Новый Год на Кубе

В России – синие снега.
В России буйствует пурга.
А я экзотики хочу
И за Атлантику лечу.
В предчувствии экзотики
Уже сейчас слезой теку.
Еще немного. Еще миг,
И Куба свой откроет лик.
Ну, трогай, легонький ИЛ-ок.
Не подведи в пути, милок.

Мне предложили поработать лето начальником пионерского лагеря за бесплатную путевку в страну по моему выбору. После того, как всемогущий железный занавес стал осторожно подниматься над горизонтом нашей страны и забрезжила возможность посмотреть мир, как можно было отказаться от такого соблазна? Мне очень хотелось побывать в Японии или Франции.

Лето давно закончилось. Начался учебный год. Прошел сентябрь, октябрь, ноябрь, а путевки не было. Усталость без привычного летнего отдыха давала о себе знать. Появилась возможность полететь  на Кубу или в Мексику. Ждать больше не хотелось. Было начало декабря. Решение было принято – Куба!

Люди моего поколения прекрасно помнят слова песни «Куба – любовь моя!» Ореолом героической славы был овеян образ бородатого, могучего  Фиделя. Я думаю, не нашлось бы человека,  отказавшегося посетить  столь экзотический остров. Да еще в те времена, когда попасть за кордон было не очень просто.


 Новый Год мы должны были встречать в Гаване. Сын принес из леса две елочки
 сантиметров по семьдесят, которые очень удачно легли на дно чемодана.

Сучки я примотала плотно к стволам бечевкой. Комельки обложила влажной ватой и тряпкой. Обе елочки поместила в большой целлофановый пакет. При досмотре в аэропорту обмотанные елочки должны были выглядеть на экране, как две палочки. Я знала, что нельзя перевозить за границу ни растения, ни семена, но решила рискнуть. В составе группы летели три стюардессы и четыре пилота (пермяки) . Я еще решила проконсультироваться у них – пройдет ли номер.  Если что, они посоветовали прикинуться табуреткой:ой, а я не знала. Выкинут, так выкинут. Забегая вперед, скажу:пронесло!

     Москва встретила нас непогодой. Встреча с Кубой откладывалась на неопределенное время, поэтому группу  разместили на проживание в предельно скромной гостинице «Алтай», в которой нам пришлось пережидать  трое суток!  Трижды  за это время нас будили среди ночи и доставляли в Шереметьево, а разыгравшиеся метели  раз за разом срывали наши планы. Но все имеет конец. На этот раз нам объявили о посадке на самолет.

    Нас очень удивило, что   мы должны были оставить в аэропорту всю верхнюю одежду:шубы, шапки, сапоги, теплые свитера, даже колготки. Все остались в легкой летней одежде с голыми руками и ногами. По теплому гофрированному коридору мы прошли  в самолет,где нам выдали толстые пледы. Благословясь, мы поднимались в угомонившееся, наконец,  бесснежное небо.

Полет предстоял длительный. В Марокко была посадка и смена экипажа. Через шесть часов мы приземлились в аэропорту Касабланки. Нам разрешили выйти из самолета, но  не дальше аэропорта. Впервые в жизни (это был 1982год) я из зимы попала в лето. (Это сейчас мы свободно ездим по морям и океанам в любое время года.) Поэтому  для меня все было каким-то чудом: палящее солнце и выгоревшая, пожелтевшая, жесткая, как тонкая проволока, трава. С большим любопытством мы осматривали окрестность, здание аэропорта. Разглядывали местное население.

Наша пауза продолжалась всего час. Новый экипаж был на месте, и нас пригласили занять места. Теперь  нам предстояло пересечь Атлантический океан. Только набрали нужную высоту, стюардессы начали проводить инструктаж по применению спасательных средств. Не очень приятная информация:тут –надуть, тут- нажать, тут-фонарик, тут-свисток и т.д.  А потом был перекус, после которого все пассажиры спокойно похрапывали.

Все. Но только не я. Я и до сих пор очень боюсь всяких перелетов. А тут – океан, Бермудские острова, под крылом -  черная страшная бездна. Я ни на минуту не сомкнула глаз:ночь, внизу через каждые 2-3 секунды полыхают какие-то вспышки. А моя голова набита историями бермудских ужасов, инопланетянами. С нами летел кубинский студент, обучающийся в Москве. Рохелио хорошо изъяснялся по-русски. Он сказал, что вспышки – это обычные тропические грозы, но легче от этого не стало.

После бесконечно долгого перелета мы, наконец, приземлились на острове свободы. Первое впечатление – духота, высокая влажность и запах прелой растительности.  Навстречу шла группа русских туристов, возвращающихся домой. Это были загорелые, улыбающиеся, счастливые люди. Нам не верилось, что и мы будем такие же шоколадные.

Нас разместили в шикарном отеле.  Перед заселением провели небольшую беседу о том, какие неожиданности могут нас тут подстерегать. Долго смеялись над тем, когда гид предупредил  о возможных встречах с гекконом. Это маленькое существо было повсюду. Гекконы бегали по потолку, когда мы обедали в ресторане. С непривычки казалось, что этот храбрый абориген может оказаться в твоей тарелке. Мы то и дело с опаской поглядывали на потолок.

Гид предупредил о необходимости внимательно осматривать унитаз, прежде чем на него присесть. Оказывается, храбрый геккончик зацепился своими лапками за интересное место  одному неосмотрительному туристу, который страшно перепугался. А мне ,как страстному любителю всей живности, очень захотелось  прихватить с собой на родину это  интересное существо. Он долетел бы, конечно, в багаже, но я побоялась его заморозить. А , оказывается, зря! Когда я вернулась домой и стала распаковывать чемодан, оттуда выскочил крупный таракан и лихо побежал по полу. Я не успела и глазом моргнуть, как сын прихлопнул его тапком. Так трагически погиб храбрый кубинец, долетевший до заснеженного Урала.  Мне было жаль . Пусть бы жил где – нибудь в обустроенном местечке. Не судьба!

Интересным на Кубе было все. Каждый день удивлял нас чем-нибудь новым. Наше знакомство с островом началось с Гаваны и закончилось тоже в Гаване.  За двадцать четыре дня мы объехали все крупные города . Нас возили на шикарном автобусе фирмы «Пегас», который был снабжен кондиционером, что обеспечивало  полный комфорт. В автобусе было предусмотрено все для культурного отдыха  туристов:великолепные сиденья, буфет, туалет.  Мужчины по-настоящему кайфовали:челноками шныряли по автобусу – в буфет за пивом, потом в туалет.  И так без конца. Да еще наш пронырливый гид (родом из Молдавии) завез нас в какой-то посольский магазин, где были просто непозволительно низкие цены. Наши русские мужички не растерялись и по-хозяйски крепко затарились коньяком.

Кормили нас на удивление богато. Постоянно в рационе были свежайшие устрицы, подаваемые  в стакане с томатным соком. Многие из нас так ни разу и не отважились проглотить хоть одну мидию. Очень аппетитно выглядели румяные лягушачьи окорочка – точь-в-точь куриные. Очень нежное и вкусное мясо. Я, пересилив себя, смогла только попробовать:трудно было проглотить, помня, что это лягушка. Подавали блюда из черепахи – вкусно! Перечислять деликатесы можно без конца. Вызывало удивление , что на фоне потрясающей бедности мы видели такую роскошь.

Такое гостеприимство и большое уважение объяснялось тем, что авторитет нашей страны в то время был на Кубе  непререкаем. Иначе и быть не могло: все здесь от граненого стакана до трактора было наше, советское. Одежда в магазине –наша, будильники – наши, радиоприемники – наши. Когда мы заходили в магазины, женщины-кубинки смотрели с завистью на наши наряды. При удобном случае они просили у нас что-нибудь из косметики. А дети подбегали кучками и просили: «Гумми! Гумми!» (жевательную резинку).  Это МЫ-то казались кубинцам состоятельными людьми!

Все продукты продавались по карточкам. Даже бананы! Когда мы оформляли документы для поездки на Кубу, нас предупредили, чтобы мы не меняли рубли на валюту. Так и говорили, что мы не сможем там ничего купить. Все везли домой караколи (раковины), которые прямо на пляже продавали не только дети , но и взрослые.  Это было все, что мы могли приобрести на острове свободы. Но ведь мы ехали не за покупками, а за экзотикой. Ее мы получили сполна!

 Куба пела и плясала круглосуточно. Здесь не присутствовало никакое уныние. Кругом царил культ Фиделя Кастро и Че Гевары . В каждой убогой хижине висели их портреты. Люди верили в светлое будущее и боготворили своих вождей. С какой гордостью говорили кубинцы о своем лидере, рассказывали о его мужественной борьбе за свободу, о многочисленных покушениях на его жизнь. Часто можно было слышать, как транслируется пламенная 2-хчасовая речь кубинского лидера. Иногда гид сообщал, что сейчас мимо нас проехал Фидель. Нам это казалось более чем странным: это как? без помпы? без охраны? Но было именно так.

Бесконечно нас удивляли очень живые темпераментные кубинцы. Как они танцуют!  На развлекательных мероприятиях мы тоже пытались как-то соответствовать  обстановке. И мы  были неплохими танцорами, но ни одному так и не удалось изобразить что-то подобное. Сумасшедший темп и виртуозность для нас были недосягаемы.

В один из вечеров нас привезли в шикарный ресторан, где  профессиональные танцовщицы сводили с ума наших русских мужиков откровенностью своих нарядов.   Нам и по телевизору такого никогда не показывали. Мы сидели за столиками, а почти обнаженные красавицы сновали между столами и крутили своими темными, такими соблазнительными попочками под носом обескураженных  наших мужичков. Вы бы видели их глаза! Это сейчас и наши девушки смело щеголяют на пляжах в плавочках-стрингах и загорают с открытой грудью.

Каждый день мы чему-то удивлялись. Своей красотой, силой и мощью поражал океан. Для купания были отведены специальные зоны.  Запрещалось плавать где попало – опасно. Даже невероятно, что океан так густо населен всякого рода обитателями. В первый же день мы пошли просто полюбоваться  на это чудо.  Некоторые храбрецы тут же вошли в воду, и один из таких вынес на берег, зацепив палкой, маленького осьминога.   Двое пострадали от морских ежей, иголки которых крепко давали о себе знать. Убедившись, что не следует лезть в непредназначенные для купания места, мы стали дисциплинированными.

Все свободное от экскурсий время мы сидели в воде. Но и океан не облегчал наши страдания от жары . А вот местное население в это время года вообще не заходило в воду: она для них казалась слишком холодной. Единственное, что могло заставить  кубинца  нырнуть, - это промысел. Они продавали туристам ракушки, морские звезды, кораллы. Именно с этим товаром мы и вернулись домой. Вывозить разрешалось только по одной раковине. Они были огромные, несколько кг весом . Розовые, потрясающе красивые!

Запомнилась экскурсия в дом- музей Хемингуэя, расположенный в районе Сан-Франциско де Паула. На острове свободы писатель прожил в совокупности около двадцати лет. Самое потрясающее место в музее – огромная библиотека. Девять тысяч томов на разных языках мира. Даже в туалете рядом с унитазом красуется объемная книжная полка.

Много личных вещей:чучела животных, охотничьи трофеи, пишущая машинка.Меня, как страстного любителя животных, умилил тот факт, что в саду около дома великий Хемингуэй хоронил своих любимых собак и кошек.Особо отличившимся чем-нибудь животным он поставил небольшие памятники, увековечив их имя.

Интересные, познавательные экскурсии украшал наш гид, обладающий  исключительным чувством юмора. В салоне автобуса (мы все время куда-то ехали) всегда стоял хохот. Одна из туристок спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а на какой пальме растут  кокосовые орехи?». Гид с серьезным видом отвечает: «Кокосовые орехи растут на кокосовой пальме». Автобус сотрясался от смеха.

Случались и форс-мажорные обстоятельства. У моих выходных туфель отвалилась шпилька. Нужен срочный ремонт. Вся группа поехала на цитрусовую плантацию, а меня отправили к обувщику. Гид посадил меня в чудесную карету, и я ,как великосветская дама , гордо восседала на красивом сидении и под ласкающий слух цокота копыт рассматривала  красивые улицы Гаваны. Экзотика! В наше время в любом городе можно увидеть красивые свадебные экипажи  с элегантными лошадками. В то время это было  сказочным подарком.   

Время летело  быстро. Вот и догнал нас Новый Год ! Пора распаковывать мои елочки.( Украшением елочек я занималась  со стюардессами, которые взяли с собой мишуру и игрушки. Остальные пока ничего не знали).  Когда вся группа собралась  на встречу Нового Года, мы вынесли наши русские елочки. Это была немая сцена! У многих на глазах были слезы. А наши красавицы елочки, полмесяца томившиеся в пакетах и ,к своему удивлению, почувствовавшие тропическое тепло, проклюнулись нежнейшими зелеными метелочкми на кончиках веток. Это было так трогательно!

За наступивший Новый Год мы трижды поднимали тост в разное время-пермское, московское и кубинское.  Каким бы красивым, бесшабашно веселым ни был гаванский новогодний праздник, а наш, русский, он и в Африке – РУССКИЙ! Каждый из нас в эти часы был мысленно дома с родными, любимыми и близкими в далекой,  заметенной метелями, суровой и по-своему нежной России.

Вместе с кубинцами мы веселились до утра. Гавана превратилась в эстрадную площадку:все кругом пело и плясало! Кубинские темпераментные парни на каждом шагу назначали нашим девушкам свидания. Кипела молодая кровь, разбуженная веселыми напитками и высоким градусом неудержимого веселья. Бушевал пламенем  и огнем красок новогодний карнавал.  Пальмы  и хвойное дерево араукария (низкое с колючей хвоей) были красочно одеты. Кругом плескались водой из кастрюлей, ведер, кувшинов:вода смывала все плохое, провожая старый год. А новый год должен быть светлым, как вода!

Сидя за новогодним столом, кубинцы торопятся съесть двенадцать виноградин, пока бьют часы. Под каждый удар часов загадывается желание и глотается одна виноградина. Успеешь – желание сбудется! Мы все с удовольствием присоединились к этому приятному обычаю, надеясь, что и наши мечты исполнятся.

Двадцать четыре дня на Кубе – двадцать четыре дня в сказке!  Последний день получился очень длинным: вещи упакованы, погружены в автобус, а мы поехали в ночной клуб (может быть, и у нас в то время были такие, но мы ничего подобного не видели), где нам были посвящены пышные проводы. В пять часов утра уставшие от зрелища, обильной еды, непрекращающихся зажигательных танцев и потрясающей музыки мы еле донесли свои ноги до автобуса, который повез нас в аэропорт. Домой!

Прошло много лет, но каждый Новый Год невольно вспоминается этот прекрасный отдых на острове свободы. Невозможно забыть потрясающей красоты океан, феерические карнавалы, прекрасную погоду, роскошные пляжи, ча-ча-ча и самбу, аромат сигар и рома и, наконец, так понравившуюся нам народную песню «Гуантанамера»! С тоской о прошлом я тороплюсь за нынешним праздничным столом успеть съесть под бой курантов двенадцать виноградин. Улетая из Кубы, мы все дали слово соблюдать этот красивый ритуал. Соблюдаю!


               


Рецензии
Здравствуйте, Фаина!
Представляю, как приятно вспоминать такое! Куба - остров солнца, вечного лета и экзотики! Карнавалы, танцы, кубинский ром и сигары! До Фиделя был фешенебельным местом отдыха американцев.
Но социализм строят до сих пор, хотя сейчас кое-что меняется, как говорят.

Спасибо, было интересно почитать Ваши впечатления!

С уважением,

Борис Тамарин   26.01.2024 16:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 185 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.