9... журналистом

    … журналистом
                1
Как загадочна наша память. Каждое мгновение жизни зарубцовывает в ней свои отпечатки – ничто не проходит бесследно. Она кладовая опыта, но почему он не спасает нас от повторения одних и тех же ошибок. Какими же должны быть ее слагаемые, чтобы однажды, как спасение, наступило прозрение. «Пуганая ворона куста боится… обжегся на молоке – дуешь на воду…» - весь повседневный быт мирской пронизан постулатами «народной» мудрости. Неужели жизнь – всего лишь слагаемые наших ошибок на пути к смерти? 
А не есть ли в этом высочайший смысл утверждения ее в мире? Только сам, своим горьким опытом преодолевая их, познаешь его, и твое плотское существо, сопротивляясь, полнится силой духа, который помогает стать тем, кем ты хочешь быть, терзаемый и ведомый своим призванием. Великий Бетховен, которого природа одарила высочайшим из талантов земного существа – гармонией звуков нашего мира, и лишила аппарата для его воссоздания, вступил в борьбу с этим недугом, свершил свое призвание, и открыл нам секрет его: «Через боль, борьбу и страдание к победе!» Истинный талант, преодолевая все препятствия мира, всегда найдет в себе силу, ум и волю свершить свое предназначение и обогатить им алтарь нашей жизни. И чем выше талант – тем труднее этот путь. Великий педагог Януш Корчак оставил нам свое завещание: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Мы не даем родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно: даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это стремление приведет Вас к Богу, Родине, Любви».
Но все это осознаешь лишь тогда, когда, сломленный неудачами, остаешься на исходе дней своих «у разбитого корыта», в которое льешь свои горькие запоздалые слезы. Желание свершить свое предназначение дано человеку изначально – оно неотъемлемый дар природы, которая, рождая свое творение, наделяет всем необходимым, чтобы оно было способно осуществить его. Главное в этом – найти себя, открыть, кто ты и каким создан природой в мире людей, чтобы явилась между вами счастливая роскошь общения. Основа для этого ни блага мирские и ни проповеди, а раскрытие индивидуального дара, которым одарила природа каждого из нас. «Трудный подросток» - это не тот, кто нарушает узаконенные правила утвердившегося сообщества, а в ком не открыли его призвания и не помогли стать на свою стезю.
Ишь, как меня занесло…Готов выдать тракт, повторяя то, что давно сказано и записано великими просветителями человечества на всем пути развития цивилизации о «великом и благородном труде воспитания и обучения подрастающего поколения». И почему все это, добытое и осознанное, признанное душой, превращается лишь в тривиальные звуки слов, а не становится реальной потребностью самой жизни, в которой рождаются, мучаются и гибнут, не воплотившись в действие, предназначения человека, которого создал Бог «из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Потребность высказаться рождается от того, что, и самозабвенно трудясь на своем поприще, на который ступил по призванию и любви, вдруг понимаешь, что не можешь добиться желаемого, которое так ясно осознаешь, от независящих от тебя причин.
Конечно, проще всего обвинить других. Но это удел тех, кто потерял веру в то лучшее, что жаждет душа, влекомая святыми порывами детства и юности. Зрелость являет ясно и точно, как ты сам шел на встречу к своей мечте: как боролся и чего достиг. И если ты, и обессилев в борьбе, не потерял веру в то святое, что для тебя есть жизнь, у тебя есть оружие – слово. Оно дано человеку для того, чтобы он мог и после гибели своей донести до потомков то, что было для него смыслом жизни. Истинная победа не практическое свершение желаемого - оно лишь истина момента, правда дня, а то, что ты смог передать другим, и они приняли и осознали это, как высший смысл жизни: продолжение во времени основополагающих ценностей всего сущего на земле. Жизнь – это движение во времени, и носителем ее является тот, кто не предал в душе своей то, что было заложено изначально ее Создателем. Он – творец нашего мира во всем его совершенстве: все в природе создано им для жизни живой. Этот дар он вдохнул в свое высшее создание – человека, сущность жизни которого развитие и продолжение. Изменить себе, осквернить душу свою - предать Его: душа - творец гармонии в мире. Покидая этот мир, она завещает потомкам своим: детство – это грезы, юность – мечты, зрелость – борьба за них, старость – осмысление. Жизнь твоя состоялась, если твоя исповедь интересна людям.
                2
   С каждым днем я все острее ощущал несоответствие нашей действительности тому, что жаждала душа. И познавал это на жизненных судьбах тех избранных, которых, казалось бы, сами люди боготворили: почему-то жизнь наших кумиров, которые добились того, что жаждала их душа, почти всегда являла собой трагедию в их постоянной непримиримой борьбе добра со злом. Словно сама жизнь, проверяя святое предназначение их душ, бросала в самые тяжкие испытания.
Работая с детьми, я отметил, что испытание каждой личности начинается с самого рождения – о, сколько искалеченных судеб прошло передо мной! На моих глазах яркий цветок со всеми своими особыми красками быстро превращался в среднестатистическую поросль, иссушенную и придавленную общеобязательной системой нашей жизни, с ее уставами, приказами, постановлениями – их готовили послушными исполнителями той социальной системы, которая властвовала в данный момент в обществе. Да, они развивались физически, набирались знаний, поступали в учебные заведения, становились рабочим или колхозниками. Но почти в каждом из них властвовала не душа, которой даны были изначально все слагаемые гармонии мира, а раздвоенность сознания – оно было озабоченно одним: как пристроиться в жизни, чтобы выжить…
Об этом я писал и разносил рукописи по редакциям газет и журналов.
- Да вы сами понимаете, о чем пишите? – все чаще слышал из уст их работников, и в меня вонзался один тот же испуганный взгляд. – Как вы не осознаете в вашем возрасте, да еще преподаватель литературы, что соцреализм есть указующий перст всей нашей жизни.
- Я пишу о том, что волнует меня в работе с детьми, - растерянно, но все упорней, отвечал я.
- Вот вам мой добрый совет, - сказал однажды один из них, заведующий отделом, плотнее прикрыв дверь кабинета. – Писать вы можете, в этом у меня нет сомнения, но…
Он замолчал, нервно вытащил пачку сигарет, прикурил, извинился и, смущенно улыбнувшись, предложил мне. Я, волнуясь, все же осмелился взять сигарету.
- Оказывается, учителя тоже курят, - пошутил он. – А это дурной пример…
Я признался, что начал курить в армии, когда в карауле, где часто мне приходилось бывать, порой так уставал, что слипались глаза, и не было сил выстоять смену.
- А я начал курить еще пацаном, во время войны, чтобы не подохнуть с голодухи.
- Когда началась война, мне был год, и мы с мамой стали беженцами…
- Ладно, не будем о грустном. Слава Богу, мы с вами выжили…
Он начал листать мою рукопись, изредка бросая на меня какой-то тревожный взгляд, губы его шевелились и тут же мгновенно сжимались, словно слова мои приносили ему неудобство, переходящее в боль. Я напряженно ждал ответа, и почему-то чувствовал себя так, словно был причиной этого его странного состояния.
- Ну, что вам сказать, - он медленно поднял на меня вдумчивые глаза. – Все, что я у вас читаю – правда. Мне лично нравиться, и нечем возразить.
- Так в чем же дело? – вырвалось из меня.
- Наивный вы человек, романтик, - усмешливо отозвался он. – Самое ценное в том, что вы написали, ваша способность заглянуть в душу ребенка, еще не испоганенную нашей реальной действительностью, и открыть ее другим. Но…- Он надолго замолчал, прикурил погасшую сигарету. – И при всем моем искреннем желании ее не напечатают.
- Вы заведующий отделом. И кто лучше вас может знать, что хорошо и что плохо…
- Извините, вы что, с луны свалились? – он вздернул передо мной свою узкую ладонь с растопыренными пальцами.
- Мама нашла меня на грядке, - отшутился я.
- То, что вы написали – откуда это?
- Открыли мне дети.
- И вы верите им?
- У ребенка говорит душа – и нет ничего священней ее откровения.
- Да, - задумчиво протянул он. – Не знаю…не знаю, что делать с вами. Но скажу честно: все, что вы написали, мне по душе. Ладно, к делу. Вот что предлагаю: разрешите мне немножко пройтись пером, чтобы у вас наконец-то была хоть одна публикация - думаю, это в наших с вами общих интересах.
Я, естественно, согласился: есть такая неискоренимая в человеке потребность – увидеть плоды своей работы. Когда мы прощались, он как-то странно задержал мою руку и сказал, явно смущаясь:
- Вы уже извините меня, но для пользы нашего с вами общего дела, я бы посоветовал вам взять псевдоним.
И здесь я согласился. 
                3
Через месяц рассказ был опубликован на полную страницу в газете, и я получил свой первый гонорар, равный моей месячной зарплате учителя. Но когда прочитал его – душа застонала: совсем не о том я писал. В нем сохранился лишь сюжет, внешнее проявление событий. А я в работе с детьми понял главное: без понимания причин любого явления в жизни общество не прозреет – и вся наша бытующая жизнь есть не строительство на основе их познания, а житейская суета в котле последствий.
В редакции меня встретили с триумфом и показали уже подготовленный новый рассказ. Я прочитал, и мне стало стыдно: из него была изъята душа…
- Нет, никогда…- только и смог произнести я.
- Да ты что! Главное в нашем деле печататься – ты, надеюсь, уже вкусил приятный вкус гонорара. А тебе выдали по высшему рангу – оценили! И вот что мы обещаем: продолжай с нами сотрудничать, и мы тебя заберем работать в наш отдел.
Я опять согласился. С каждым годом работы в школе понимал, насколько далек наш процесс обучения от того, что диктует человеку для выживания наша действительность. Было написано немало рассказов и очерков, но они мертвым грузом лежали в моем рабочем столе – и подспудное желание стало верой: стоит мне опубликовать их, и, как говорится, дело сдвинется с мертвой точки. Я приносил рукописи в редакции, все покорней смирялся с исправлениями «опытной рукой» их работников, и был рад тому, что могу озвучить хоть маленькую толику того, что ношу в своей душе. Ни коллеги, ни дети не знали, когда подсовывали и мне прочитать статью, что автором является их близкий человек. Псевдоним уже так укрепился в моем сознании, что я в редакциях только и отзывался на него. Среди их сотрудников со многими был не только в приятельских отношениях, но и вместе замачивали гонорары. Я стал у них своим человеком, и все чаще поговаривали, что время принять меня к себе в отдел. Мои статьи уже подписывали «спецкор» две республиканские газеты. Шли годы…. И нередко кто-то по-пьянке признавался мне: «Мы не раз просили редактора взять тебя в наш отдел, но, пойми, смущает его твоя фамилия. Вот если бы им кто сверху звякнул…»   
Стремление стать журналистом, чтобы в печатном слове высказать все то, что хотелось мне сделать в практической деятельности для раскрытия и становление ребенка, но срывалось под гнетом абсурдных законов и обстоятельств нашей жизни, стало навязчивыми желанием, как единственная возможность для свершения своей мечты. Когда ты очень чего-то хочешь и искреннее стремишься к своей цели, жизнь всегда нам дарует случай. Случай – это то, что ты не мог предвидеть, но если принял его как судьбу и проник вглубь его – это и есть твоя линия жизни. Последовательность и ответственность за свои действия свойственны лишь тому, у кого есть цель, ради которой он готов жертвовать собственной жизнью. Человек – носитель вечности, через него происходит осознание мира и определяется смысл быстротекущего времени.
Такой человек у меня был: известный композитор, лауреат множества премий, любимец и баловень сильных мира нашей страны – партии. Он, музыкант от Бога, для того, чтобы «пробиться» - таким стало кредо его жизни – писал песни по их заказу на любую тему, и делал это изящно и легко. Я был сам не раз этому свидетелем. При мне в своем рабочем кабинете он вытаскивал из груды бумаг тексты, которые присылали ему государственные стихоплеты, и, бормоча слова, тут же напевал мелодии к ним, и легко, быстро записывал нотами. Он с гордостью хвалился мне, что открывает ногой дверь в кабинеты высших чинов нашей страны.
Свел нас случай. Он пришел к нам в институт преподавать на кафедре музыкального отделения, хотя ему предложили работу в консерватории сразу же после ее окончания, потому, что безумно влюбился в нашу студентку. Я в это время был членом комитета комсомола по культуре. Уже с первых встреч между нами возникли теплые, дружеские отношения: я, дитя улицы, был восхищен его игрой, мог часами сидеть на полу в классе и слушать самозабвенно его музыку, которую он посвящал своей любимой. Он с восторгом рассказывал о ней и словами и своими сонатами, и признавался, что это чувство и рождает в нем это высшее человеческое состояние. Не знаю, что он оценил во мне, но, и когда мы стали стариками, называет меня «мой неумирающий романтик».
Когда он взошел на вершину славы, я сам все меньше стал общаться с ним. Он звонил, обижался, клялся верности в нашей дружбе, но все это я воспринимал теперь, как естественный порыв его художественной натуры. Он, прочитав несколько моих рассказов, не раз предлагал помочь их издать, но я понимал уже из опыта, что для этого из них выбросят все то, что для меня является самым важным. Однажды он сам отправился к директору издательства «Молодость», на стихи которого написал не одну песню. И потом признался мне: «Мы с ним уже договорились, но когда я назвал твою фамилию, он признался мне, что не любит евреев. Я сказал, что и я их не очень люблю, но ты мой друг. Ты наш – свой еврей…»
Желание стать журналистом, чтобы иметь возможность не только писать, но и печататься, сделало меня беспамятным – я отправился к нему. Он принял меня очень тепло и охотно согласился помочь. Через несколько дней позвонил и сообщил, что договорился с первым секретарем ЦК комсомола, и тот ждет меня.
                4               
     Я явился в назначенное время. Сухощавый, бледнолицый, с зачесанными назад редкими волосами, он встал из-за за стола, поздоровался со мной за руку и сказал:
- Сам наш лучший композитор просил за вас - это веский аргумент. Слушаю…
Я с волнением изложил ему суть своей просьбы: работаю в школе, у меня уже большой опыт, пишу, печатаюсь, и есть несколько предложений от заведующих отделом поступить к ним в штат.
- А вы скромный человек, - улыбнулся он. – Ваш друг композитор рассказал о вас намного больше хорошего.
- На то он и музыкант, - отшутился я. – Ему свойственно писать кантаты.
Он взял телефонную книжку и начал набирать номер, голос его стал деловой:
- Это вы? А это я…У вас печатается такой… - и назвал меня по псевдониму. – Что вы можете о нем сказать? – Молча выслушал и, пожимая плечами, ответил: - Тогда я не понимаю, почему вы не хотите иметь в свой редакции именно такого сотрудника?
Нажал на кнопки и набрал номер телефона второй газеты. Разговор был тот же. Он передернул плечами, положил трубку на рычаг и, помедлив, сказал мне:
- Давайте с вами сделаем так. Мне срочно нужна статья по теме «Научная организация труда в комсомольских коллективах», – он объяснил проблему. – Беретесь сделать?
За неделю я обошел и взял интервью во многих коллективах, написал статью и отнес прямо на стол редактору газеты – через день ее напечатали на первой полосе. Я позвонил секретарю ЦК, и он назначил мне встречу.
Когда вошел к нему в кабинет, он встретил меня как-то по-деловому, но пригласил сесть, и, поглаживая на столе газету с моей статьей, сказал:
- Сделано хорошо. Мне понравилось, как вы точно и остро поставили вопросы по этой проблеме.
Он замолчал, отвел глаза и продолжил каким-то другим голосом. Притом, я это как-то растеряно отметил, обратился ко мне по моему настоящему имени и фамилии.
- Да, вам надо работать журналистом, и именно в нашей центральной молодежной газете. Я уже об этом говорил с редакторами, но пока у них нет мест. Давайте немного подождем. Думаю, что они должны решить этот вопрос положительно.
Я молча выслушал эту уже привычную для меня тираду, но не сказал ему, что завотдела, прочитав мою статью и узнав, что я ее сделал по заданию самого первого секретаря ЦК комсомола, признался, что есть место, и он очень хочет видеть меня у себя. Хотелось вскочить и высказать все наболевшее по этому вопросу, но мысль о том, что этим я подведу своего друга композитора, который, даже рискуя своей карьерой, устроил мне эту встречу, сдержала. Я встал и сказал:
- Спасибо. Извините, что отнял драгоценное время от исполнения ваших важных государственных проблем.
- Да что вы, что вы! Я просто рад нашему знакомству. Как только будет возможность, мы решим этот ваш вопрос. Надо немножко терпения…
И тут я не выдержал:
- Этот вопрос мой народ решает уже не одну тысячу лет, – и, чувствуя, что сейчас меня занесет, кивнул на прощанье головой и вышел.
На перекрестке улиц возвышался на пьедестале танк, который первым ворвался в мой город, освобождая его от тех, кто пытался покорить мою родину, уничтожая на своем пути все живое на земле, и первыми – народ мой. Объявили они на весь мир: «Все беды в мире от евреев исходят. И виновен их Бог, который избрал иудеев своим народом. Не бывать двум богам в мире. Чтобы победить ненавистного нам Бога их – надо уничтожить народ его. Не будет смеяться ни один еврей!» А праведники горько шутили: «Вами, евреями, заквасили, нами замешивать будут».
Я долго слонялся по городу и просил у разума своего: «Не дай мне сил озлобиться. Помоги верить и надеяться, что все происходящее со мной – временность. Я, как и тысячи других современников моих, попал случайно в колесо истории, а я лишь малая частица общей трагедии ее от несовершенства к совершенству. Глупо обижаться на историю, если люди – послушное орудие в ее руках. А мы живем так, словно каждый наш миг в мире вечность, и претендуем на бессмертие свое. Тот, кто уразумел свою бренность в ней, но идет своим путем, лучший из нас – он верен душе своей, в ней бессмертие».
Черные стволы деревьев темнели среди желтой опавшей листвы, еще яркой и волнующей. Но листья, как мои чувства и мечты, желанные и красивые, погибали, а стволы деревьев продолжали жить на любимой мной земле и среди этой опадающей красоты. Они тянулись своими оголенными ветвями к чистому ясному небу, встречая грядущую зиму, не исчезали, а засыпали до новой весны. Было радостно и мудро в этом осеннем очаровании, и потаенно думалось о том, что сквозь все неудачи ты должен остаться верен лучшим мечтам юности и, как бы ни было тяжело в настоящий момент осознанности настоящего, не сдаваться, а продолжать жить, бороться и верить. Полжизни позади, но есть ты – и это главное: жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной. И наступил покой в душе.    
Когда мой друг композитор узнал, что произошло, он сказал:
- Главное в жизни – пробиться, если хочешь доказать свою правду. А для этого есть величайшее искусство жизни – компромисс.
Я ничего не ответил, но записал в своем дневнике:
«Неужели компромисс и есть самое главное в игре знатока за правду? Но какая эта игра скользкая, изворотливая – все на цыпочках: проституция. Тот, кто всей душой верен мечте своей, и, даже познав всю горечь утрат своих, лишь посмеется над этой игрой в правдолюбца. Пусть большего тебе не дано, но совесть души заключается в том, чтобы быть честным до конца, зная и смертельный исход. Идущие на компромисс, «борцы за справедливость», играют лишь в такую игру, где можно не просто уцелеть, но и построить карьеру. Это наше апробированное течение общественной жизни: Некрасов, даже Пушкин, прибегали к нему. Но Чаадаев этого не делал. Не думаю, что он был глупее. Именно это качество поставит его в будущем в первые ряды личностей рода человеческого, их жизнь – бессмертие, хотя уже при жизни их предавали забвению. Вот основной вопрос - что выше: при помощи компромисса отстоять свою идею или бескомпромиссно следовать ей? Неразрешимая дилемма творческого человека. И оттого, что большинство придерживается компромисса – не значит, что оно самое верное и истинное. Сколько оно вносит с собой обмана и путаницы – где грань между ней и ложью? Быть может, и я верю в это, человечество уже давно достигло желанного золотого века, если бы пошло путем Коперника, а не Галилея, и было бы меньше жертв. Компромисс создал беспросветность в человеческой жизни – каждое новое поколение пожирает его плоды, расплачиваясь за прошлое предков своей извращенной жизнью и «утонченной» моралью. Вот мы и пришли к тому, что имеем: нет веры, морали. Все дозволено, всему находим оправдание, и все, что вчера называли черным, сегодня провозглашаем белым. И Дамокловым мечом висит над человечеством угроза всеобщей гибели – результат этой массовой морали, разложившей первооснову смысла понятий: Да – Нет. Произошло раздвоение не только личности, но и человечества. И где та сила, которая способна нас излечить? Она одна: правда – честный без примесей путь к истине».
      После этой истории я перестал ходить в редакции. Но продолжал писать: рождались рассказы, повести, и взялся за задуманный уже давно роман. Идея его вызрела еще в институте, когда я начал осознавать на собственном горьком опыте противоречия нашей социалистической действительности с тем, что выражали о мире бессмертные классики мировой литературы: человек становится личностью лишь тогда, когда преодолевая все препятствия и мерзости нашей жизни, остается верным до конца своим идеалам и чистоте души, данной нам от Бога. Пусть ты и не добился в реальной жизни того, о чем мечтал, но если дано тебе призвание – должен все это выразить в слове.


Рецензии
Ваши записки мне очень нравятся, и я хотел написать отзыв после прочтения всех. Но данный раздел я не мог оставить без своего высказывания. Хотя я понимаю, что для полноценного ответа нужен большой научный труд. Как мне уложиться в несколько строк? Не знаю, но уйти молча не могу.
Представьте, что Вам создали все возможности для осуществления Ваших чаяний. Неужели Вы думаете что Вам удалось бы создать идеальное общество. Все дети вырастали бы творческими работниками. Я не верю в подобную утопию. Я постоянно слышу от окружающих, что все беды от того, что руководители специально хотят сделать людям плохо, и если бы начальство захотело, то весь народ получал бы много денег, и получал жилье моментально по возникновении потребности. Вся задача - поставить хороших руководителей. Меня жизнь с детства мяла - репрессия родителей, блокада, детдомовщина, кстати, не последнее место антисемитизм. Проработал всю жизнь на производстве и, к сожалению, знаю на каких деревьях булки растут. Все мои руководители, с которыми я почти всегда конфликтовал, хотели чтобы все было хорошо, не все умели добиться максимум возможного. А идеала достигнуть не мог никто. А может быть действительно Ваше место в журналистике. Извините, но я к этой профессии отношусь, мягко говоря без пиетета. Они никогда не отвечают за свои действия. А это положение разлагает. Пример: они своими статьями добились снятия руководителя, оказалось, что предприятие рухнуло. Кому придет в голову призвать к ответу журналиста? После февраля 1917 года СМИ занялись смешиванием Временного правительства с грязью и привели к Октябрю. Не помню, чтобы хоть один журналист раскаялся, или был обвинен. Если Ваша мечта стать журналистом состоится, Вы очень быстро забудете свои педагогические трудности и начнете своих бывших коллег мешать с грязью, доказывая, что при их желании можно избежать любых неприятностей. Для Вас исчезнуть объективные трудности. Извините за сумбур. Но не мог удержаться. С уважением Артем.

Артем Кресин   17.01.2016 20:32     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Артем.
Спасибо за внимание к моим запискам. Все то, что Вы анализируете - принимаю. Вы пишите: "Я не верю в подобную историю" - попали в цель. В этом и смысл того, о чем я пытался размышлять. Вся наша беда, что вдалбливаемый в нас силой с детства научный коммунизм - есть основа того, что мы были не научены понимать основу реальной жизни, в которой существует свое ее естественное развитие, данное нам свыше. И еще не одно поколение людей будет расплачиваться своей судьбой за эту "великую теорию построения мира всего прогрессивного человечества".
Видимо, такое развитие человеческой истории было запланировано самим Всевышним.Он водил по пустыне свой народ 40 лет, чтобы вымерло в нем его рабское воспитание. И однажды, недовольный его поведением, он совершил всемирный потоп, а потом сам сказал Ною: "Больше я не буду этого делать - все дело в молодости человечества". К великий истине можно придти лишь своим собственным путем, преодолевая все страдания, которые выпадают на долю каждого живого существа. Но для этого надо двигаться естественным путем развития, как это происходит в живой природе. А человеку дан для этого Разум.
Всего Вам самого доброго. Как приятно, когда в мире живет и размышляет родственная тебе душа. С уважением Роланд.

Борис Роланд   24.01.2016 14:15   Заявить о нарушении