт Саксен-Кобург-Готский, супруг королевы Англии Виктории, устроил ёлку для своих детей. Первую ель для праздника в Виндзорский замок доставили из Германии, из владений принца. До этого события в Британии традиционными символами Рождества были веточки омелы и остролиста. Индейка, которая ныне является традиционным английским рождественским блюдом, стать им тогда еще тоже не успела: «К праздничному столу в Виндзоре обычно подавали ростбиф».

Для самой королевы Виктории рождественская ёлка невидалью не являлась, так как её мать,  Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская, была немкой, поэтому рождественское дерево появилось в королевской семье еще до принца Альберта, но ключевым  событием стали ёлки в Виндзоре, которые инициировал принц. 

В 1848 году в английской еженедельной газете «Иллюстрированные лондонские новости» (Illustrated London News) появилась гравюра (или фотография – пишут по разному, но скорее всего это была гравюра), изображавшая  собравшуюся вокруг ёлки королевскую семью, затем напечатанная отдельно в виде открыток. Тираж хорошо разошелся, и новая мода начала быстро распространяться – сначала в аристократических кругах, далее в буржуазной среде, а там и простой народ не отстал.

Рождественская ёлка викторианской эпохи имела строго регламентированный вид:  шесть ярусов ветвей и подставка в виде стола, застеленного белым полотном. Украшениями служили традиционные с незапамятных веков зажженные свечки, а также бумажные гирлянды и цветы, среди которых поблескивали маленькие бонбоньерки.

Примерно в то же время, когда англичане привыкали наряжать ёлочки, в России вдруг озаботились тем же самым, причем дань ёлочной традиции начали отдавать не только жившие там немцы, но и сами русские. Если в Англии пример ёлочных праздников показала королевская семья, то в России – императорская. Инициатором выступила императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая Первого, которая, как и многие члены императорской семьи начиная с петровских времен, была немецкого роду-племени (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская). Еще в бытность свою великой княгиней эта дама впервые устроила праздник ёлки, что имело место сначала в Москве в 1818 году, а на следующий год в Санкт-Петербурге в Аничковом дворце. В 1828 году, уже будучи императрицей, Александра Фёдоровна провела первый дворцовый детский праздник, гвоздем программы которого была наряженная ёлка, и далее этот праздник сделался во дворце традиционным, ежегодным.

Однако праздник ёлки, возможно, не приобрел бы в очень скором времени массовых масштабов, если бы в дело не вмешались также силы иного порядка: помимо новых придворных веяний – коммерческая смекалка.

В Санкт-Петербурге 19-того века в кондитерском и ресторанном бизнесе с успехом подвизались выходцы из Швейцарии. Особенного расцвета достигло «Товарищество санкт-петербургской шоколадной фабрики «Жоржъ Борманъ». В Москве славилась фирма «Эйнемъ», имевшая кондитерскую фабрику на Берсеневской набережной (после революции «Красный октябрь»). Еще одно знаменитое кондитерское дело было тоже московским - «Товарищество Абрикосов и сыновья» (ныне концерн «Бабаевский»). Но «Жорж Борман» обогнал московских конкурентов, первым из них став поставщиком императорского двора, а в Петербурге ему и так равных не было. 

В общем, именно санкт-петербургским кондитерам со швейцарскими корнями принадлежит идея маркетингового хода, привлекшего дополнительное внимание потребителей к рождественской ёлке, поскольку это они придумали продавать ёлки, заранее украшенные фонариками, игрушками, но главное - сладостями собственного производства. Стоили такие ёлки очень дорого, и покупать их могли своим детям только люди состоятельные. Именно такую волшебную, незабываемую, «вкусную» ёлку, предмет восхищений и вожделений детворы, могли лишь наблюдать в окна гостиной или в щелку приоткрывшейся двери дети бедняков, которых в царской России было подавляющее большинство (кажется, об этом факте в наше время как-то подзабыли).

Сладкая кондитерская ёлка для нас ушла в прошлое, поэтому немного странно читать либретто балета «Щелкунчик», где говорится о Городе сластей — Конфитюренбурге и разных прянично-леденцовых чудесах. Кроме Щелкунчика, история кондитерской ёлки лично у меня связана с посещением Ясной Поляны, где экскурсовод рассказывала о том, как графиня Толстая устраивала ёлку для своих и для крестьянских детей. Дерево наряжалось произведениями кондитеров и маленькими куколками, наряды для которых хозяйка дома и домочадцы шили собственноручно, в качестве основы используя заранее заготовленные деревянные «скелетцы» (куколок-голышей). После праздничной программы, хороводов и песен, ёлка отдавалась на растерзание детворы, быстро расхватывавшей с её ветвей подарки. Семья знаменитого писателя занималась благотворительностью, чем другие богатые люди страдали не всегда. 

Отношение синодальной церкви (Русская Православная церковь с 1943 г.) к новогодне-рождественским ёлкам, как к иноземному нововведению и отголоску языческого обряда, было определенно негативным, в связи с чем Священный Синод неоднократно напоминал в канун праздников о запрете устанавливать ёлки в гимназиях и школах, особенно во время годичных государственных трауров и в 1914 году во время войны с Германией, когда было под запретом всё немецкое. Последнее такое указание Синода было опубликовано в канун Нового 1917 года.

В 1914 году, после вступления России в Первую Мировую войну, в стране набрала обороты антинемецкая компания, которую раздували средства массовой информации и поддерживала патриотическая общественность. В 1914 году начались гонения на немецких колонистов (ближе к зиме 1915 года началась ликвидация многочисленных немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь). В 1914 году подверглись выселению немцы,  жившие на польской земле (Привислянский край). 2 февраля 1915 года был принят закон «О ликвидации немецкого землевладения», направленный против немецких колоний, располагавшихся в Волынской, Киевской и Гродненской губерниях, а также в Области Войска Донского. Весной 1915 года император Николай II учредил «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем».

Немцев обвинили в подрывной деятельности, в нехватке продовольствия и его соответствующей дороговизне. Именно в это время  Санкт-Петербург был символично, вполне в духе времени переименован  в Петроград, обычай же новогодне-рождественских ёлок стал восприниматься тоже как нечто сугубо немецкое и глубоко чуждое. В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной ёлкой. Газеты бурно возмутились этим «вопиющим фактом», а далее выступили Святейший Синод и государь император, в полном соответствии с немедленно сложившимся общественным патриотическим мнением назвавший ёлочную праздничную традицию «вражеской» и категорически запретивший ей следовать.

Таким образом, трогательная история, рассказанная в недавно вышедшем на экраны фильме Тимура Бекмамбетова
«Ёлки 1914», о том, как люди собирают подписи против запрета ёлочных праздников и Николай Второй идет навстречу народным чаяниям, - не более чем современная сказка. Наяву, а не в сладких грёзах о потерянном рае Российской империи, возглавлявшейся добрым и мудрым царем, всё было совсем не так.

После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года запрет на рождественскую ёлку был отменен. В канун Нового 1918 года Горький и Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», в которую вошли произведения самого Горького, а также Чуковского, Ходасевича, А.Толстого, Брюсова, Саши Чёрного и других авторов. Оформителями выступили самые известные российские художники, обложку украшал рисунок, изображавший наряженную ёлку, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные зверушки. На верхушке дерева сияла шестиконечная Вифлеемская звезда Рождества.

Отдельно – о Вифлеемской звезде на верхушке ёлки.

Заметка, с цитат из которой я начала свое маленькое расследование, содержит следующий пассаж: «Рождественская елка украшалась Вифлеемской восьмиконечной звездой, изображением Ангелов, пастухов и волхвов, игрушками - символом даров, принесенных волхвами родившемуся Спасителю. … Так говоришь новогодняя ёлка с пентаграммой (красной звездой) звездой колдунов на макушке. Помните Фауст бесу мефистофелю «ты испугался пентаграммы». Бес пентаграммы не боится, его вызывают её посредством. Одним лучом вверх символизирует - антихриста,  двумя лучами - сатану». 

Обычай наряжать ёлку, используя навершие в виде легендарной звезды,  происходит из той же Германии 17-того века. Звезда на верхушке ёлки в эти времена и далее могла иметь разное количество лучей, но чаще всего - шесть.

Вообще же изображение Вифлеемской звезды с веками претерпевало трансформацию, звезда имела пять, шесть, восемь и больше лучей, а цвет серебристый или золотистый.

Изначально Вифлеемская звезда изображалась с пятью лучами, по количеству ран Иисуса Христа. Она также символизировала здоровье: количество пальцев, органов чувств. Но главный смысл её был в человеческой природе Христа. В эпоху Возрождения пятиконечную звезду (пентакль, пентограмму) связали с оккультизмом, а в перевернутом виде, раструбом лучей вверх, она стала символом сатаны (печать Бафомета).         

Однако в ранние века христианства адепты этой религии считали перевернутый пентакль знаком перерождения Христа, и даже причисленный церковью к лику святых император Константин I Великий имел печать с перевернутой пятиконечной звездой, а ведь государственной религией сделал христианство именно он (за свою деятельность по распространению христианства Константин вместе со своею матерью Еленой канонизирован в лике равноапостольных, память святого равноапостольного Константина совершается в православной церкви  21 мая (3 июня).
 
Позднее Вифлеемскую звезду изображали шестиконечной (с 16-того века), но для отличия от шестиконечной звезды Давида в конце концов возобладали восемь лучей.

В пещере Рождества Христова (находится под амвоном Базилики Рождества Христова в Вифлееме) есть изображение Вифлеемской звезды, указывающей место появления Иисуса на свет: звезда серебряная, с четырнадцатью лучами (число не случайно, символизирует остановки на Крестном пути Иисуса в Иерусалиме).

Возвращаемся к празднованию Нового года и Рождества в России.
После введения в 1918 году в России григорианского календаря появились старый и новый стиль летоисчисления, а также такой эксклюзив как Старый новый год. В результате отказа от юлианского и перехода на григорианский календарь возникла ситуация, когда Рождество оказалось после Нового года, попав на 7 января.

Празднование Рождества было запрещено в 1929 году, день стал рабочим, ёлки  наряжать перестали – но только на 6 лет. Ведь без ёлки жить оказалось скучно и неинтересно.

Конец шестилетним «левым перегибам» в ёлочном отношении был положен 28 декабря 1935 года. В этот день в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым. Она начиналась так: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

Статья содержала призыв к пионерским и комсомольским лидерам подарить детям на наступающий Новый год весёлые и красочные праздники с ёлкой, и вот так лесная красавица снова пришла в жизнь россиян. Далее традиция праздника обогатилась еще более с возвращением Деда Мороза. Уже в январе 1937 года Дед Мороз вместе со Снегурочкой приветствовал гостей в московском Доме Союзов, в Колонном зале, на главной ёлке страны. На одной из ежегодных ёлок в Колонном зале я когда-то и сама побывала…

Снегурка сначала была маленькой девочкой, и только позднее «подросла» до взрослой девушки, что в сценическом отношении, конечно, гораздо удобнее, хотя и чуть менее трогательно.

История Деда Мороза, вкратце: современный собирательный образ Деда Мороза выстроился по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника, Корочуна - и собственно Мороза, Морозко (корень «мор» означает «смерть»: зимой природа мертва).   

Дед Мороз, без которого ныне не обходится новогодний праздник, появился в России в 1910 году, причем тогда у него была синяя шуба, и внучка Снегурочка еще не стала его постоянной спутницей.  Знакомый нам ныне образ Деда Мороза сложился в середине 20-того века, начиная со второй половины 1930-х. 

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу в настоящее время можно охарактеризовать как неоднозначное: с одной стороны это языческое божество и волшебник, к тому же приобретший свою популярность в советское время (а к этому времени у РПЦ отношение строго негативное), с другой же стороны Дед Мороз – чрезвычайно востребованный персонаж, символ  непобедимой русской культурной традиции. Да и деньги тут крутятся, сами понимаете, немалые. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение. Можно отметить, что пока крестить Деда Мороза не удалось.

И пару слов о всем нам отлично знакомых детских новогодних песенках про ёлочку, без которых представить себе Новый год совершенно немыслимо. Наши родители когда-то водили хороводы вокруг ёлочки под эти песенки, мы в своем детстве водили хороводы под эти песенки, потом наши дети, а далее наши внуки занимались и занимаются тем же. Собственно, вот это и называется народным обычаем. 

Чрезвычайно популярны «В лесу родилась ёлочка» и «Маленькой ёлочке холодно зимой». Многие считают обе песенки народными. Но они стали народными после того, как были сочинены вполне конкретными авторами. В первом случае это  Раиса Адамовна Кудашева (1878-1964), музыка предположительно Леонида Карловича Бекмана (хотя есть версия, что мелодия изначально является немецкой народной); во втором случае автор - Зинаида Николаевна Александрова (1907—1983), композитор Михаил Иванович Красев. Раиса Кудашева написала свою ёлочку в 1905 году, Зинаида Александрова опубликовала текст своей ёлочки в 1932г. в книжке детских стихов.

В одной из заметок, посвященных этим шедеврам детской поэзии, был сделан упор на то обстоятельство, что «В лесу родилась ёлочка» - рождественская, а не новогодняя песня, и только в связи с известными событиями она стала новогодней.  По поводу «Маленькой ёлочке холодно зимой» сказано было, что её автор вынужденно придерживалась советской тематики стихов, поскольку «власть была искренне уверена, что литература должна служить её, власти, интересам». Я очень внимательно прочитала авторские варианты обеих песенок и должна сказать, что ни намека на конкретику Рождества, ни тем более следов советской тематики мне обнаружить не удалось. Возможно, надо было подключить фантазию.

В общем, подводя итог и возвращаясь к тому, с чего начался этот разговор, то есть к ёлке, - таким вот образом у нас в стране ёлка и стала главным символом Нового года (а также Рождества, особенно в последнее время, но в первую очередь все-таки согласно устоявшемуся обычаю - Нового года, ведь мы всенепременно наряжаем ёлку не позднее 31 декабря) - и остаётся им по сей день.

Закончить заметку мне хочется цитатой из одной новогодней публикации, с выводом которой я полностью согласна: «В нашем многонациональном государстве с разными вероисповеданиями празднование Нового года - замечательная традиция, которая объединяет нас всех в одну семью за новогодним праздничным столом».
С Новым годом!
31.12.2015
***

Приключения новогодней елочки подробнее по ссылкам:

«История рождественской (новогодней) ёлки с XVI века до наших дней».
http://www.mishanita.ru/2011/12/24/13762/

«Откуда есть пошла новогодняя ёлка».
http://on-the-other-side.ru/node/131

«Ёлку ввела в моду королева Виктория».
http://www.infox.ru/science/past/2010/12/20/
victorian_christmas_print.phtml

«Вифлеемская звезда: значение».
http://fb.ru/article/176877/

Елка в Ясной Поляне.
http://myslo.ru/city/tula/tulyaki/
noviy-god-v-seme-tolstih

«Как большевики запрещали и разрешали «Новый год» в 20-30-е гг.». Статья снабжена архивными фото-документами:
http://kasanof.livejournal.com/50768.html

«Новогодняя елка».
http://inna-budapest.livejournal.com/98189.html

«Русский дед Мороз».
http://supercook.ru/slav/slov-mif-13.html

«Новогодняя ёлка и Ирония судьбы». Священник Александр Хлебников.
http://www.stihi.ru/2015/12/01/5255


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.