Галерея Русской Культуры Эссе 3 Возвращение к Исто

Галерея Русской Культуры

Эссе

Владимир Солоухин Возвращение к Истокам

Годы моей юности, молодости, а это спорт, учеба в Институте совпали по времени с некоторыми для меня знаковыми событиями. Книги я читал всегда, сколько я себя помню, и первая «серьезная» книга, которую мне удалось прочитать полностью, было «Путешествие на Кон-Тики» норвежского ученого и путешественника Тура Хеердала. Ну, какие еще могли быть юношеские интересы, конечно путешествия, приключения, которые пробудили живой интерес к познанию окружающего мира. А тут еще кинофильмы «Александр Невский», «Суворов», «Адмирал Ушаков» и «Великий воин Албании Скандарбег», и конечно же смотрел с увлечением юности, американское «чудо»- «Тарзан». Книги и кинофильмы пробудили во мне интерес к Истории, истории вообще и познанию окружающего мира, и Истории России в частности.

Взрослея, я все чаще встречался с оценкой истории России, как «тюрьмы народов» и это, с самой молодости, вызывало резкую реакцию отторжения подобной оценки нашей Истории. Так во время учебы в Институте в круг моих интересов попали академик Николай Амосов и писатель Владимир Солоухин. Николай Амосов книгой «Мысли и Сердце» разбудил интерес к исследовательской мысли. А книга Владимира Солоухина «Письма из Русского музея» открыла для меня огромный мир Русской Культуры. И с тех пор тема культурологии уже не покидает меня.

Писатель и поэт Владимир Алексеевич Солоухин был человеком с обостренным национальным русским чувством, и отличался талантом исторического исследователя, а все свои интересы подчинял исследованию глубин могучей Великой Русской Имперской Культуры и Истории.

Мое знакомство с творчеством Владимира Алексеевича Солоухина состоялось через его «Письма из Русского Музея». Сказать, что «Письма» сразу и навсегда захватили меня в плен Русской Культуры, это просто ничего не сказать. Впечатление от совершенно необычного, какого то любовного отношения к Великой Русской Культуре и особый доверительный стиль изложения писем, посланий всем Нам с Вами читателям, просто покорили меня сразу и навсегда. Я понял, в Русской Культуре зажглась яркая звезда, абсолютно правдивая и совсем не похожая ни на кого своей смелостью изложения сути культурологии.

«Письма из РусскогоМузея» произвели впечатление разорвавшейся бомбы, в культурном смысле, в тогдашней литературной и культурной жизни общества. Многие сразу почувствовали свежий ветер перемен в русской общественной и культурной жизни. И дальнейшие события только потвердили это впечатление.

Дальше были «Прекрасная Адыгене», «Черные доски», и так далее, пока не появился сборник «Время бросать камни», который сразу стал моей и не только моей настольной книгой. Изредка я приезжал в Москву и никогда не возвращался домой в Краснодар без новых книг и впечатлений. Так случилось, что очередная поездка в Москву принесла мне сразу два бесценных подарка «Последняя ступень» Солоухина и сборник четырех книг Митрополита Иоанна (Снычева). Тогда, в то благославленное время, мне довелось окунуться с головой в мир русской мысли, и моими незримыми собеседниками стали Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, К.Н. Победоносцев, Ф.И. Тютчев, А.С. Хомяков и другие. К самому Федору Иоанновичу Тютчеву я всегда, с первого посещения в 1968 году, приходил на встречу на, тогда еще неухоженную, могилу Ново-Девичья Монастыря в С-Петербурге ( с Ф.И. Тютчевым Мы с Вами еще встретимся в Галерее Русской Культуры).

Являясь давним любителем и коллекционером живописи, я естественно не пропускал ни одной хорошей художественной выставки в Краснодаре. И вот, за два года до моего знакомства с романом «Последняя ступень», в Краснодаре состоялась выставка картин И.С. Глазунова, который тогда гремел, как патриот и монархист, постоянно мелькая в разных передачах и раздавая интервью на экране ТВ. Выставка меня разочаровала до крайней степени, скомканное открытие и остальные мелочи показывали, что Глазунов, как бы делает нам одолжение своей выставкой. На вопрос наших художников, также посетивших выставку, - «что тебе так в ней не понравилось?», я ответил резко и прямо, что это рядовая живопись и подражание (по сюжетам) Павлу Корину, его незаконченному шедевру «Русь уходящая», больше похожая на много портретные фотоколлажи.

В «Последней ступени» у Солоухина сам Глазунов выведен под именем фотохудожника Кирилла Буренина (косвенно Мы с Солоухиным сошлись в оценке Глазунова). По отзывам моих московских знакомых, это принесло Солоухину много неприятностей, и Глазунов чуть ли не подавал на писателя в суд, но, по моему мнению, является художественной правдой.

Владимир Алексеевич Солоухин велик своей всепоглощающей любовью ко всему русскому: - культуре, быту, русской неброской природе, русской истории и вообще ко всему русскому. Так как художественно выразил эти русские чувства Солоухин, здесь в нашей современной литературе, ему нет близко равных по таланту.

Русская художественная публицистика высокого уровня, достояние Русской Культуры и имя Солоухина стоит в одном ряду со славными именами Хомякова, Герцена, Данилевского, Леонтьева, Тютчева, Меньшикова, Солоневича, Ильина.

 Владимир Алексеевич Солоухин скончался в Москве 4 апреля 1997 года и похоронен на родине в родном селе Алепино Владимирщины.

Отпевали писателя в недостроенном храме Христа Спасителя,  в его нижнем приделе, отпевали торжественно, по-царски. Он долгое время был председателем общественного комитета по восстановлению храма.

На панихиде присутствовал Св. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который, отдавая дань писателю, сказал, что Владимир Алексеевич был первым, кто обратил внимание общественности к своим историческим корням. Патриарх не сказал, допустим, «один из первых», а именно «первый», помянув добрым словом и «Письма из русского музея», и «Черные доски» и другие его произведения.

Сам Солоухин принимал «мир как Божье творение и борьба сил разрушения с ним» и этим наполнены строчки его знакового поэтического произведения «Венка Сонетов»

Любой цветок сорви среди поляны -
Тончайшего искусства образец,
Не допустил ваятеля резец
Ни одного малейшего изъяна

Закончить можно строками стихотворения Владимира Алексеевича Солоухина «Друзьям»:

 Держитесь, копите силы
Нам уходить нельзя
Россия еще не погибла
Пока мы живы друзья...
       


Рецензии