Мамины книги

Практически единственное, в чем я безоговорочно доверяла маме в подростковом возрасте - это были рекомендованные ею книги.

Она научила меня любить читать, любить написанные истории, идти с интересом по страницам за приключениями героев. Научила пользоваться библиотеками и словарями.

В течение учебного года читать художественное выходило не очень много. Но неизменно перед каникулами с какого-то моего возраста уже просто молча мама выкладывала на полке книжного шкафа стопку книг, что она мне предлагала прочитать за каникулы. Пару раз она забывала это сделать. Вот уже вечер, завтра каникулы, а ожидаемой мной стопки книг все ещё нет. Я с укоризной смотрела на маму, а она спохватывалась и шла к шкафу, на ходу поправляя очки.

Она всегда мне выкладывала больше книг, чем я могла прочесть. В этом тоже была важность - у меня все равно оставался выбор, что читать, но он становился мне посильным. Мне не нужно было дополнительно отсеивать сложноперевариваемых философов и узкоспециализированных книг по маминой специальности.

Ни одна из выложенных мамой книг не разочаровала меня. Но каждый раз, год за годом в этой стопке была самая большая книга - "Молодая гвардия". И я так же, год за годом, молча обходила её стороной. Мама не ругала меня за это, не сетовала. Лишь изредка вздыхала и я иногда видела, как она сдерживается, когда в очередной раз ставит её, снова непрочитанную мной, на полку.

А потом я выросла. И забыла и думать об этой книге. А потом в импровизированной микро-библиотеке одной из частных клиник моё внимание привлекла толстенная книга с названием, тронувшим меня до глубины души - "Каждый умирает в одиночку". Автором был Ганс Фаллада. У меня в ответ на этот зачитанный потрепанный том с пожелтевшими страницами поднялось столько чувств, что я, сглотнув нерешительность, все же решилась попросить продать мне её. Мне отказли. Возникла мысль украсть её... Я так и ушла ни с чем. Потом даже чуть позабыла о ней, пока случайно не наткнулась на неё в том же издании у любимого букиниста.

Конечно же, я купила её. И, конечно же, прочитала. Это пронзительная книга о жизни обычных немцев в Германии во время второй мировой войны, которые были против режима Гитлера. Которые боролись с ним, как могли, пытаясь подорвать изнутри эту гигантскую, коверкующую людей махину. Которые былы отчаянно смелыми и за крохотные шаги против системы платили непомерно громадную цену. Я была под впечатлением. И эта книга навсегда останется во мне важным мазком  на моей внутренней картине.

А потом как-то со временем уже в моей собственной библиотеке мама обнаружила эту книгу. И, конечно же, ушла домой с ней в обнимку. И принесла мне её назад довольно скоро, с грустью в глазах и все так же прижимая ее к груди обеими руками.

Я спросила:

- Как тебе?

Она помолчала. Потом протянула мне книгу и тихо сказала:

- Можешь считать, что "Молодую гвардию" ты прочитала.


Рецензии