Лабиринты Кенигсберга. Глава 6-1

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга". Глава 6-1. Неожиданная встреча. «Ветеран» канализаций и ливневок. Рассказ о подземных сооружениях.
 

Часов в пять Георгия и Костю разбудил монотонный голос динамика сигнализации спецназа: «Вы проникли на территорию спецназа. Стойте, иначе будем стрелять. Не заходите за красную линию. Положить на землю оружие и отойти в сторону» и испуганный голос: «Кто здесь?».
- Тебе же сказали, здесь спецназ. Стой и не дергайся – моментально сориентировался в ситуации Костя. Он вскочил с койки и подбежал к какому-то странно одетому мужику, который замер на месте и таращил глаза.
Быстро обыскав его и не найдя ничего интересного, Костя грозно стал расспрашивать, на каком основании мужик нарушил границу территории спецназа, который проводит в подземельях Кенигсберга спецоперацию. Не давая мужику опомниться, он забросал его грозными вопросами о том, что он здесь делает, как проник в подземелье и с какой целью. Мужик, ошарашенный потоком вопросов, молчал.
- Ладно, не кипятись, Костя – предложил Георгий. – Ну-ка, расскажи, не торопясь, что привело тебя в подземелья – предложил он мужику.
- Да живу я здесь, уже почитай года два.
- А, понятно, «ветеран» подземелий… Вернее, «ветеран» канализаций и ливневок… Ну, рассказывай, как ты докатился до такой жизни, да не торопись… Поподробнее рассказывай – грозным голосом продолжил Костя, не давая мужику опомниться.
- Да че рассказывать… Жена бросила, нашла себе другого, живет сейчас с хахалем… Меня выгнали, вот и мыкаюсь тут… Нашел вход в подземелья, в районе КГТУ, там где большой люк с отверстиями. Спустился по скобам на второй уровень, здесь и живу… Устроился неплохо – постепенно изучил ходы и выходы в разные части города, особенно в районе базара. Питаюсь когда как – иногда отбросами с базара, иногда - че получше перепадет… Вы уж меня не сдавайте милиции, и так я у них на примете… Видели меня несколько раз, как я из люков вылезал, едва ноги унес… Они не рискуют соваться в подвалы и канализацию, боятся, а мне не впервой… Нашел выходы в некоторые подвалы под домами… Читали в газете, серия краж из подвалов – мелкие продукты, банки с засолами и вареньем – моя работа… Стараюсь не наглеть, только когда прижмет… Так и живу.
- Ну ладно, не боись, мы свои… Не выдадим… Ты нам расскажи, что видел, где лазил… Мы тут выполняем важное правительственное задание по поискам выходов в некоторые районы города и в будущем их будут восстанавливать для спецназа, но об этом не рекомендуется говорить вслух…
- Да вы че, мужики, я – могила… Никому… - пообещал мужик.
- Ты смотри, подписку мы с тебя брать не будем, но ежели чего – из-под земли достанем…
- Да, уж – голосом Кисы Воробьянинова подтвердил Георгий.
- Понимаю, не впервой… Я лазил в разных частях города, в основном по своим шкурным вопросам, не обращая внимания на частности… Однажды набрел даже на вход в подвалы Биржи, ныне – ДК моряков. Слыхали, будто два или три этажа Биржи затоплены?
- Да, что-то такое мелькало…
- От ДК моряков есть подземный ход в сторону Южного вокзала, подземный ход «Замок – Южный вокзал» проходит рядом, ответвляясь на район Понарт, ныне – Балтрайон.
- Складно чешешь… И выражения у тебя… Образованный?
- Да, когда-то учился, незаконно-высшее образование…
- Незаконченное, что ли?
- Да.
- Биржа построена на сваях из сибирской лиственницы, окованных медными листами. Обычно такие постройки не имеют подземно-подводных этажей, но наша Биржа имеет, сам видел. Правда, нижний подвал все же затоплен… Лазил и по ходу под Прегелем, их там целых три, правда это было давно, когда мы сюда с родителями приехали, в 1949 г. Есть ход от того же замка к Северному и Южному вокзалу, и далее – в Балтрайон.  От Северного вокзала есть ход до «Газавтоматики» и далее в бывшие подвалы казармы «Троммельплац» и к Астрономическому бастиону. Ход прямо под дорогой и асфальтом, там даже на асфальте есть лючки вентиляции. От этого хода есть ответвления в бывшие подвалы Кенигсбергского телеграфа, в бывшие тюрьмы Полицайпрезидиума (нынче там ФСБ), Земельного суда (ныне – КГТУ), в загадочные бункеры на Штайндамме, в бункер на Вагнерштрассе (Вагнера), в туннель на Друммштрассе (Больничная) (описанный советскими разведчиками), в казарму Троммельплац... Но это я уже повторяюсь… Приятно поговорить с заинтересованными людьми, особенно, когда не бьют…
- Ну, ты не очень расслабляйся, мы еще не решили окончательно, что с тобой делать… Шутка…
- Да я что, я ничего… Хочу только вам помочь… Все люди братья…
- Где-то я уже эту фразу слышал – задумчиво произнес Костя.
- Да из кино это, про инопланетян. Там еще пацан с меелофоном бегает…
- А, вспомнил… Весельчак У и другие…
- Во-во…
- Ну, мы отвлеклись, продолжай.
- По моим соображениям и поискам есть два варианта ходов. Одни выше уровня грунтовых вод, другие ниже уровня.
Если немцы продумывали вариант с затоплениями подземелий, то получается, что для этого хотели использовать воды Верхнего озера. Кстати, в районе Верхнего озера есть два больших люка, как дверь. По одному из них можно проникнуть в подземный ход, который ведет к ФСБ, потом к Южному вокзалу и далее – в бывшие подвалы пивоварни района Понарт - Шенбуш. Но я никому не советую соваться туда без противогаза – где-то туда проникают фекальные воды… Вонища, как в том анекдоте про бомжей…
- Каком анекдоте?
- Да вы знаете, наверное… Анекдот: «У нас в подъезде бомжи Интернет устроили – «с-сайт» называется… Так такая вонища – не пройдешь»… Ну, да мы отвлеклись… От этого хода есть ответвления в сторону Ленинского проспекта - Площади Победы и за район Северного вокзала. Возможно и выход к железнодорожному туннелю или под него. Вы, наверное, знаете – у немцев был подземный трамвай от Южного вокзала к Северному. Тогда еще Южный вокзал назывался Главным… Недавно калининградскими дайверами открыта вторая линия кенигсбергской подземки, была и такая… Видел я их несколько раз, рассказывал, что знаю, но не все… Только вам, как на духу…
- Во-во, молодец, продолжай…
- Дайверы рассказывали, что если удастся докопаться до хода глубокого залегания, а потом вдруг окажется, что ход этот не один, то наш город обретет славу города подземелий!
- Ход глубокого залегания - это по аналогии с современными бункерами глубокого залегания? – показал свои знания подземного хозяйства Костя.
- Да, типа того… Дайверы еще рассказывали, что если проанализировать версию о затоплении нижних уровней двух вокзалов и ходов, то где-то на Преголе в районе "Остров - Биржа – железнодорожный мост" должен быть шлюз. Думаю, что водолазы много раз все обследовали, и возможно что-то нашли, но это – секретная информация.
- Да, уж – подтвердил Георгий.
- Я еще слышал, не знаю, на сколько правда, что часть сокровищ немцы прятали в форту №7 «Хольштайн» (на правом берегу устья Преголи, близ поместья герцога фон Хольштайна; ныне - п. "Прегольский"). Из Кенигсберга в сторону Хольштайна отправляли «странные» автомобильные колонны. В канале возле форта появлялись мини-подлодки – их видели очевидцы. В Хольштайн совершали поездки высокопоставленные лица. Ну и много других интересных событий вокруг этого форта.

- Каких например?

- Других… Интересных…

- Колонны можно было бы отследить и к другим фортам – показал свою осведомленность Георгий.

- Мне кажется, есть два варианта ходов. Одни выше уровня грунтовых вод. Другие ниже уровня. Если затопление продумывали, получается вариант затопления: Верхнее озеро - Королевское озеро - подвалы и ходы замка и ходы от него.
Я сам видел выход под подвалами замка в сторону Прегеля на остров Канта… Речь о ходах и сооружениях непосредственно под фундаментами зданий. Естественно, чуть глубже.

Костя задумчиво произнес: «Думал по поводу форта №7 (Герцог фон Гольштайн). Находится он вблизи реки. Поэтому уровень вод, в том числе и грунтовых, должен быть высок.
В некоторых источниках есть упоминания, что возможно, вывоз культурных ценностей из Кенигсберга производился подводными лодками. Видели их и в Пиллау, и в акватории порта Кенигсберг. Что они здесь делали, так и остается невыясненным. В связи с тем, что глубина канала в то время была 6 метров, то использование даже подлодок класса II в канале не представляется возможным - во время налета погрузиться не получится - некуда, а в случае потопления - канал блокируется на долгое время. Вывоз в Пиллау для погрузки там на подлодки опасен - колонну могут разбомбить по дороге - остается одно - погрузка в самом Кенигсберге. Порт отпадает сразу - хоть и не пострадал - но стратегический объект, да и посторонних глаз много. Судоремонтный завод Шихау - возможно да, но также режим секретности соблюсти тяжело. Остается только два места - либо безлюдное место с возможностью производить погрузочные работы, либо какой либо военный объект, который находится на берегу реки залива. Идеальным является как раз форт №7 - но он удален за реки на некоторое расстояние».

Георгий подтвердил: «Нормальные подлодки эксплуатировать было тяжело. В конце войны немцы усиленно создавали сверхмалые подводные лодки - "Зеетойфель", "Зеехунд", "Бибер". Таким образом, могло быть место использования именно их для вывоза того, что было - да - много не вывезешь - но самое ценное - вполне. Вероятнее всего использовали «Биберы» (их было построено 324 штуки), есть подтверждающие факты. Хотя могли и «Зеехунды», но их было построено меньше (23 штуки). Их наибольшая ширина составляла 1,7 метра («Зеехунд»). При удалении второго члена экипажа и заполнении его места культурными ценностями, возможностей одного человека вполне бы хватило, чтобы доплыть до Борнхольма или Готланда (нейтральные страны)».

Костя продолжил: «Проложить небольшой тоннель диаметром метра два, который бы соединил реку со рвом - больших трудностей не составляет. Для погрузки можно использовать и ров, можно сделать небольшой пирс и внутри форта. Все следы каких либо работ потом можно быстро уничтожить, засыпав все землей. Тоннель можно обвалить, также засыпав провал землей. В итоге никаких (или почти никаких) следов не останется. И, конечно, можно потом все взорвать, заметая следы… Таким образом, вывоз культурных ценностей на мини-подлодках мог иметь место. А ров форта №7 вполне мог использоваться как гавань для данных субмарин. Надо нырять и искать. Может, там что-то осталось, во рву.
Непонятным остается один момент. Судьба почти всех Бибберов известна, кроме нескольких. В том числе одного, о котором известно, что он зашел в Кенигсбергский морской канал и встал к причалу. К какому причалу, где - ничего не говорится. Известно так же то, что лодка была загружена, а после выхода сильно повреждена при налете советской авиации и засыпана. Лично я для себя не могу понять - как затонувшая лодка может быть засыпана. Причем из контекста документа понятно, что засыпалась она не в воде, точнее не совсем в воде. В связи с этим есть рабочий вариант о том, что при бомбежке одна из лодок как раз выходила по тоннелю в Прегель, тоннель вместе с лодкой был поврежден. Русские войска уже стояли у стен Кенигсберга - времени и сил что-либо делать уже не было. Кенисгберг был почти в окружении – полоса, где еще была связь с Пиллау, как раз проходила вдоль Прегеля в районе форта №7 и Метгеттена (ныне Космодемьяновск). Поэтому, вероятнее всего, было принято решение все засыпать (в т.ч. и лодку) и все замаскировать. Так что есть еще, что искать».

Мужик внес свою лепту: "Не спорю – возможно, некоторые факты кажутся притянутыми друг к другу за уши. Но как-то уже четко они ложатся в одну линию… Сам видел выходы под подвалами… И речь не только о ходах и сооружениях непосредственно под фундаментами зданий… Все находится гораздо глубже… Скорее всего, чтобы не вызвать обрушений, такие ходы, по идее, должны идти под дорогами… А на возвышенностях могут быть и глубже"…

Костя подтвердил: «Они и идут под дорогами. На 6-8 метрах - ливнёвки. На 12-15 метрах - фекалки. На 20-30 метрах - городские тоннели и метро. На 50-70 м - подземное междугороднее сообщение. Ещё глубже - международные трассы.
Тут же всё просто - водоносные слои идут поверх водонепроницаемых. Главное, аккуратно пройти водоносный слой (при необходимости заделать щели герметиком), а дальше можно беспрепятственно копать, без опасности затопления».

Георгий задумчиво произнес: «Не знаю, как в Калининграде, а вот в бывшем Фишхаузене (ныне Приморск), да…
Под дорогой на Балтийск, в 50-60 м за мостом через речку, есть поперечный ход, выложенный из кирпича с арочным сводом, шириной около 2 м и высотой прохода 1,8-2 м с заглублением относительно поверхности, около 2,5-2,8 м.
Это почти уровень уреза воды речки, если не ниже, а сухо было. Справа вдоль дороги тогда была выкопана траншея (начало 90-х) и вход с этой стороны был открыт…».

Мужик горячо произнес: «Что, нет ходов?! Думаю, что лучше меня знаете, что есть»…

- Не кипятись… Конечно знаем – произнес Георгий.
- Сюда бы старшее поколение, которое от первоисточников слышало легенды, да и само участвовало в подземных походах.
Думаю, что говорить нам об этом было бы намного интересней.

Мужик продолжил: «Мест таких, подобно описанному, в области предостаточно. Иногда вообще одни трубы от заводиков торчат… Это знают все. Немцы прекрасно выполняли герметизацию подземных и подводных объектов. Специальные цементы и смеси обеспечивали это. По одной из легенд, в особых случаях добавлялись даже яичные белки. Без планов, трудно понять предназначение некоторых. Вот в некоторых можно и танки спрятать, и колонну с чем угодно, например с тем, что все ищут… Я и по ливнёвкам в поисках различных ходов километры пути отмотал, и по фекалкам было дело, про форты и прочие укрепсооружения вообще молчу… Да и не я один такой… Жизнь заставит, и глубже полезешь»…

Костя подытожил: «Ну вот, а некоторые говорят, что только заезжему народу из России можно втюхивать туфту про подземный Кёнигсберг».


Продолжение: http://proza.ru/2016/01/17/870.


Рецензии