Деревенские мотивы. Ч. 4. Храм

Мотив — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. (Википедия).

В задумке автора - четыре самостоятельных миниатюры объединены одним логическим акцентом - Отечество.


                ***



Колокол, своим звучанием нарушив привычные утренние звуки деревенской жизни, призывал на воскресную службу. Его первые аккорды застали Марию на подходе к храму.

"Хорошо, не набат! - промелькнуло в её голове. - Надо поторопиться, не хотелось бы опоздать к утренней молитве."

Храм наполнялся звуками. То и дело хлопала входная дверь - это прихожане спешили на утреннюю службу. В помещении придела образовалась очередь из желающих подать церковную записку, купить свечи или другую церковную утварь.

Приложившись к праздничной иконе, она встала на своё привычное место. Там, где хорошо слышен церковный хор, состоящий из прихожанок. Вот и последняя участница хора, она же и регент, на ходу снимая тёплую кофту, заняла своё место в хоре.

Небольшая спевка, взмах руки регентши, и хор запел песнопение к заутреней. Сразу что-то и внутри себя подтянулось, настроилось на нужный лад, как струна скрипки в оркестре на звуки камертона.

Растворившись в ангельских песнопениях, Мария обвела взором красивое убранство церкви. На синем фоне купола в облаках парил сам Господь, Творец всего мироздания. От него во все стороны летели к земле голуби - символическое изображение Духа Святого.

Лучи утреннего солнца, пробивающиеся сквозь узкие окна купола, наполняли убранство храма светом тепла и радости.

На верхнем ряду Алтаря - иконы с изображением Иисуса Христа и его матери Пресвятой Богородицы в окружении Архангелов Михаила и Гавриила. Чуть ниже - изображение двенадцати Апостолов. И сцены из Евангельского служения Христа.

Удивительно, как этот храм, построенный в 1913 году, перенёс все тяготы гонений на Церковь, и сохранил всё своё убранство в первоначальном виде!

Керамическая плитка розового цвета, которой выложен пол, даже не потемнела от времени. А на некоторых изразцах сохранилась надпись с названием завода, где она была изготовлена, и год выпуска.

Местные жители рассказывают, что во времена гонения, в 30-е годы, в селе был председатель колхоза, который и спас храм. В район начальству он отчитывался, что храм превратил в склад.

На самом же деле иконостас был тщательно укрыт рогожей, чтобы не попортилась позолота на багете и не выгорели краски. А церковная утварь тщательно спрятана в мешках с сеном. Ещё несколько десятков мешков с зерном служили укрытием. От глаз районных проверяющих.

Сильна была тогда вера христианская в людях, и даже во времена гонений на церковь люди верили, что это временное явление. Полагались на Божью помощь и берегли храм для потомков.

Даже хоругви, символ победы над смертью, что сегодня стоят рядом с иконами, не потеряли своей яркости. Лишь слегка обветшала ткань.

Сто лет - целый век. Как минимум четыре поколения сельчан выросло за это время. А в послевоенные годы, после выхода на свободу из мест заключения, в 50-е, здесь служил священником будущий архимандрит Псково-Печёрской Лавры отец Иоанн Крестьянкин. О чём и гласит надпись на мраморной доске возле входа.

Всё это проплывало перед глазами у Марии каждый раз при посещении храма. Здесь крестились и её дочь, и внучка, и свекровь, здесь состоялось и её венчание с мужем. К сожалению, поздно, а мотивом к этому была постигшая их беда.

Через горе и болезни, в минуты безысходности приходим мы к Богу. Наши предки о Боге помнили сызмальства, из поколения в поколение передавалась вера Христова. Жизнь была трудная, во многом приходилось полагаться на Бога.

К сожалению, сегодняшнее поколение людей, избалованных благами цивилизации, чаще задаётся вопросом "почему", а не "зачем". И это "почему" уводит людей от покаяния и обращении к Богу о защите и помощи к познанию магических знаний и обрядов.

А потому ни к чему хорошему мир не приводит. Возгордились люди, лезут в дела Божьи!

И каждый раз с новой силой Мария понимала, скольких бы бед и болезней близких, неверных шагов, можно было бы избежать в жизни. Если бы с детства она знала, что заповеди - это всего лишь свойства нормального человека. Это забота очень любящего нас Творца, и потому начертавшего для нас строки - для нашего же блага!

Но мы всё хотим попробовать сами, потрогать руками пламя огня, попробовать на вкус уксус, как малые дети в детском саду.

Здесь взгляд Марии упал на стоящего неподалёку от неё молодого мужчину с маленьким сыном. Она вспомнила, что в конце августа, перед началом учебного года, многие сельчане приводят в храм своих детей

Вот молодые девчушки с соседней улицы, в этом году закончившие школу. Бабы с улицы говорили, что они поступили в педагогический ВУЗ. Хотят вернуться и работать в своей школе. Пришли попросить благословения. Как это радует!

Рядом с ними молодая мамаша с дочкой лет 12 и сыном-первоклашкой. Тоже соседи Марии. За ними ещё несколько семей с детьми школьного возраста.

Марии не давал покоя вопрос, кто же этот молодой мужчина в строгом синем костюме? А впереди, перед ним его сын, видимо, первоклашка. Тоже в новом одеянии "на вырост": рукава пиджака велики, еле ладони видны, а блестящие ботинки из лакированной кожи, так и вовсе, на два размера больше.

Чувствуется, мальчику они так велики, что носы их загнуты кверху. Папа бережно положил свои руки ему на плечи, и иногда, наклоняясь над его головой, что-то шёпотом разъясняет. Видимо, правила поведения на службе.

Мария вспомнила, что в местную школу назначен новый директор. Прежний-то всё разворовал, чуть под суд не отдали.

Соседи говорили, молодой директор то ли историк, то ли географ. Ну да, всё похоже, и молодой, и по выправке - учитель. Вот, и сына, видимо, поведёт в первый класс. Слышала Мария, в доме учительском рядом со школой ему выделена большая квартира со всеми удобствами.

Несколько раз она ловила себя на мысли, что невнимательно слушает чтение акафиста и псалмов. Но потом сама же и подправляла себя - ведь грешна, чего уж говорить, это чувство и приводит к исповеди и покаянию. Батюшка говорил, что и во время дум человеческих Дух Святой в храме посещает.

Никак в суете мирской в современной жизни не получается не грешить! Не каждый способен отрешиться от всего мирского и уйти в отшельники, в монастырь. Силой духа надо обладать немереной! А нас всё держит в миру, да и нужны близким, куда уж они без нас? Может, это и есть наш крест по жизни.

Вот и служба закончилась, приложившись к распятию вместе с другими односельчанами, перекрестившись на выходе, Мария вышла из храма. А в душе ангельский голос выводил: "Покаяния отверзи ми двери, горько плачет блудный сын."

                ***


http://www.proza.ru/2015/11/03/1009 - Часть 1. "Лошадь"

http://www.proza.ru/2015/03/31/1331 - часть 3. "Запах дыма Отечества"


Рецензии
Храм написан не в жанре эссе.Это зарисовка или миниатюра.Но не суть важно в каком
стиле написан,важно,что храм был сохранён и православные могут детей приобщать к церкви. Хорошо,что автор поднимает эту тему.

Анна Куликова-Адонкина   30.06.2018 18:16     Заявить о нарушении
Мотив — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. (Википедия).

Эти четыре части эссе "Деревенские мотивы" объединены одним общим мотивом - Отечество.

Это и связь человека с животными, которые окружают его по жизни. И звуки, которые в каждом Отечестве свои. И запах дыма дров, который сопровождает всю жизнь, где бы ты ни оказался. И вера, которая греет и дарит надежду.

Повторюсь, о личном автор не пишет, это слишком мелко.
Во всех своих произведениях автор лишь присутствует.

Татьяна Дмитриева Рязань   30.06.2018 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.