Круиз по реке

               

     Запала мне как-то в голову бредовая идея: пройти пешком по водоразделу реки Уса, от посёлка Антониновка, что находится в самых верховьях реки. Друзья меня отговаривали от этой затеи, но мне, как будто шлея под хвост попала - если уж надумал, так тому и быть!
     Готовился долго – делал талкан по своему рецепту, ведь у каждого таёжника свой вкус на это высококалорийное блюдо и свои рецепты приготовления. Насушил сухариков. В общем, в дорогу я был готов. Осталось только дождаться оказии, с которой мог бы добраться до задуманного места. Наконец, случай представился.
     Двое охотников на водомёте уходили как раз в то место, куда мне и надо было. Посмотрев на мой небольшой набор груза, они согласились взять меня третьим. Однако предупредили, что питаться я должен отдельно:
     - У нас всё рассчитано на каждый день!
     Я согласился. И вот мы на второй день к вечеру, были уже на месте. Разворачиваю карту, просматривая, как мне удобней начать это очередное путешествие. А мужики предупредили перед отплытием:
     - Ты на карту-то сильно не надейся, иди лучше берегом, а то тропы, конные и пешие давно позарастали, можно блукануть.
      Я кивнул им на прощание и вот уже смотрю на удаляющуюся лодку с каким-то тревожным чувством в груди. Что же мне предстоит испытать впереди, ведь остался один!
     Развёл костерок, попил чайку, съел кусочек сала и в дорогу. Рыбачить не хочется, хотя места отличные. Надо осмотреться, просто слиться с природой. Иду вдоль реки, вода небольшая, везде отмели, поэтому не приходится лезть по кустам. По карте, где-то здесь, должна быть конная тропа, сокращающая дорогу, ведь река в этом месте петляет, делая замысловатые изгибы. Наконец, нахожу место начала тропы. Прошарившись по кустам с полчаса, понял, мужики были правы, на тропы надеяться не надо! Всё! Иду только по реке.
     Первый день протопал, наверное, километров тридцать, не останавливаясь даже для рыбалки. К вечеру, выбрав для ночёвки  громадный кедр, (под ним хорошая подстилка из хвои) развожу костёр, готовлю талкан. Это такая высококалорийная смесь, состоящая из множества компонентов, таких как сушёное мясо, кедровый орех, проросшие и высушенные зёрна пшеницы и многое другое. У каждого охотника свой рецепт этого таёжного блюда. Пока варево остывает, выхожу к реке с удочкой. Проходит буквально пять минут, и у меня на жарёху есть несколько хороших хариусов. Поев талкан, запекаю на прутике рыбу – это у меня на второе. Запив всё крепким душистым чаем, укладываюсь спать:  надо хорошенько отдохнуть. А ноги гудят, как телеграфные столбы: натрудил за день!
     Утром, умывшись по пояс в ледяной воде, завтракаю и снова в путь. Природа здесь отличается от нашей. Тайга какая-то другая, ближе к хакасской природе. Кое где растут лиственницы, сосны и трава не такая высокая. И запах! Совершенно не тот, что в окрестностях города. Воздух пронзительно чист и, кажется что не дышишь им, а напиваешься, даже голова начинает кружиться. Несколько раз видел коз (косуль) в сопровождении козла. Они здесь, по-видимому, людей сильно-то и не боятся, подпускают метров до пятидесяти, а потом, не спеша, уходят.
     Сегодня решил остановиться на ночёвку пораньше:  хочу поставить петли на рябчика. Делаю штук шесть и ставлю в небольшом ельнике. День прошёл без происшествий, прошагал довольно-таки большое расстояние. Два раза видел выдру, кругом на камнях её помёт. Ещё бы ей здесь не жить, ведь корма хватает, столько рыбы!
     Утром проверяю и снимаю петли, в двух из них висят рябчики. Одного обдираю, вырезаю грудку, режу полосками, макаю в соль и перец и, с удовольствием позавтракав таким образом, запиваю всё чаем. Пора двигать дальше. Погода стоит отличная, жарко. Раздеваюсь по пояс, но, пройдя немного, вынужден всё-таки натянуть на себя тельняшку – заели пауты. Ближе к обеду чувствую позади себя какое-то присутствие. Оборачиваюсь несколько раз – никого! Но чувство не покидает, и вот на одном из поворотов всё-таки замечаю! Это небольшой медведь, скорее всего двухлеток. Что ему надо от меня? Простое любопытство или другие, какие намерения? Становиться не по себе, хоть и небольшой, но всё-таки медведь! И так он телепался за мной до самого вечера. Потом где-то отстал – видать, я ему стал неинтересен.
     Вздохнув с облегчением, готовлюсь на ночлег. Вечер тёплый, и я решаю спать прямо на берегу, недалеко от воды. Выбираю место, густой сухой мох прямо на камнях – хорошая подстилка. Но, всё равно наламываю лапника, стелю, и, повернувшись спиной к костру, проваливаюсь в глубокий, без сновидений сон, не думая даже о дневном «попутчике».
     На следующий день добираюсь до прииска Ивановский. Оказывается, я не дошёл вчера до него всего километра три. Здесь меня накормили настоящим борщом, дали в дорогу пару булок ароматного свежего хлеба. А, когда узнали, что я один иду от Антониновки до Междуреченска, закачали головами: «Ты что, парень, одурел? Это же сто пятьдесят километров, ведь в тайге всё может случиться!»  А на прощанье:
    -Ну, передавай привет городу, счастливо тебе добраться!
     И вот таким образом, я на утро седьмого дня, наконец-то добираюсь до посёлка Чек-Су. Первым делом зашёл в пекарню. Там, узнав, что я уже седьмые сутки иду по реке, угостили свежим хлебом, который издавал такой аромат, что слюни потекли. Выйдя к реке, я ломал буханку на куски и, посыпая солью, с удовольствием ел, запивая ледяной водой. Какая вкуснотища!
    Сильно соскучился по дому. Когда находишься один в тайге, где не с кем перекинуться словом, особенно обостряется чувство желания общаться хоть с кем-то, и если представляется такой случай, то рад этому человеку, как родному.
     Ну, всё, пора домой! Остаётся сорок километров до Междуреченска, и я решаю сегодня дойти, если даже придётся идти и ночью. Мужики местные, с которыми знакомлюсь на берегу, отговаривают:
     - Оставайся, ночуй здесь, завтра должна пойти машина с Ивановки, доедешь!
     Но я ждать не хочу и, набросив уже тощенький рюкзачишко на плечи, ухожу вниз домой! Добираюсь до дома в два часа ночи. Устал, как никогда. Родители пытаются что-то сказать, расспросить, но мои глаза слипаются и я, упав на кровать, мгновенно засыпаю, как будто проваливаюсь в пустоту.
     Разговоров об этом походе было немало. С друзьями это путешествие мы хорошо отпраздновали. И, я заметил, что вырос в их глазах, как человек. А это было  самой большой наградой за все мои испытания!


Рецензии