Моя Атлантида 1. Зачем нам Атлантида

                Моя Атлантида
              1.Зачем нам Атлантида?
Атлантида, моя Атлантида! Моя мечта о большой романтической тайне.       Мечта  множества людей о счастливом Золотом веке в далеком прошлом. Красивая сказка Платона уже две с половиной тысячи лет будоражит воображение людей. К нашим дням вокруг Атлантиды наворочено столько неудержимых фантазий, прекрасных мечтаний, всяческой малограмотной чепухи и откровенного мракобесия, что ее популярность можно сравнить разве что с популярностью идеи коммунизма, тоже красивой и заманчивой сказочной мечты о будущем Золотом веке человечества, когда труд станет счастьем, когда каждый будет иметь все, что пожелает.
       В XX-м веке почти треть человечества энергично пыталась претворить прекрасную идею коммунизма в жизнь, но, увы и ах, из этих сверхтитанических усилий ничего не вышло, кроме моря крови, немыслимых страданий миллионов людей, глубочайшего разочарования, мировой скорби и немыслимо свирепого звериного оскала победившего олигархического империализма. Но красивая идея коммунизма вечно жива, и точно так же будет вечно жить красивая сказка о счастливом прошлом человечества, об Атлантиде Платона.
Почему Атлантида – моя? Да потому, что эта красивая сказка принадлежит каждому человеку. Потому, что в мальчишеские годы я мечтал об открытии Атлантиды. Потому, что своя Атлантида есть у каждого. Есть она и у меня.   
Автор легенды об Атлантиде афинский философ Платон родился в 427 году до н.э., его жизнь пришлась на годы высшего расцвета Древней Эллады. По отцовской линии он считался потомком последнего аттического царя Кодра, а по материнской линии – потомком мудрого государственного деятеля Солона, давшего Афинам законы абсолютной демократии. В молодости Платон пережил неудачную для Афин войну со Спартой, крушение афинской демократии, воцарение тиранов, среди которых оказался его друг и родственник Критий. Возможно, Платон участвовал в восстании афинян против тиранов, когда погиб Критий, и в восстановлении афинской демократии.
       После этого Платон много лет путешествовал, долго жил в Египте, как говорят сейчас, перенимал передовой опыт. Однако основную часть  жизни Платон посвятил главному своему делу: всемерному возвышению родного города и установлению афинской гегемонии во всем эллинистическом мире.
Ради этого он написал капитальный труд «Государство», в котором изобразил идеальное общество, где все люди абсолютно равны, совершенно свободны, всегда счастливы, и где самый последний крестьянин имеет минимум двух рабов. Для популяризации своей социальной мечты Платон написал еще два диалога: «Тимей» и Критий», - в которых доступно для простого древнего эллина описал такое идеальное государство под названием Атлантида. Как в русских сказках, он поместил это сказочное государство за тридевять земель от Афин и за девять тысяч лет до своих дней. А чтобы придать побольше убедительности и увлекательности своей идее, Платон в обоих диалогах всячески прославлял свои любимые Афины, а заодно то и дело ссылался на своего предка Солона, на мудрых египетских жрецов, на своего безвременно погибшего друга-врага Крития и на известного афинского философа Тимея. Злые языки говорили даже, что идею об Атлантиде Платом, мягко говоря, позаимствовал у Тимея.
      Но дело не в плагиате. Современники Платона особого значения сказке об Атлантиде не придали, - примерно как русские люди не особенно верят в Деда Мороза, счастливого Иванушку-дурака, в его волшебную щуку, в царевну-лягушку и в Конька-горбунка. В те годы свободные граждане Древней Элладе на базе бесплатного рабского труда и огромного импорта великолепной русской пшеницы не утруждали себя физической работой. Досуг составлял основную часть их жизни, они любили размышлять на самые разные темы, вроде гоголевского Манилова, а наиболее усердные писали всевозможные трактаты по итогам своим размышлений, в том числе, о наилучшем устройстве общества, и часами обсуждали их на агоре. В этом потоке рассуждений платоновская фантазия об Атлантиде, скорее всего, забылась бы, как забылись бесчисленные другие прожекты беспечных кудрявобородых эллинов.
      Однако Атлантиду Платона спас от забвения самый знаменитый ученик Платона, философ Аристотель, воспитатель Александра Македонского. После смерти великого Александра Аристотель яростно боролся против нового возвышения Афин, попутно он неоднократно устно и письменно  предупреждал доверчивых древних эллинов не верить в платоновскую Атлантиду. Он уверял, что Платон Атлантиду выдумал только для возвышения Афин над всеми свободными эллинскими городами-полисами и для пропаганды своего идеального государства, которого на самом деле быть не может, потому что не может быть.
      Кстати, именно Аристотель, именно по поводу платоновской Атлантиды сказал знаменитую фразу: «Платон мне дорог, но истина дороже». Сейчас эти слова трактуют в несколько измененном виде: «Платон мне друг, но истина дороже», вряд ли Аристотель мог назвать своего учителя другом. Платон происходил от высоких аристократических предков, Аристотель же, сын врача при македонском дворе, - простой «разночинец». Кроме того, Платон – яростный апологет величия Афин, Аристотель же после смерти Александра, своего великого ученика,всю жизнь боролся против нового возвышения Афин в эллинистическом мире.   
      Но дело не в том, сказал ли Аристотель о Платоне «друг» или «дорог». Большинство из нас, когда сталкивается с запретом чего-то, сразу становится сторонником запрещаемого, хотя до запрета нам на этот предмет было глубоко наплевать. Это упрямство составляет одну из основных черт нашего человеческого характера, и именно эта черта сделала человека господином планеты Земля. Предупреждение Аристотеля лишь заставило древних эллинов крепче запомнить платоновскую Атлантиду и передать веру в нее своим потомкам.
      Через тысячу лет Древняя Эллада и Древний Рим погибли под ударами варваров, фанатики-христиане уничтожили наследие этих великих цивилизаций, и Атлантида забылась почти на тысячу лет беспросветного Средневековья. В эти тёмные века христианская церковь пресекала любые разговоры об Атлантиде, ведь язычник Платон еретически уверял, что Атлантида существовала за девять тысяч лет до него, а по христианской вере Господь создал мир и человеков всего-то за 5508 лет до Рождества Христова.
      Лишь в эпоху Возрождения платоновские диалоги «Тимей» и «Критий» снова выплыли на свет Божий, и сказка об Атлантиде со счастливыми атлантами опять пошла гулять по Европе. Немалую роль в восстановлении памяти об Атлантиде сыграли  уцелевшие в веках слова Аристотеля о Платоне и истине. Аристотель у средневековых христиан почитался как непререкаемый авторитет во всех науках, особенно в философии. Когда настал высоко просвещенный XIX-й век, платоновская сказка о Золотом веке человечества вырвалась «на оперативный простор», и расцвет ее популярности произошел в конце этого века.
 


Рецензии
Мне понравилось

Картасов   09.02.2016 20:46     Заявить о нарушении