Где живёт прошлое? Живёт ли...

Нынешнее лето удивило своей дождливостью в первой половине и абсолютной сушью до самой осени. Усугубилось это тем, что на даче «город» обрезал нам подачу поливной воды, а питьевой не было отродясь. Но мы были благодарны природе, которая щедро одарила нас ягодами, родившимися в первой половине лета. Был хороший урожай вишни и черешни. А с середины июля жара придавила дальнейшее рождение малины и клубники. И только поливание цветов накопленной дождевой водой, способствовало цветению нескольких  клумбочек по всему саду до конца августа. 
Всё лето я провозился на даче. В предыдущие два года я капитально отремонтировал наш дачный домик, сначала внутри, потом снаружи, и казалось, что остаётся только радоваться зелёной листве и цветам, да собирать поспевающие фрукты и ягоды. Но с приходом тепла, когда нас снова потянуло из города на природу, выяснилось, что снова нашлось множество необходимых работ: то дорожки иначе переложить, то сарайчик для всякой мелочи пристроить к  контейнеру, то печь дворовую выложить, то душ переиначить…   А ещё каркасную беседку построить и обтянуть тентовой тканью в виде шатра вместо обветшалого брезента на распорках под можжевельником, вымахавшим до высоты козырька нашей двухэтажной дачи …  В частном хозяйстве множество каждодневных хлопот.

Этой весной, в «Одноклассниках» я нашёл своего сослуживца по армии, Кошелева Александра, с которым выявилась приязнь с первых моих дней в армии, с курса молодого бойца, а потом и дружеские отношения. 
Оказалось, он живет совсем рядом, в Краснодарском крае, всего пара сотен километров от нас. Вроде бы и рядом, а собраться и поехать не так просто.
Во-первых, надо доходчиво объясниться с женой, у неё свои виды на мою жизнь. Во-вторых, у нас живёт кошка, которую кто-то должен каждый день навещать и кормить, а детям это лишняя «нахлобучка». И в-третьих, «зачем людям создавать неудобства», - слова моей жены. Уговорила меня подождать осени: «Пока не будет такой жары».

Но и осенью, пока я не сказал: «Раз ты не хочешь, я поеду сам», мгновенно всё легко разрешилось.
Сентябрь в этом году был продолжением лета. Таким он бывал в Азербайджане, в моём детстве, когда днём припекает солнце, а ночью наступает осенняя прохлада с запахами прелой листвы и прозрачности доносящихся звуков.   
Мы выехали по холодку, когда солнце ещё всходило. Было решено, что мы сегодня же и обратно. Поэтому, попив кофе с бутербродами, выехали не задержавшись.

Моя «Калина» летела птичкой. Это у меня уже вторая «Калина». Первую, отъездив 80 тыс. км., я отдал сыну – студенту. Я сторонник российского автопрома. К этому меня приучил советский дефицит, когда детали покупались впрок. И была привычка периодически посещать автомагазины города с надеждой, - «авось, что «выкинут» в продажу».
Уже в 90-е, у меня появилась «крамольная» мысль приобрести  «что- либо импортное». Но когда друг, хвастающийся своей «Хондой», «простоял»  два месяца в ожидании запчасти (пока её прислали по гарантии), я понял, что лучше ездить, чем ходить с задранным носом.
И теперь я, познавший все болячки советской автотехники, отъездивший на «Москвичах» и «Жигулях», могу констатировать, что может быть комфорта в «Калинах» такого, как в импортных машинах нет, но совершенно исчезло состояние постоянного ремонта, когда надо было чуть не ежедневно, что-то подкручивать, регулировать, обслуживать и менять. Нет у меня теперь в багажнике множества ключей, запчастей (на всякий случай) и прочей мелочи, заполнявшей половину багажника. Теперь езжу, только заливая бензин. Всё остальное делается на ТО, которые выполняю по регламенту.

Не успело солнце прогреть землю, как мы въехали в станицу. Я позвонил другу, и он объяснил, как найти его дом.
Мы ещё с вечера договаривались о времени приезда, поэтому нас встретили обильным завтраком.
С таким обилием закусок не мешало бы и выпить за встречу. Но Александр ещё в переписке рассказывал, что давно на инсулине и гипертония замучила, да и мне предстояло вечером сесть за руль. Поэтому обошлись без традиционных при встрече ста грамм.

Но всё это не помешало нашей радости при встрече, знакомству наших жён и обильным воспоминаниям армейских событий. Больше сорока лет прошло. Выяснили, кто про кого и что знает. Кто жив, где сейчас, кем стали. Ведь мы познакомились и были тогда молодыми. Вся жизнь ещё была впереди. За пол года перед дембелем столько переговорили в курилке перед казармой о планах на жизнь…  А теперь встретились, когда эта жизнь уже прошла… Сколько нам ещё осталось?
Потом мы вышли во двор его дома и устроились в беседке. Тут бы закурить, предаваясь дальнейшим воспоминаниям. Но мы оба уже давно бросили это пагубное для здоровья занятие, поэтому сидели расслабившись, радуясь  осеннему теплу, наблюдая, как наши жёны удалялись в садово – огородное хозяйство, любимая тема моей жены, выросшей в частном доме и давно лелеющая желание поменять нашу квартиру на частный дом.

- Саша, расскажи мне, как сложилась твоя жизнь после армии? Ведь ты, геолог, собирался после службы уехать в свою Ухту, где родился.
- Это длинная история. Но нам некуда торопиться. И пока наши жёны заняты своим делом, могу поведать тебе обо всём.

- Я демобилизовался через пол года после тебя. Помню, на вокзале я смотрел на «дембелистов»,  как некоторые при прощании не могли сдержать слёз. Я удивлялся, мужики, а плачут. Через пол года, прощаясь со своим призывом, я так же едва сдерживал слёзы.
Уехал я, конечно, на свою родину. Думал, поживу немного и вернусь за невестой. Помнишь, мы ходили в школу на встречу с одиннадцатиклассниками. Это было 23 февраля, в День Советской армии? Ты фотографировал, и мне подарил фото, где я танцую со школьницей. Это была Людмила. Я влюбился в неё тогда, ходил на свидания.
После армии нужны были деньги и я завербовался в геологическую партию. Начальник партии попался мерзавец, при расчёте обсчитал. Что-то перегорело внутри, и я ушёл снова в армию, на сверхсрочную службу.
Тут меня помотало. Сначала повезло, попал в Германию, но через три года на Дальний восток, под Хабаровск.   Потом была южная граница СССР,  Термез. Там почти год ждал отправки в Афганистан, одни части входили туда, другие выходили, ротация,  но наш полк так и не отправили, а потом вывели в Россию.
Семейная жизнь у меня не складывалась. Были женщины, казалось, любил, но, ни одна не оставила сладостного томления в сердце, расставался легко, когда переводили в другую часть.
С Людмилой  сначала переписывался, пока она не вышла замуж. Сожалел, что не засватал. Но тогда был молодой, считал, что рано жениться. Да и не было ничего за душой, «ни кола, ни двора». Уже потом я понял, что когда любишь, это не важно.
А тут женился. Хорошая попалась женщина. Была у неё дочь от первого, неудачного брака. Родили мы с ней сына, вырастили детей. Жили душа в душу. Я после армии в милицию пошёл служить. Воинский стаж сохранялся, и я ещё до майора дослужился.

Но тут пришла беда. Жена заболела страшной болезнью, которую врачи обнаружили поздно, и быстро сгорела.
Сильно переживал. После этого у меня диабет обнаружили. Дети меня поддерживали, помогли пережить горе. Года через два интернет вошёл в моду.  Дети купили мне компьютер, помогали освоить. Вот тут я и подумал, что могу поискать своих старых друзей, сослуживцев. Тогда стали появляться сайты: «В кругу друзей», «В моём мире», «Одноклассники», «В контакте».
Когда я в «Одноклассниках» нашёл группу тех, кто служил в нашей части, я отыскал знакомые фамилии, стал переписываться. Вот тогда мне и напомнили о моей любви к Людмиле.
Так вот я узнал, что Людмила так и живет в этой станице. У неё дочь, но она давно разведена. Мне очень захотелось увидеть свою юношескую любовь. И я напросился в гости к Ваське Коржу, помнишь, конечно, нашего первого прапорщика. Тогда только ввели это звание.

Приезжаю и иду к Людмиле в гости. Удивилась, обрадовалась. Вновь потянулись друг к другу.
Я на прежнем месте службы подал рапорт о переводе в Краснодарский край, в Полтавскую, но место нашлось здесь. Сюда и Людмилу перевёз. Домик этот купили, хозяйством обзавелись. Но теперь только кур держим. Здоровье уже не то, да и что нам надо? Дети самостоятельные, когда надо всегда помогают.
С её дочкой я познакомился много позже. Непутёвая она оказалась, вся в отца.
Вышла замуж. Родила сына. Потом сбежала с любовником в город.  Там жизнь не задалась, но она уже не вернулась. Сколько потом поменяла мест, работ и мужей, один Бог знает. То в Краснодаре, то в Сочи, то в Москве…

Первый муж её потом женился. А сын так в основном жил на бабушкином воспитании, с нами. Меня уважал, прислушивался к советам. Хороший вырос парень, добрый,  умный. В институт на бюджетное обучение поступил. Два курса отучился, а тут его призыв начался. Его друзей однолеток в армию начали призывать. Так он взял академический отпуск, сказал: «Ребята в армию уходят, и я пойду, пока не женат. Что там год отслужить!»
Служил в пограничном спецназе на Северном Кавказе. Вернулся с двумя медалями и призовым беретом. Мы им гордимся.

После армии восстановился в институте. А через год заявил, что решил заключить контракт  на сверхсрочную службу в армии. «Институт, - говорит, - окончу военный. Два общеобразовательных курса мне засчитают». Людмила в панике. Время сейчас тревожное. Но я успокаиваю, страна огромная. Не обязательно, чтобы он попал в горячую точку.
Вот так прошла жизнь. Иногда подумаю: «Какой был дурак! Надо было сразу остаться здесь на сверхсрочную службу, жениться на Людмиле….  А потом говорю себе: «Вернись мыслями назад. Тогда в голове и мысли такой не «звякнуло»…

- Слушай, - сказал я, - отсюда же до  нашей части не больше часа езды. Может, махнём, пока наши жёны обедом будут заниматься, мы и обернёмся?
- О! А это мысль! Я только оденусь, а ты женщин предупреди.
Наши жёны не возражали. Было видно, что они ещё не все темы обговорили. И минут через десять мы уже были в пути. Мы ехали, а я всё удивлялся районным дорогам. Асфальт был везде, как будто недавно положили. По дороге я рассказывал о себе.

Вскоре стали попадаться знакомые места. Саня указывал дорогу, но я почти всё помнил, особенно центр, хотя прошло более сорока лет. Дома и улицы выглядели ухоженными, лучше, чем в моей памяти. Вскоре показалось ограждение нашей части.  Мы подъехали к воротам…  Никто не встретил нас… Всё было заброшено…

Возвращаться в прошлое не просто тяжело…  Когда душа ощущает пропасть прошедших лет…  Мрак, не заполненный событиями, днями жизни, ушедшими неизвестно куда?...    Становится страшно!...       Где все те люди, которые окружали тебя?   Многие поумирали… Остальные растворились во времени…
Саня рассказывал мне, и показывал, что здесь  поменялось с тех пор. Но перед моими глазами стояли и двигались фантомы моих сослуживцев. Возникали картины прошлого и исчезали… Вот казарма и курилка перед ней. Здесь мы многое переговорили… Тосковали по гражданке… Травили анекдоты…  Там, где была спорт площадка выросли  большие деревья…
Я не произнёс ни единого слова.  Мы вышли из ворот, как из заброшенного кладбища…

На обратном пути говорили мало. Дома нас ждали жёны с обедом. С ними мир сразу ожил.
После обеда моя жена засобиралась домой, зная, что я не люблю ездить ночью.
Саня с Людмилой засуетились. Принесли нам пакет с луком и чесноком, тыкву, бураков…

Когда мы уже вошли в свою квартиру, жена спросила меня.
- Ты доволен?
- Да…
- Ну, я рада, что ты выполнил задуманное.
Ночью я долго не мог заснуть. Сказывалась переутомление дорогой, впечатлениями…

PS. Мы с Саней не раз связывались через «Скайп». Предполагали ещё встретиться. Но через год его не стало, «доконал» диабет.


Рецензии