Боровиковский. Елизавета Тёмкина-дочь Г. Потёмкина

В. Боровиковский. Портрет Е. Г. Темкиной. 1798 г

       Современники находили, что она похожа на отца.Ее лицо  светилось умом, приветливостью, очарованием свежести и крепостью здоровья. Румянец резво пробивался сквозь пудру, на которую тогда не скупились.

       Вырез белого кисейного платья изящно обнажал прелестную шею, кокетливая шаль не скрывала нежности рук. Густо-золотистые волосы стягивала голубая повязка, ей вторил голубым пояс. Жемчуг и бриллианты сияли на голове и на груди, а золотая цепочка вокруг шеи, казалось, роняла искры на края алой шали. Мило и непринужденно красавица улыбалась художнику.

    По целому ряду исторических свидетельств, князь Г. А.Потемкин-Таврический и императрица Екатерина II были тайно венчаны.
13 июля 1775 года в Москве императрица, которой было тогда сорок шесть лет, родила дочь. Девочку назвали Елизаветой, по отчеству — Григорьевна, по фамилии — Тёмкина (было принято, отбрасывать первый слог в фамилиях незаконорожденных детей)

    Девочка появилась на свет тайно, обстоятельства ее рождения были известны лишь узкому кругу приближенных.
 Грудного ребенка Г. А. Потемкин отвез к сестре Марье Александровне Самойловой, опекуном девочки был назначен его племянник Александр Самойлов. Позже, в 1780-е годы, в воспитатели Елизаветы Темкиной был определен лейб-медик Иван Филиппович Бек, лечивший внуков Екатерины II. Затем ребенка отдали на обучение в пансион.

   Е. Г. Темкина с детства знала тайну своего происхождения. В Херсонской губернии ей были пожалованы огромные поместья. Уже после
смерти отца в 1794 году дочь императрицы вышла замуж за секунд-майора Ивана Христофоровича Калагеорги (или Карагеорги), грека по происхождению, товарища детства сына Павла I — великого князя Константина Павловича.
 Брак оказался долгим и счастливым. В семье было 10 детей: 4 сына и 6 дочерей.

   1809 по 1816 год Калагеорги занимал пост херсонского вице-губернатора. По отзывам современников, это был «добрейший
человек и благодетель» — он много сделал для Херсона. После выхода Ивана Христофоровича в 1823 году в отставку семья жила то в Херсоне, то под Киевом в местечке Мсжигорка.

    Есть разные отзывы о характере Темкиной. В книге И. Чижовой «Судьба придворного художника» говорится, что характер у Елизаветы Григорьевны отличался расточительностью, и занималась она в основном тем, что проматывала свое состояние.

        Автор называет ее избалованной, самоуверенной и неуправляемой женщиной. Однако в статье Людмилы Маркиной «Красоту Боровиковский спас», напечатанной в журнале «Наше наследие» № 81 2007 г., мы узнаем, что, судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и хорошей матерью.

      Правнук Г. А. Темкиной и праправнук Г. А. Потемкина известный ученый литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский в своих мемуарах писал, что большое семейство Калагеорги «жило дружно, весело и шумно, но вместе с тем как-то очень беспокойно, ожидая по временам всяких бед и напастей».

    Вскоре после ее свадьбы старинный заказчик Боровиковского А.Н.Самойлов(её опекун) выразил желание иметь портрет Темкиной. Сохранилось письмо последнего, в котором он отдавал соответствующее распоряжение доверенному лицу в Петербурге: «Нужнее мне всего… иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой… Я хочу, чтобы списывал ее живописец Боровиковский…пускай Елизавета Григорьевна была бы написана таким образом, чтобы шея была открыта и волосы растрепанные буклями лежали на оной без порядка…»

        Портрет был готов через год. Мало того, Боровиковский выполнил его миниатюрное повторение на цинке, овальное, размером с открытку. Здесь Елизавета Григорьевна изображена в образе древнегреческой богини Дианы, с обнаженной грудью, с украшением в виде полумесяца в причёске..

              Интересна история поступления картины в Третьяковскую галерею. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е.Г.Темкиной к П.М.Третьякову.

   «Имея великолепный портрет моей матери работы знаменитого Боровиковского и не желая, чтобы это изящное произведение осталось в глуши Херсонских степей, я совместно с сыном моим решились продать этот фамильный памятник и сделать его доступным, как для публики вообще, так в особенности для молодых художников и любителей живописи. Ваша галерея картин известна всем, а потому обращаюсь к вам с предложением, не угодно ли вам будет приобрести эту драгоценную вещь».

     Весной 1884 года произведение, оцененное в шесть тысяч рублей, было отправлено в Москву. В сопроводительном письме К.Калагеорги сообщал: «Портрет имеет ценность историческую, так как мать моя — родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана замуж за моего отца.

     П.М.Третьяков послал письмо владельцам и уведомил их, что цена, «назначенная ими, слишком высока». В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства».

   Третьяков портрет не купил.Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. В 1907 году у вдовы Н.К.Калагеорги произведение приобрел московский собиратель И. Е. Цветков. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи.

   Многочисленные потомки императрицы Екатерины ІІ и князя Таврического в XIX веке были тесно связаны с Херсоном и Херсонской губернией, где у них были огромные земельные владения. Но бурные события XX столетия рассеяли их по всему свету — в Москву, Париж, Сан-Франциско, Вашингтон и другие города мира.

https://maxpark.com/community/6782/content/1422528


Рецензии