Такая вот жизнь -часть 3

               
                Супрядка.
   Супрядка проводилась не в каждой деревне, но где именно в этот год, молва быстро разносила, и молодёжь точно знала, у кого она будет. Разрешить проводить супрядку просили обычно тех, у кого маленькая семья. Готовиться помогали деревенские женщины и мужики. Приносили из своих домов скамейки, стулья, угощенья.
    Съезжалась молодёжь со всей округи. Зимой парни запрягали лошадей и забирали по пути в сани девок.

    Шурочка и Наденька жили далековато друг от друга, на разных берегах реки. Но это не мешало им изредка  встречаться и побывать на супрядке.  Они брали с собой вышивку, а те, кто рядом жил, приносили прялки. Все занимались делом, поджидая, пока в избе соберётся народ. Шутили, обменивались новостями; парни переглядывались, перешёптывались, примечая нужную девушку.

    Но вот пришёл гармонист, и все отложили свою работу. Парни расселись по лавкам, приглашая девушек к себе на колени. Было твёрдое негласное правило: если девушка совсем не нравилась, но она успела сесть на колени, её никогда не прогоняли.

     Шурочка наглядела себе бойкого паренька и, смеясь, шлёпнулась  к нему. Несколько парней зазывали Наденьку, но она, стесняясь, отказывалась. Когда всё же кому-то из парней иногда удавалось заполучить её, Надя чувствовала себя очень неловко.

    Вот и на этот раз девчата, кому не достались парни, усаживались третьими на колени подруг. Это было весело, потому что сидеть  неудобно,с колен то и дело сползаешь и приходилось меняться местами. Наденька осталась стоят возле подруги.

    И вдруг она  увидела, как, расталкивая народ, к центру пробирался высокий чернявый парень в голубой рубахе. Некоторые старухи зароптали, что их тревожат, но он всем улыбался и отшучивался.

- Гриша, Гриша пришёл! – зашептались девчата. И тут же ему нашёлся свободный стул. Те, кто сидел третьими, затараторили:
- Я сяду к Грише!
- Нет, я  сяду! А ты иди к своему Ваньке, а то, глядишь, Иришка его уведёт!
- Я хочу, чтобы ко мне села она! – показал  Гриша на Надю, которая стояла возле своей подружки.

   Надя покраснела от смущения, а парни заговорили наперебой:
-  Она не пойдёт! Она у нас гордая!
- Брезгует нами! Учительница, а мы кто!?

   Григорий был любимец у девушек и не привык, чтобы ему отказывали. Он сам подошёл к Наде, взял за руку и насильно усадил к себе на колени. Всем это понравилось. Парни засмеялись, загалдели:
- Молодец, Гришка! Так её!
    От стыда Наденька не знала, как себя вести. В это время гармонист заиграл вальс, и все стали танцевать. Шурочка, забыв про подружку, уже вальсировала. Надя хотела тихонько выскользнуть из круга, но Григорий ей не позволил.

    И вот они уже танцуют. В избе тесно. Григорий всё ближе прижимал к себе Надю, нисколько никого не стесняясь. А ей представлялось, что все вокруг это видят, одобряют, и от своей беззащитности хотелось провалиться сквозь землю. Казалось, танец не закончится никогда.
    Но вот гармошка смолкла, и разгорячённые тела оторвали её от Гриши и  вынесли в коридор.

    А потом молодёжь снова ушла танцевать, а она осталась.  Шурочке, видимо, было не до подруги. Проходящие мимо старухи, недоумённо смотрели на неё. Наденьке стало как-то обидно, что её забыли.
- Даже этому парню я не нужна, а мне показалось, что я ему понравилась,- с горечью думала девушка. Наконец в коридор выскочила разгоряченная  Шурочка
- Где тебя носит? – закричала она.- там Гришка у всех спрашивает, куда ты пропала.

    И тут дверь избы распахнулась…
- Гриша!..Не забыл!.. Меня искал! – радостно промелькнуло у неё в голове.
А Гриша уже подошёл и, заглядывая в её синие глаза, спрашивал, не обидел ли он её чем. Наденька не успела ничего ответить, как затараторила её подруга:
- Да, нет, что ты! Просто она у нас не от мира сего, стесняется всё время. Ну, я пошла танцевать, а вы тут поболтайте.

    Гриша позвал танцевать и Надю, но та, вспомнив, как он её прижимал и все это видели, отказалась. Тогда Он предложил прогуляться или посидеть на скамеечке возле дома. Скамеечка уже была занята парочкой, и они медленно пошли по деревне.

   Была тихая морозная ночь, в избах ещё горели лампы, на небе серпом висел месяц. Григорий приобнял Надю, и она вдруг поняла, что этот парень ей не безразличен.
- Неужели я влюбилась? – спрашивала себя Наденька.- Да, нет, ерунда. Я ж его в первый раз вижу. Он не такой, как все, не нахальный.
- Ага, а помнишь, как он на коленки тебя усадил? – вдруг подсказала совесть. Но Наденька тут же отогнала эти мысли прочь.

    Они гуляли долго, пока совсем не замёрзли, и пришлось вернуться в избу. В коридоре Гриша стал растирать ей озябшие руки и корил за то, что Надя не сказала ему раньше, что так озябла.
    Тут снова выбежала Шурочка. Увидев замёрзшую подругу, она стала кричать на Гришу:
- Хорош гусь! Чуть девушку не заморозил. Веди её в избу к печке, кому сказала!
Она стала толкать их в дверь, а Наденька была счастлива и готова ещё раз замёрзнуть, только чтобы Гриша снова взял её руки в свои ладони и стал отогревать их.

   Эта была первая встреча со своей любовью.
   
      


Рецензии