Место Лобное, три креста

Место Лобное, три креста
Леонид Банчик

Христос знал Свою участь и во время судов не произносил громких адвокатских речей. Он просто говорил о Себе правду, и ничего, кроме правды.
«Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоанна 18:36-37).
Синедрион приговорил Царя Израиля к смерти. Пилат, немного посопротивлявшись, утвердил приговор Царю. На спину избитого Царя водрузили крест и повели к месту казни дорогой, названной впоследствии Виа Долороза (Скорбный путь). Где именно проходил этот путь - трудно сказать, потому что мы не можем быть уверены в точке отправления (крепость Антония, дворец Ирода или какой-нибудь другой дворец). Многочисленные споры вызывает и местонахождение Голгофы.
Нынешний Скорбный путь установлен крестоносцами в 13 веке, а окончательно сформировался в начале 20 века. Его проходят группы христианских паломников, останавливаясь в местах, обозначенных римскими цифрами. Правда, часть остановок вымышлена и не имеет ничего общего с описанием в Евангелиях. Например, три остановки отмечают падения Христа. При этом сообщаются подробности: первый раз Он упал под тяжестью креста, второй – возле городских ворот, третий – увидев Голгофу. Все это придумано людьми, как и предание о блуднице Веронике, которая вытерла кровь и грязь с лица Иисуса. Согласно популярной легенде, на ткани осталось изображение лица Господа, ставшее образцом для многих икон. Имя героини предания объясняют как «vera icone» - «истинный образ», что является, мягко говоря, неумной выдумкой. На самом деле имя Вероника известно в истории значительно раньше и означает «истинная победа», «победоносная».
Отставим в сторону предания и последуем Евангельскому тексту:
«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк  и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Матфея 27:27-31).
В монастыре Сестер Сиона открыт довольно большой фрагмент каменной мостовой. На камнях сохранились интересные рисунки (в том числе и шестиконечная звезда, хотя ее стали использовать как символ Израиля значительно позднее), а также расчерченные игральные доски для любимого досуга римских солдат – «царской игры». По правилам игрок, потерпевший поражение, объявлялся «царем», и над ним насмехались все остальные участники. С. Баландин в книге «Пятое Евангелие» предполагает, что проигравший солдат взял Иисуса и посадил Его вместо себя на «трон издевательств». Сейчас установлено, что мостовая, как и находящаяся рядом арка «Экке Хомо» (возглас Пилата «Се, Человек» из Иоанна 19:5) сооружены на сто лет позднее императором Адрианом, но строители вполне могли вторично использовать камни из бывшей римской претории. Им необходимо было сделать свод над бассейном Струтион, снабжавшим водой крепость Антония, и массивные блоки, современники Христа, оказались для этой цели весьма кстати.
На уровне бассейна расположена раскопанная неподалеку археологами тюрьма. В общей камере на каменных полках могли сидеть, дожидаясь своей участи, Варавва и два разбойника. Для особо опасных преступников в одиночной камере проделаны отверстия, куда вставлялись ноги, после чего их заковывали в колодки. Эту камеру называют тюрьмой Христа, но в Иерусалиме существовали в то время и другие узилища.
Невинный Иисус шел к месту казни с двумя разбойниками под насмешливые выкрики одних людей и плач других. Наверное, Он нес на плечах не сам крест, как принято изображать на картинах, а его верхнюю перекладину, которую на Голгофе прибили к вертикальному столбу. Но для измученного, избитого Господа перекладина была тяжкой ношей. Тогда солдаты заставили нести ее Симона Киринеянина, приехавшего в Иерусалим на Пасху из Северной Африки. Тот безропотно подчинился из-за боязни наказания или же искреннего желания помочь обессилевшему узнику.
Сердобольные женщины рыдали. Единственную Свою речь на протяжении всего Скорбного пути Христос обратил к ним:
«Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Луки 23:28-31). Это пророческие слова о страшных последствиях римско-иудейской войны.
И вот, взошли на гору Голгофу, напоминающую своей формой череп. Где она находилась: на территории нынешнего храма Гроба Господня или за Дамасскими воротами? И. Торик пишет о существовании семи различных версий Голгофы. Мы рассмотрим аргументы «за» и «против» относительно двух наиболее известных.
Храм Гроба Господня
«За»
1. Это место известно с давних времен, указано еще царицей Еленой, первая церковь построена в 335 году.
2. Евреи устраивали кладбища за пределами городских стен, и это долгое время являлось основной проблемой главной христианской святыни. Открытая на территории русского Александровского подворья иродианская стена доказывает, что Голгофа действительно находилась за городом.
3. Совсем недавние раскопки на территории лютеранской церкви Искупителя подтверждают это мнение.
4. В здании церкви обнаружены две могилы периода второго Храма. Их называют гробницами Никодима и Иосифа Аримафейского. Наличие захоронений говорит о том, что данное место использовалось как кладбище.
5. На этом месте во времена Елены стоял построенный римским императором Адрианом храм в честь богини любви Афродиты. Адриан мог построить свое капище, желая осквернить Голгофу.
«Против»
1. От распятия Христа до посещения Иерусалима Еленой прошло 300 лет. После разгрома императором Адрианом восстания Бар-Кохбы Иерусалим на целых два столетия превратился в языческий город Элия Капитолина, Поэтому место казни и погребения Господа, скорее всего, было безвозвратно утеряно.
2. Царица Елена совершила в Иерусалиме на редкость много открытий, причем ее находки сопровождались всякого рода несусветными чудесами, что вызывает подозрение у серьезных исследователей.
3. Возможно, царица попросту решила снести языческое сооружение Адриана и возвести церковь, для чего сочинила историю о находке креста.
4. Стены на Александровском подворье и возле лютеранской церкви мог также соорудить Адриан, используя при этом (как и в других случаях) иродианские камни. В пользу этого мнения говорит то, что рядом найдены остатки римской площади. Возможно также, стена Александровского подворья являлась частью первого храма Гроба Господня. Отверстия в камнях говорят о повторном использовании. Н. Шафран считает, что через них крепились мраморные детали церковного строения.
5. Могилы на территории храма, наверное, относятся ко времени, когда здесь было кладбище, впоследствии заброшенное. При Маккавеях эта земля стала частью города, и захоронения на ней уже не проводились.

Другая известная Голгофа открыта британским генералом Гордоном. Начиная с1883 года англиканская церковь организовала рядом с ней раскопки и добилась значительных успехов. Это место осторожно назвали «Садовой могилой», чтобы не вызвать бурю протестов.
Голгофа Гордона
«За»
1. Природный рисунок на горе поразительно напоминает человеческий череп.
2. Согласно Евангелию от Иоанна 19:41 тело Христа похоронили в саду возле места казни. Наличие водных цистерн, каналов и прессов доказывает, что здесь был сад.
3. Площадь перед Дамасскими воротами всегда была людным местом, удобным для проведения публичных казней. По древней традиции на этой площади побили камнями Стефана.
4. Вполне вероятно, раньше Голгофа Гордона и Храмовая гора были единым целым. Пространство между ними – бывшая каменоломня, где высекали материал для строительства Храма и других сооружений. Тогда получается, что Иисус принес Себя в жертву на горе Мориа, месте жертвоприношений еще со времен Авраама и Исаака.
«Против»
1. У Голгофы Гордона нет исторических подтверждений.
2. Гробница, скорее всего, более ранняя и относится к периоду первого Храма (правда, некоторые археологи считают ее могилой 1 века н. э.; можно допустить также, что Иосиф Аримафейский был старомодным человеком и велел обустроить для себя гробницу в старинном стиле).
3. Если гробница старая, то тело Иисуса не было в ней захоронено, так как Иоанн называет могилу в саду новой.
4. Людных мест в районе иродианского Иерусалима было несколько. Традиционная Голгофа также могла располагаться на площади.

Я изложил лишь небольшую часть аргументов «за» и «против» не для того, чтобы спорить, а для того, чтобы прекратить споры. Какое имеет значение точность местонахождения Голгофы? Лучше откроем Писание и вспомним, что там произошло.
«Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Иоанна 19:18-20).
Священники добились казни Христа, но изменить надпись на кресте Пилат отказался. Все свидетели казни, все проходящие мимо люди могли лично убедиться: на Голгофе распят Царь Израиля. Сбылись великие пророчества Давида (Псалом 21), Исаии (глава 53), Захарии. Последний писал о грядущем покаянии еврейского народа:
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Захария 12:10).
Буквальный перевод с иврита «…воззрят на Меня, Которого пронзили». Бог передает нам через пророка, что на Голгофе казнили не просто Царя Иудейского, там распяли Господа.

Место Лобное, три креста. Молотками стучат по гвоздям.
Посредине распяли Христа, а разбойников по краям.

И один из повешенных злобно кричал:
«Отчего ж Ты к Отцу Своему не воззвал?
Говоришь, Ты Христос, Божий Сын, говоришь.
Так спаси же нас, что Ты молчишь?»

Но сказал глумливцу другой: «Рот твой скверной земной опален.
Поделом мы распяты с тобой, а вот Он ни за что осужден.

Помяни же, Господь, меня в Царстве Твоем,
хоть была моя жизнь непрестанным грехом.
Каюсь, был я злодеем в минувшие дни.
Помяни, мой Господь, помяни!»

Услыхал в ответ тот, другой: «Знай, Я истинно говорю.
Будешь ныне же ты со Мной, будешь ныне же ты в раю».

И земля потряслась, свет исчез над крестом,
разодралась завеса во Храме пустом.
«Отче Мой, совершилось! В минуту сию
дух Мой в руки Твои предаю!»

Римский сотник, что рядом стоял, видел все и волненья не скрыл.
Восхвалив Бога, тихо сказал: «Человек этот праведник был».

«Совершилось» - последнее, что произнес Иисус перед смертью. Совершилось то, что должно было совершиться:
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:4-5).
Он, безгрешный, умер за нас, всякий раз распинающих Его своими беззакониями. С этого момента каждый человек, как разбойник на кресте, может покаяться в совершенных им грехах, призвать Иисуса как Господа и обрести спасение.


Рецензии