Жили-были пять медведей

     Зрители во время выступления шипиловских медведей на манеже смеются и непрерывно аплодируют. Что привлекает нас в этой встрече, что делает ее такой памятной, особенной? Конечно, медвежьим цирком не удивишь публику, редкая программа обходится без косолапых артистов. Но эти особенные – смешные, веселые, удивительно легкие и послушные. Со стороны просто кажется, не работает дрессировщик, а играет отведенные ему на арене восемь минут. Но сколько за этими минутами дней и лет напряженного труда?

     Как и многих дрессировщиков, Владимира Тимофеевича Шипилова в цирк привела страстная любовь к этому яркому, праздничному зрелищу, любовь к животным. И к сегодняшнему успеху он шел через обязанности униформиста, рабочего по уходу за животными в знаменитых аттракционах Дурова, Гладильщикова, через встречу с первым своим медведем. Сейчас-то на его счету и выступления во многих городах страны, и гастроли в Голландии, Монголии, ФРГ, Чехословакии. А невидимы нами труд за кулисами, повседневный, кропотливый и опасный труд, так же обязателен для дрессировщика и его ассистентов, жены Татьяны Ивановны. Что ни новый медвежонок – то целый ребус, который надо разгадать. Они все разные, эти звери. У каждого в характере своя изюминка, которую дрессировщик и использует в  работе, изобретая все новые и новые трюки, «корючки» - на цирковом языке.

     Вот выходит Шипилов на манеж «под  ручку» с рослой Куклой (так зовут медведя). Пара движется степенно, неторопливо. Присели на барьер. Дрессировщик ногу на ногу положил, и медведь «лапу на лапу» непринужденно пристроил. Посидел, отдохнул, стал под музыку прыгать – на одной лапе. И прыгает с таким удовольствием, забываешь, что перед тобой не легонький щенок, а могучий зверь.
Наверное, это больше всего украшает  выступление зверей – ощущение, что им самим выход на арену – удовольствие и разрядка. Чего стоит, например, появление самого крупного в аттракционе  Урала.  Лихо отплясывает он «твист», уморительно дергая лапами и изгибаясь. А все началось с того, что Владимир Тимофеевич обнаружил у питомца привычку – почесывать спину. Дальше оставалось лишь закрепить у него это движение, превратить в остроумный трюк.

     Но как бы ни сложно это было, все же зверь двигается на привычно устойчивой земле, не ощущая опасности. А как заставить медведя встать на проволоку? Двоих медвежат Шипилов заставил это сделать через два месяца. А один из них умеет выполнять такой трюк, какой никому из медведей пока сделать  не удалось:  «задний бланш на передних лапах на свободно натянутой проволоке». Для нас, зрителей, это выглядит просто фантастически. Медвежонок неторопливо пристраивался на неустойчивой проволоке и осторожно делал стойку на передних лапах. Непривычное положение не мешало ему, впрочем, слизнуть «награду» с ладони дрессировщика.

     Как удается научить зверя тому, что вчера еще считалось  невозможным? Неустанным трудом, каждодневными дрессировками  и, конечно, добрым отношением к медведям. В антракте мы с дрессировщиком заглянули в помещение, где отдыхали в своих клетках Урал, Катя, Кукла… Первый медвежонок при виде нас запрыгал на одной лапе, второй, получив угощение, прикрыл морду лапой, разыграл такого хитреца, как делает на манеже. Они готовы были снова и снова показывать все, чему научились. А дрессировщик внимательно следил:  какие движения, ужимки можно использовать для создания еще одного «трюка». Потом до глубокой ночи на пустом манеже будет разыгрываться удивительное представление.

     Северный рабочий


Рецензии