Забытый французский архитектор Часть 2

И имя, и творения этого архитектора до сих пор представляют собой загадку.

Имя: сбивает с толку различное написание имени по-русски и по-французски. При рождении, во Франции, - Жак-Жакоб Герн (Жак Жакоб Герн) или Жан-Жакоб Герн; в России - Шевалье дё Герн или Ш.Герн.

"Шевалье" - не может быть ИМЕНЕМ, разве что ФАМИЛИЕЙ. Однако фамилия уже есть (Герн).
 
"Шевалье" (исторически) - это либо ДВОРЯНСКИЙ ТИТУЛ во Франции, либо титул младшего из сыновей во французской дворянской семье, либо АРИСТОКРАТ в Западной Европе, принадлежавший к какому-либо РЫЦАРСКОМУ ОРДЕНУ (в этом случае шевалье=кавалер=рыцарь Ордена), либо... АРТИСТИЧЕСКИЙ ПСЕВДОНИМ. Как правило после этого титула (псевдонима) добавляется фамильная приставка ДЁ (de), свидетельствующая о дворянском происхождении человека. Понятно, что простолюдины в рыцари не принимались (по определению).

Герн родился НЕ в дворянской семье, право на "шевалье дё..." при рождении, у себя на родине, он не имел.

Интересный факт: учитель Герна, известный французский архитектор Пьер-Луи Моро- Деспру, был... РЫЦАРЕМ(шевалье) французского Ордена Святого Михаила, однако при написании своей фамилии ни слово "шевалье", ни приставку "дё" он не добавлял. Происхождения он был не совсем плебейского - потомственный архитектор.

Творения: до наших дней дошла точная информация о ДВУХ осуществлённых постройках Ж.Ж. Герна, обе в Париже - это Венецианский отель и Ван(н)ский отель. Под словом отель надо подразумевать подобие русского городского особняка богатого вельможи, то есть частного строения внушительных по тем временам размеров. Почему именно Ван(н)ский и Венецианский отели - будет понятно при дальнейшем прочтении.

Фамилия Герн, возможно, происходит от названия французской коммуны Герн (Guern) (по-бретонски "ольха") в департаменте Морбиан (Мorbihan) региона Бретань (Bretagne). Герн - значит, из Герна! Город Ван(н) (Vannes), кстати, тоже расположен в регионе Бретань, но это к делу отношения не имеет.

Герн работал во Франции до Великой французской революции (1789 год), после чего эмигрировал в Россию, где поступил на службу к Павлу Первому. Самое известное осуществлённое сооружение в России - дворец в усадьбе Архангельское. На архитектурном чертеже дворца стоит автограф Герна. Другие самостоятельно (!) осуществлённые постройки Герна в России либо отсутствуют в принципе, либо не сохранились, либо авторство Герна в них не доказано. Предположительно именно Герн проектировал Белый домик в усадьбе Никольское-Урюпино (недалеко от Архангельского), "что-то" в Гатчине и в Павловске.

Приехавший в Россию Герн "пришёлся ко двору": "строительная мания" взошедшего на престол Павла Первого (1796 год) требовала привлечения большого количества архитекторов. То есть Герн и многие другие европейские архитекторы были очень востребованы. Могу предположить, что Герн принимал участие во многих "архитектурных затеях" Павла в составе "архитектурных бригад". После смерти Павла работавшие на него архитекторы лишились заказов, многие из них покинули Россию.

Кстати, Герн пробыл в России относительно недолго. Если допустить, что дата его смерти в Париже не ошибочна (1797 год), а эмигрировал в Россию он не ранее 1791-ого года, то работал он в Петербурге 5-6 лет или менее. Можно сказать, не успел как следует развернуться.

Дворец в Архангельском строился - СКОРЕЕ ВСЕГО - без непосредственного авторского надзора Герна (примерно 1780 год): Голицын просто выкупил у Герна чертёж (во время своего пребывания во Франции или каким-то иным путём, в России). Таким же образом мог быть выкуплен проект Белого домика в Никольском-Урюпине. Приезжал ли Герн в Россию хоть раз ДО своей официальной эмиграции - неизвестно. Но чертежи, "обогнавшие" Герна в России, могли создать ему заочно имя, что способствовало его удачному приезду в Россию в дальнейшем.

Итак, Герн - сын парижского плотника Абрахама Герна и Мари Дюбю. Жакоб учится под руководством архитектора Пьера-Луи Моро-Деспру и в декабре 1765-ого года побеждает в конкурсе, организованном Королевской Академией архитектуры, получив приз за проект "Танцевальный зал". Жакобу - предположительно -  17 лет (год его рождения вероятнее всего - 1748-ой). Известный архитектор Жак-Франсуа Блондель отметил способности студента, однако, по каким-то причинам, счёл его слишком уверенным в себе и самонадеянным.

Готовясь к Римскому конкурсу Жакоб четыре раза "поднимался в кабинет". Что это означает? Участие в данном конкурсе было очень почётным для людей искусства тех времён. Я предполагаю, что всем подавшим заявки предоставлялись, выражаясь современным языком, "казённые мастерские", для выполнения проекта. На французском языке эти "мастерские" звучат, скорее, как "камеры", "клетки". Отсутствие у работающего в них человека СВЯЗИ С ВНЕШНИМ МИРОМ было обязательным условием предоставления такой "рабочей камеры". Так что, "подниматься в кабинет" (на оговоренный срок) - это означало самозапираться в камере (келье!). И Жак совершал такое отречение от мира 4 раза. 

Итог: в Конкурсе он побеждает (1769 год). Проект его назывался "Храм в честь Гименея" (в момент открытия храма предполагались народные торжества; само строительство было приурочено к женитьбе последнего французского короля Луи 16-ого на австрийской подданной Марии-Антуанетте). Официальное название архитектурного проекта было таково: "Публичный праздник, поводом которого будет храм Гименея, воздвигнутый в честь бракосочетания одной высочайшей особы".

Победителю конкурса предоставлялась возможность бесплатного годичного образования в Италии, при этом такой человек являлся пансионером, то есть получающим специальную стипендию от Академии архитектуры. Жакобу, увы, такое счастье было не доступно: он и его родители были кальвинистами. Если я правильно поняла французского исследователя Мишеля Галле, то Жакобу даже отказали в получении специальной королевской грамоты (диплома) за победу в Конкурсе.

Чтобы не подвергать опасностям своего отца-плотника, работавшего в тот момент на постройке Королевской оперы Версальского дворца, Жакоб уехал в Италию на собственные средства. Добиваться диплома он не стал.

Жан-Филипп Лёмуан дё Кузон, молодой французский архитектор (вероятно, как мы сказали бы сейчас, однокурсник или коллега), изучающий античные памятники, стал спутником Жакоба. Пребывание обоих в Италии документально зафиксировано в 1771 году (в дневниковых записях другого известного архитектора того времени Пьера-Адрияна Пари).

В Италии они рисовали с натуры (живых моделей) во дворце Мансини. Пьер-Адриян сохранил два его рисунка (ставших гравюрными оттисками) той поры: модель в костюме епископа и храм Сивиллы в городе Тиволи (сейчас оба рисунка хранятся в Кабинете рисунков Музея изящных искусств и археологии в Безансоне).

Были ли это модели, специально позирующие, или художники получили разрешение рисовать с натуры в этом дворце всё, что хотели, в том числе настоящего епископа "в рабочей одежде", из оригинального текста не ясно. Как было принято (допускалось) в те времена - не знаю.

Жан-Арно Раймон, французский архитектор, познакомил Жакоба с Джакомо Кваренги. Это произошло в Италии, в т.н. палладийском архитектурном кружке, руководимым Раймоном (это было некое сообщество архитекторов, приверженцев идей великого итальянского архитектора Андреа Палладио). Кваренги эмигрировал в Россию в 1779 году (в Италию он не вернулся, умер в Петербурге в 1817-ом ).

Вернувшись в Париж в ноябре 1773-его года Жакоб получает предложение от своего учителя Моро-Деспру занять место Инспектора городских зданий с определённым жалованием. В этой же организации (конторе) служат такие известные архитекторы как Мари-Жозеф Пейр, Жан Огюст Марки, Пьер Тома Бараге (я понимаю, что многим непосвящённым эти имена ни о чём не говорят, но для Франции они значат очень много, кроме того, они доказывают, что Герн был окружён достойными молодыми архитекторами и сам, надо думать, не уступал им в своих глубоких познаниях классической архитектуры).

В 1769-ом году отец Жакоба купил у города участок земли между складом или магазином, принадлежавшим французской Опере, будущей улицей Бонди (сейчас это улица Ренэ Булянжэ) и новым бульваром Сен-Мартэн, который после 1781-ого года именовался бульваром Оперы (на современном плане Парижа это опять бульвар Сен-Мартэн). В то время в этом квартале Парижа капитальная каменная застройка только начиналась.

Тем, кто отважится искать этот участок на плане города, важно знать, что в момент покупки семьёй Герн участка земли, Опера Парижа занимала не современное (нынешнее) здание около одноимённой станции метро, а располагалась в театре на площади Сен-Мартэнских ворот (площадь Никитских ворот в Москве). Эта площадь и по сей день на своём месте, в 10-ому округе Парижа. И таким образом, купленный Герном участок не так уж и велик!

Именно на этом участке Жак-Жакоб Герн построил своё первое здание. Это был отель (особняк) с двором в форме восьмиугольника, который был арендован послом из Венеции. Собственно, и сам отель стал отныне Венецианским.

В ноябре 1777-ого года, когда Жакоб выдвигал свою кандидатуру в Академию, он сослался именно на эту свою постройку ("предоставил портфолио").

10 мая 1777-ого года французский Королевский Совет дал указание городу уступить Гернам ещё один участок, на котором они построили отель, предназначенный для государственного деятеля Жоливэ дё Ванн. Теперь ясно, отчего отель Ваннский. Фасад этой постройки, выходящий на бульвар, был украшен (деталями) в ионическом ордере. Известный гравёр Жан-Франсуа Жанинэ (по рисунку архитектора Жан-Николя Дюрана) запечатлел этот дом. В 1792-ом году в Париже выходила серия гравюр "Виды самых замечательных парижских зданий". Особняк Герна вошёл в эту коллекцию.

Указ о свободе вероисповедания (о веротерпимости)1787-ого года значительно облегчил положение Жакоба. Его пригласили улучшить внешний вид хоров в готической церкви Богоматери Санлис в Пикардии (скульптуру Святого Регула Санлисского для интерьера этой церкви заказывали известному французскому скульптору Жану Гийому Муатт). К сожалению, во время Французской революции весь созданный декор был утрачен. 

Далее предстояла работа в готическом соборе города Лан (собор Богоматери Лана), в той же Пикардии (не ясно из оригинального текста, была ли она осуществлена).

В  марте 1792-ого года Лёду был выдвинут голосованием в первый класс Королевской Академии архитектуры, а Герн - во второй (всего было два класса; смотрите историю Французской Академии архитектуры). В любом случае для Герна это было признанием его таланта. Но в 1793-ем году Академия прекратила своё существование (через два года она будет реорганизована, но Герн будет уже далеко).

У Жакоба Герна и его жены на берегу Бильского озера в Швейцарии был дом, названный ими Rockhаll, где они провели зиму 1790-1791-ого годов. Репутация Герна в это время была сомнительна: он был связан с некой ружейной мануфактурой. Герн предусмотрительно выбрал эмиграцию.

Оба отеля на бульваре Оперы, по существующему французскому закону ("закон о Национальных имуществах"), как имущество эмигранта, сначала отошли Католической церкви, но во время Великой французской революции были конфискованы и распроданы.

В 1794-ом году новые хозяева решили "снести всё к чёртовой матери" - под "арену для народа", "народное поприще" (что имел ввиду Мишель Галле?). Был объявлен конкурс архитектурных проектов, однако, площадка оказалась маловата для таких грандиозных планов. И оба отеля были превращены в доходные дома.

Уехав в Россию, Герн поступил на службу к Павлу Первому, который присвоил ему дворянский титул. Самое значительное его сооружение в России - это дворец в усадьбе Архангельское в двадцати километрах к западу от Москвы. Это роскошная постройка с ротондой ("тампиетто", итальянский термин, смотрите словари) откуда открывается прекрасный вид на долину реки Москвы. Эта ротонда - внутри и снаружи -  является изюминкой этого усадебного дома. Сейчас дом украшен ещё и бельведером, но, по моему мнению, Герн счёл бы это явным архитектурным излишеством. Ротонда Герна абсолютно самодостаточна, так как пропорции её выверены веками, а Герн был большим знатоком классических форм в архитектуре.

При Юсуповых в доме было увеличено количество подсобных помещений и несколько переделан интерьер (под руководством архитектора Мельникова, о котором я не могу найти информацию).

Наименее хорошо известны проекты Герна в Сен-Мишеле (?), Гатчине, Павловске.

Жак-Жакоб Герн, как и Шарль дё Вайи (1730-1798, Париж), считаются теми французскими архитекторами, которые оказали наибольшее влияние на развитие русской архитектуры. Таково заключение Мишеля Галле, французского историка искусства (его книга "Парижские архитекторы 18-ого века", 1995 год).

По каким именно причинам Жак-Жакоб Герн выбрал возвращение на Родину - не известно. Он скончался в Париже, на улице Бонди, 7 мая 1797 года, в возрасте 49-ти лет, если принять за год рождения 1748-ой.

По поводу Сен-Мишеля: вероятно, имеется ввиду огромное готическое сооружение на каменном острове Сен-Мишель, регион Нормандия, которое имеет богатую историю и является сейчас известным туристическим центром. Эта гора - штаб-квартира рыцарского Ордена Святого Михаила, к которому принадлежал учитель Жака, Моро-Деспру. Вероятно, учитель приглашал ученика для участия в реставрационных работах в старинном готическом соборе.

От автора данного текста: к сожалению, возможно некоторое расхождение в датах. Не по моей вине. Политические события 18-ого века во Франции и России не благоприятствовали сохранению для потомков документов и имён. 


   


Рецензии