Ирония судьбы - фильм о смерти?
****
Отношения с этой картиной лично у меня складывались сложные. С одной стороны, фильм нагонял на меня тоску страшной силы. Ужас тоски был в том, что ее возникновение не поддавалось логическому объяснению. Во-вторых, этот чертов фильм не только назойливо крутили каждый Новый год, но мои родители и гости смотрели оный как зазомбированные. Пока я была ребенком, сбегала к новогодней елке, где и развлекалась до темноты катанием на коньках или прочими зимними забавами. Годы шли, эффект от фильма только усиливался. Каждый раз, слыша само упоминание о фильме «Ирония судьбы или С легким паром!», я внутренне сжималась от странного ощущения: частью ужас, частью уныние перед чем-то неизбежным. Никак не могла толком понять, что в этой культовой картине не так. Или что-то не так во мне? Ведь всем же нравится. Самый что ни на есть новогодний фильм,
И только в арктическую ночь Нового, 2016-го, года вдруг неожиданно для себя, кажется, нашла ответ. Он прост: фильм-то о смерти. Ключом к пониманию глубокого подтекста картины стали сначала споры у нас о том, можно его демонстрировать или нельзя, затем – киноконцерт, куда песни из «Ирония судьбы» все же просочились. Когда Женя Лукашин пропел «и если вы не живете, то вам и не умирать», паззл моментально сложился.
Сразу оговорю две вещи. Первая: не настаиваю на своей трактовке картины. Вторая: никаких камней ни в чей огород я не бросаю, Эльдар Рязанов вряд ли понимал, какой мощной подтекст в его картине. Если и понимал, сделать ничего не мог.
***
Предбанник-баня
Прологом картины служит краткая сатира на типизацию, одинаковость советской жизни, в частности, в архитектуре. Типичные серые «коробки» у меня ассоциируются с чем-то жутким. Да не с моргом ли, где все одинаковы? Ведь именно так большинство авторов, в том числе и древнегреческие философы, изображали Аид. Одинаковость, унификация…От этого веет мертвозностью, что блестяще использовали фантасты в антиутопиях (особенно Стругацкие).
Обратим внимание на главного героя, Женю Лукашина. Женя – Евгений. В переводе –благородный. В рамках советской действительности, синоним интеллигента.
Евгений накануне Нового года идет в баню (хотя как раз поход в баню и не вяжется с интеллигентом). Милый мужской обычай, которому можно улыбнуться, если бы не одна деталь. В баню он идет с тремя друзьями, дабы совершить омовение. Мы все помним оду бане. Если учесть, что давнее значение зимнего праздника далеко не такое веселое, как ныне, а ель, Дед Мороз и Снегурочка, - персонажи (духи) мира мертвых, подвергшиеся серьезной трансформации в сказочных героев. Омовение же чаще связано с смертью. Позднее смерть равнялась резким изменениям в жизни человека (инициация). Отголоски этиих представлений до сих пор ощутимы в религиозных церемониалах (пострижение, посвящение и т.п.). Соответственно, торжественное омовение (или его элементы, символы, сублимирование) сопровождало все ритуалы инициации или трансформации. Достаточно вспомнить, что белый цвет невестина платья (к других культурах красный, желтый), - ритуальный и означает смерть и трансформацию. Иисус Христос принял омовение в реке Иордан, после чего, на него снизошел БЕЛЫЙ голубь. Мы помним, что в фильме речь идет не о простом походе в баню, а именно о ритуале. «Каждый вечер 31 декабря мы идем в баню», - фраза, ставшая афоризмом. Казалось бы, алогичный сюжет: герой, влюбленный в женщину, маменькин сынок, интеллигент явно в надцатом поколении, упрямо идет в баню, хотя и любимая женщина, и мама, отговаривают Женю от такого шага. Но вяло как-то отговаривают, зная, что потерпят поражение.
Трансформация и Смерть
В бане происходит традиционная для комедии положений подмена героя, Женю отправляют в Ленинград. Немало эзотериков считают Санкт-Петербург (Ленинград) «городом смерти». После блокады в Великую Отечественную войну даже Ленинград и есть город смерти. Город, названный в честь человека, чье тело до сих пор лежит в Мавзолее в Москве, то есть, не умерло (терафим), также с полным правом можно назвать городом смерти. И не случайно герои путаются в улицах Ленина. Учитывая осведомленность Петра Первого в масонских тайнах, а также символистику смерти, которой полон город, примем это как рабочую версию. В таком случае, героиня Барбары Брыльской – сама Смерть. Нонсенс? Вполне возможно, что версия надуманна. Но обратите внимание на великолепные песни, которые, тем не менее, грустные. Даже слишком для новогодней картины. Например, «Я спросил у ясеня…» Ясень – дерево непростое, некоторые авторы считают, что именно ясень соединяет царство живых и мертвых. «Была тебе любимая – стала мне жена». Тоже интересная строчка. Больше похожа на плач героя из царства Аида, чем на размышления живого персонажа. Не менее занимательны партии героини Брыльской - Надежды. Например, о зеркале. В новогоднюю ночь многие пытаются гадать на зеркале. Но, если героиня Брыльской – сама Смерть, суть песни совсем другом: Смерть смотрит в зеркало (в наш мир, в мир живых), отпуская жертву «на все четыре стороны». Следовательно, время герою умирать еще не пришло, и Смерть ничего не может с этим поделать, хотя имеются и вОроны, и, повторюсь, море-корабли.
Обратите внимание, что имя героини – Надежда. Если это Смерть, следовательно, герой, сбежав от тягот жизни (или от тяжких мыслей), рвется покончить жизнь самоубийством. Иначе откуда бы взялись вороны, корабли и прочая символика в песне о зеркале? «Мне кажется, что вы больны не мной…» не менее заунывна.
Смерть – Надежда
Песня «На Тихорецкую» буквально напичкана потусторонними символами: поезд (переезд), Тихорецкая (покой, река Лета), матрос (Харон?), «платочки белые – глаза ПЕЧАЛЬНЫЕ». Белое – печальное, также символы смерти-трансформации. Далее сюжет развивается по схеме «но как вы спелись!» а древнегреческий подтекст недвусмысленно указывает и герой с именем Ипполит. Если домыслить, что Ипполит – символ коня черного, смерть от тоски, картина сама по себе похожа на ритуальную. Особенно после того, как в финале мама Лукашина видит его и новую возлюбленную, замечает, как они похожи.
Милая, смешная и наивная, отлично разыгранная история исчезает. На самом деле, фильм о тяжкой безысходности интеллигента, ввергнутого в глубочайшую депрессию Системой. Он сначала ищет утешения в любви, в работе, затем в друзьях, в бане, в тихих семейных или телесных радостях. Он бы и хотел уйти от тоски, но – не может. До такой степени, что выбирает Смерть, стремится к ней. И – не получает желаемого. Точнее, получает, но не совсем.
Перед нами трагедия умного и хорошего человека, который не вписывается в Систему со своим творчеством и не может «как все». Это не жизнь. Доведя комедию положений до абсурда, Рязанов довел до абсурда и тренд Системы на унификацию всего и вся.
Случайность подтекста
Несомненно, Эльдар Рязанов не задумывал фильм именно так. Мешанина символов и мотивов говорит в пользу этой версии. Но, видимо, тяжкие переживания режиссера не могли не отобразиться в картинеВозможно, позже режиссер осознал, почувствовал, ЧТО именно снял, поэтому не пришел в восторг от идеи снять сиквел.
Я понимаю, что такая версия кажется корявой и притянутой за уши. Для меня она хороша тем, что максимально логично объясняет непонятный ужас и тоску, связанные с этим фильмом. Тема смерти, причем одной из тягчайших – смерти от тоски – звучит в нем слишком сильно. И тема невозможности противостоять Системе.
И единственным нюансом, который в финале выглядит позитивно, есть фраза мамы главного героя: «Поживем – увидим». Она - антитеза смертному подтексту картины. И выбор того человека, чьи тяжкие мысли сказались н картине. Он, в отличие от героя, выбрал жизнь. И, судя по тому, что Эльдар Рязанов прожил почти 90 лет, не ошибся.
Свидетельство о публикации №216010301884
С 2016-м годом, Годом российского кино! Успехов и новых гениальных версий!
Критик Тычущий Носом 08.01.2016 10:35 Заявить о нарушении
P.S. А Лукашина никогда не одобряла, без связи с моей мистической версией. Он чудовищный эгоист, который наплевал на любящую его женщину и обаял другую ради ночевки к тепле. Настоящий, уважающий себя, человек уехал бы на вокзал, сдался бы в милицию или объяснил все Ипполиту так, чтобы не ломать чужие судьбы себе в угоду. Но и Надю не одобряю. Оба неприятны мне и поведение обоих для меня неприемлемо. Но это так, к слову.
Лилия Брудницкая 08.01.2016 18:24 Заявить о нарушении
Еще мне интересен фильм "Кин-дза-дза", где явно содержит нарочитую насмешку, - вот еще интересный фильм для толкований и расшифровки скрытых намеков!
спасибо, мне нравится эта тема!
Критик Тычущий Носом 09.01.2016 13:48 Заявить о нарушении
А вот "Кин-дза-дза" лично мне нравится. Убийственно правдивый фильм: и политическая сатира, и самоирония, и гротеск, - все есть и все к месту, за исключением некоторых провальных эпизодов. Но это как раз мое личное мнение. Впрочем, в области кино у меня странные вкусы, мне очень нравится "Твин Пикс" и "Малхолланд драйв", хотя мои друзья до сих пор удивляются, как можно ЭТО пересматривать :-)
Лилия Брудницкая 09.01.2016 22:39 Заявить о нарушении
"Служебный роман" совсем не тоскливый в сравнении с "Иронией"? Хм... У вас уникально оригинальное восприятие, в самом деле. Я бы сказал, что "Сл. роман" слегка тосклив, а "Ирония..." навевает один лишь оптимизм :) Возможно, пол зрителя играет роль?
А я сегодня ходил на новый фильм Тарантино, даже не зная, что этого его фильм! Уникальный случай :) Ближе к концу, часа через два с половиной, моя спутница шепнула мне: "ну, Тарантино в своем духе", я аж подпрыгнул, "Кто? Тарантино - режиссер?! " Хе-хе, клянусь, так и было :) Спойлить не буду, скажу лишь, что фильм хороший, на акетров - залюбуешься, сюжет крепко сбитый и на съемках потратили цистерны две кетчупа :)
Почитаю ваши другие произвдения!
С пожеланиями творческих успехов, искренне ваш,
Критик Тычущий Носом 11.01.2016 01:28 Заявить о нарушении
Сейчас странный кинопроцесс. Мультяшки глубже, чем традиционный метр. Поэтому лично я иду смотреть золотоглобусовский теперь "Шиворот-навыворот".
P.S. Случайно сегодня зацепилась на передачу на канале "Время" с Рязановым. Присмотрелась. Да от него просто разит суицидом!!! Такая обреченность во взгляде, смотреть жутковато. М-да... Что-то его угнетало всю жизнь, за что-то он себя очень казнил. Всю жизнь. Тяжело ему было, ой, как тяжело.
Лилия Брудницкая 16.01.2016 22:40 Заявить о нарушении