Приключения православного Деда Мороза

                ***


Однажды я написал стишок следующего содержания:


Православный Дед Мороз
От рождения курнос
С византийской бородою
Он приходит к нам с тобою

«Где подарки?» - был вопрос
Он заметил: нынче пост!
Дети просят о конфетах, -
Не замедлил он с ответом:
А читал ли ты отцов,
Мальчик Ваня Молодцов?
Кто вечерние молитвы
Сокращал? Покайтесь! Смирно!
Ночью для мольбы вставала
Наша маленькая Анна?
Сколько высота от пола
Юбки Леночки Беловой?
Кто сегодня мясо ел?
Прекратите беспредел!
Много ль выявил масонов
Отрок Михаил Леонов?
Не забудьте про поклоны
Мракобесники и клоны!

Тут взмолились эти дети:
Нам бы елку, что всем светит
И немножечко игрушек
Нет конфет? Хотя бы сушек..
Дед Мороз неумолим:
Пойте византийский гимн!

Но под действием жары
Дедушка до бороды
Состраданием проникся
Оказав всем детям милость:
Вот вам ладан, вот елей, -
В пост – от дьявольских цепей
Свечки, четки и лампада
Причащаться чаще надо!
Ах, игрушки.. да, сейчас..
Елка тоже есть у нас..
Сушки? У меня просфорки..
Завтра нам кататься с горки..
И рождественский вертеп
Без него – мир только склеп..

В общем, так: покайтесь, дети
Новый год улыбкой встретим!

Спустя некоторое время, его разместили в одной православной группе в социальной сети Вконтакте. Интересен, конечно, не этот факт, а реакция православных читателей. Чего только не писали! Автора обвиняли в том, что «не смешно»; два человека заявили, что это «жуткое стихотворение» и совсем «неправославное»; один – что это какой-то «начальник концлагерей»; кто-то писал, что православный Дед Мороз – Николай Чудотворец, и похабить этот образ нельзя: поэтому даже предлагалось модераторам удалить этот стих; одна дама утверждала, что «если детям прочитать такое стихотворение, то они перестанут верить в Бога» (!); некая православная девушка сказала, что для нее православие и дед Мороз несовместимы, и этот стих вызывает «взрыв мозга»; Деда Мороза из стиха обвиняли в отсутствии любви и излишней требовательности; несколько человек узнали в этом дедушке себя и говорили, что это пародия на чересчур ревностных верующих; а один молодой человек сообщил, что этот дед Мороз очень напоминает их.. митрополита!; он же возражал сторонникам «несовместимости православия и Деда Мороза» (не без сарказма, надо сказать), что «Дед Мороз официально одобрен Святейшим Синодом и полностью безопасен для жизни и здоровья людей».. В целом же реакция в комментариях была скорее негативной, хотя, если судить по количеству лайков, стих не оказался ни очень популярным, ни очень непопулярным..
Конечно, всем смешно не бывает. Если люди говорят, что им не смешно, то возможны четыре варианта: 1. В оригинале плоский юмор, текст написан не талантливо. 2. Чувство юмора рассказчика и чувство юмора читателя не совпадают. 3. У людей, читавших этот стих, отсутствует чувство юмора. 4. Чувство юмора у читателя есть, но он считает, что православие и юмор (или именно такой юмор, как в стихе) несовместимы. По поводу первого варианта: не мне судить, но готов принять конструктивную критику. По поводу второго: на вкус и на цвет товарищей нет. Если кому-то непонятна ирония этого стиха, или она кажется несмешной – ничего не могу поделать, а объяснять, почему это смешно – как раз бессмысленно. Третий вариант я с негодованием отвергаю, ибо совершенно не знаком с людьми, писавшими эти комментарии: предпочту думать, что все они – люди с потрясающим чувством юмора, раз входят в эту группу.. Что касается четвертого варианта, то вот тут-то собака и зарыта: атмосфера, созданная упомянутыми комментариями подчас была такова, что, кажется, впору было организовывать группу «Православные НЕ ШУТЯТ» (или: «С православными не шутят») - и выбирать Димитрия Энтео в админы, ибо он идеально подходит для этой роли.. Можно было подумать, что еще немного, и меня прямо Вконтакте отлучат от Церкви.. Что ж, приближается Рождество, постимся потихоньку..
Ситуация напомнила мне некоторые пассажи из известного романа Умберто Эко «Имя розы», где один из героев, монах Хорхе, доказывал, что вера и смех несовместимы – кстати, это главный отрицательный персонаж этой книги.. Впрочем, оставим роман Эко в покое, ведь автор должен подвести итоги. Конечно, правы были те, кто увидели в этом стихе иронию (переходящую в сарказм) и самоиронию. Просто вера без самокритики и самоиронии - это не христианская вера. Над кем в первую очередь должны смеяться христиане? Да над собой – ведь это шаг к покаянию. Если нам не смешно от Деда Мороза с византийской бородой, то тогда к нам пожалует Дед Мороз с ИГИЛовской бородой - только стих о нем будет последним в жизни.. Поинтересуйтесь: много ли Вы найдете групп (и какова их численность, если найдете) под названием «мусульмане шутят» или «мусульманский юмор»? Проблема в том, что и многим православным ближе такой подход: шутить на тему веры либо совсем нельзя, либо можно, но так, что остальные не увидят в этом никакого юмора. Если такое негодование вызвал вышеупомянутый стих, то что бы сказали эти же люди, прочти они, например, известную книгу Майи Кучерской «Современный патерик», где ирония значительно острее, - взять хотя бы историю, начинающуюся словами «Один батюшка был людоедом..», - наверное, захотели бы сжечь, - конечно, только виртуально.. Кстати, эта книга носит подзаголовок – «чтение для впавших в уныние». Вот и данный стих – на ту же тему, ибо уныние есть тяжкий грех..  За этой неприязнью к «религиозной сатире» кроется нежелание глубокой самокритики, неспособность посмотреть на себя со стороны, и явная склонность к черно-белой картине мира. При этом любая серьезная критика «внутри» православия воспринимается как угроза вере, ведущая едва ли не к безбожию..
Стих обвиняли в «жути» и «неправославности»: и я соглашусь – если все православные станут такими, то будет жутко. Но что тут жуткого по существу: нам никогда не встречались такие люди в среднестатистическом православном приходе? Тогда мы живем в раю! Но позвольте не согласиться, ибо в раю мы пока что не живем, а на грешной земле ныне таких персонажей с избытком – и среди неправославных, и, увы, среди православных. Я о тех православных, которые думают, что «религиозное» должно не освящать «человеческое», а скорее вытеснять его. Они рассуждают не по принципу «сначала будь просто человеком, а затем – православным человеком», а на основании правила «будь православным, минуя человеческое». Такие примеры мы особенно четко видим в сектантстве: вот попробуйте представить Деда Мороза/иеговиста – и не сможете. Потому что «низзя»: Дед Мороз, Новый год и иеговизм – несовместимы. Ладно, для свидетелей Иеговы – это нормально, но когда я такое же слышу от православных – мне становится страшно, ибо православные ваххабиты и иеговисты – это бОльшая опасность для Церкви, чем обычные ваххабиты и иеговисты. К сожалению, сказывается советская привычка воспринимать православную веру наподобие советской идеологии – как систему строгих запретов с железным занавесом, упуская при этом главное – дух любви. И, возможно, некие рецидивы старообрядчества: вера с минимумом разума и желательно без иронии; вера как топор, которым сразу бьют по шее. Если ты слышишь, что некий стих обвиняют в неправославности, то сразу возникает потребность спросить: дайте четкое определение «православного стиха»! Что это такое: строгое соответствие догматике митрополита Макария?  Или, может, вселенские соборы когда-то дали нам такое строгое определение? Или это только литургические тексты? В общем, боюсь, что в таком случае почти вся русская и мировая поэзия (из христианского мира) должны быть подвергнуты сомнению или попросту анафематствованы..
Помню, как меня неприятно удивила одна история, прочитанная в книге реформатского пастора Евгений Каширского. В его общине захотели отпраздновать Новый год, но потом решили, что ставить елку и украшать ее – идолопоклонство. Да и традиционное новогоднее веселье (без алкоголя, конечно) – это не по Библии. В итоге дети, одетые в черное с белым, пели псалмы! Нет, петь псалмы – дело хорошее.. И православные тоже порой черное носят – монахи, например.. Только вот такое празднование Нового года как-то не по-детски.. и не по-человечески.. Стих о православном Деде Морозе – он как раз про это: православные нередко вызывают ассоциации именно с таким поведением – не преобразить благодатью мир, а просто отсечь себя от него – но не наподобие монашества, а скорее как апокалиптическая секта.. И комментарии к моему незатейливому стишку подтверждают, как много нам, православным, предстоит пройти препятствий, - чтобы навсегда быть с Богом..


Рецензии
Знаешь, что самое удивительное. Когда я сыну про Феника прочитала стих, он так улыбнулся, как давно не улыбался, чем-то теплым из детства) потом перечитывали.
Да-да! Помню про дед Мороза))) Вот детям точно бы стих зашёл. Это взрослые - вредины)))

Алевтина Ремаркина   24.07.2021 05:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.