Старик Хоттабыч и бизнес-вумен
А видел я и услышал всего лишь интервью. Но оно сразу меня привлекло. Сидели двое. Слева журналист. Известный, но вот только имени его никак не вспомню. Да вы его наверняка знаете. Такой парень лет за тридцать, слегка хамоватый, но и милый, добрый и остроумный. Всё как надо. И с налётом такой интеллигентности, с обаятельным шармом и подходом. И всё это вместе с незлобивым простодушием позволяет ему задавать любому любой вопрос Без обид и упрёков. Просто виртуозно.
А напротив него сидела дама, приблизительно его возраста. Вот когда мы говорим бизнес вумен, то без всякого сомнения мы признали бы в ней само воплощение этого слова. Такая поджарая элегантность. А она так просто не даётся. По всей видимости, это результат у подобного рода дам неустанной работы над своею плотью, да у духом тоже. То есть долгих и нелегких часов, проведённых на велотренажерах в фитнес-клубах, да ещё и волевых диет. Ну так как без этого. Да и положение требует. По-французски будет la noblesse oblige. У этих дам всё должно соответствовать месту, достигнутому только благодаря самой жесткой самодисциплине.
Ну и о чем же они беседовали? Тема беседы была, не поверите, ностальгия по советским годам. Хотя дама провела в этих годах не более пяти лет. Но тем не менее она знает песни, фильмы и многое другое, что осталось у нас всех от тех лет. А все это так необъяснимо наполнено искренностью, неподдельным чувством и душевным теплом. Но она знает ещё и нечто другое, что наполняет её душу иными чувствами, совсем не добрыми. Зажим свободы, одна партия, закрытая граница, и пустые прилавки. Вот такая причудливая смесь доброго и недоброго живёт в ней по отношению непрожитыми ею годам. Советским годам.
У этой дамы есть сын. Маленький Ему лет десять. Он любит читать, что очень похвально. И вот он прочел однажды увлекательную книгу про старика Хоттабыча. Она ему очень понравилась. Сюжет у книги, конечно, очень необычный, и пребудет таковым, какие бы ни были грядущие времена. Это книга уже на все времена, какие бы исторические переломы мы не пережили. Старик Хоттабыч стал уже давно культовой частью нашего детского фольклора. Был и фильм спят по этой советской сказке. Хороший фильм. Возможно, сынок дамы и его тоже посмотрел.
И вот приходит этот мальчик к маме своей и задает ей такой вопрос.
- Вот, мама, книга мне очень понравилась. Но есть в ней одна вещь, которую я никак не могу понять. Ну никак не могу. Какой то странный этот мальчик Волька. Ему джин Хоттабыч дарит дворец, да не один, а ещё и три. Да и не только. А ещё и караван верблюдов и целую толпу рабов. А он ничего не взял. НИЧЕГО! Ну ладно, не надо четыре, но хоть один бы взял. А он не взял! Почему?
И мама задумалась. Надолго. Да так и не нашла ответа. Она сидит нога на нугу, о со всей искренностью говорит о своей беспомощности найти ответ на столь неожиданный и вроде бы простой вопрос. И не стесняется говорить о своей беспомощности. А она при этом с гордостью заявляет, что у неё два высших образования. Одно из них философское. Она очень умная. И призывает в свидетели журналиста, уверенная в том, что и у него тоже не найдется ответ на столь вроде бы простейший вопрос.
А у журналиста и вправду тоже нет ответа на детский вопрос. Он так снисходительно понимающе улыбается даме и разводит рукам. Вроде бы, что уж тут ответить не по годам любознательному и умному мальчику. Что ж бывает. Скажите спасибо, что он уже у вас не спрашивает, откуда берутся дети.
Вот интересно, а у вас-то есть ответ на тот же вопрос. Почему Волька ибн Алёша отказался от дворца.
У меня есть ответ. И очень простой. Но боюсь, что бизнес-вумен. с её десятилетним сыном не поняли бы меня.
Для справки - первая версия книги появилась ещё 1938 год Её написал Лагин (ЛАзарь ГИНзбург). Печаталась эта сказка в чудной газете «Пионерская Правда» Вот именно поэтому и не найдут ответа деловая мама и тем более её сын, уж как хорошо воспитанные новыми временами. А новое время – это, как известно, и новые нравы. И потому ни за что они не поймут сей глупый и необъяснимый с их точки зрения поступок Вольки.
А ответ таков. Волька не в пример нынешним мальчикам, не мог бы ни за что взять чужое. Не ему принадлежащее. А главное не заработанное. Не забудьте, что Волька ещё и пионер. Он воспитан обществом, в котором культивировался принцип. «Каждому по труду». В котором вор не в пример нашим временам, назывался вором, которому все знали, где ему надлежит быть. И в котором такой феномен, как мадам Васильева, проживающая и поныне в своей двенадцатикомнатной кваритире в Молочном переулке, просто не могло и быть.
А ещё Волька не мог поселиться во дворце, на манер шаха-падишаха или олигарха, потому как все его одноклассники жили в жилищах куда как более скромных, если не сказать в коммуналках. И не потерял бы он всех своих товарищей после столь необдуманного и немыслимого поступка.
То есть, вы только вдумайтесь по-настоящему в это. Сама того не осознавая, бизнес – дама призналась в такой простой и очевидной вещи. То, что воспринималось как стыд и позор в советские времена, ныне воспринимается как вещь совершенно понятная и приемлемая. Недоумение дамы по этому поводу – это приговор всему нашему обществу. Обществу, в котором допустимо одним и очень немногим иметь дворцы с многочисленной обслугой ( той же толпой рабов) и других, и очень многих, живущий на грани или за гранью прожиточного минимума. Ну а раз так, то совершенно естественный вопрос у сына деловой дамы, почему Волька – ибн – Алёша отказался от дворца. И совершенно понятно, почему у дамы с её философским образованием нет ответа крохе – сыну.
И всё-таки почему? Объяснение этому лежит на поверхности. Все уже сказано до меня. И задолго до меня. Очень умными людьми. Философами и мудрецами. А объяснение этому следующее. Во все времена считалось, что брать чужое – это нехорошо. Аморально. И однажды пришел момент когда, как бы в озарении, вдруг выяснили, что частная собственность на средства производства и на землю вся основана на воровстве. И даже научно это доказали.
Сегодня тех, кто это доказывал, считают философами, великими людьми. Правда подтекстом сегодня идет то, что им тоже, как и всем людям, свойственно было ошибаться. Утописты, идеалисты. Намерения, несомненно, были у них честные и добрые, а вот практика их воплощения в жизнь без насилия и большой крови просто невозможна.
Вся природа человеческая будет бунтовать, сопротивляться попыткам реализации идеи равенства. Сопротивляться попыткам установить царствие справедливости на Земле. Всем тем идеям, на которых был воспитан Волька, и которые органично не воспринимают нынешние мальчики
И будет идти сопротивление под флагом свободы. Да-да, свободы. И тут я прихожу просто к сразившему некогда наповал меня выводу. А именно то, что Свобода и Равенство - вещи совершенно несовместные. Поразмышляйте сами над этим фактом. Удивительным и очень много объясняющим фактом.
Но, слава тебе Господи, сказка осталась. Сказка про добрейшего джина старика Хоттабыча. и его повелителя Вольки ибн Алёши, не принявшего в дар дворец. И есть ещё надежда на то, что в грядущих поколениях новому мальчику даже и в голову не сможет прийти мысль задать тот самый вопрос, с которого мы начали наше повествование.
Свидетельство о публикации №216010302223