Размышления о жизни и просвещении

Эволюция сделала человека человеком.

Хотела ли та обезьяна или не хотела, но она встала со своих четырех на две ноги по велению некоей высшей силы, которую многие не хотят называть Б-гом, а называют природой или эволюцией, хотя одно вовсе не исключает, а скорее дополняет другое. И после этого начался процесс просвещения. В то время, да и много позже он стоил человечеству много крови и еще больше страданий, но так или иначе, мы научились владеть огнем, перестали есть сырое мясо и одели на свои чресла сегодня уже очень красивую и качественную одежду, которая как и прежние наши шкуры спасает нас от холода и дождя и прямо или косвенно указывает на наш статус и положение в стае, извините, в обществе.

При этом эволюция предусмотрела не только физический переход наших предков из животных в некое другое высшее существо, но, и это главное, в другое совершенно качественно иначе мыслящее духовными категориями существо, в человека. Тогда нам стало доступно понимание и восприятие так называемой морали, включающей в себя такие необъяснимые и недоступные ни одному животному существу понятия как сочувствие, любовь, ревность, жажда знаний, стремление к новому и неизвестному. То есть эволюция сделала качественный скачок, ведущий к пониманию и осмыслению самого ее существования.

С тех пор просвещение и наука знали много великих подъемов и падений. Великие просвещенные цивилизации поднимали человечество до необыкновенных высот, даруя великолепные архитектурные, художественные, философские, теологические и литературные шедевры, надолго пережившие сами эти цивилизации. И каждый раз все эти высокоразвитые сообщества были разрушены внешним миром в лице низших диких стай варваров, неспособных понять, принять или хотя бы присвоить себе достижения этой цивилизации.
Это правило, которое, к сожалению, невозможно отменить, или хотя бы чуть-чуть исправить в пользу этих замечательных, созданных хорошими, добрыми и умными людьми, цивилизаций. Главная причина их падений и разрушения заключается в том, что люди, живущие понятиями добра, прощения, идеалами просвещения, которые проще всего и доступнее всего сформулированы в ветхом завете в виде 10 заповедей, не могут даже в глубине своей души и в сердце своем противопоставить силу силе, ударить или даже убить. Они разучились это делать именно по причине своих высоких моральных качеств, они скорее дадут убить себя, чем осквернить свою душу убийством, пусть даже и защищая собственную жизнь. Перефразируя Горького: "Безумство добрых- вот мудрость жизни". Поэтому, а не по какой-либо иной причине, в Европу пришли миллионы, а продолжают еще идти десятки тысяч беженцев. Ни один порядочный европеец не позволит себе и в мыслях отказать людям, бегущим от войны и убийства в куске хлеба и в крыше над головой. Мы верим людям, верим в их порядочность и честность. А то, что кто-то из них  может принести беду, это уже их дело, им отвечать за свое вероломство. Мы не будем называть бегущих людей бандитами, даже если они среди них и могут оказаться. Мы готовы помочь миллионам хороших, даже если в них затесалась сотня плохих. Мы верим в порядочность человека, и этого у нас не сможет отнять никто, даже утверждая, что мы мягкотелы и глупы. Не имеет смысла оправдываться перед тем, кто не умеет нас понять. Мы не будем оскорблять в ответ поносящих  и оскорбляющих нас и не поносящих нас за "тупость", потому, что понимаем, что им не дано принять наш образ мыслей и жизни. Мы помогаем страдающим и будем им помогать, потому, что нас учили этому с детства.

В школе, в обычной любой и каждой немецкой школе, первое, чему учат детей, это  тому, что войной проблемы не решить, их можно только усугубить, насилием насилие не побороть, в борьбе за человеческие идеалы силу имеет только слово, переубеждение, доброта, которая одна -единственная может спасти мир. Немцы научились этому сразу после 1945 года, поняли, что называется, на своей шкуре. Они искренне раскаялись и зареклись воевать, учение смертью пошло им впрок. Одно поколение - это по большому счету 20 лет. Растет четвертое поколение немцев, которые отвергают для себя силу, как способ решения каких-бы то ни было вопросов. Главное чему их научили в школе и чему их продолжает учить жизнь в современном немецком обществе, это- делай другому добро и он ответит тебе тем же, не мешай другому жить так как ему хочется, если он не мешает тебе своим образом жизни или мыслей, уважай другого, и тогда он будет уважать тебя, помоги человеку, когда он нуждается в твоей помощи, и он поможет тебе, когда тебе будет плохо. Если мы считаем и называем подобные принципы слабостью и мягкотелостью или не верим в то, что жизнь в Германии подчинена именно этим принципам, то это говорит только о нас и нашем нежелании учиться и видеть хорошее в других, и это не меняет ничего в жизни немцев. Вопрос заключается в том, хотим ли мы их понимать. Если мы поверим и поймем, что эти люди в среднем добрее, лучше и по-человечески умнее нас, то и сами станем лучше. Естественно и среди немцев есть свои уроды, но их мало, значительно меньше, чем в современной России, и говорить о них как о представителях немецкого народа, не имеет смысла.

Немногие в наше время, демократически настроенные русские, пеняют жителям Европы и Северной Америки на их мягкотелость, неумение "давать сдачи" когда их бьют, огрызаться и доказывать свою правоту кулаками, они принимают другое, более высокое понимание человеческой сущности, за слабость, осознанный отказ, в виду ее полной бесполезности, драки для решения каких-бы то ни было проблем, за отсутствие характера и мужественности, а бескорыстную и искреннюю помощь больному и несчастному за неумение увидеть приближающуюся опасность.

Это совсем не так. К сожалению человек, никогда не сталкивавшийся с этой другой, намного более высоко образованной и воспитанной на библейских правилах общностью людей, никогда не сможет понять их менталитета. Мы, русскоязычные, выглядим так же, как и средний европеец, одеваемся по-европейски и считаем себя по большому счету, европейцами. На деле же мы имеем крайне мало общего с этими людьми, и если мы не захотим изучить их и ту эволюцию, которую они совершили, в корне отличающуюся от нашей эволюции, то мы и дальше будем считать их глупыми, недалекими, слабохарактерными и мягкотелыми, Гей-Европой, в самой мерзкой и непростительной формулировке нашей дикости. 

Самое страшное, что могло произойти и уже произошло с русскоязычной нацией, это сползание в яму невежества, уход от прогресса, морали, отказ от мировых и человеческих ценностей, приоритет агрессивности в человеческой жизни и политике, постоянное и нарастающее очернение и ошельмовывание новых настоящих, по-человечески демократических правил жизни и общения или просто: нежелание и осознанный уход от просвещения. 

Проще всего объявить себя пупом и солью земли, а на всех, кто так не думает до  смерти обидеться. Сложнее выдернуть себя из болота тупости и невежества. Я пишу для тех, кто еще не разучился думать самостоятельно. Я хочу, чтобы те, кто забыл, как это делается, попытались снова начать соображать независимо и оригинально своими собственными мозгами. Я хочу подвести хотя бы кого-нибудь к источнику с водой, и чтобы он смог сам и без чужой помощи  из него напиться, а позже подвести к нему еще одного, следующего.

Просвещение в России в настоящее время остановилось, поднявшаяся во весь свой гигантский рост волна невежества и природной дикости уже потопила те небольшие нежные ростки просвещения, которые пытались вырастить немногие думающие люди, начиная с Петра и заканчивая современными, если и не выдающимися мыслителями, то все же имеющими собственную голову на плечах остатками русской интеллигенции.
Вот уже почти 20 лет я живу в центре Европы, в Германии и я вижу, как просвещение двигает здесь человечество и каждого отдельного человека вперед, не побоюсь этого слова, в светлое будущее.

Я приехала сюда и была полностью уверена в себе, я много читала, была хорошо образованным с высшим образованием и даже с красным дипломом инженером-экономистом. Мне казалось, что мои способности и мое желание "пробиться" помогут мне подняться и занять достойное место в немецком обществе. Я не могу жаловаться на свою судьбу, я не таскаю болванки, не мою полы и даже не сижу с чужими детьми. Я работаю за письменным столом и с компьютером, а мой сын учится  в университете. И все же до приличного немецкого общества мне не дойти, знаний мало, языка не хватает, основные понятия о добре и зле все еще другие. Как известно, интеллигентом может считать себя человек, в роду которого насчитывается хотя бы три предка с высшим образованием.  Мой сын станет наконец первым в моем роду... Кроме природного ума и желания учиться я ничего не могу ему предложить.

И все же одна важная мысль не дает мне покоя. Я прожила и продолжаю жить в двух разных мирах. Я прожила почти до 40 лет в России, знаю русский менталитет, и "устройство" русского взгляда на окружающий мир, а теперь, я могу утверждать, что познала и продолжаю познавать этот новый мир, эту совершенно иную, практически не имеющую ничего общего с русской немецкую цивилизацию. Я пришла к этому не спонтанно и не вынужденно, я занималась этим целенаправленно, я сравнивала и анализировала, я искала общее и различия в образе мыслей, поведения, правил жизни. Я полюбила и приняла немецкий образ жизни потому, что он сделал меня свободной от ненависти и агрессии в моей душе...

Я далека от утверждения, что все немцы - ангелы, у каждого, что называется "свои недостатки", но то, что в среднем они добрее, образованнее, а главное порядочнее, это факт. Нам можно многому у них поучиться, надо только захотеть увидеть очевидное не бояться своих язв, мы не сможем их вылечить, пряча от посторонних глаз. Мы должны перестать бояться показать их всему миру, тем более, что это ошибка, полагать, что весь мир настолько глуп, что сам этих язв не видит. Две правды - одна для посиделок на кухне и другая для иностранцев пусть и бывших соотечественников, это глупо, это стыдно, это не достойно человеческого достоинства. Пытаться утаить шило в мешке глупо и унижает страну, в который мы родились. Правда делает нас свободными и дает импульс желанию изменить существующий статус. Надо наконец выпрямиться в полный рост и снять с кровавых рубцов лохмотья мнимого величия и гордости. Гордость заключается в другом. Смелость - это не бояться истины и плевать на то, кто и что может обо мне подумать. Надо научиться уважать себя  и в нищете и в рубище. Только тогда и окружающие нас миры начнут нас уважать за наше мужество и желание вылечиться от своей проказы.

Моя внутренняя свобода дала мне в этой новой жизни очень много. Я не боюсь сказать, что я хуже кого-то, мое образование ничего не стоит, что я меньше знаю, чем хотела бы. Я не боюсь себя унизить, потому что правда не может унизить, она может показать мне новый путь в жизни, я люблю себя такой, какая я есть, и я пытаюсь стать лучше, я не хочу жить в болоте, я живу и учусь жить дальше.
Все это я написала не только для себя, чтобы упорядочить свои собственные мысли, я пишу для того, чтобы внести свою крошечную каплю в идею просвещения и в мысли тех, кто его еще желает. И если я не поделюсь своим опытом и мыслями я могу, не желая этого, предать идею просвещения всего человечества.



 


Рецензии