Вьетнам

Вьетнам - страна солнца и фруктов. Здесь живут удивительно улыбчивые люди. Комрань гостеприимно встречала нас своим палящим солнцем. Автобус с кондиционером, вода - обязательные условия перевозки туристов на любые расстояния. От Комрани до Нячанга 40 минут дороги, изнуряющей дороги.
Во Вьетнаме, казалось бы, нет ни правил дорожного движения, ни ограничения скоростного режима, ничего. На первый взгляд, движение хаотично. На самом же деле оно до удивления упорядочено. Мотоциклы пропускают легковые авто и автобусы, пешеходы пропускают всех. Пешеход здесь на дороге лишний. Интересно мышление вьетнамцев, которое почти одинаково у всех жителей Юго-Восточной Азии. Богатый человек - это не тот, который хорошо одет и носит с собой брелок от дорогой машины. Нет. Богатый человек - это светлокожий человек, тот который работает в офисе, а не трудится на плантации. Рискну предположить, что именно этим объясняется поведение вьетнамцев-пешеходов на дороге. Богатых принято уважать. Тот, кто на машине - мультимиллионер, сверхбогатый человек. Пешеход на дороге - бедняк, у которого нет возможности купить даже велосипед.
Пройдясь по бедным кварталам, которые начинаются уже с третьей улицы от побережья впадаешь в легкий шок. Молодежь здесь, женщины и дети тычут пальцем на нас, только пару дней пробывших в Нячанге и еще не успевших понежиться под лучами солнца, улыбаясь машут. Мы для них - очень богатые люди. Мы светлокожие. В Росси даже наличие дорогого автомобиля перестало быть показателем. Кредит может взять любой и купить любую машину. Во Вьетнаме такого нет. Смотришь на их бедняцкую жизнь и думаешь, что те светлокожие вьетнамцы, личный водитель которых управляет бентли, действительно очень богаты. Таким образом, мы для местных жителей мы, особенно русские, приезжаем сюда богатейшими людьми, а уезжаем бедными крестьянами. Где-то они и правы - здесь мы оставим все наличные деньги, которые везли в долларах и евро в эту солнечную страну.

***

Сперва Нячанг показался нам бедным городишкой. Так оно и было днем. Пешие торговцы, удивляющие примитивизмом своих планшетов для продажи очков, рикши - переделанные велосипеды с двумя колесами впереди и посадочными местами, таксисты, предлагающие свои услуги, раздатчики листовок и буклетов. С ног до головы эти люди облачены в одежду и имеют нечто похожее на медицинскую маску на лице. Представьте каково это +38 в толстовке и джинсах, капюшон сверху шлем и маска. Это, пожалуй, вопрос, который туристы задают чаще всего. Первая и самая важная причина - это желание быть богатым. Жители стран Юго-Восточной Азии считаются богатыми, если не имеют загара. Это значит, что их работа связана с офисом, где люди много получают, а не трудятся на плантации. Вторым моментом, не самым важным, является вредное действие солнечных лучей. Солнце светит круглый год, а с мая по август-сентябрь оно особенно активно.


Здесь, во Вьетнаме, все ездят на мотороллерах или мотобайках, как называют их местные. С первого дня нам, как водителям, показалось странным, что все сигналят друг другу. Оказалось, это все лишь мера безопасности - сигналить дважды прерывистыми гудками впереди идущему транспорту. Мотобайкеры не сигналят автомобилям потому, что должны пропускать наиболее габаритный транспорт. Тема дорожного движения нас касалась особо, поскольку на два дня мы становились активными участниками движения. Мы быстро влились в общую схему движения, основанную на взаимном уважении, научились предупреждать остальных участников о своем приближении. Что касается рикш, то это, по меньшей мере, унижение человеческого достоинства, приравнивание труда человека к животному, воловьему. На почти сорокоградусной жаре этот худенький бедняк, кожа которого по цвету сравнима с цветом спелых какао-бобов, крутит педали, а впереди восседает пара молодых светлокожих людей. Одно уважение к "богатому" цвету кожи, приносит светлокожим ни с чем несравнимое чувство превосходства, восседающим так гордо на еле передвигающейся рикше. Все меняется, когда наступает вечер. Молодые вьетнамки снимают толстовки, одевают шортики, платья и джинсовые безрукавки, стараются сверкать белой кожей и зубами. На набережной становится людно, множество детей и молодых парочек прогуливаются по вымощенной площади, сквозь швы которой пробивается жесткая трава. Зажигаются огни, начинают работать ночные клубы. Нячанг - город туристов, здесь вся инфраструктура - кафе и рестораны, забегаловки, ночные рынки, клубы. Но ни один вьетнамский хозяин ни за что не сможет передать атмосферу русского кабака, слегка нагловатую и высокомерную технику обслуживания, окружения, среды. Вьетнамцы слишком учтивы, вполне вероятно из-за того, что туристы и их деньги, которые они везут в эту страну, разбрасываясь ими в разные стороны, основной источник дохода местных. Впрочем, как оказалось, бедных не так много. Бледных вьетнамцев ночью пруд пруди и мы, туристы, на их фоне кажемся смуглее и полетим домой бедными крестьянами.
 
***

Вьетнам полон сюрпризов. Это не преувеличение, хотя в принципе вьетнамцы - народ очень суетной и скорый на подъем. Наш вылет перенесли, о чем предупредили за сутки. Очень неудобно, что номер в отеле нужно сдать в 12 дня. Сидеть со всеми удобствами в ожидании гида нам пришлось порядка трех часов, за которые мы успели обсудить последние новости и сплетни отеля, подкрепиться в ближайшем кафе и даже купить пару тюбиков кобротоксана. Кобротоксан - как раз та мазь, которая помогает от тысячи болезней. Это, разумеется, преувеличение. В основном она обладает разогревающим эффектом и помогает при растяжении связок, уменьшает боль в суставах. Готовят, понятно, что из яда кобры. Кстати, Все составные ее части находят свое применение - из яда изготавливают вполне себе сносные препараты, мясо идет в пищу. Из кожи делают кошельки, но чаще из питоньей шкуры. Ценится во Вьетнаме кожа крокодила - она же и самая дорогая (цена на сумки приходится от $300 до $1000), кожа питона - она дешевле и страусиная. Коровья не представляет особой ценности, сумку из нее можно приобрести примерно от $40-45.
Ожидание гида оказалось тягостным. С нами еще несколько семейных пар и две женщины с пареньком восемнадцати полных лет. Жара. Вентилятор не справляется с количеством воздуха, выдыхаемого всеми нами в и без того душном маленьком помещении холла отеля. В отеле стойкий запах ароматических палочек, которые они ежедневно зажигают и ставят перед изображением или фигуркой Будды. Пахнет ими и на улицах. Каждый верующий (нужно сказать, что буддистов по моим подсчетам среди торговцев 95%) выставляет свой "иконостасик" на улицу, перед своей лавкой, зажигая палочки и делая подношения. Стол каждого Будды ломится от яств - здесь горой навалены фрукты, сласти. В основном, это драконий фрукт, манго, которые так популярны в странах Юго-Восточной Азии. Таким образом торговцы благодарят Будду за прошедший день и просят его чтобы следующий был лучше, чем вчерашний. Запахи эти удивительны и где бы ни встретился этот аромат, мысленно летишь в любую из стран Юго-Востока и окунаешься в многообразие контрастов. Отель - не исключение, однако там все происходит по европейским стандартам, к чему и обязывает статус. Так называемый "иконостас" здесь присутствует, но подаяний не делается. Но свечи - ароматические палочки - обязательные атрибуты. Наш день начался рано, поэтому в жаре клонило в сон. На море волны и ветерок, перед самолетом купаться было лень. В холле можно было прилечь на диванчики, чем мы и не брезговали. 15.00 и за нами наконец-то приехал гид. Гид - вьетнамец. Еще не видела вьетнамцев, которые умеют шутить по-русски. Это порадовало в сложившейся с переносом рейса ситуации. Самым утомительным казалась дорога. По пути пришлось заехать за медлительными оставшимися туристами из других отелей. Это нервировало больше всего. А именно то, насколько вареные и медлительные бывают люди и с какой ленью они заносят свои отъевшиеся тела в автобус. Пережив сборы всех горе-туристов, мы прибыли в аэропорт. Здесь нас ничего не удивило: громадные очереди из ранее прибывших туристов другого туроператора, малопонимающие по-русски, тем более по-английски вьетнамки на контроле. При этом, мне удалось донести до одной из них, что мне бы хотелось место около иллюминатора. Как оказалось, она поняла все правильно, обрисовав в воздухе контуры окна и переспросив еще раз, выдала посадочные талоны, получив плитку "Аленки" в благодарность за понятливость. Без русского шоколада никуда. В Тайланде, Вьетнаме – это валюта. Время вылета в них указывалось 18.30, между тем в отеле нам сообщалось о 19.00. Долго стояли на стойке прохождения таможенного контроля, где вьетнамец пристально вглядывался в лица, затем металлоискатель. Наконец, добрались до зала ожидания перед посадкой. Здесь сумки, сувениры, алкоголь и дьюти фри - зона беспошлинной торговли. Все кинулись к сумкам. Суммы по сравнению с Нячангом здесь смешные. 30 баксов за сумку из кожи коровы. Модные томички-пенсионерки набрали себе по паре леопардового окраса сумок, кошельков и прочей мелочи.


18.45, посадку на борт только объявили. В 19.05 уже все были в самолете, здесь российским коллегам можно поучиться азам скоростной работы. На том наши приключения не закончились. Камрань никак не хотела нас отпускать и, казалось бы, сама земля держала самолет за шасси. Итак, на борту 200 пассажиров. Выезд на взлетно-посадочную полосу затянулся минут на 15. Красивые огни на полосе. Но с первого раза нам взлететь не удалось. Что-то пошло не так и самолету пришлось разворачиваться и снова двигаться на исходную позицию. Среди пассажиров начал шелестеть легкий шепоток. Сзади ничего не понявшие пассажирки строили предположения, что самолет еще не был на исходной. Но мы поняли все от и до, особенно муж, который проработал два года в авиационной части. Наверное, к лучшему. Что не все поняли, что произошло. Многотонная махина тормозила плавно, было неприятно, что что-то пошло не так, при этом мы осознавали, что еще 7 часов лета с этим пилотом. Мы уже было начали шутить, что хорошо бы приземлиться с первого раза.. Таким образом, вылет, изначально назначенный на 16.00 был осуществлен только в 19.30. Полет проходил нормально, в штатном режиме. Кто-то спит, кто-то не знает, как примостить на узких сиденьях свое тело, кому-то плохо. Все идет своим чередом, будем надеяться на приземление с первого круга.


Вот замерцали огни Толмачево, самолет стал снижаться и заходить на посадку, кружил. Мы были благодарны пилоту, что все целы, по традиции дружно аплодировали.  Сеял мелкий дождь, начало октября. Таможенный контроль, все формальности, и вот он – русский воздух, о котором мы так мечтали, гуляя по берегу Южно-китайского моря. Вот она, холодная земля, по которой мы семенили до машины в шлепках, вот он родной запах прелых листьев, мелкий дождь и родные лица.


Рецензии