Музыка и душа человека

 
В моей жизни музыка очень много значит. Убери её из моей жизни и мне кажется, что я стану такой бедной духовно, что потеряю всякий интерес к жизни, а люди потеряют всякий интерес ко мне.

Кто-то любит классику, кто-то лёгкую музыку, кто-то популярные песни, джазовые мелодии, современные рок и прочие виды музыкальных произведений. А кто-то равнодушен к музыке вообще.

 Я не всю существующую музыку воспринимаю. В этом вопросе я старомодна. Например, есть такое шоу на Первом канале «Точь-в- точь». Там время от времени показывают певцов, которые исполняют произведения мало мелодичные и требующие  шумового оформления. Они другим людям, судя по зрителям в зале, нравятся, а мне нет. Зато песни советских композиторов почти поголовно вызывают во мне радость и сопереживание. Особенно , когда их поют хорошие певцы. А певцов хороших всегда было  достаточно в советские времена и сейчас тоже много. Как много было и есть замечательных исполнителей фортепьянной музыки и скрипичной. Мне жаль тех людей, которые современную музыку понимают, советские песни с удовольствием поют, но классику не понимают. Им она скучна. Как-то я разговорилась с одним человеком и просто так, ничего не имея в виду, спросила, кто ему больше всего нравится из композиторов классиков. А он мне ответил – Пахмутова. Да, в каком-то смысле Пахмутова – классик, но она больше песенник, и я ждала другого ответа, и чтобы навести его на мысль спросила: а вот из таких композиторов , как Бетховен, Лист, Шопен, Моцарт, Чайковский, кто больше берёт за душу? И услышала, что все они «потяни кота за хвост», что он их не слушал и слушать не хочет. Может быть, я не права, но для меня, его «потяни кота за хвост» сказали об этом человеке, что он убогий, не способный ценить прекрасное.

Возможно, я просто воспитана в такой семье, где бабушка была пианисткой, мама пела в хоре, я тоже пела в хоре. Причём ни у мамы , ни у меня –это не было профессией. Только бабушка была профессиональный музыкант. Конечно, когда каждый день слышишь игру на рояле, а бабушка в основном играла Рахманинова, Чайковского Шопена, то они невольно забираются тебе в душу. Так сложилось, что меня специально не учили игре на фортепьяно, не было ни у кого времени, а о музыкальной школе как-то никто не подумал. Но я очень любила наш хор сначала в Доме пионеров, а потом в МГУ. Сколько красивых произведений мы пели! Своих детей я уже отдала в музыкальную школу. Оба они закончили 7 классов по классу фортепьяно без троек. Правда, сын до сих пор ворчит, что я отдала его в музыку, а не в авиационный кружок.  Но я не жалею об этом. Конечно, он увлекался авиацией и дальше учиться пошёл сначала в авиационный техникум. При этом у него было море моделей, которые он покупал и склеивал, ещё учась в школе. Но музыка и сейчас с ним. Она дала ему духовное развитие, а авиация – техническое. Жизнь так сложилась, что ему пришлось расстаться с авиацией. В 90-ые годы всё рушилось и Туполевский завод, на который его распределили работать, вместо самолётов стал выпускать кастрюли. Сын ушёл с завода и из авиации, получилось, что навсегда, а музыка и сегодня с ним для души. Дочь тоже профессию выбрала далёкую от музыки, но и сегодня у неё дома есть инструмент, за который она садится, когда хочется музыки. Мой внук имеет прекрасный слух и потому, подражая, матери, порой играет очень трудные классические произведения, подобрав их по слуху.

Музыка делает душу выше, глубже, шире. Человек, послушав Чайковского или Шопена, не может не стать добрее, чем был.  А ведь это главное, чтобы в человеке было много доброты, тогда ему легче договориться с другими, проще что-то уступить, если идёт соревнование за какие-то мелкие удобства или ценности.

Человек, понимающий прекрасное, не может сделать гадость. Возможно, что я идеализирую музыку, но ведь прекрасным может быть и книга и произведение искусства, и всё – это улучшает душу, возвышает человека.

Не зря в годины бедствий по радио играли великие произведения русских и зарубежных классиков. Музыка помогала жить. Я помню, как по радио играли во время войны Шестую симфонию Чайковского, Второй концерт Рахманинова. С тех, с детских лет они запали мне в душу.

Каждому, кто ещё не познакомился с Моцартом, Бетховеном, Шубертом, Шопеном, Чайковским, Глинкой, Листом, Рахманиновым советую найти такую возможность. Вы сразу ощутите , насколько вы стали богаче , глубже , добрее. Спешите познать классическую музыку!

 


Рецензии